Во время работы над текстом о
Солигаличском восстании 1918 года, подавленного красными карателями (среди жертв было четыре новомученика, канонизированных в августе 2000 года Русской Православной Церковью), я наткнулся ещё на одну фигуру этого тяжёлого и кровавого периода истории нашей страны.
Борис Колосов. 1918. Это Борис Николаевич Колосов (1902 - 1923), основатель солигаличского комсомола. Его отец - Николай Яковлевич Колосов, сельский учитель. Был учителем в Чудцовском и Лосевском одноклассных земских училищах, в 1905 году стал заведующим Зашугошского двухклассного училища (село Зашугомье Зашугомской волости Солигалического уезда Костромской губернии). Старший брат - прапорщик Колосов Пётр Николаевич, участник Первой мировой войны. Борис появился на свет в селе Лосево, где работал тогда его отец. В 1915 году поступил в Солигаличское реальное училище (здание сохранилось, оно находится по адресу Набережная реки Костромы, 20). Через год Борис был снят с поезда под Ригой при попытке бежать на фронт. После революции училище переформировано в Солигаличскую школу 2-й ступени. В ней Колосов был членом ученического исполкома. В этом качестве он принял активное участие в создании первой городской комсомольской ячейки в июне 1920 года. В начале месяца костромской губком комсомола отправил письмо в исполком школы, а уже 20 июня состоялось организационное собрание ячейки. Солигаличские комсомольцы «изучали военное дело» в сформированном в городе взводе ЧОН (части особого назначения) - фактически, карательном отряде. «В 1921 году комсомольская организация Солигаличского уезда принимает самое активное участие в сборе средств для голодающих детей Поволжья», пишет современный исследователь истории солигаличского комсомола. Судя по всему, это означало то же самое, что имело место в то время в других городах и регионах страны - грабёж церквей, у которых отбирали всё самое ценное якобы для «помощи голодающих». На деле же всё было совсем иначе: «Драматизм произошедшего еще и в том, что, как ныне становится известно, эти драгоценности не были направлены на помощь голодающим Поволжья. Большая часть изъятого была истрачена на проведение самой кампании, была направлена на обеспечение партийного и советского аппарата и безвозвратно исчезла за границей». Так что, по всей вероятности, герой нашего рассказа в это время занимался воровством в составе организованной группировки и был одним из её главарей.
В 1921 году Борис Колосов заканчивает школ, вступает в РКП(б) и осенью поступает на Костромской рабфак по комсомольской путёвке, где его избирают председателем студенческого комитета, а губком комсомола назначает редактором губернской комсомольской газеты «Голос Молодёжи». Летом 1922 года его отправляют практически на край страны - в Якутию, где назначают заведующим орготделом обкома комсомола. Здесь его карьера внезапно прервалась вместе с его короткой жизнью. 2 марта 1923 года Борис Николаевич Колосов погиб в бою при взятии станции Амга отрядом Карла Байкалова (Карлис Некунде, 1886 - 1950), командующего войсками Якутской области и Северного края, и похоронен там же. В это самое время (март 1922 - июнь 1923) в этих краях началось и шло восстание против советской власти под руководством прибывшего из Владивостока генерала Пепеляева. Так вышло, что он был последним белым командиром, который вёл бои против красных на территории России. К тому времени, когда Дитерихс эвакуировался со своими войсками из Владивостока (октябрь 1922), белогвардейцы в Якутии продолжали бороться, несмотря на то, что они были отрезаны от тыла и от возможности эвакуации и получения подкреплений и поддержки. Эта героическая страница нашей истории была описана в документальном романе Леонида Юзефовича «Зимняя дорога», вышедшем в 2015 году.
В начале 1930-х годах улицу Макарьевская Слобода переименовали в улицу Бориса Колосова. На доме №30 по улице Карла Либкнехта (Пятницкая), где он жил с 1918 по 1919 годы, установлена мемориальная доска. 23 декабря 2015 года на улице Бориса Колосова по инициативе учащихся и преподавателей местной средней школы и при поддержке городской и районной администраций установлена памятная доска, гласящей о том, в честь кого она была названа. Ученица школы, бывшая среди тех, кому принадлежала инициатива, сказала в интервью местной газете следующее: «Ближе познакомившись с историей комсомольской организации, мы обратились к главе города Вячеславу Чижикову с просьбой оказать помощь в изготовлении памятной доски, и сразу нашли понимание и поддержку». Как больно звучат эти слова! В то время, как улицы этого прекрасного русского города носят имена палачей и убийц, когда одна из крупных и главных улиц города носит имя главаря местных карателей и грабителей, а получить разрешение на установку памятной доски одному из тех, кто отметился с весьма неприятной стороны, проще простого, забыты и никак не увековечены в городской топонимике те, кто ценой жизни боролся против большевицкого и революционного ада. Никак не увековечены в названиях улиц святые новомученики и погибшие вместе с ними горожане, никак не увековечен уроженец города русский националист, монархист, член Союза Русского Народа Пётр Березовский. Нет ни улицы, ни памятника выдающемуся предпринимателю Василию Кокореву, 200-летний юбилей со дня рождения которого будет отмечаться в этом году (надеемся, что отцы города пойдут навстречу, но если ничего не будет сделано - это будет позор). Не увековечен управляющий Русско-Американской компанией Иван Купреянов, имя которого носят гавань в заливе Аляска, гора, мысы и ледник в Антарктиде, остров архипелага Александра, полуостров и залив на Аляске, а в родном городе о нём словно забыли. А святитель Иона Московский, первый глава автокефальной Русской Церкви, не подчинившейся Флорентийской унии, и прославивший св.преп.Сергия Радонежского как общерусского святого! Отрадно то, что в городе не забыли своих знаменитых земляков, таких как Иван Сытин, Геннадий Невельской, майор Фёдор Горталов, ряд участников великой Отечественной (среди которых - Герои Советского Союза). Но всё же хочется вопить от возмущения, видя имена коммунистических палачей и преступников на улицах русских городов, в том числе и Солигалича.
Неужели не найдётся места русским людям на улицах русских городов? Неужели не сдует с них имена палачей и грабителей, которые измывались над русским народом? Хотелось бы надеяться на то, что рано или поздно это случится.
PS После появления этого текста в ЖЖ, мне пришла информация, что 25 апреля 2017 года в Солигаличе торжественно установят мемориальную доску в честь Василия Кокорева. Пока ещё точно неизвестно, где будет установлена доска - на территории санатория имени А.П.Бородина (ещё один знаменитый человек, связанный с городом) или на здании районной администрации.