«Adobe Photoshop. Базовый уровень». Занятие 7. Конспект

Nov 01, 2015 17:50

Начиная с 24 января, я собирался каждый месяц выкладывать по одному доработанному и расширенному конспекту занятий к курсу «Adobe Photoshop. Базовый уровень». Осень выдалась еще более суетной, чем лето, поэтому регулярность процесса нарушилась. Но, не волнуйтесь, до Нового Года все материалы к базовому курсу выложу.

Как и в прошлый раз выкладываю разбираемые на занятии картинки.


Дополнительные материалы - материалы, рекомендованные к изучению в процессе прохождения курса.
Для самостоятельного изучения - материалы, рассчитанные на самостоятельное освоение не только в процессе, но и по окончании курса.
Для стандартизации внешнего вида, обеспечения стабильности и удобства доступа, данные материалы представлены в виде документов  Evernote с упрощенным форматированием. Чтобы перейти к оригиналу статьи, кликните по адресу сайта непосредственно под ее названием.
Для лучшей связи конспекта и занятия в соответствующих местах помещены миниатюры разбираемых в этот момент изображений.
Скачать разбираемые на занятии изображения.

Задачи на занятие
1. Разобраться с инструментами выборочной коррекции
2. Понять их место в рабочем процессе
3. Рассмотреть варианты перевода в ч/б и тонирования

Инструменты выборочной коррекции

Модели HSB и HSL.
  • В моделях HSB и HSL, чтобы описать цвет задаются три параметра: цветовой тон, насыщенность и яркость
  • Значение Hue (цветового тона) для одного и того же цвета в моделях HSB и HSL совпадают
  • У каждой из моделей есть свои недостатки: в HSL не адекватно человеческому представлению задается насыщенность, а в HSB яркость
  • При работе в RGB работа режимов наложения Hue (Цветовой тон), Saturation (Насыщенность) , Color (Цветность) и Luminosity (Яркость) базируются на модели HSB, а работа инструмента Hue/Saturation на модели HSL
Для самостоятельного изучения:
Wikipedia «HSL and HSB»
Википедия «HSV»



Инструмент Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) - базовые настройки и общая коррекция.
  • Инструмент Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) позволяет менять три основные компоненты цвета
  • По умолчинию изменения применяются ко всему изображению
  • При изменении Hue (Цветовой тон) цвета меняются по кругу, последовательно замещая друг друга
  • При увеличении Saturation (Насыщенность) насыщенность повышается пропорционально уже имеющейся, в результате чего цвета становятся неестественно кислотными, гипернасыщенными
  • Понижение насыщенности приводит цвета к нейтрально-серым, однако, несовершенство заложенного в инструмент алгоритма вызывает сильные неоднородности по яркости, хорошо заметные на цветовом круге
  • Уменьшение Luminosity (Яркость) быстро затягивает картинки темной пеленой, а увеличение к разбеливанию всех цветов
  • Два цветных градиента внизу демонстрируют изменения цветов: на верхнем градиенте отложены максимально насыщенные цвета всех цветовых тонов до коррекции, на нижнем они же после коррекции
  • Ключ Colorize (Тонирование) позволяет быстро получить тонированное ч/б изображение
  • При этом с помощью регулятора Hue (Цветовой тон) выбирается оттенок, которым будет тонировано изображение, а Saturation (Насыщенность) - степень проявления этого оттенка
Дополнительные материалы:
arttower.ru «Команда Hue/Saturation»



Настройка маски Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) и выборочная коррекция.
  • Для выполнения выборочной коррекции необходимо выбрать любой другой диапазон из выпадающего списка Master (Все)
  • Удобнее выбирать самый первый диапазон Reds (Красные), чтобы при изменении настроек инструмента было проще их найти
  • После переключения на цветных градиентах внизу появляются четыре маркера, задающие маску через которую будет производиться коррекция
  • Наглядно увидеть область выделения можно временно сдвинув Hue (Цветовой тон) на 180 градусов
  • Маска выделяет участки по принципу цветового тона
  • Цвета, находящиеся между центральными маркерами, подвергаются полному воздействию
  • На цвета, оказавшиеся между центральным и боковым маркером, воздействие ослабляется: чем дальше от центрального маркера, тем слабее воздействие
  • При клике по картинке пипеткой из интерфейса инструмента, все четыре маркера сдвигаются таким образом, чтобы цвет, покоторомы пришелся клик, оказался в середине между центральными маркерами. Взаимное расположение маркеров при этом не меняется
  • Аналогичный результат можно получить подхватив мышкой отрезок между центральными маркерами и сдвинув его вручную вдоль градиента
  • Пипетки с плюсом и минусом перемещают пару «боковой-центральный маркер», тем самым расширяя или сужая основной диапазон выделяемых цветов (расстояние между центральными маркерами)
  • При этом боковой и центральный маркеры двигаются связанно, ширина отрезка между ними не меняется
  • Аналогичный результат можно получить подхватив пипеткой отрезок между центральным и боковым маркерами и сдвинув его вручную вдоль градиента
  • Наиболее точно и аккуратно маска настраивается ручным сдвигом каждого из четырех маркеров по отдельности


Практическое применение Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) и часто совершаемые ошибки.
  • Основной задачей, для решения которой применяют Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность), является тонкая правка оттенков выбраного цвета
  • Частным случаем такой задачи является выравнивание цветового тона кожи, с избавлением ее от красных и желтых пятен
  • Так же с помощью Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) можно обесцвечивать паразитные оттенки на достаточно близких к нейтрали объектах
  • Исправлять при помощи этого инструмента яркость и насыщенность не целесообразно, в силу неаккуратности таких изменений
  • Не следует сильно менять цветовой тон, поскольку на пограничных участках, подвергающихся частичному воздействию, будут появляться многоцветные радужные переходы
  • При настройке маски не следует слишком сильно сближать крайний и центральный маркеры, в противном случае маска может получиться очень резкой и будет видна граница области применения инструмента
  • Наглядно увидеть область выделения можно временно сдвинув Hue (Цветовой тон) на 180 градусов
  • Для визуализации маски слабо насыщенных объектов можно так же поднять до максимума значение Saturation (Насыщенность)
Дополнительные материалы:
Александр Свет «Уроки Фотошопа. Создаем яркие и насыщенные цвета в Photoshop»



Работа и применение Vibrance (Сочность).
  • Инструмент Vibrance (Сочность) содержит две настройки: собственно Vibrance (Сочность) и Saturation (Насыщенность)
  • В инструменте Vibrance (Сочность) используется более качественный алгоритм работы с насыщенностью, нежели в Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность), поэтому для усиления или ослабления насыщенности целесообразно использовать именно его
  • В отличии от настройки Saturation (Насыщенность), который увеличивает насыщенность пропорционально уже имеющейся, регулятор Vibrance (Сочность) В большей степени воздействует на слабо насыщенные участки
  • На слабо насыщенных изображениях увеличение Vibrance (Сочность) позволяет аккуратно поднять насыщенность цветов, избежав эффекта пережаренности
  • Встречная коррекция: увеличение Saturation (Насыщенность) при одновременном уменьшении Vibrance (Сочность), усиливает хроматическую контрастность, лучше разводя нейтральные и насыщенные участки
Дополнительные материалы:
www.tauf. ru «Три способа насыщения цвета»



Самостоятельная работа.
  • Взять файл 05_Lady_in_Red.jpg
  • Перекрасить платье в малиновый цвет
  • Проверить, не осталось ли нерешенных проблем


Инструмент Selective Color (Выборочная коррекция цвета).
  • Инструмент Selective Color (Выборочная коррекция цвета) позволяет менять отдельные цвета за счет изменения количества краски, формирующей эти цвета на оттиске
  • Обычно применяется для тонкой финальной настройки оттенков отдельных цветов
  • Прямое управление количеством красителей реализовано только при работе в цветовой модели CMYK
  • В RGB регуляторы Cyan, Magenta и Yellow можно приближенно рассматривать как регуляторы цветового баланса, а регулятор Black как простое затемнение/осветление
  • Выбор цветового диапазона, с которым будет происходить работа, производится из выпадающего списка Colors (цвета)
  • Маски выделяющие отдельные цветовые и тоновые диапазоны в Selective Color зашиты жестко и пользователь их изменить не может
  • В режиме Relative (Относительная) процент добавлеия/удаления «краски» берется от того количества, которое уже входит в редактируемый цвет
  • В режиме Absolut (Абсолютная) процент добавлеия/удаления «краски» не зависит от того, сколько ее уже входиит в редактируемый цвет
  • Загрязнение цвета (добавление противоположного ему красителя) в режиме Relative (Относительная) является наиболее простым и быстрым способом борьбы с внеохватными цветами. Визуальные потери от падения насыщенности при этом компенсируются повышением яркостного контраста
Для самостоятельного изучения:
Александр Войтехович «Повесть о цветовой насыщенности»
Андрей Журавлев «"Мир глазами блоггера" - подготовка к печати»



Инструмент Color Balance (Цветовой баланс) и яркостные маски.
  • Сдвигает баланс цвета по трем осям: Red - Cyan (Красый - Голубая), Green - Magenta (Зеленый - Пурпурная) и Blue - Yellow (Синий - Желтый)
  • По умолчанию меняется только один канал, соответствующий сдвинутому регулятору
  • При установленном ключе Preserve Luminosity (Сохранить свечение) инструмент меняет все три канала таким образом, чтобы яркость изображения сохранилась
  • Инструмент позволяет отдельно влиять на светлые, средние и темные диапазоны, выбор диапазона производится из выпадающего меню закладки Tone (Тон)
  • Спрятанные внутри данного инструмента яркостные маски имеют очень большую тональную ширину, в результате чего эффективно локализовать воздействия не получается: изменение баланса в одном диапазоне тонов слишком сильно сказывается на остальных диапазонах
  • Более эффективно откорректировать отдельный тоновый диапазон можно создав и доработав яркостную маску, а потом применив через нее кривые


Инструмент Shadows/Highlights (Света/Тени) - настройки и применение.
  • Тонмапер, осветляющий тени и затемняющий света без потери локальных контрастов
  • Shadows/Highlights (Тени/Света) не существует в виде корректирующего слоя, но может применяться к смарт-объектам как смарт-команда
  • В разделах Shadows (Тени) и Highlights (Света) настраивается степень вытягивания деталей в тенях и светах
  • Регулятор Tone (Ширина тонового диапазона) задает насколько сильно цвет может отличаться от черного или белого, чтобы быть включенным в выделение
  • Этот параметр настраивают первым, поскольку именно он определяет форму маски и область воздействия инструмента
  • Регулятор Radius (Радиус) определяет степень размытия маски, сформированной на основе значения Tone (Ширина тонового диапазона)
  • Размытие необходимо чтобы уровнять воздействия на расположенные рядом участки различной яркости и избежать падения локальных контрастов
  • Следствием размытия маски является появление неприятных ореолов: светлых вокруг темных объектов и темных вокруг светлых. В версии Photoshop CS6 был изменен алгоритм размытия маски, вследствии чего ореолы практически перестали проявляться
  • Регулировка Amount (Эффект) определяет силу проявления изменений. Изначально устанавливается на среднее значение для визуальной наглядности при настройки остальных параметров, в конце подправляется по вкусу
  • Раздел Adjustments (Коррекция) содержит настройки дополнительных коррекций, которые применяются как до, так и после работы тонмэпера
  • Регулятор Color (Цветокоррекция) изменяет насышенность на участках, вытянутых из светов и теней. Как правило насыщенность этих деталей повышают, поскольку изначально она была ниже, чем насыщенность в средних тонах
  • Регулятор Midtone (Контрастность средних тонов) позволяет поменять контраст в средних тонах после работы тонмэпера
  • Black Clip (Усечение теней) и White Clip (Усечение светов) показывают какой процент пикселей отбрасывается при автоматическом приведении изображения к полноконтрастному
  • Обычно Shadows/Highlights (Тени/Света) применяется на начальных этапах работы, после приведения изображения к полноконтрастному и установки хроматического баланса, как подготовительная операция к повышению контраста в средних тонах
  • Чрезмерное увлечение данным инструментом может привести к потере тональной перспективы и лишить картинку глубины
Дополнительные материалы:
Игорь Бондарь «Shadows/Highlights»
Андрей Журавлев. «Стероиды для светов и теней»



Перевод в ч/б и тонирование

Идеология перевода в ч/б.
  • Человек без паталогий зрительного аппарата в условиях нормального освещения всегда видит мир цветным
  • Черно-белое изображение - это авторская интерпретация фотографом окружающего нас цветного мира. Данной картинки в реальности никто не увидит
  • В цветном изображении мы воспринимаем контрасты по яркости, цветовому тону и насыщенности. В монохромной картинке остается только один контраст - яркостный
  • При переводе изображения в черно-белое мы должны преобразовать интересные для нас хроматические контрасты в яркостные
  • При съемке на пленку этот перевод осуществляется за счет различной чувствительности фотоматериала к разным длинам волн, в цифровом иизображении это придется делать, манипулируя уже зафиксированной в нем информацией
Дополнительные материалы:
Александр Ефремов. «Съёмка черно-белых фотографий на цифровую камеру: особенности и сложности»

10 способов перевода в ч/б.
  • Уменьшение насыщенности до нуля при помощи инструментов Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) или Vibrance (Сочность)
  • Результат получается не очень интересным, поскольку происходит не конвертация цветовых контрастов в яркостные, а их уничтожение. При переводе в ч/ь таким способом использовать Vibrance (Сочность) выгоднее, в силу более совершенной математики
  • Наложение в режиме Color (Цветность) средне-серой плашки (128-128-128)
  • Результат получается таким же посредственным с визуальной точки зрения, но представляет технический интерес: наложение полученной картинки на исходное изображение в режиме Luminosity (Яркость) не меняет исходное изображение
  • Инструмент Gradient Map (Карта градиента)
  • В данном случае программа сама переводит изображение в монохромный вид, а потом сопоставляет всем его яркостям заданные нами на градиенте цвета. Чаще всего используется для стилизаций или тонирования
  • Использование канала Lightness (Яркость) цветовой модели Lab
  • Самый сомнительный метод, поскольку только в Lab происходит полное разделение яркостной и хроматической составляющей, поэтому отбрасывание цветоразностных каналов является максимально полным и аккуратным удалением хроматических контрастов
  • Использование отдельного канала RGB (CMYK)
  • Чаще всего в этом случае выбирается средний для самого значимого объекта канал. Основной минус данного метода: насыщенные объекты разных цветов могут оказаться в выбранном канале слишком темными или слишком светлыми
  • Инструмент Channel Mixer (Микширование каналов)
  • Производит линейное суммирование яркостей из различных каналов. Позволяет собрать информацию о контрастах из нескольких каналов и избежать недостатков предыдущего метода
  • Команда Image > Mode > Grayscale (Изображение > Режим > Градации серого)
  • Раньше микшировала каналы в определенной пропорции, на сегодня просто вытаскивает яркостный канал из модели Lab
  • Инструмент Black & White (Черно белое)
  • Самый быстрый из качественных и самый качественный из быстрых способов перевода в ч/б. Яркость исходного изображения учтена в виде стартового ч/б варианта. Цветовой тон учитывается при ручной правке: объекты различных цветов можно сделать светлее или темнее при помощи шести регуляторов. Насыщенность заложена в силу воздействия на различные цвета: чем меньше насыщенность, тем меньше объект осветляется или затемняется
  • Предварительная доработка цветного изображения, с таким расчетом, чтобы любой простой способ перевода в ч/б дал хороший результат
  • Смешивание каналов с их предварительной обработкой и использованием различных режимов наложения
Дополнительные материалы:
www.tauf. ru «Полный десатурейшен»
Александр Ефремов. «Методы преобразования цветного изображения в чёрно-белое»
Александр Войтехович «Создание черно-белой фотографии»



Виды тонирования.
  • Любая классификация будет несколько условной, но можно выделить следующие разновидности тонирования
  • Общее тонирование, когда во все тоновые диапазоны добавляется один и тот же оттенок
  • Раздельное (сплит) тонирование, когда в разные тоновые диапазоны вносятся различные оттенки
  • Тонирование черно-белых изображений
  • Тонирование цветных изображений
  • Для тонирования черно-белых изображений можно применить следующие инструменты и методы: Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) с ключем Colorize (Тонирование); Black & White (Черно белое) с ключем Tint (Оттенки); Gradient Map (Карта градиента); Предварительный перевод в ч/б и доработка кривыми
  • Сделать раздельное тонирование можно при помощи коррекции кривыми или инструментом Color Balance, или использовать режимы наложения с добавлением масок
Дополнительные материалы:
Александр Ефремов. «7 способов тонирования фотографий»
Антон Мартынов. «Небольшой пример по тонированию»
Евгений Булатов. «Тонирование фотографий в Photoshop»
Евгений Потанин, «Тонирование Фото»



Желающие посетить мои занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий заглавном посте моего ЖЖ. Там же вы найдете ссылки на все статьи опубликованные в моем ЖЖ.

Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.

Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте zhur74@livejournal.com

© Андрей Журавлев (aka zhur74), 2012 г.
Редакция вторая (ноябрь 2015 г.) переработанная и дополненная.
Первая публикация: http://zhur74.livejournal.com/81468.html

Школа

Previous post Next post
Up