Формы обучения (начало)

Jan 08, 2013 03:58

Эта заметка не содержит описаний инструментов или приемов обработки. Здесь просто приведено краткое описание вариантов, как этому можно научиться. И не только обработке фотографий, а вообще чему угодно. Во-первых, чтобы самому систематизировать мысли на эту тему. Во-вторых, чтобы было где собирать и аккумулировать информацию на тему обучения. В-третьих, чтобы не отвечать по много раз на одни и те же вопросы, а просто дать ссылку на этот пост.

Здесь мы поговорим о формах обучения, а заодно разберемся с некоторой терминологической путаницей, присутствующей в этом вопросе.

Общие замечания

Кроме краткого описания процесса я решил привести основные плюсы и минусы каждого варианта с точки зрения трех основных участников процесса: учащегося, преподавателя и организатора. Если у вас будут дополнения и расширения приведенных оценок, пишите, я с удовольствием включу их в статью.

Поскольку разбирать все «в теории» полезно, но слабо наглядно и не очень интересно, к каждому варианты приведены ссылки на конкретные школы, сайты, книги, людей и т.п. И если общие замечания касаются любой сферы образования, то конкретные примеры я привел из той узкой области в которой занят сам: фотография и обработка изображений. Это не реклама, я просто привел ссылки на наиболее известные или знакомые мне лично ресурсы. За попадание в этот список я ни с кого ничего не получил. Если у вас есть дополнения, пишите, я с удовольствием его расширю. А вообще, достаточно большой перечень школ и курсов фотографии и обработки можно найти на сайт http://photo-study.ru

На мой взгляд, никого нельзя ничему научить. Любой человек всегда учится сам, ему можно только помочь научиться. Учиться можно по разному, но знакомство с опытом и знаниями уже разбирающихся в вопросе людей существенно облегчает процесс. А возможность получить критику на свои работы здорово его ускоряет. Поэтому проигнорируем чудаковатые рекомендации: «…Никого не слушайте, берите в руки мышку (камеру, автомобиль, самолет…) и начинайте с ними работать. Со временем сами все поймете…» И посмотрим, как можно ускорить процесс обучения.

В общем можно заметить следующее. Нередко (но не обязательно) плюсы одной из форм обучения являются минусами другой (или даже всех остальных), поскольку мы оцениваем все в сравнении с чем-то другим. Кроме того, плюсы с точки зрения учащегося могут быть минусами с точки зрения преподавателя или организатора, и наоборот. Просто потому что за одно и то же мероприятие первый платит деньги, а вторые их получают.

Естественно, что сравнивая разные формы обучения, надо говорить о продуктах примерно равного уровня. Хорошо построенный заочный курс даст сто очков вперед неграмотно сделанному очному.

И конечно, при любой форме обучения очень много зависит от личности преподавателя. В наших условиях зависимость эта двойная. Во-первых, программа занятий, иллюстрации, раздаточный материал и т.д. Поскольку учебные материалы стандартизированы крайне слабо (даже в рамках одной школы), придя на занятия с одной и той же программой к разным преподавателям, вы можете попасть на фактически разные курсы. С таким разбросом можно и нужно бороться, но, к сожалению, не все это понимают и хотят делать.

Во-вторых, занятие - это не простой пересказ определенных фактов. Усвоение зависит от порядка, манеры и темпа подачи материала, голоса и шуток, которыми преподаватель разряжает обстановку. Ощущение полноценного общения возникает когда преподаватель способен оперативно реагировать на запросы аудитории и быстро отвечать на вопросы. Важно умение держать аудиторию, не терять нить разговора и не давать вопросам из аудитории увести его в сторону. Все это зависит от опыта практической работы и личных качеств преподователя.


Очное обучение

Общее описание.

Процесс известный всем со школы. Учащийся приходит в аудиторию где преподаватель лично проводит занятие. В зависимости от формата занятия может включать или не включать в себя выполнение самостоятельных упражнений в ходе занятия, а так же разбор их преподавателем. Так же могут выдаваться домашние задания с последующей демонстрацией их решения и/или проверкой их выполнения каждым учащимся.

Типичные представители.

Учебный центр «Специалист» http://www.specialist.ru/
Академия фотографии http://www.photoacademy.ru
Школа современной фотографии Photoplay http://photoplay.ru
2White: Институт фотографии http://2white.ru
Школа обработки фотографий Фотолана http://postobrabotka.ru
Фотошкола Михаила Панина http://www.paninphotoschool.ru
Фотошкола компании «Фотопроект» http://www.fotoproekt.ru/port/msk/ru/school/

Плюсы

для учащегося:

  • Большое количество материала. При прочих равных условиях «живое» занятие имеет самую высокую плотность подачи материала на единицу времени.
  • Присутствие преподавателя «вживую». Многим ученикам важно ощущение живого общения с преподавателем, а кому-то просто приятно будет похвалиться личным знакомством с ним.
  • Возможность сразу (по ходу рассказа) задать вопрос. Это важно, потому что незначительное недопонимание в начале темы может привести к полному непониманию уже в середине разговора.
  • Возможность задать вопросы выходящие за рамки разбираемой темы. Обычно это происходит за пределами официальной части (перерывы, время перед или после занятия), но только если преподаватель согласится отвечать.
  • Возможность познакомиться с единомышленниками. Ведь обучение происходит не только на специально организованных занятиях, но и в процессе общения и обмена опытом с коллегами.
  • При отсутствии своего компьютера (или соответствующего ПО) возможность заниматься на компьютерах организаторов (если они предоставляют компьютерный класс). Не очень частая ситуация, но я лично знал пару таких людей.
для преподавателя:

  • Присутствие аудитории «вживую». Преподавателю для эффективного проведения занятия важно чувствовать аудиторию, а проще всего этого добиться при личном общении.
  • Возможность быстро уточнить полученный из аудитории вопрос. А учащиеся не всегда аккуратно формулируют вопросы. А иногда, сами того не подозревая, могут задать вопрос затрагивающий две темы.
  • Умеренное количество демонстрационных материалов. Личное присутствие позволяет держать внимание аудитории без частой смены картинок на экране.
  • Минимум технических средств для проведения занятия. На экран выводится презентация или рабочий стол своего компьютера, а все остальное можно показать руками или указкой.
для организатора:

  • Контроль над техникой. Проектор, компьютеры, мониторы и другая техника находящаяся в аудитории заранее настроены и все учащиеся работают в равных условиях.
  • Более высокая цена. Личное присутствие преподавателя традиционно вызывает большее доверие со стороны учащихся и позволяет продать курс за большие деньги.
  • Защита от пиратства. Видеозапись занятий запрещается повсеместно, аудиозапись разрешается только в некоторых школах. В таких условиях сделать пиратскую версию занятия практически нереально.
Минусы

для учащегося:

  • Высокая цена. При прочих равных условиях за очные занятия берут самую большую цену.
  • Необходимость вести конспект. Раздаточный материал не может вместить все нюансы, по аудиозаписи их так же не всегда удается восстановить, а запись видео запрещена.
  • Привязка по времени к расписанию. Тут ничего не поделаешь: для личного общения все должны встречаться в одно и то же время.
  • Привязка к месту проведения занятий. Если учащиеся и преподаватель живут в одном городе, то это выливается только в затраты времени на дорогу на занятия и обратно.
  • Привязка к городу проведения занятий. А если в разных городах, то учащемуся приходится тратиться на дорогу и проживание.
  • Вал «детских» вопросов от кого-то из коллег. Подробнее об этом чуть ниже.
для преподавателя:

  • Трудности с пересылкой на проверку домашних заданий (если такая проверка планируется). Организаторы очных занятий обычно не имеют системы позволяющей заранее удаленно собрать выполненные домашние задания, чтобы преподаватель мог до следующего занятия проверить их.
  • Привязка по времени к расписанию. этом преподаватель и учащиеся полностью равны.
  • Привязка к месту проведения занятий. Она выливается в дополнительные затраты времени. Как минимум - это дорога на занятия и обратно. А как максимум - командировка на несколько суток с переездами, перелетами, гостиницами и прочими «прелестями» походной жизни.
  • Вал «детских» вопросов. Возможность сразу задать вопрос, не обдумав и не сформулировав его, при наличии в аудитории плохо подготовленного, но деятельного учащегося, нередко приводит к огромному количеству наивных вопросов. Это сбивает с темпа преподавателя, затягивает занятие и раздражает остальных учащихся.
для организатора:

  • Большие накладные расходы. Необходимость арендовать аудиторию, оборудовать ее соответствующей аппаратурой, а в случае приглашения иногороднего преподавателя оплачивать его дорогу и проживание, приводит к немалым затратам. Отчасти этим объясняется большая цена очных занятий.
  • Тяжело организовать практические занятия. Для этого требуется оборудованный компьютерный класс с соответствующим количеством лицензионных копий изучаемого ПО. А это очень дорогое и медленно окупающееся удовольствие.
  • Привязка по времени к расписанию. В ходовое время (по будням после работы и в выходные) группы будут набираться, все остальное время аудитория будет простаивать.
  • Привязка к месту проведения занятий. ля организатора это означает ограничение потенциальной аудитории. На занятие придут только те, кто живет в этом же городе и его ближних окрестностях



Заочное (дистанционное) обучение

Общее описание.

Система обучения хорошо развитая в советское время и потихоньку начинающая возрождаться на новом техническом уровне. По каждому занятию учащемуся передается теоретический материал и практические задачи. После самостоятельного изучения теории он выполняет практические задания и отсылает их на проверку. Вместе с заданиями можно отсылать преподавателю вопросы. Преподаватель проверяет задания, оценивает их выполнение и возвращает вместе со своими комментариями и ответами на вопросы. После этого учащийся получает материалы следующего занятия и т.д. до окончания курса. Я сам таким образом три года отучился в ЗФТШ при МФТИ.

В век интернета пересылка заданий почтой ушла в прошлое. Теперь прочитать теоретические материалы (а может быть даже посмотреть видео) можно прямо на сайте школы. Туда же загружаются выполненные задания и там же свою оценку оставляет преподаватель. Иногда в программу занятий входят одна или несколько веб-конференций, на которых можно пообщаться с преподавателем в реальном времени, иногда даже устно. Это породило терминологическую путаницу.

Заочные школы сегодня часто ошибочно называются «онлайн школами». Отличить одно от другого очень просто. Если в описании вы встречаете фразу: «Вы занимаетесь тогда, когда вам это удобно» или аналогичную ей по смыслу - перед вами заочная школа. Кстати, современные веб-конференции очень напоминают краткие недельные сессии на сдачу которых любой заочник учившийся в ВУЗе приезжал лично и так же мог в течении непродолжительного времени пообщаться с преподавателем. Существуют как чистые заочные школы, так и направления заочного обучения при очных школах.

Типичные представители.

Fotoshkola.ne http://fotoshkola.net
Фотошкола Елены Счастливой http://www.photohappy.ru
Направление в школе современной фотографии Photoplay http://photoplay.ru/onlinecourses.html
Направление в 2White: Институте фотографии http://2white.ru/online/
Направление в школе обработки фотографий Фотолана http://postobrabotka.ru/?p=1534
Российская версия Нью-Йоркского института фотографии http://disted.ru

Плюсы

для учащегося:

  • Низкая цена. При прочих равных условиях заочный курс всегда будет стоить меньше очного. Отчасти это обусловлено меньшими накладными расходами организатора, а отчасти психологией учащегося: если преподавателя ко мне не доставили лично, то и денег больших платить нет смысла.
  • Разбор преподавателем выполненной практической работы. Это, наверное, самая важная часть заочного обучения. Поскольку весь остальной процесс ничем не отличается от самообразования по книгам и видео роликам.
  • Возможность в течении курса повторить пройденный материал. В отличии от очного занятия у вас будет не куцый конспект, а полное письменное описание.
  • Нет привязки к расписанию. Чтобы курсы не растягивались до бесконечности организаторы обычно ограничивают время выполнения задания (обычно от 1 недели до 1 месяца), но в течении этого периода вы можете заниматься в любое удобное время.
  • Нет привязки к месту проведения занятий. Поскольку и места такого нет. Никуда не надо ездить, занимайтесь там, где вам удобно.
  • Нет привязки к городу проведения занятий. Особенно актуально для жителей глубинки, у которых в доступности просто нету соответствующих очных школ.
для преподавателя:

  • Низкая нагрузка. Теоретический материал и задания требуют больших вложений сил и времени при подготовке курса, но в процессе обучения временные затраты преподавателя гораздо меньше, чем при очных занятиях. Фактически, преподаватель не ведет занятия, а только проверяет выполнение заданий.
  • Удобство пересылки и проверки домашних заданий. Все общение и так идет виртуально, поэтому организовать пересылку файлов в этом случае очень просто.
  • Нет привязки к расписанию. Задания можно проверять в любое удобное время.
  • Нет привязки к месту проведения занятий. Не нужно никуда ехать и терять время на дорогу.
  • Нет привязки к городу проведения занятий Можно вообще уехать в другой город или даже страну. Лишь бы был доступ к интернету. Можно даже эпизодический и с не очень хорошим каналом: зашел, скачал задания, проверил, зашел еще раз оставил ответы.
  • Малое количество «детских» вопросов. Задавать вопросы приходится письменно, поэтому учащийся более внимательно обдумывает их, а в процессе сам находит ответы на наиболее простые.
для организатора:

  • Низкие накладные расходы. Не нужно арендовать аудитории и закупать технику. Создание и поддержание сайта стоит гораздо дешевле.
  • Большая устойчивость к колебанию спроса. Падение оборотов (например сезонное) - это всегда неприятно, но отсутствие регулярных достаточно крупных обязательных платежей (арендная плата, зарплата техническому персоналу и т.п.) позволяет проще пережить его.
  • Легко организовать практические занятия. Каждый учащийся работает на своем компьютере и сам добывает себе необходимое ПО. Что немаловажно, в таком случае организатор занятий чист перед законом об интеллектальной собственности аки младенец.
  • Нет привязки к расписанию. Фактически нету и самого расписания и даже такого понятия как «группа». Любой учащийся занимается по индивидуальному плану, поэтому не нужно дожидаться других желающих для начала обучения. Хотя, преподавателю, конечно, удобнее вести группу, одновременно проходящую одни и те же этапы обучения.
  • Нет привязки к месту проведения занятий. Потенциальная аудитория - весь мир, проще набирать учащихся. Преподавателей так же можно привлекать вне зависимости от их места жительства
Минусы

для учащегося:

  • Необходимость все изучать самостоятельно. Как ни крути, а по ходу чтения (просмотра видео) теоретической части никто тебе ничего не подскажет, да и практику надо делать самому. На этом этапе получается практически чистое самообразование.
  • Ограниченные возможности оперативно получить ответы на вопросы. Хотя заочные школы и заводят закрытые форумы для учащихся, оперативность ответа «по переписке» весьма низкая.
  • Нужны навыки набора текста, так как общение с преподавателем происходит письменно. В наш век электронных коммуникаций человек работающий за компьютером должен уметь достаточно быстро набирать текст. В идеале - слепым десятипальцевым методом. Кто еще не умеет, добро пожаловать к Владимиру Владимировичу Шахиджаняну. Он вас научит.
для преподавателя:

  • Большие затраты сил и времени при подготовке учебного материала. Конечно, если дело пойдет, то в дальнейшем это сторицей окупится за счет экономии времени при обучении, но в начале будет нелегко.
  • Нужно набирать достаточно много текста. Почти все общение происходит письменно, а разбор практической работы преподавателем - это то, ради чего многие выбирают заочное обучение.
  • Меньшая оплата, чем при очных занятиях. Все резонно: учащийся меньше платит - преподаватель меньше получает. Конечно, и нагрузка в процессе меньше, так что в среднем все уравнивается.
для организатора:

  • Низкая цена. Заочное обучение невозможно (или крайне трудно) продать дорого прежде всего из-за психологии учащегося.
  • Невысокая защита от пиратства. Печатные, графические и видео материалы легко копируются. Преград всего две: лень учащегося (мало скопировать текст и картинки, их надо сверстать, вставить видео и т.д.) и его же здоровое чувство собственника (если я за это деньги заплатил, то зачем я буду кому-то раздавать это бесплатно)
  • Необходимость создавать сайт с автоматизированной системой регистрации, оплаты, рассылки заданий и т.п. Странички в соц. сетях - это конечно неплохо, но при нормальной организации дела от создания сайта в наше время все равно не уйти. Так что это скорее не минус, а стимул.



Онлайн обучение

Общее описание.

Это достаточно навый формат обучения, появившийся вместе с техническими возможностями обеспечить связь находящихся в разных местах учащихся и преподавателя. Причем связь двухстороннюю и в режиме рального времени (отсюда и само название «онлайн»). Ранее был практически невозможен. Лекция, которую профессор мог прочитать позвонив по междугороднему телефону в аудиторию не в счет.

Преподаватель и учащиеся в назначенное время со своих компьютеров заходят в виртуальный класс. Дальше занятие по сути практически не отличается от очного. Учащиеся видят трансляцию из студии (если работа идет в студии) или с экрана компьютера преподавателя. Они слушают живые объяснения, оперативно получают ответы на заданные вопросы. Основное отличие от очного занятия - вопросы задаются письменно.

На сегодняшний день планомерным онлайн обучением в России практически никто не занимается. До недавнего времени это была вотчина энтузиастов-одиночек, проводящих отдельные онлайн семинары. Потихоньку к ним подключились некоторые очные школы, но опять же с отдельными занятиями (семинарами и мастер-классами). И это опять породило терминологическую путаницу.

Онлайн обучение сегодня ошибочно называют «вебинар» (семинар в web). Ошибочно, потому что сам термин «вебинар» подразумевает не только форму занятия (онлайн), но и его формат (отдельное занятие). Учитывая предыдущую путаницу с онлайном и заочкой должно быть понятно, почему меня так веселят вопросы: «А у вас онлайн занятия или вебинары?» Так и хочется ответить: «У нас как раз онлайн, но по вашему это будет вебикурсы»

Типичные представители.

Виртуальная школа Profile http://www.profileschool.ru

Плюсы

для учащегося:

  • Достаточно низкая цена. Основная причина та же, что и для заочных занятий: меньшие накладные расходы организатора. Психологический фактор учащегося тоже есть, но он скорее вызван пониманием меньших расходов со стороны организатора. Люди участвовавшие в онлайн занятиях быстро приходят к выводу, что общение с преподавателем в этом случае не сильно отличается от личного.
  • Достаточно большое количество материала. Плотность подачи материала  на единицу времени чуть меньше, чем на «живом» занятии. Но если преподаватель адаптировался к такой форме проведения занятий разница будет в пределах 10%.
  • Присутствие преподавателя практически «вживую». Конечно, он не бегает по аудитории, а отображается на экране, но при этом ведет живое занятие, реагирует на эмоции аудитории и переписку в чате. У человека привыкшего к компьютерам, соц. сетям и скайпу, экран, отделяющий его от преподавателя, исчезает очень быстро.
  • Возможность сразу (по ходу рассказа) задать вопрос. Об этом я упоминал ранее: незначительное недопонимание в начале темы может привести к полному непониманию уже в середине разговора.
  • Возможность задать вопросы выходящие за рамки разбираемой темы. Обычно это происходит за пределами официальной части (перерывы, время перед или после занятия), но только если преподаватель согласится отвечать.
  • Разбор преподавателем выполненной практической работы. Причем не только относительно краткий персональный письменный разбор, но и наглядный разбор в онлайне на следующем занятии с показом интересных вариантов решения и возможных ошибок. Не только вашей (если вы ее совершили), но и других учащихся, конечно, без упоминания имен.
  • Возможность в течении курса повторить пройденный материал. В отличии от «живых» занятий в онлайне есть технические возможности сразу сделать запись занятия. Причем, не просто видеозапись, а запись с полным функционалом виртуального класса. С возможностью в любой момент просмотреть вопросы и чат, перейти по имеющимся ссылкам, скачать предоставленные файлы.
  • Нет привязки к расписанию. помянутая выше возможность позволяет посетить онлайн занятие даже если вы пропустили назначенное время. Конечно, вы окажетесь молчаливым гостем и не сможете задать свой вопрос (на этом занятии), но все-таки вы не пропустите занятие (как на очных курсах), освоите его материал, а вопросы сформулируете и сможете задать их на следующем занятии.
  • Нет привязки к месту проведения занятий. Поскольку и места такого в реальном мире нет. Никуда не надо ездить, занимайтесь там, где вам удобно.
  • Нет привязки к городу проведения занятий. Особенно актуально для жителей глубинки, у которых в доступности просто нету соответствующих очных школ.
  • Возможность познакомиться с единомышленниками. Чат позволяет вести активное общение (этакий аналог перешептыванию в классе), но при этом не мешает преподавателю. А завести товарищей по интересам, живущих в других городах (или даже странах), иногда бывает даже более полезно, чем среди земляков.
  • Конспект. В чем состоит плюс онлайн конспекта я расскажу отдельно в следующий раз.
для преподавателя:

  • Присутствие аудитории практически «вживую». Конечно, в онлайне нет возможности увидеть глаза учащихся или прислушаться к интонации с которой задан вопрос. Но по задаваемым вопросам, репликам в чате, эмоциональному статусу участников достаточно быстро начинаешь чувствовать аудиторию. Не просто как список фамилий, а как коллектив личностей.
  • Возможность быстро уточнить полученный из аудитории вопрос. Уточнение придет с некоторой задержкой, поскольку учащийся будет набирать его на клавиатуре, но достаточно быстро, чтобы можно было правильно ответить на вопрос.
  • Меньшее, по сравнению с заочным обучением, количество материалов. Нужно подготовить разбираемые примеры, схемы (если надо) и конспект. Все остальное будет рассказываться на занятии.
  • Удобство пересылки и проверки домашних заданий. Все общение и так идет виртуально, поэтому организовать пересылку файлов в этом случае очень просто.
  • Малое количество «детских» вопросов. Задавать вопросы приходится письменно, поэтому учащийся более внимательно обдумывает их, а в процессе сам находит ответы на наиболее простые.
  • Нет привязки к месту проведения занятий. Не нужно никуда ехать и терять время на дорогу.
  • Нет привязки к городу проведения занятий. ожно вообще уехать в другой город или даже страну. Лишь бы в нужное время был доступ к интернету с хорошей скоростью и стабильностью.
  • Нет привязки к городу проведения занятий. У этого факта есть еще один плюс - учащиеся могут быть из разных часовых поясов. А это значит, что нагрузка на преподавателя ложится более равномерно, а не только в обычные для очников «по будням вечером плюс выходные».
для организатора:

  • Низкие накладные расходы. Необходимо арендовать виртуальный класс и делать автоматизированную систему на сайте школы, но это все равно стоит гораздо дешевле, чем аренда реальной аудитории, ее ремонт, оборудование и закупка техники.
  • Большая устойчивость к колебанию спроса. Падение оборотов (например сезонное) - это всегда неприятно, но отсутствие регулярных достаточно крупных обязательных платежей (арендная плата, зарплата техническому персоналу и т.п.) позволяет проще пережить его.
  • Более высокая по сравнению с заочным обучением цена. При том что географически преподаватель и учащиеся находятся в разных местах, они все-таки одновременно присутствуют в виртуальном классе. И учащиеся фактически получают очное обучение, а не занимаются самообразованием по подготовленным автором курса материалам.
  • Легко организовать практические занятия. Каждый учащийся работает на своем компьютере и сам добывает себе ПО. И в любом случае организатор не несет ответственность за легальность или нелегальность его использования.
  • Нет привязки к месту проведения занятий. Потенциальная аудитория - весь мир, проще набирать учащихся. Преподавателей так же можно привлекать вне зависимости от их места жительства. А поскольку учащиеся живут в разных часовых поясах, проще организовать более равномерную по времени загрузку преподавателей.
  • Нет необходимости решать вопросы с теми, кто пропустил занятие. Они всегда могут посмотреть его запись и нагнать группу.
  • Относительная защита от пиратства. Конечно, можно скопировать текстовую часть конспектов и сделать видео захват экрана. Но даже один раз попробовав занятия в полном функционале виртуального класса понимаешь, какой бледной тенью этого является видео ролик.
Минусы

для учащегося:

  • Требуется достаточно хороший канал доступа в интернет. Иначе все будет тормозить и смотреть занятие полноценно будет просто невозможно. Но, для человека дошедшего до онлайн занятий, в наше время это не должно быть большой проблемой. Тем более что требования к скорости не заоблачные.
  • Привязка по времени к расписанию. Ничего не поделашь, чтобы общаться в реальном времени надо делать это в одно и то же для всех время. Хотя, в данном случае у учащегося есть плюс, о котором я писал выше.
  • Нужны навыки набора текста, так как общение «учащийся - преподаватель» происходит практически полностью письменно. Выше я уже говорил, добро пожаловать Владимиру Владимировичу Шахиджаняну. Хотя и набора двумя с половиной пальцами вполне хватит. В этом даже плюс есть: лаконичный вопрос нужно лучше формулировать.
для преподавателя:

  • Требуется больше демонстрационных материалов, чем на очном занятии. Чтобы держать внимание учащихся в онлайне надо чаще менять картинки.
  • Большая нагрузка на преподавателя. Требуется параллельно с рассказом управлять виртуальным классов. То, что на очном занятии можно было сделать взмахом указки или показать буквально на пальцах, в онлайне приходится делать при помощи специальных функций класса или дополнительный иллюстраций.
  • Стабильный доступ в интернет с хорошей пропускной способностью.
  • Привязка по времени к расписанию. В этом работа онлайнового преподавателя ничем не отличается от работы очного.
  • Нужно набирать достаточно много текста. Меньше, чем при заочном обучении, поскольку часть разбора работ может быть произведена в онлайне, но личные комментарии все-таки требуются.
для организатора:

  • Низкая по сравнению с очным обучением цена. Ниже накладные расходы - должны быть ниже цены. Это прекрасно понимают и учащиеся и организаторы. А в условиях нашей страны дополнительно влияет сильное расслоение доходов по регионам. Поскольку аудитория онлайн школы не ограничивается одним городом, цена обучения должна быть приемлема не только для жителей Москвы и Санкт-Петербурга.
  • Слабый контроль над техникой. Занятия проводятся с использованием сложных технических средств (как бы банально это ни звучало). Организатор онлайн занятий может влиять только на свои каналы связи, соединяющие его машины с серверами обеспечивающими работу виртуального класса. Обеспечить скоростные каналы для всех учащихся он не в состоянии.
  • Относительная защита от пиратства. Я писал об этом в «плюсах», но защита все-таки относительная. Виртуальное занятие гораздо проще спиратить, чем очное.
  • Необходимость создавать сайт с автоматизированной системой регистрации, оплаты, рассылки заданий и т.п. Но тут уж ничего не поделать: работая полностью в онлайне надо и систему иметь соответствующую.


Про книги, видеокурсы, хаотичное бегание по интеренту и персональные занятия с наставником во второй части.

Previous post Next post
Up