Содержание предыдущих серий. В первой части мы говорили о
методике анализа и алгоритме работы режима Normal. Далее рассмотрели работу пар затемняющих и осветляющих режимов:
Darken и Lighten;
Multiply и Screen;
Color Burn и Color Dodge;
Linear Burn и Linear Dodge. Потом обсудили контрастные:
Overlay, Soft Light,
Hard Light, Vivid Light, Linear Light, Pin Light; и разностные:
Hard Mix, Difference, Exclusion Ну вот, мы и завершили разбирательства с поканальными режимами. Можете вздохнуть свободно: я больше не буду приставать к вам с семействами кривых и «невзрачными черно-белыми шашечками». Давайте только закроем небольшой должок.
Разбираясь с нормальными, осветляющими и затемняющими режимами мы пропустили три из них: Dissolve, Darker Color и Lighter Color. Пропустили специально, чтобы не отвлекаться от анализа поканальных режимов, а сейчас разберемся с ними.
Чтобы разобраться с ними нам потребуется новый паттерн. Исходным (то есть лежащим внизу) будет уже знакомый яркостный клин, только окрашенный в красный цвет. Сверху для каждой полосы указана ее яркость в Lab. Корректирующий (накладываемый) клин окрашен зеленым, а яркость в Lab rаждой полосы указана слева.
Darker Color
В режиме Darker Color программа целиком оставляет цвет яркость которого в Lab меньше. При этом само изображение не обязательно должно быть в цветовой модели Lab. Для RGB и CMYK картинок Lab-яркости вычисляются на лету в соответствии с их профилями.
Окрашивая клинья я делал простые образца для наглядной демонстрации работы этого режима, не пытаясь задать равные приращения яркостей от плашки к плашке или выровнять их для красной и зеленой картинки. Однако, в одном месте яркости все-таки сравнялись. Посмотрите на клетку H7, оба цвета имеют на ней яркость 93. Но остаться должен только один, и в этот раз остается зеленый.
Почему именно он? Не знаю. Возможно, что его яркость все-таки была меньше: канал Lightness отградуирован на 100 делений, но реально в нем живет картинка из 256 тоновых уровней (для 8-битного режима). А может быть, в программу просто вставлено жесткое условие: при совпадении яркости выбирать накладываемый цвет. В конце концов, такое ли это ценное для вас знание, чтобы тратить на него время?
Lighter Color
В режиме Lighter Color программа целиком оставляет цвет яркость которого в Lab больше. Этот режим так же работает в различных цветовых моделях. А теперь давайте зададим самый веселый вопрос: «Зачем в программу добавили эти режимы?»
Для ответа на него достаточно перевести любое изображение в Lab, создать новый слой и открыть в палтире Layers выпадающий список режимов наложения. Вы убедитесь, что режимы Darken и Lighten не активны. Вот для их замены и были введены наши сегодняшние подопечные.
При работе в RGB в любом канале мы имеем яркость какого-то источника света (красного, зеленого или синего). Поэтому операции по выбору меньшей/большей из двух яркостей можно с чистой совестью проводить в каждом канале. В Lab яркость задается только в одном канале - Lightness.
Цветоразностные каналы a и b несут совершенно другую информацию, поэтому их наложение в режимах Darken или Lighten даст совершенно неадекватный результат. Darker Color и Lighter Color обхдят эту проблему просто не сравнивая цветоразностные каналы, а забирая их содержимое «в комплекте» с выбраным яркостным.
Такой подход не лишен логики, но зачем в Lab «закрыли» Darken и Lighten? Да, в цветоразностных каналах содержитя информация не о яркости, но задается-то она все равно при помощи 256 тоновых уровней. И чисто формально можно было бы оставить возможность пройтись по ним кистью в режиме Darken или Lighten. Пару раз мне очень этого не хватало при борьбе с цветовыми рефлексами.
Dissolve
Для иллюстрации работы Dissolve зеленый клин наложен на красный с разными непрозрачностями. Результат наложения сильно увеличен: маленькие квадратики составляющие мозаику - это отдельные пиксели.
При 100% непрозрачности наложение в режиме Dissolve ничем не отличается от Normal. Разница между этими режимами в реализации уменьшеной непрозрачности.
В режиме Normal при уменьшении непрозрачности верхнего слоя фотошоп поканально усреднял яркость между исходной и корректирующей. В режиме Dissolve программа просто выкидывает соответствующую часть пикселей корректирующего изображения, востанавливая на их месте исходные.
При работе с фотографией мы полагаем, что размер отдельного пикселя настолько мал, что он не различается глазом как отдельный элемент (в противном случае встает вопрос о нехватке разрешения картинки). Таким образом для нас данный режим интереса не представляет.
В следующий раз мы рассмотрим оставшиеся четыре режима:
Hue, Saturation, Color и Luminosity. Все они являются композитными, то есть программа обсчитывает взаимодействие цветов целиком, а не отдельных пар каналов.
Желающие посетить очные занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий в
заглавном посте моего ЖЖ. Там же вы найдете ссылки на другие мои статьи.
Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.
Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте zhur74@livejournal.com
© Андрей Журавлев (aka zhur74), июнь 2011 г.
Первая публикация
http://zhur74.livejournal.com/17811.html