«Adobe Photoshop. Базовый уровень». Занятие 10.1. Версия 2019

May 05, 2020 02:01

Первая часть конспекта к десятому занятию курса «Adobe Photoshop. Базовый уровень» в его гибридной версии, стартовавшей в 2019 году. Курс состоит из 8 видоезанятий и 7 онлайн занятий. Конспекты сделаны только для видеозанятий, поскольку на онлайн занятиях идет разбор пройденной темы и домашних заданий. Здесь можно посмотреть полное описание и программу курса.

Перед записью на любой курс по Adobe Photoshop очень рекомендую прйти тест на знание программы. Как показывает опыт, самостоятельная оценка собственных знаний не всегда адекватно отражает их действительный уровень.

Конспекты к старой версии курса, состоявшей из 12 онлайн занятий и проходившей с 2012 по 2019 год можно найти здесь.

Дополнительные материалы - материалы, рекомендованные к изучению в процессе прохождения курса.
Для самостоятельного изучения - материалы, рассчитанные на самостоятельное освоение не только в процессе, но и по окончании курса.

Для стандартизации внешнего вида, обеспечения стабильности и удобства доступа, данные материалы представлены в виде документов Evernote с упрощенным форматированием. Чтобы перейти к оригиналу статьи, кликните по адресу сайта непосредственно под ее названием.

Для лучшей связи конспекта и занятия в соответствующих местах помещены миниатюры разбираемых в этот момент изображений.


Задачи на занятие
1. Познакомиться с инструментами ретуши
2. Рассмотреть технологии ретуши на примере портрета
3. Освоить фильтр Liquify и остальные команды деформации

Для самостоятельного изучения:
Liveclasses. Adobe Photoshop: инструменты ретуши
Liveclasses. Adobe Photoshop: инструмент Кисть (Brush Tool)

Тема 17. Ретушь. Инструмент Штамп.

Для самостоятельного изучения:
Liveclasses. Adobe Photoshop: инструменты ретуши

17.1 Почему приходится ретушировать изображение
  • В реальной сцене человек фокусирует свое внимание на важных в даный момент объектах, не замечая множество менее значимых деталей
  • Репродукция статична и и зритель может разглядывать ее достаточно долго, перенося фокус внимания с одних объектов на другие, и замечая детали, которые он не заметил бы в реальной жизни
  • Характерным примером таких объектов являются провода на городском пейзаже и неровности кожи на портрете
  • Задача ретушера - уменьшить количество таких объектов (или полностью удалить их), чтобы ощущения зрителя при просмотре репродукции совпадали с ощущением зрителя при просмотре реальной сцены
  • Исходя из этого определения можно сформулировать ответ на вопрос: «Когда нужно заканчивать ретушировать изображение?»
  • Если после очередного акта ретуши изображение становится более похожим на реальную сцену, значит можно продолжить ретушировать
  • Если изменения, произошедшие в процессе ретуши, делают картинку более «сказочной», от таких изменение следует воздержаться. Конечно, если придание «сказочного» вида не является задачей
  • Так же ретушь может потребоваться для удаления огрехов оцифровки и исправления несовершенства сцены или модели
Для самостоятельного изучения:
Киевнаучфильм 1971 «Я и другие»
tjournal.ru «Canon показала, как сильно могут отличаться снимки одного человека, если фотографам рассказать разные истории о нём»





17.2 Общие принципы ретуши
  • Ретушь и цветокоррекиця, особенно выборочная, сильно пересекаются и разделение между ними присутствует только на уровне терминологии
  • Прежде всего под ретушью подразумевают удаление с фотографии различных дефектов (провода, прыщики и т.п.)
  • Вся ретушь строится на замене дефектных участков изображения заплатками, взятыми с других областей этой же картинки
  • Это можно сделать, скопировав часть изображения на новый слой, и сдвинув заплатку на область дефекта
  • Инструменты ретуши решают ту же самую задачу, но позволяют не переносить заплатку большим куском, а накрашивать ее
  • Удобнее всего делать ретушь на отдельном слое, а при необходимости стереть неудачный участок заплатки с помощью Eraser Tool (Инструмент Ластик)
  • При любой ретуши используются одни и те же инструменты и приемы. Деление на типы условно и в большей степени указывает на трудоемкость и объем работ
  • Техническая ретушь - удаление огрехов сканирования (царапины, отпечатки пальцев и т.п.), съемки или мелких недостатков сцены (затоптанность фона, тросы для подвеса объектов, провода и т.п.)
  • Художественная ретушь - серьезное изменение внешнего вида сцены или модели
  • На данный момент эти названия чаще всего используются просто как позиции в прейскуранте: «техническая ретушь» - дешевая, «художественная ретушь» - дорогая
Для самостоятельного изучения:
Michael Zhang «Beauty Retouching from the Early 1900s: A Portrait of Actress Joan Crawford That's 'Photoshopped'»



17.3 Штамп. Настройки кисти
  • Clone Stamp Tool (Инструмент Штамп) является основным инструментом ретуши
  • Ретушь удобнее всего производить на отдельном пустом слое, чтобы можно было поправить заплатку, не затрагивая исходного изображения
  • Установка Sample: Current & Bellow (Образец: Активный и ниже) позволяет производить ретушь на отдельном пустом слое, таким образом исходное изображение остается неизменным, а заплатка нависает над ним
  • Clone Stamp Tool (Инструмент Штамп) переносит изображение с донорской области на ретушируемую, при этом не производит никаких доработок донорского участка, поэтому дает самый предсказуемый и управляемый результат
  • При работе со штампом используются обычные круглые кисти с максимально мягкими границами
  • Изменение размера кисти производится нажатием на клавиши «[» и «]»
  • Чтобы задать донорскую область, нужно кликнуть по изображению с зажатой клавишей «Alt», после этого кликаем по изображению, указывая, куда нужно перенести донорскую область
  • Мягкая граница кисти нужна, чтобы за счет плавного перехода сделать незаметным несовпадение цвета заплатки и окружающего ее фона
  • Полупрозрачность на границах заплатки создает проблемы с фактурой, но при ретуши композитного изображения это является минимальным из зол
  • Палитру Brush Settings (Настройки кисти) можно открыть, нажав на первую кнопку после настроек кисти в палитре Options (Параметры), или вызвав ее из меню Window (Окно)
  • Использование дополнительных настроек из палитры Brush Settings (Настройки кисти) имеет смысл только при использовании графического планшета
  • Если Вы собираетесь всерьез заняться ретушью, планшет нужно освоить и привыкнуть к нему
  • При работе с овальной кистью можно получить мазок разной ширины при движении кисти в разных направлениях
Дополнительные материалы:
Стив Ласмин «Основы работы со Штампом и Лечащей кистью в Adobe Photoshop»
Для самостоятельного изучения:
Liveclasses. Adobe Photoshop: инструмент Кисть (Brush Tool)
Liveclasses. Алексей Довгуля. Графический планшет для ретушера
Андрей Журавлев «Частотное разложение Ultimate. Конспект и видео. Часть 5. Ретушь при разложении на 2 полосы частот»



17.4 Штамп. Палитра Clone Source
  • В палитре Clone Source (Источник клонов) запоминаются настройки, указывающие соотношения между донорской и ретушируемой областью
  • Данную палитру использовать неудобно, поэтому весь дальнейший рассказ является предупреждением: что делать, если штампик ведет себя не так, как обычно
  • В полях Offset (Сдвиг) указывается, насколько область ретуши по вертикали и горизонтали смещена относительно области донора
  • Смещение в связке «образец-клон» сохраняется до тех пор, пока не будет указана новая связка
  • Поскольку фотошоп отмеряет координаты от левого верхнего угла изображения, положительное смещение по оси X - это сдвиг вправо, положительное смещение по оси Y - это сдвиг вниз
  • В полях Scale (Масштабирование) и Rotate (Поворот) можно задать процент масштабирования и угол поворота заплатки при ее переносе
  • На практике данные настройки использовать очень неудобно, гораздо проще скопировать большой кусок фотографии на новый слой и масштабировать, подгоняя его по месту
  • Ключ Show Overlay (Показать наложение) в пределах кисти поверх ретушируемой области в режиме превью выводит подсказку, какая область будет накладываться в случае ретуши
  • Данный режим привлекает новичков, поскольку позволяет совместить уже существующие и добавляемые контрастные детали



17.5 Штамп. Режим наложения и непрозрачности мазков
  • Режим наложеия мазка в палитре Options (Параметры) выбирается Normal (Нормальный), поскольку заплатка должна полностью заменить собою исходное изображение
  • Обязательно проверьте режим наложения мазка, поскольку он может случайно переключиться, если Вы заденете определенные кнопки на клавиатуре
  • Значение Opacity (Непрозрачность) и Flow (Нажим) позволяют регулировать прозрачность наносимой заплатки
  • Между этими настройками есть небольшая разница в форме мазка и саморазложении длинных мазков, но при ретуши эта разница несущественна
  • Обычно, один из этих параметров держится на максимуме, а второй регулируется
  • Быстрое переключение Opacity (Непрозрачность) происходит при нажатии на цифровые клавиши на клавиатуре
  • Для быстрого переключения Flow (Нажим) нужно нажимать на цифровые клавиши с зажатой клавишей «Shift»
  • Кнопка справа от поля Flow (Нажим) включает режим аэрографа, в этом случае инструмент наносит тем более краски, чем медленнейшему перемещается кисть
  • Кнопка справа от поля Opacity (Непрозрачность) включает изменение непрозрачности в зависимости от силы давления на стилус графического планшета
  • Самая правая кнопка в палитре Options (Параметры) включает изменение диаметра кисти в зависимости от силы давления на стилус графического планшета
  • Полупрозрачное наложение заплатки позволяет более мягко внедрить ее в картинку, но приводит к потере контраста мелких деталей и замыливанию фактур
  • Опасность замыливания больше при работе с маленькой непрозрачностью штампа, чем с большой
  • Полупрозрачную заплатку можно использовать для понижения контраста некоторых деталей, например морщин, без их полного удаления
  • Такой прием удобнее всего реализовать, отретушировав детали на отдельном слое со стопроцентной непрозрачностью штампа, а потом уменьшить непрозрачность слоя в палитре Layers (Слои)



17.6 Штамп. Ключ Aligned
  • При установленном ключе Aligned (Выравнять) смещение ретушируемой области относительно донорской по вертикали и горизонтали сохраняется
  • При каждом новом мазке образец берется в соответствии с этой связкой «образец-клон»
  • При снятом ключе Aligned (Выравнять) связка между донорской и ретушируемой областью сохраняется только до отпускания кнопки мышки (в течение одного мазка)
  • При каждом новом мазке образец берется из одного и того же места картинки
  • При этом в палитре Clone Source (Источник клонов) поля Offset (Сдвиг) заменяются на Source (Источник) и в них указываются координаты донорской области относительно левого верхнего угла изображения
  • Такой режим работы используется очень редко, как правило для многократного клонирования одной и той же детали
  • Чтобы избежать появления патернов (регулярного многократного повторения деталей) связку «образец-клон» нужно менять как можно чаще
  • Периодический патерн проявляется даже на участках с очень низко контрастными деталями, и чем меньше расстояние между донором и клоном (шаг патерна), тем сильнее он заметен
  • При каждом мазке в качестве донора используется картинка, которая была перед началом мазка, поэтому ретушь удобно производить короткими мазками



17.7 Штамп. Работа со слоями
  • При установке Sample: Current & Bellow (Образец: Активный и ниже) заплатка берется с учетом содержимого текущего и всех лежащих под ним слоев
  • Это позволяет производить ретушь на отдельном пустом слое, таким образом исходное изображение остается неизменным, а заплатка нависает над ним
  • При создании заплатки в этом режиме игнорируется действие лежащих выше слоев, что позволяет делать ретушь под корректирующими слоями
  • При установке Sample: All Layers (Образец: Все слои) заплатка берется с учетом всех слоев, данный режим неудобен, поскольку не позволяет ретушировать под корректирующими слоями
  • Кнопка справа от настройки Sample: (Образец:) отключает действие корректирующих слоев при заборе заплатки, то есть, мы видим изображение с учетом действия корректирующих слоев, а штамп их игнорирует
  • Если нажать эту кнопку, нельзя будет ретушировать поверх корректирующих слоев
  • При установке Sample: Current Layer (Образец: Активный слой) заплатка берется только из активного слоя
  • Такая настройка используется при ретуши на слоях, имеющих режим наложения отличный от Normal (Нормальный). Например, ретушь ВЧ составляющей при частотном разложении
Для самостоятельного изучения:
Андрей Журавлев «Частотное разложение Ultimate. Конспект и видео. Часть 5. Ретушь при разложении на 2 полосы частот»




Тема 18. Инструменты быстрой ретуши.

Для самостоятельного изучения:
Liveclasses. Adobe Photoshop: инструменты ретуши

18.1 Инструмент Healing Brush
  • Healing Brush Tool (Восстанавливающая кисть) - переносит фактуру и детали из заданной области, подгоняя цвет и яркость заплатки под цвет и яркость ее окрестностей
  • В остальном настройки инструмента и работа с ним полностью аналогична штампу
  • Согласование по цвету заплатки и фона позволяет работать кисточкой с максимально жестким краями, что предотвращает замыливание фактуры на краях заплатки
  • Настройка Source: Sampled (Источник: Сэмпл.) Указывает инструменту, что донор нужно брать с этого же изображения
  • На фонах с очень низко контрастными фактурами легкая остаточная несогласованность по цвету заплатки часто приводит к низкоконтратсным, но достаточно хорошо заметным пятнам
  • Эти пятна плохо заметны при сильном увеличении картинки, но хорошо видны на общем плане
  • Инструмент подходит для исправления мелких дефектов на объектах переменной яркости и цвета, покрытых достаточно контрастной не периодической фактурой
  • Типичным примером такого объекта является кожа человека, на которой Healing Brush Tool (Восстанавливающая кисть) успешно удаляет прыщики, родинки, мелкие морщины и т.п.
  • Этим инструментом нужно очень аккуратно работать рядом с контрастной границей, потому что он может затянуть на заплатку цвет из-за этой границы
Для самостоятельного изучения:
Андрей Журавлев «Частотное разложение Ultimate. Конспект и видео. Часть 4. Инструменты их настройки»




18.2 Инструмент Spot Healing Brush
  • Spot Healing Brush Tool (Точечная восстанавливающая кисть) самостоятельно формирует заплатку из кусочков окружающего изображения, оператору необходимо просто закрасить дефект
  • Заплатка формируется в момент окончания мазка
  • Для работы на прозрачном слое нужно активировать ключ Sample All Layers (Образец со всех слоев)
  • Хорошо подходит для исправления мелких или протяженных тонких дефектов на участках с однородными фактурами, например выбившиеся из общего направления волоски или провода
  • При ретуши крупных дефектов результат обычно смотрится достаточно плохо, поскольку становится заметна лоскутная природа заплатки
  • При ретуши в окрестностях объектов характерной формы на заплатку могут попасть куски этих объектов, что смотрится крайне неестественно




18.3 Инструмент Patch
  • Pаtch Tool (Заплатка) является аналогом инструментов Healing Brush Tool (Восстанавливающая кисть) или Spot Healing Brush Tool (Точечная восстанавливающая кисть), только вместо прорисовки ретушируемого участка, оператор предварительно выделяет его и меняет целиком
  • Выделение можно создавать любым удобным способом, выделенный участок переносится инструментом Pаtch Tool (Заплатка) на то место изображения, которое должно послужить заплаткой
  • При настройке Patch: Normal (Заплатка: Нормальный) заплатка переносится с указанного участка на выделенный, а ее цвет и яркость подгоняются под цвет и яркость окрестностей как в инструменте Healing Brush Tool (Восстанавливающая кисть)
  • При настройке Patch: Content-Aware (Заплатка: С учетом содержимого) заплатка автоматически формируется из окрестностей того участка, который вы указали, то есть работа происходит аналогично Spot Healing Brush Tool (Точечная восстанавливающая кисть)
  • Данный инструмент можно рекомендовать применять только на второстепенных участках изображения



18.4 Команда Edit > Fill с настройкой Content-Aware
  • Команда Edit > Fill (Редактирование > Выполнить заливку) с настройкой Contents: Content-Aware (Использовать: С учетом содержимого) работает аналгично инструменту Spot Healing Brush Tool (Точечная восстанавливающая кисть), только вместо прорисовки ретушируемого участка, оператор предварительно выделяет его и меняет целиком
  • Выделение можно создавать любым удобным способом
  • При заливке с опцией Content-Aware область заполняется изображением, сгенерированным на основе окружающих участков
  • Основным плюсом является высокая скорость работы, минусы и ограничения анлогичные таковым у инструмента Spot Healing Brush Tool (Точечная восстанавливающая кисть)


18.5 Команда Edit > Content-Aware Fill
  • Команда Content-Aware Fill (Заливка с учетом содержимого) появилась в версии CC2019, в более ранних версиях ее нет
  • Работает аналогично предыдущей команде, но имеет ряд полезных дополнительных настроек
  • С помощью инструмента Sampling Brush Tool (Кисть для проб) можно указать, какие области будут принимать участие в формировании заплатки, а какие нет
  • Это позволяет избежать клонирования характерных заметный деталей или не подходящих для ретушируемого участка фактур
  • Настройка отображения данной области производится в разделе Sampling Options (Наложение области пробы) палитры Content-Aware Fill (Заливка с учетом содержимого)
  • После любого изменения настроек в окне Preview (Контрольный просмотр) отображается будущий результат ретуши
  • К сожалению, результат ретуши изначально не предсказуем, а вернуться к предыдущим вариантам невозможно
  • В разделе Fill Settings (Параметры заливки) палитры Content-Aware Fill (Заливка с учетом содержимого) можно дополнительно подстроить согласование фактур по геометрии и цвету
  • В разделе Output Settings (Параметры вывода) палитры Content-Aware Fill (Заливка с учетом содержимого) можно выбрать, куда будет помещена заплатка: на тот же слой, на копию слоя или на новый пустой слой
Для самостоятельного изучения:
Андрей Журавлев «Adobe Photoshop CC2019: Новинки глазами пользователя»
Андрей Журавлев «Adobe Photoshop CC2020: Новинки глазами пользователя»




© Андрей Журавлев (aka zhur74), 2012 г.
Редакция третья (2019 г.) переработанная и дополненная.
Первая публикаци https://zhur74.livejournal.com/97724.html
Previous post Next post
Up