Заброшенные лагеря Чукотки

Sep 21, 2015 10:07

Через эти лагеря прошли десятки тысяч человек. Здесь добывали уран для первых советских атомных бомб. Из-за крайне тяжелых условий тысячи заключенных остались в тундре навсегда.
С тех пор прошло несколько десятков лет, но и сейчас заброшенные чукотские лагеря несут на себе гнетущий след того, что здесь когда-то происходило.



2. Мы выезжаем из Певека в сторону урановых рудников. Дорога лежит через осеннюю тундру.


3. Вдоль дороги прыгают зайцы.


4. Первый лагерь находится примерно в 26 километрах от Певека.


5. Здесь содержались заключенные, которые строили дороги либо двигались дальше на урановые рудники.


6. Вот такие дороги были построены вручную. При их строительстве умерло немало заключенных.


7. В первом лагере сохранились лишь фрагменты построек.


8. Чукотка.


9. На территории лагеря множество ржавых консервных банок.


10. Повсюду печки, сделанные из бочек.


11.


12. Бараки здесь были деревянными, сейчас от них практически ничего не осталось, как и от самого лагеря.


13. Едем дальше. Дорога в целом хорошая.


14. Однако многие мосты размыло.


15. Где-то их пытались укрепить.


16. Многие мосты разрушены, их приходится объезжать. Мы едем на полноприводной вахтовке. Машина с хорошей проходимостью, другие на Севере не приживаются.


17. Следующий лагерь находится километрах в 16 от предыдущего.


18. Здесь лагерь был значительно больше. Сохранились отдельные здания.


19. Вещи, указывающие на годы, когда действовал лагерь.


20. Одиночная камера.


21. Очень много бочек с надписями, указывающими на принадлежность к армии США. Во время войны через Чукотку пролегал путь, по которому американские самолеты поставлялись в советскую армию.


22.


23.


24. Лопаты, которыми работали заключенные. Тут же можно представить, какой грунт приходилось копать этими лопатами.


25. Лопаты.


26. Те же бочки-печки, только в гораздо большем количестве.


27. Сколько же людей здесь было…


28. Попадаются и предметы быта заключенных или сотрудников лагеря.


29. Балка, сделанная из рельса, также хранит указание года постройки.


30. Остатки строений. Здесь, под защитой от ветра, растет даже трава.


31. Едем дальше, в сторону покрытых снегом сопок.


32. Суровая северная природа.


33. Следующая остановка. Каменные столбы - кекуры, образуются при выветривании и разрушении пород. Рядом горки - отвалы отработанной руды.


34. Видите здание? Почувствуйте масштабы.


35. Вход в урановую шахту.


36. Чаунчукотлаг был создан в 1951. Чаунлаг был основан для разработки промышленного месторождения урана, обнаруженного в 1947 году партией Игоря Рождественского. Именно здесь добывалось сырье для первых атомных бомб.


37. Во время остановки sergeydolya запускает квадрокоптер. За процессом наблюдают underspace, sergeimac и zavodfoto. Я, zhzhitel, слежу за процессом через видоискатель фотоаппарата.


38. Едем дальше, по обе стороны от дороги можно увидеть зайцев.


39. Недалеко от первой урановой шахты находится памятник более поздней эпохи. В 1991 году тут погибла экспедиция геологов. Людей накрыло селевым потоком.


40. Не всякая техника выдерживает работу здесь.


41. На соседней сопке показались строения - это лагерь Северный, основной лагерь, где добывали урановую руду.


42. Вдали показываются гигантские антенны, это заброшенная тропосферная радиорелейная станция, имевшая позывной «Гранат». Такие станции позволяли передавать сигнал на дальние расстояния без использования спутников.


43. Внизу еще здания. Здесь мог быть еще один лагерь.


44. На урановых лагерях Чукотки условия были крайне тяжелые. Холод, ветер, полностью ручной труд вместе с радиоактивным излучением практически не оставлял шансов выжить. Единовременное количество заключенных могло достигать 11 000 человек. Хоронили их группами по несколько десятков человек: взрывали заряд, скидывали тела в воронку, сверху забрасывали камнями. Такие пирамиды можно увидеть вдоль дороги, на склонах, в расщелинах.


45. В Северном была обогатительная фабрика, на которой производили концентрат руды. Чаунлаг функционировал всего два года - с 1951 по 1953гг. Добыча урана прекратилась внезапно, и никакого планомерного сворачивания работ не было: после приказа о закрытии разработок прямо в середине рабочего дня, рудники были спешно оставлены, многое из оборудования и инструментов осталось на месте.


46. Еще один лагерь внизу. Некоторые говорят, что это был женский лагерь.


47. По снежному насту поднимаемся в гору в лагерь. Видны остатки большого производства.


48. Здесь ходили вагонетки, на которых перевозили руду.


49. Каменные бараки.


50. Внутри бараков обнаружить ничего не удалось: все засыпано снегом, да и мы не стали рисковать из-за возможной радиации.


51.


52. Судя по всему, на краю как раз находится фабрика.


53. Чуть поближе фотографируем тропосферную станцию. Размер этих «лопухов» - 32×32 метра. Тропосферная радиорелейная линия связи «Север» (ТРРЛ «Север») - бывшая советская система линий связи, созданная для обеспечения связью отдалённых регионов страны. Линия имела протяжённость 13 200 километров и состояла из 46 тропосферных радиорелейных станций


54. Обратно решаем пройти мимо кекур. Обратите внимание на профиль слева. Правда, похоже на Сталина?


55. Вблизи кекуры выглядят так.


56. Ловим луч солнца и спешим вернуться к машине, очень хочется выехать на дорогу засветло.


57. К теме чукотских лагерей мы вернулись в музее Певека. Здесь собраны документы и предметы заключенных и персонала лагерей.


58. Из-за суровых условий сотрудники лагерей также терпели множество лишений. Жизнь за колючей проволокой, на холоде и ветре, в десятках километров от цивилизации. На одном из стендов одежда символически разделена на две половины: охранник и заключенный.


59. Также в музее показали фильм о чукотских лагерях. В фильме прозвучало, что в лагерях могли не только добывать уран, но и проводить эксперименты по воздействию радиации на человека. В могилах были обнаружены черепа со следами профессионального вскрытия.


60. Зрелище жуткое. Информации по этому вопросу очень мало, говорят, что архивы до сих пор засекречены.


61. Вот такими я увидел чукотские лагеря. Мрачные, зловещие, молчаливо хранящие одни из самых страшных страниц нашей истории.


Выражаю благодарность за организацию поездки авиакомпании «ВИМ-АВИА» и лично Евгению Солянко, а также аэропорту Домодедово. Благодарю за содействие ФКП «Аэропорты Чукотки «Певек», Певекский центр ОВД филиала «Аэронавигация Северо-Востока», Чукотгидромет, коллектив метеостанции Валькаркай и всех, кто помогал в путешествии.

заброшка, вимчукотка, Чукотка, путешествия

Previous post Next post
Up