Цена отсечения возвращается

Jun 29, 2012 20:59

(колонка на повестку в Эксперт о бюджетном послании - не успели в текущий номер, к сож., я не люблю работать и всегда опаздываю) Падение цены нефти на 35 долл. за барр. за последние 3 месяца (в среднегодовом исчислении оно означало бы сокращение годовых доходов федерального бюджета более чем на 2 трлн. руб., или 17% от запланированных на текущий год бюджетных расходов) похоже оказало весьма отрезвляющее влияние на российские власти. В Бюджетном послании, оглашенном Президентом РФ на минувшей неделе, центральное место уделено «бюджетному правилу», которое предстоит ввести со следующего года.

Назначение «правила» - по возможности страховать бюджет от перепадов нефтяных цен, для чего предлагается рассчитывать использование нефтегазовых доходов исходя из цены нефти за последние 5 лет (период усреднения будет расти, и к 2018 достигнет10 лет). Избыток нефтегазовых доходов против плана будет направляться в Резервный фонд, а недостаток - черпаться оттуда. Сама величина Резервного фонда будет ограничена некоторым пределом (пока официально не названным, ранее премьер Д.Медведев назвал в порядке предлагаемого экспертами варианта цифру в 7%ВВП), и если случится так, что этот объем будет достигнут (это может произойти в случае перманентного повышения нефтяных цен в течение некоторого периода), то избыточные доходы от нефтегазового богатства пойдут в Фонд национального благосостояния.

Предлагаемое бюджетное правило можно рассматривать как шаг в сторону более консервативной финансовой политики по сравнению со сложившейся в послекризисный период практикой, когда параметры бюджета считаются от «прогнозной» цены нефти (которую, как известно, никто прогнозировать не умеет, за последние 30 лет реальная цена нефти сначала упала в 7.8 раза, а потом вернулась обратно). Как подсчитал А.Силуанов, в 2012г. цена на нефть для формирования бюджета при применении правила составила бы 92 долл./барр., в 2013г. - 93 долл./барр., в 2015г. - 94 долл./барр., тогда как на текущий год бюджет сформирован, исходя из цены на нефть в 115 долл./барр., (сказалась «ценовая эйфория» начала года, и большие объемы уже освоенного в предвыборный период бюджетного финансирования), имея при этом дефицит в 0.1%ВВП.

Однако пока бюджетное послание оставило в части использования нефтегазовых доходов больше вопросов, чем дало ответов на них. Во-первых, какой дефицит бюджета против рассчитанных от «цены отсечения» доходов будет считаться допустимым? В «Стратегии-2020» появлялась предельная цифра в 2.5% (покрываемая размещением гособлигаций, притом что нефтегазовый фонд одновременно мог бы и пополняться), однако сохранится ли эта, или какая-то другая цифра, пока непонятно. Минфин считает, что России необходимо выйти на ненефтегазовый дефицит бюджета в размере 7% от ВВП (а в перспективе сократить его до 5%), и, возможно, расходы будут считаться исходя из какой-то «дорожной карты» по этому показателю. Но неясно, сможет ли предлагаемое правило обеспечить последовательное движение к намеченной цели.

Во-вторых, как уже отмечалось, данное правило, даст возможность продолжить накопление ФНБ лишь при перманентом росте реальной цены нефти. Возможно, так и будет происходить, но может быть, и нет. В этом смысле прежнее бюджетное правило, введенное с 2008 года, и приостановленное в кризис, предусматривавшее распределение доходов в соответствии с долями ВВП, было гораздо более осмысленным, так как четко прописывало роль ФНБ - доходы от инвестирования его средств должны были заместить нефтегазовые доходы по мере исчерпания запасов нефти. Теперь же ФНБ, непонятно почему, увязывается с трансфертами в Пенсионный фонд, к которому он, в общем-то, не имеет прямого отношения. Правда, преимущество вводимого теперь правила в том, что оно позволяет в большей мере адаптировать использование нефтегазовых доходов к перманентному повышению цен, тогда как правило, основанное на долях ВВП, в этом случае могло бы увести неоправданно большую долю таких доходов в сбережения.

В-третьих, опора на более консервативный прогноз нефтегазовых доходов при одновременном ограничении дефицита бюджета, означает, что расходы правительства придется поджать. А.Силуанов на прошлой неделе сообщил, что дефицит бюджета РФ в 2013 году с учетом бюджетных правил может составить 1,6% ВВП, на 2014 год - 0,7% ВВП, на 2015 год - около 0,11% ВВП, при этом все взятые ранее обязательства государства должны быть выполнены. Поскольку расчетная цена нефти будет понижена, это означает снижение расходов против параметров действующей бюджетной трехлетки.

Бюджетное послание не указывает, за счет каких бюджетополучателей это сделать, повторяя привычные мантры о необходимости большей эффективности и сохранении стабильности ненефтегазовых налогов. Минфин тут более конкретен, предлагая сократить уже в будущем году на 86 млрд. руб. дефицит Пенсионного фонда, не обсуждая при этом ни вопросов снижения ставок страховых взносов, ни повышения пенсионного возраста.

Среди мер, которые предлагает Минфин, в частности, изменение подходов к вопросу о том, кто должен оплачивать выход граждан на досрочные пенсии. Минфин предлагает переложить это бремя с государства на работодателей. У ведомства есть предложения и по сокращению численности военнослужащих. Как заявила зам. министра Т.Нестеренко, предлагается сократить численность призывников на 10%. При этом она напомнила, что президент РФ уже озвучил предложение сократить численность сотрудников, приравненных к военнослужащим, на 15%. По мнению ведомства, можно поставить задачу их сокращения на 20% и приближать сроки этого сокращения.

Бюджет, Бюджетное правило, Просветитьки, Нефть

Up