Формы обучения (окончание)

Jan 09, 2013 11:42

Текста оказалось много и в один пост он не поместился. В результате получилось очень логичное разделение: в первом посте собраны описания форм обучения, при которых учащийся может получить ответы и рекомендации от преподавателя. А здесь остались способы не имеющие обратной связи. Особняком стоит обучение у наставника, но я специально поставил его в конец списка.

В этот раз участников процесса надо было бы называть не «учащийся», «преподаватель» и «организатор», а «читатель» («зритель»), «автор» и «издатель». Но для удобства сквозного чтения я сохранил исходные названия.


Обучение по книгам

Общее описание.

Самый древний способ получения знаний. Изобретение письменности привело к стадиальному изменению в развитии человечества. Появилась возможность накапливать знания и передавать их другим людям без прямого контакта с носителем этих знаний. Долгое время оставался доступен достаточно узким социальным группам в силу дороговизны изготовленных вручную книг. Переломил ситуацию Иоганн Гутенберг (в русской транскрипции - Иван Федоров), создав способ книгопечатания подвижными литерами, сильно удешевивший производство книг.

Процесс хорошо знаком всем, кто успел научиться читать до тотального засилия телевиденья. Аутентичная процедура: садимся в теплом, тихом и уютном месте, завариваем чай, включаем лампу, берем книгу и начинаем неспешно разобраться в том, что хотел донести до нас автор. Современный вариант: зажатые со всех сторон в общественном транспорте с трудом достаем книгу и урывками вытягиваем из нее информацию под девизом «чтобы время зря не пропадало».

Вторую после Гутенберга революцию (хотя и не всеми пока ощущаемую) в книжном деле совершили планшетные компьютеры. Параметры современных устройств (особенно разрешение экрана) уже такие, что чтение с планшета ничем не уступает чтению с бумаги. Современные электронные версии книг хорошо сверстаны, имеют красочные цветные иллюстрации, и дают возможность не искать очки, а просто увеличить текст.

В планшете можно возить целую библиотеку, а при необходимости оперативно закачать недостающую книгу. А еще появилась возможность делать гиперссылки и включать в книгу видеоролики. Печалит только одно: после появление книгопечатания количество людей умеющих и желающих читать (а не разглядывать картинки и складывать из букв слова) стало неуклонно расти, а с появлением планшетов процесс явно идет в обратном направлении: «многабукаф ниасилил».

Типичные представители.

Дэн Маргулис http://www.ozon.ru/context/detail/id/289220/?group=div_book
Брюс Фрейзер http://www.ozon.ru/context/detail/id/969837/?group=div_book
Майкл Фриман http://www.ozon.ru/context/detail/id/2379145/
Мартин Ивнинг http://www.ozon.ru/context/detail/id/2651994/?group=div_book
Джеф Шеве http://www.ozon.ru/context/detail/id/4852403/?group=div_book
Lee Varis http://www.ozon.ru/?context=search&group=div_book&text=Lee+Varis
Кэтрин Айсманн http://www.ozon.ru/context/detail/id/1369641/?group=div_book
Скотт Келби http://www.ozon.ru/context/detail/id/1380005/
Александр Ефремов http://www.ozon.ru/context/detail/id/2310227/

Плюсы

для учащегося:

  • Низкая цена и большое количество материала Из всех способов обучения книги имеют самую низкую удельную стоимость знаий, даже в самом дорогом печатном варианте. А еще более дешевые электронные версии книг приводят этот показатель к уровню «дешевле только даром».
  • Продуманность и стройность изложения Конечно, встречаются и не самые удачные книги, но давайте сейчас о хороших. Создавая книгу автор прекрасно понимает, что переспросить читатель ничего не сможет, поэтому порядок изложения и манера подачи материала многократно обдумывается и шлифуется. Нередко книги являются венцом учебного курса, отработанного и отточенного до мелочей на очных занятиях
  • Возможность в любой момент повторить пройденный материал. нигу всегда можно перечитать. А с хорошей книгой это не просто можно, а нужно делать. Читая того же Маргулиса по второму и третьему разу практически все открывают для себя не замеченные ранее рассуждения и подходы. Просто потому что в первый раз еще были не готовы к их восприятию.
  • Нет привязки к месту и времени проведения занятий. де открыл книгу, там тебе и занятие. Причем читать книгу можно даже там, где никакие другие методы образования не подойдут. Хотя, планшетные компьютеры с мобильным интернетом потихоньку стирают эту грань.
для преподавателя:

  • Отсутствие занятий. Это немного странно звучит, но я уже предупреждал, что правильнее было бы называть этого человека «автором». Отсюда проистекают все остальные формальные плюсы.
  • Низкая нагрузка. А точнее ее полное отсутствие: книгу издали, а дальше «мы сидим, а денежки идут»
  • Нет привязки к расписанию. Поскольку нет расписания.
  • Нет привязки к месту проведения занятий. Поскольку нет занятий.
для организатора:

  • Отсутствие занятий. И опять из этого проистекают все остальные плюсы.
  • Низкие накладные расходы Не нужно арендовать аудитории и закупать технику. Конечно, необходимо найти деньги на издание книги и оплачивать аренду склада для хранения тиража, но это дешевле организации и последующего содержания студии.
  • Нет привязки к расписанию. Поскольку нет расписания.
  • Нет привязки к месту проведения занятий. Поскольку нет занятий.
  • Широкая аудитория. Книгу можно распространять по всей стране и даже по всему миру. А электронную версию тем более.
Минусы

для учащегося:

  • Необходимость все изучать самостоятельно. Что смог понять, с тем и ушел. Не забывайте про перечитывание.
  • Большие затраты времени. Это самый затратный по времени способ обучения. И тут действует закон сохранения: выигрывая в деньгах, проигрываешь во времени.
  • Отсутствие заданий. Если к книге и идут дополнительные материалы, как правило это файлы которые в ней же и разбираются. Можно сесть и повторить операции вслед за автором, но ценность такого повтора существенно ниже самостоятельного решения задачи.
  • Полное отсутствие обратной связи с преподавателем. Невозможно ни задать вопрос, ни получить рецензию на выполненное задание.
  • Устаревание информации. Конечно, теорема Пифагора не изменится с годами, но в программах появляются новые инструменты, придумываются новые методы обработки, меняются подходы к решению задач, а иногда и сами задачи. В книге же застывшим слепком остаются представления автора на момент ее написания.
для преподавателя:

  • Большие затраты сил и времени при подготовке учебного материала. Собственно, это единственное что требуется от автора. Отсюда пристекают все следующие минусы.
  • Нужно набрать много текста.
  • Требуется подготовить очень большое количество иллюстраций. Там где на очном или онлайн занятии достаточно одной картинки, в книге потребуется несколько ее версий на разных этапах обработки плюс немалое количество снимков используемых палитр программы.
  • Относительно небольшая оплата. Чтобы иметь большие гонорары необходимы большие объемы продаж, а это возможно только при очень раскрученном имени и большом количестве написанных книг. И не забывайте про организатора (издателя), который забирает себе основную часть дохода. Не со зла и не от жадности, а почему - читайте ниже.
для организатора:

  • Большие начальные инвестиции. Издание книги обычного формата (170х230 мм), объемом 300-400 полос, с качаственной полноцветной печатью на хорошей мелованной бумаге, тиражом 5.000 экземпляров обойдется примерно в один миллион рублей. Сравнимая сумма потребуется на организацию небольшой студии или компьютерного класса в Москве.
  • Большие риски. Маргулисы и Фриманы в очередь к издателям не стоят, а с малоизвестными авторами уверенности что тираж продастся и окупится нет.
  • Не очень большая прибыль. От той цены, которую вы заплатили в магазине, издатель получит 25-30% (в интерент-магазинах чуть больше). А из этих денег он еще должен оплатить все работы по подготовке книги к печати, печать тиража, хранение тиража на складе, налоги и только после этого начать делить доходы с автором.
  • Долгий возврат денег. Издатель отдает книги крупным распространителям, те раздают их мелким распространителям, которые раскидывают книги по магазинам. Когда книги продадутся, в обратном порядке проследуют деньги и нераспроданные остатки. Обычно весь цикл занимает около полугода. Чем дольше возврат денег, тем ниже рентабильность предприятия. Чтобы сохранить ее на вменяемом уровне издатель вынужден забирать себе основную часть дохода.
  • Достаточно низкая защита от пиратства. Не знаю на счет электронных книг, а пиратские версии печатных изданий я встречал для всех книг, которыми интересовался. От качественных pdf (видимо сворованных на этапе подготовки книги к печати), до низкопробных djvu (сборник сканов).



Обучение по видеокурсам

Общее описание.

По сути ничем не отличается от чтения книг, только информация предоставляется не в виде текста и набора картинок, а в форме видеоряда с устными комментариями. В советское время похожая система существовала на телевидении. Первый и второй каналы по утрам транслировали уроки привязанные по времени к расписанию школьных занятий. И если время занятия и тема совпадали учитель мог включить телевизор и весь класс смотрел видеоурок. Жаль только телевизоров тогда в классах практически не было.

Для большинства видеоуроки более наглядны и доступны в освоении, чем текстовые описания. Но есть люди (и я в том числе), которым проще и удобнее пробежать глазами статью, чем отсматривать несколько минут (или десятков минут) видео. Сейчас эти способы подачи информации врастают друг в друга (и снова спасибо планшетным компьютерам). Плюсы и минусы так же очень похожи на книжные.

Два основных способа распространения видеоуроков - это продажа дисков с записями курсов и подписка по времени на просмотр имеющегося на сайте контента. Первый очень похож на работу с книгами, второй напоминает заочные школы, но без ответа со стороны преподавателей. Типичным представителем второго направления является сайт http://www.lynda.com

Хотя я и употребил термин «видеоурок», в данном разделе я имею в виду не отдельные занятия, а выстроенный по определенной программу видеокурс. Про отдельные уроки речь пойдет ниже.

Типичные представители.

Deke McClelland http://www.lynda.com/Deke-McClelland/98-1.html
Chris Orwig http://www.lynda.com/Chris-Orwig/43-1.html
Команда из 3-х человек (фамилии по ссылке) http://digitalphotoshopretouching.com/order-retouching-dvd
Евгений Карташов http://eugenekartashov.com/video/
Зинаида Лукьянова http://photoshop-master.org/disc4/
Игорь Ульман. Ссылку приводить не буду, ниже объясню почему.

Плюсы

для учащегося:

  • Высокая наглядность, а как следствие скорость обучения. Многие (а по моим ощущениям от общения с различными людьми - большинство) при просмотре видео усваивают материал быстрее, чем при чтении статей. В остальном плюсы такие же как у книг.
  • Относительно невысокая цена. Месячная подписка на lynda.com - $25, и смотрите любые видео с утра и до ночи. Средний отечественный курс на DVD - порядка 500-1500 рублей в пересчете на 1 диск (курсы нередко включают 2 или 3 диска).
  • Продуманность и стройность изложения Не буду спорить о том, в каком порядке надо изучать фотошоп, или чья программа занятий лучше. В данном случае смысл в другом. Видеоролик можно смонтировать, вырезав ненужные заминки, переозвучить или просто перезаписать по новой. Таким образом изложение материала в нем получается плавным и выверенным.
  • Возможность в любой момент повторить пройденный материал Видео всегда можно пересмотреть.
  • Нет привязки к месту и времени проведения занятий. появлением планшетников отпала даже привязка к компьютеру. Теперь видоеуроки можно смотреть действительно в любом месте.
для преподавателя:

  • Отсутствие занятий. Отсюда проистекают все остальные формальные плюсы.
  • Низкая нагрузка. А точнее ее полное отсутствие: выпустил видеокурс и можешь расслабиться.
  • Нет привязки к расписанию. Поскольку нет расписания.
  • Нет привязки к месту проведения занятий. Поскольку нет занятий.
  • Относительная простота создания видеоурока. Если не нужно делать видеосъемку и весь ролик состоит из показа рабочего стола компьютера, он легко делается силами одного автора. Причем на запись видеоурока вместе с монтажем уходит меньше времени, чем на написание аналогичной по объему статьи.
для организатора:

  • Отсутствие занятий. И опять из этого проистекают все остальные плюсы.
  • Низкие накладные расходы. е нужно арендовать аудитории и закупать технику. Тираж в пару тысяч дисков (без коробок) можно уместить в обычной тумбочке стола, а коробки просто докупать по мере необходимости. А если видео предлагается к скачиванию, расходы вообще стремятся к нулю.
  • Нет привязки к расписанию. Поскольку нет расписания.
  • Нет привязки к месту проведения занятий. Поскольку нет занятий.
  • Широкая аудитория. Видео можно распространять по всей стране и даже по всему миру.
  • Малые начальные инвестиции. Отдельные уроки делются силами автора, а сверстать из них страничку курса за небольшие деньги сможет любой html-верстальщик. Изготовление дисков на порядок дешевле печати книг, а при необходимости может производиться в кустарных условиях малыми партиями. Создание сайта для онлайн продажи видеоуроков хоть и требует инвестиций, но все же они несравнимы с изданием книги.

Минусы

для учащегося:

  • Необходимость все изучать самостоятельно. Что смог понять, с тем и ушел. Зато можно пересмотреть.
  • Достаточно большие затраты времени. Быстрее, чем по книгам, но медленнее, чем при работе с преподавателем.
  • Отсутствие заданий. Так же как и в книгах, можно сесть и повторить операции вслед за автором, но ценность такого повтора существенно ниже самостоятельного решения задачи.
  • Полное отсутствие обратной связи. Невозможно ни задать вопрос, ни получить рецензию на выполненное задание.
  • Устаревание информации. Хотя для видео это менее актуально, поскольку его проще переделать чем книгу и обновление происходит чаще
для преподавателя:

  • Большие затраты сил и времени при подготовке учебного материала. Просто из-за объема этого материала.
  • Относительно небольшая оплата. Не знаю как обстоит дело с гонорарами раскрученных авторов на той же lynd'е, но российские авторы золотых гор от продажи видеокурсов не имеют (хотя кое-что на этом можно заработать). Причина - небольшие объемы продаж, а почему так происходит смотрите ниже.
для организатора:

  • Пираты. Видеокурс - это материал полностью готовый к пиратскому копированию. Не надо ничего сканировать, верстать и т.д. Просто бери и копируй. На торрентах уроки с lynda.com появляются на второй-третий день после выхода. Yandex на запрос «Игорь Ульман видеоуроки» даже не смог выдать мне ссылку на официальную страничку с ними, поэтому я и не дал ссылку в статье. А на мой вопрос: «Сколько дисков удалось продать?», - сам Игорь ответил: «один»!



Обучение по разрозненным материалам в интернете

Общее описание.
Под разрозненными материалами я понимаю наборы статей (видеоуроков) собранные на каких-то ресурсах, но не выстроенные в связные курсы и не ставящие своей задачей системно обучить читателя (зрителя). В данном случае даже не имеет смысла говорить о наличии преподавателя, нередко авторами материалов являются совершенно разные люди. А вместо организатора занятий появляется владелец интернет-ресурса. Поэтому я приведу только плюсы и минусы с точки зрения читателя.

По моим наблюдениям такие ресурсы делятся на две четкие группы.

Первая группа. Это персональные тематические сайты (журналы, страницы и т.д.). Владельцы таких ресурсов являются их единственными авторами. Они более-менее структурированы, поскольку ведутся одним человеком, который понимает ради чего он это делает и придерживается одного стиля и направленности материалов. Иногда в них бывают перепосты или переводы чужих статей, но скорее как исключение.

Нередко создаются из чистого альтруизма или по принципу «хочу сам для себя систематизировать, заодно и вы можете почитать». Если выгода и получается, то чаще всего каким-то косвенным образом. Я, например, монетизировал свой ЖЖ за счет получения известности и привлечения за счет этого учащихся  на очные и онлайн занятия (о чем уже писал здес http://zhur74.livejournal.com/27948.html). Хотя, бывают и исключения.

Типичные представители.

Цветофобия. Автор Игорь Бондарь http://igor-bon.narod.ru
Страница Алексея Шадрина http://shadrin.rudtp.ru
(не)структурированные мысли Алексея Тутубалина http://blog.lexa.ru
Журнал Евгения Булатова http://vendigo.ru
Сайт Евгения Карташова http://eugenekartashov.com
Мой ЖЖ http://zhur74.livejournal.com

Плюсы

  • Бесплатно. И при этом легально.
  • Достаточно систематизировано и однородно по тематике и подаче.
  • Чаще всего затронутые темы раскрываются глубоко или с интересными подробностями
Минусы

  • Редкое пополнение материалами. Их написание не является основной деятельностью, а в качестве хобби один человек много и часто писать не может
Вторая группа. Это ресурсы созданные с прицелом на привлечение сторонних авторов. Либо как классические коммерческие проекты, получающие деньги с рекламодателей за счет посещаемости ресурса. Либо как  некоммерческие проекты, приносящие основной профит в виде знаний, формирования сообществ с определенными интересами или чего-то еще. Хотя последние ресурсы после достаточной раскрутки часто неплохо монетизируются.

Обычно представляют собой сборник большого количества разнородных по уровню материала и качеству его подачи «уроков». Хотя правильнее было бы назвать их «примерами», поскольку в подавляющем большинстве содержится простое описание последовательности действий с указанием настроек используемых инструментов. Естественно, подходящих для демонстрируемого фото. Попытка читателей напрямую применить такой рецепт к своей фотографии заканчивается плачевно, так как другое фото требует других настроек, а может быть и применения других инструментов. А как подобрать эти настройки или инструменты «пример» не объясняет.

Узкие тематические ресурсы (например microstock.ru) интересны как среда общения с единомышленниками, а так же содержат полезную информацию в форумах. Но в силу форумного формата общения и его засоренности доступ к этой информации затруднен.

Типичные представители.

Demiurge Ash http://demiart.ru
Fototips.ru журнал о фотографии http://fototips.ru
PHOTOSHOP МАСТЕР.R http://www.photoshop-master.ru
microStock.ru все о фотографии и микростоках http://www.microstock.ru
Фотокузниц http://fotoforge.livejournal.com
All of Photoshop (RU http://ru-photoshop.livejournal.com
Youtube с соответствующим запросо http://www.youtube.com

Плюсы

  • Бесплатно.
  • Позволяют быстро изучить конкретные приемы обработки. Ценно только при наличии хорошей базовой подготовки (знание инструментов, понимание логики обработки, знания об общих методах коррекции), поскольку позволяет отделить разумные ходы от глупых, встроить их в общий рабочий поток и адаптировать настройки к конкретным картинкам.
Минусы

  • Разрозненно и бессистемно.
  • Запоминание отдельных рецептов при отсутствии базовой подготовки сродни изучению иностранного языка только путем заучивания отдельных слов.
  • Самое интересное отсутствует, поскольку достойно оплачивать работу авторов сайты не в состоянии, а просто так писать для чужого дяди хорошие специалисты не очень любят.
  • Со временем такие ресурсы часто вырождаются, поэтому приходится искать новые.



Обучение у наставника

Самый лучший и продуктивный способ обучения. Но чтобы получить ответ на вопрос, надо сначала суметь его задать. Так и с наставником: продуктивно перенимать опыт можно только имея соответствующую подготовку. А просто так возиться с человеком которого не интересно обучать, потому что он не знает даже элементарных вещей, захотят очень немногие. Конечно, наставники тоже имеют разный опыт и уровень подготовки. Можно начать с малого, а с ростом собственных знаний искать себе нового наставника.

Обычно это не целенаправленное обучение по какой-то программе, а просто работа. Не путайся под ногами, помогай, работай, перенимай опыт, задавай вопросы, пробуй, учись. Но за такую учебу приходится расплачиваться. Чаще всего не деньгами, а временем, сном, образом жизни, самолюбием. Посмотрите фильм об Игоре Сахарове http://igorsakharov.livejournal.com/108212.html лучше целиком, но если нет времени с 27-й до 31-й минуты. И вы поймете о чем я говорю.

Что от подобного обучения получает наставник? Каждый по разному. Кто-то делает это ради эстетического наслаждения: когда попадается толковый ученик, горящий желанием заниматься и научиться, с ним просто приятно общаться и наблюдать за его успехами. Кто-то таким образом получает на время (пока человек не вырастет и не уйдет дальше) достаточно толкового ассистента и помощника не требующего заоблачной зарплаты. А кто-то просто спасает себя от выполнения дополнительной работы.

На заре своей карьеры, мне посчастливилось встретить несколько человек, ставших для меня наставниками. Эти люди не испытывали ко мне особенно теплых чувств, и желанием обучать тоже не горели. Но работы было много и они понимали, если «молодняк» что-то не успеет сделать, то все недоделки свалятся на них. Поэтому периодически проходя мимо и кинув взгляд на экран монитора они останавливались и говорили: «Смотри и запоминай, как это сделать лучше и быстрее…» Я запоминал немного быстрее и лучше остальных, поэтому рядом со мной останавливались все чаще. А в какой-то момент и я сам начал останавливаться, говорить эту фразу и объяснять.

Комментарии к этой части закрыты, чтобы не распылять их. Желающие высказать свое мнение или дополнить списки приведенных в посте ресурсов (что я категорически приветствую) могут сделать это в комментариях к первой части.

Previous post Next post
Up