«Adobe Photoshop. Базовый уровень». Занятие 6.2. Версия 2019

May 04, 2020 20:14

Вторая часть конспекта к шестому занятию курса «Adobe Photoshop. Базовый уровень» в его гибридной версии, стартовавшей в 2019 году. Курс состоит из 8 видоезанятий и 7 онлайн занятий. Конспекты сделаны только для видеозанятий, поскольку на онлайн занятиях идет разбор пройденной темы и домашних заданий. Здесь можно посмотреть полное описание и программу курса.

Перед записью на любой курс по Adobe Photoshop очень рекомендую прйти тест на знание программы. Как показывает опыт, самостоятельная оценка собственных знаний не всегда адекватно отражает их действительный уровень.

Конспекты к старой версии курса, состоявшей из 12 онлайн занятий и проходившей с 2012 по 2019 год можно найти здесь.

Дополнительные материалы - материалы, рекомендованные к изучению в процессе прохождения курса.
Для самостоятельного изучения - материалы, рассчитанные на самостоятельное освоение не только в процессе, но и по окончании курса.

Для стандартизации внешнего вида, обеспечения стабильности и удобства доступа, данные материалы представлены в виде документов Evernote с упрощенным форматированием. Чтобы перейти к оригиналу статьи, кликните по адресу сайта непосредственно под ее названием.

Для лучшей связи конспекта и занятия в соответствующих местах помещены миниатюры разбираемых в этот момент изображений.


Задачи на занятие
1. Освоить ручное построение выделений.
2. Изучить методы и команды доработки выделений
3. Освоить базовые операции со слоями в палитре Layers.
4. Рассмотреть работу со смарт-объектами (Smart Objects)
5. Познакомиться с некоторыми режимами наложения слоев (Blending Modes)

Для самостоятельного изучения:
Liveclasses. Adobe Photoshop: базовые команды и инструменты выделения
Liveclasses. Adobe Photoshop: команды создания и доработки выделения
Liveclasses. Adobe Photoshop: базовые приемы работы со слоями
Liveclasses. Adobe Photoshop: основные параметры и настройки слоя
Liveclasses. Adobe Photoshop: умные объекты (Smart Objects)
Liveclasses. Adobe Photoshop: режимы наложения (Blending Modes)

Тема 11. Слои. Базовые приемы работы.

Для самостоятельного изучения:
Liveclasses. Adobe Photoshop: базовые приемы работы со слоями
Дополнительные материалы:
Александр Ефремов. «Как работают слои в Photoshop CS6»

11.1 Слой. Прозрачность слоя
  • Обычный (растровый) слой - это виртуальный аналог прозрачной кальки на которой может быть нанесено некоторое изображение
  • Основной плюс работы со слоями - это возможность двигать объекты относительно друг друга и дорабатывать их независимо друг от друга
  • Вся работа со слоями происходит через меню Layer (Слои) и палитру Layers (Слои)
  • Прозрачные области отображаются клетчатой светло-серой заливкой
  • Размер квадратов этой заливки не меняется при изменении масштаба отображения на экране
  • Изменить отображение прозрачности можно с помощью команды Preferences > Transparency & Gammut (Настройки > Прозрачность и цветовой охват)
  • Стереть содержащееся в слое изображение можно с помощью инструмента Eraser Tool (Ластик) или выделив часть картинки и нажав на кнопку «Del»
  • Кроме обычных слоев в файле может присутствовать специфический слой Background (Фон) не имеющий непрозрачности
  • При попытке стереть с него изображение, участок будет окрашиваться фоновым цветом
  • Чтобы превратить слой Background (Фон) в обычный, нужно дважды кликнуть по его названию, или просто кликнуть по знаку замочка справа от пиктограммы слоя
Дополнительные материалы:
RuGraphics.ru «Слой в Photoshop»
RuGraphics.ru «Фоновый слой в Photoshop»
Для самостоятельного изучения:
hronofaq.ru «Слои в Фотошопе [ч.1]»
RuGraphics.ru «Открываем несколько изображений в виде слоев в одном документе»




11.2 Создание, переименование, удаление слоев
  • Чтобы сделать новый слой можно использовать команды из меню Layer > New (Слои > Новый), или просто нажать на вторую справа кнопку в нижней части палитры Layers (Слои)
  • Новый слой всегда появляется над активным слоем
  • Активный слой подкрашивается в палитре Layers (Слои) серым цветом
  • Если перенести пиктограмму слоя на кнопку быстрого создания слоя, появится его копия
  • Чтобы переименовать слой нужно использовать команду Layer > Rename Layer (Слои > Переименовать слой) или просто дважды кликнуть по названию слоя в палитре Layers (Слои)
  • Название слоя должно быть осмысленным и описывать его содержимое, иначе ориентироваться в структуре слов будет очень сложно
  • Удалить слой можно активировав его и нажав на кнопку «Del», но данный способ является опасным, потому что фотошоп не требует подтверждения
  • Лучше удалять слой, подхватив его пиктограмму и сбросив на самую правую кнопку в нижней части палитры Layers (Слои)
  • Чтобы включить/выключить видимость слоя нужно использовать команду Layer > Hide/Show (Слои > Скрыть/Показать слои) или кликнуть по пиктограмме глаза, расположенной слева от пиктограммы слоя
  • Если нажать на один глаз и провести по соседним, то будет отключена или включена видимость сразу нескольких слоев
  • Если зажать клавишу «Alt» и кликнуть по пиктограмме глаза, будет выключена видимость всех слоев кроме данного
Дополнительные материалы:
freefotohelp.ru «Слои в Photoshop, панель слоев»
RuGraphics.ru «Основы работы в панели слоев»
RuGraphics.ru «Управление слоями в панели слоев и горячие клавиши»
Для самостоятельного изучения:
pskurs.ru «Панель слоев»
hronofaq.ru «Слои в Фотошоп - Панель слоев [ч.2]»



11.3 Выделение (активация) слоев
  • Все изменения фотошоп производит в активном слое
  • Активный слой подкрашивается в палитре Layers (Слои) серым цветом
  • Переключаться между слоями можно простым кликом по пиктограмме слоя или рядом с ней
  • Можно переключаться между слоями при помощи инструмента Move (Перемещение), если у него активирована опция Auto Select (Автовыбор)
  • При этом программа автоматически переключается на самый верхний из слоев, имеющих изображение в точке клика по картинке
  • Такая «самостоятельность» со стороны программы очень неудобна, поэтому ключ Auto Select (Автовыбор) лучше деактивировать
  • Для временной активации этой функции нужно зажать клавишу «Cmd»
  • Кликнув правой кнопкой мышки по изображению, мы увидим выпадающее контекстное меню с перечнем слоев, имеющих в данном месте изображение
  • Выбрав в этом меню нужный слой, мы переключимся на него
  • Чтобы активировать несколько слоев, идущих по порядку, нужно выделить крайний из них, зажать «Shift» и кликнуть по крайнему с другой стороны
  • Чтобы активировать несколько слоев, идущих не по порядку, нужно зажать «Cmd» и кликнуть рядом с пиктограммой слоя, который нужно активировать или деактивировать
  • Выделение нескольких слоев производится для их одновременной геометрической трансформации
  • Сложную трансформацию можно вызвать с помощью команды Edit > Free Transform (Редактирование > Свободное трансформирование)
  • Так же, для выделения слоев можно использовать команды из второго блока в меню Select (Слои)
  • Чтобы включить фильтрацию слоев, нужно включить переключатель в правом верхнем углу палитры Layers (Слои)
  • Параметр, по которому происходит фильтрация, выбирается в выпадающем списке слева
  • Если фильтрация включена, в палитре Layers (Слои) будут отображаться только слои, удовлетворяющие настройкам фильтра


11.4 Перемещение и трансформация слоев
  • Чтобы переместить изображение в плоскости слоя, используется инструмент Move (Перемещение)
  • В настройках инструмента Move (Перемещение) лучше отключить ключ Show Transform Control (Показать утр. элем.), чтобы вокруг картинки не отображалась рамка трансформации
  • Вызвать трансформацию можно с помощью команды Edit > Free Transform (Редактирование > Свободное трансформирование)
  • Чтобы перейти от пропорционального к непропорциональному масштабированию нужно зажать клавишу «Shift»
  • Задать точные числовые параметры трансформации можно в соответствующих полях в палитре Options (Параметры)
  • Переключиться на другой вариант в процессе трансформации можно в контекстном меню, выпадающем после клика правой кнопкой по области трансформации
  • Чтобы закончить процесс трансформации, согласившись с ее результатом, нужно нажать на клавишу «Enter», чтобы выйти из трансформации отказавшись от ее результата, нужно нажать клавишу «Esc»
  • Тонкие фиолетовые линии, появляющиеся в процессе перемещения, называются Smart Guides (Быстрые направляющие)
  • Появление такой направляющей означает, что край или середина картинки, содержащейся в слое, совпали с краем или центром изображения в каком-то из других слоев
  • Чтобы выровнять картинки, содержащиеся в нескольких слоях, нужно активировать эти слои и отдать команду изменю Layer > Align (Слои > Выровнять)
  • Чтобы расставить с одинаковым шагом картинки, содержащиеся в нескольких слоях, нужно активировать эти слои и отдать команду изменю Layer > Distribute (Слои > Распределить)
  • Команды выравнивания и распределения можно быстро отдать, используя кнопки в палитре Options (Параметры) инструмента Move (Перемещение)
  • Порядок следования слоев важен, потому что он определяет порядок взаимного перекрытия объектов, содержащихся в слоях
  • Изменить порядок следования слоев можно с помощью команд из меню Layer > Arrange (Слои > Упорядочить)
  • Более простым способом изменения порядка следования слоев является их ручное перемещение в палитре Layers (Слои): подхватываете слой за его пиктограмму и переносите в новое место в структуре слоев
  • Если перед перемещением слоя, как в его плоскости, так и в порядке следования, зажать клавишу «Alt», будет сделана копия слоя
  • Обсчет наложения слоев фотошоп производит последовательно слой за слоем снизу вверх
Дополнительные материалы:
hronofaq.ru «Инструмент Move Tool в Фотошопе»
RuGraphics.ru «Быстрый и удобный выбор слоев»
RuGraphics.ru «Выравнивание и распределение слоев»



11.5 Основные параметры и настройки слоя
  • В палитре Layers (Слои) в разделе Lock (Закрепить) находится ряд кнопок, запрещающих определенные манипуляции со слоем
  • Данные запреты служат подстраховкой пользователя от собственных неверных действий. Лучше не полагаться на такую страховку, а внимательно контролировать собственные действия
  • Регуляторы Opacity (Непрозрачность) и Fill (Заливка) управляют непрозрачность слоя
  • Разница между этими регулировками в том, что Opacity (Непрозрачность) меняет непрозрачность не только картинки, содержащейся в слое, но и эффектов слоя. Регулировка Fill (Заливка) меняет непрозрачность только содержащейся в слое картинки, не затрагивая эффектов слоя
  • Чтобы добавить к слою эффекты нужно дважды кликнуть рядом с пиктограммой слоя и в левой части открывшейся палитре Layer Style (Стиль слоя) включить нужные эффекты
  • Эффекты слоя в любой момент можно выключить, перенастроить, перенести или скопировать на другой слой
  • Если Вы не можете обосновать, почему нужно использовать именно регулировку Fiil (Заливка), не используйте его, а работайте с регулятором Opacity (Непрозрачность)
Дополнительные материалы:
pskurs.ru «Разница между непрозрачностью и заливкой в Фотошоп»
RuGraphics.ru «Стили слоя: введение»
RuGraphics.ru «Сохранение, загрузка и повторное использование стилей слоя в Photoshop»
Для самостоятельного изучения:
Liveclasses. Adobe Photoshop: основные параметры и настройки слоя
RuGraphics.ru «Полное руководство по стилю слоя "Тиснение"»
RuGraphics.ru «Стиль слоя Обводка в Photoshop»
RuGraphics.ru «Стиль слоя "Внутренняя тень" в Photoshop»
RuGraphics.ru «Настройки и опции стиля слоя "Внутреннее свечение"»
RuGraphics.ru «Опции и применение стиля слоя Глянец»
RuGraphics.ru «Стиль слоя "Наложение цвета"»
RuGraphics.ru «Применение стиля слоя "Наложение градиента"»
RuGraphics.ru «Работа со стилем слоя "Наложение узора"»
RuGraphics.ru «Опции и настройки стиля "Внешнее свечение"»
RuGraphics.ru «Стиль слоя "Тень" в Photoshop»



11.6 Небольшое упражнение на работу со слоями
  • Быстрое переключение на работу с нужным слоем производится при помощи клика по нужной карте с зажатой клавишей «Cmd». При этом в руках должен быть инструмент Move (Перемещение)
  • После грубого сдвига карты в правильную позицию нужно перенести слой на правильное место в палитре Layers (Слои)
  • Эффекты можно настроить для одного слоя. После этого кликнуть правой кнопкой рядом с пиктограммой слоя и в выпадающем контекстном меню выбрать команду Copy Layer Style (Скопировать стиль слоя). Дальше выделяем все слои с картами, кликаем правой клавише рядом с пиктограммой любого из слоев и отдаем команду Paste Layer Style (Вставить стиль слоя)
  • Для точного позиционирования карт можно двигать содержимое слоев с помощью курсорных стрелок на клавиатуре
  • При зажатой клавише «Shift» сдвиг картинки курсорными клавишами происходит сильнее


11.7 Способы объединение слоев
  • Первый способ объединить слои - это связать их. При трансформации одного из связанных слоев все остальные будут трансформироваться вместе с ним
  • Чтобы связать слои, нужно их выделить и отдать команду Layer > Link Layers (Слои > Связать слои)
  • Быстрее и проще отдать эту команду нажав на первую слева кнопку в нижней части палитры Layers (Слои)
  • Если один из связанных слоев активен, рядом с пиктограммами всех связанных слоев будет отображаться пиктограмма цепочки
  • Обычно связывание применяется к слоям идущим не попорядку
  • Второй способ объединения слоев - это группировка. Если слои расположены по порядку, их проще и удобнее сгруппировать
  • Самый удобный способ сгруппировать слои, использовать команду Layer > Group Layers (Слои > Сгруппировать слои). Данная команда вызывается шоткатом «Cmd»+«G»
  • Чтобы разгруппировать слои используем команду Layer > Ungroup Layers (Слои > Разгруппировать слои). Данная команда вызывается шоткатом «Cmd»+«Shift»+«G»
  • После объединения в группу каждый слой продолжает существовать сам по себе, но при трансформации группы происходит трансформация всего ее содержимого
  • Чтобы открыть содержимое группы нужно кликнуть по треугольнику слева от пиктограммы папки
  • Группировка слоев хороша тем, что она позволяет упростить структуру слоев и поддерживать в ней порядок
  • При необходимости можно несколько групп объединить в группу более высокого уровня. Таких вложений может быть до 10 уровней
  • Третий способ объединения слоев - это сведение или склеивание слоев
  • При сведении нескольких слоев в один их содержимое сливается в одну картинку и разделить ее на отдельные компоненты в дальнейшем будет невозможно
  • Команда Layer > Merge Down (Слои > Объединить с предыдущим) склеивает активный слой с предыдущим
  • Если активных слоев несколько, предыдущая команда превращается в команду Layer > Merge Layers (Слои > Объединить слои). Эта команда склеивает все активные слои
  • Будьте внимательны, если объединяемые слои расположены не по порядку, их склеивание приведет к изменению порядка следования слоев, что может привести к изменению изображения
  • Еcли активна группа слоев, предыдущая команда превращается в команду Layer > Merge Group (Слои > Объединить uhegge). Эта команда склеивает содержимое группы в один слой
  • Команда Layer > Merge Visible (Слои > Объединить видимые) склеивает в один слой все слои, видимость которых включена
  • Команда будет активна только в том случае, если включена видимость активного слоя
  • Если предварительно зажать клавишу «Alt», команда Layer > Merge Visible (Слои > Объединить видимые) создаст сведенную версию текущего изображения на отдельном слое
  • Команда Layer > Flatten Image (Слои > Выполнить сведение) склеивает все слои в один непрозрачный слой Background (Фон)
  • Если при этом в изображении оставались прозрачные участки, они будут залиты белым цветом
Для самостоятельного изучения:
hronofaq.ru «Слои в Фотошопе: Работа со слоями [ч.3]»
RuGraphics.ru «Что такое группа слоев в Photoshop»



11.8 Смарт-объекты Smart Objects
  • Smart Object (Смарт-объект) - это специфический слой, внутри которого сохраняется отдельный файл
  • Чтобы создать из слоя (нескольких слоев) нужно отдать команду Layer > Smart Objects > Convert to Smart Object (Слои > Смарт-объект > Преобразовать в смарт-объект)
  • Эту же команду можно указать в выпадающем контекстном меню, если кликнуть правой кнопкой мышки рядом с пиктограммой слоя
  • По слою со смарт-объектом нельзя рисовать
  • Чтобы открыть содержимое смарт-объекта нужно дважды кликнуть по его пиктограмме в палитре Layers (Слои)
  • Чтобы совершенные в смарт-объекте изменения проявились в родительском файле, после доработки внутренностей смарт-объекта нужно отдать команду File > Save (Файл > Сохранить)
  • Первый плюс смарт-объекта - эго можно сколько угодно раз трансформировать без потери качества
  • Второй плюс смарт-объекта - при применении к нему фильтров, они автоматически применяются как смарт-фильтры, которым в дальнейшем можно менять настройки или даже отключать их
Дополнительные материалы:
RuGraphics.ru «Что такое смарт-объект в Photoshop»
RuGraphics.ru «Практическое применение смарт-объекта в Photoshop»
RuGraphics.ru «8 вещей, которые необходимо знать о Смарт-объектах в Photoshop»
RuGraphics.ru «Назначение и применение смарт-фильтров в Photoshop»
RuGraphics.ru «Как изменить настройки смарт-фильтра»
Дмитрий Новак «Трансформация убивает!»
Запись мастер-класса «Photoshop - Smart Objects. Умные объекты»
Для самостоятельного изучения:
Liveclasses. Adobe Photoshop: умные объекты (Smart Objects)



Тема 12. Режимы наложения (Blending Modes).

Для самостоятельного изучения:
Liveclasses. Adobe Photoshop: режимы наложения (Blending Modes)

12.1 Какие бывают режимы наложения
  • Режимы наложения задают алгоритм (закон) по которому картинка, содержащаяся в текущем слое, взаимодействует со всем ниже лежащим изображением
  • Если изображение накладывается на прозрачность, оно всегда выдает такой результат, как наложение в режиме Normal (Обычные)
  • Все режимы наложения делятся на следующие группы: нормальные; затемняющие; осветляющие; контрастные; разностные (сравнения); покомпонентные цветовые.
  • У группы слоев есть уникальный режим наложения Pass Through (Пропустить). В этом режиме группа не влияет на порядок взаимодействия слоев
  • Если поменять режим наложения группы слоев с Pass Through (Пропустить) на любой другой изменится порядок обсчётам наложения слоев: сначала будут сложены все слои внутри группы, и только потом это единое изображение накладывается на нижележащие слои
  • Если в группе были слои, воздействующие на слои находящиеся под группой, это воздействие исчезнет и результат изменится
Дополнительные материалы:
RuGraphics.ru «Режимы наложения Photoshop: выбор прокруткой и горячими клавишами»
Для самостоятельного изучения:
Андрей Журавлев. «Режимы наложения. Методика анализа»



12.2 Алгоритм работы некоторых затемняющих, осветляющих и контрастных режимов наложения
  • Для режима наложения Multiply (Умножение), как и для всех затемняющих режимов, белый цвет является нейтральным - его наложение ничего не меняет в исходном изображении
  • Режим Multiply (Умножение) имитирует работу светофильтра, или наложения тени. Обычно его применяют для рисования или переноса теней
  • Для режима наложения Screen (Экран), как и для всех осветляющих режимов, черный цвет является нейтральным - его наложение ничего не меняет в исходном изображении
  • Режим Screen (Экран) имитирует эффекты свечения, или блики. Обычно его применяют дланью рисования или переноса бликов и различных свечений
  • Режим Hard Light (Жесткий свет) - это смесь Multiply (Умножение) и Screen (Экран)
  • Для режима наложения Hard Light (Жесткий свет), как и для всех контрастных режимов, средне-серый цвет является нейтральным - его наложение ничего не меняет в исходном изображении
  • При наложении цвета темнее среднего, исходное изображение затемняется, при наложении цвета светлее среднего, исходное изображение осветляется
  • Режим Soft Light (Мягкий свет) визуально равномерно и очень мягко меняет яркость. Обычно его используют как «нулевую шкурку» для тонкой доводки теней и светов
  • Режим Overlay (Перекрытие) максимально сильно воздействует на средние тона исходного изображения
  • Обычно режим Overlay (Перекрытие) используется для добавления шумов, фактур, ореолов нерезкого маскирования и т.п.
Для самостоятельного изучения:
Андрей Журавлев. «Режимы наложения. Multiply и Screen»
Андрей Журавлев. «Режимы наложения. Overlay и Soft Light»





12.3 Покомпонентные цветовые режимы наложения
  • В режиме Hue (Цветовой тон) картинка из текущего слоя передает оттенки цвета, а яркость и насыщенность остается от ниже лежащей картинки
  • В режиме Saturation (Насыщенность) картинка из текущего слоя передает свою насыщенность, а яркость и оттенки цвета остается от ниже лежащей картинки
  • В режиме Color (Цветность) хроматическая компонента приносится наложенным изображением, а яркостная остается от исходника
  • В режиме Luminosity (Яркость) яркостная компонента приносится наложенной картинкой, а хроматика остается от исходной
  • Режимы Color (Цветность) и Luminosity (Яркость) являются антиподами с точки зрения порядка наложения слоев
  • Эти режимы позволяют раздельно править яркостную и хроматическую составляющие
  • Нужно помнить, что повышение яркостного контраста не поддержанное адекватным изменением хроматики, приводит к «засериванию» изображения
Для самостоятельного изучения:
Андрей Журавлев «Режимы наложения. Практическое применение Luminosity»




© Андрей Журавлев (aka zhur74), 2012 г.
Редакция третья (2019 г.) переработанная и дополненная.
Первая публикаци https://zhur74.livejournal.com/96780.html
Previous post Next post
Up