Имя святого праведного Иоанна Кронштадтского известно каждому православному христианину. Слава его при жизни гремела на всю Россию, на богослужения к нему в храм собирались огромные толпы народа. Сразу после его смерти, император Николай II, будущий святой страстотерпец, убиенный врагами Христовыми, открыто и прямо назвал о.Иоанна святым. В 1964 году канонизирован РПЦЗ, а РПЦ - 8 июня 1990 года. Св.прав.Иоанн является одним из почитаемых русских православных святых.
Ранее я уже писал в
своём посте о нём, что в советское время его ненавидела официальная пропаганда - за то, что он был убеждённым монархистом (как и положено православному человеку) и состоял в Союзе Русского Народа. Так он и упоминался в советских энциклопедических изданиях как «черносотенец, реакционер, контрреволюционер, погромщик». В своё время, как я уже писал, за его почитание мне досталось от возмущённых бесноватых коммунистов-безбожников. В своём пасквиле они обвиняют меня в «грехе поповщины», что не может не веселить - безбожник с такой лёгкостью и самоуверенностью говорит о грехах, оборачивая белоё чёрным. Но этот пасквиль, в свою очередь, подтолкнул меня к ещё большему почитанию св.прав.Иоанна.
Позже я узнал о том, что о.Иоанн не раз посещал нашу вологодскую землю и наш богохранимый град Вологду. Первое посещение Вологды датируется 6 июля 1892 года, когда о.Иоанн возвращался из родной Суры в Петербург. Собственно, он бывал в нашем городе будучи проездом на родину или назад, в Кронштадт. 12 июля 1895 года посещает Вологду и совершает богослужение в Спасо-Всеградском соборе, после чего был принят в доме городского головы Николая Волкова. 28 июня 1896 года возвращаясь в Петербург он снова посещает Вологду, где по традиции совершает богослужение в Спасо-Всеградском соборе. 1 июля 1897 года о.Иоанн снова в Вологде, посещает Горне-Успенский женский монастырь и Дом трудолюбия (аналогичный был создан в Кронштадте о.Иоанном и бароном Буксгевденом). Этот дом был открыт в 1894 году на средства и пожертвования Городской Думы. В ноябре 1896 года он переместился из Ярмарочного дома на Гостинодворской (ныне - Мира, 6) на Фрязиновскую набережную (ныне - набережная VI армии), где для него было куплено каменное двухэтажное близ церкви св.ап.Андрея Первозванного. В апреле 1898 года при нём открылась воскресная школа. 23 июня 1903 года вновь посетил Вологду, служил обедню в Спасо-Всеградском соборе, после чего побывал в усадьбе Волкова Осаново. Там же присутствовали епископ Вологодский и Тотемский Алексий (Соболев), вологодский губернатор Александр Лодыженский и вице-губернатор Михаил Иславин. 27 мая 1907 года служил в Казанском храме, где сегодня ему регулярно совершаются молебны и планируется освятить один из приделов в его честь.
О.Иоанн посещал и другие города нашего края - находящиеся на территории Вологодской и Новгородской губерний. В их числе - город Устюжна, которую о.Иоанн посетил 12 июля 1905 года и ночевал там в доме одного из местных купцов (в нём сейчас - библиотека). Если смотреть на записки Сергея Животовского, который 34 дня провёл с о.Иоанном в путешествии по Северу России, то можно установить, в каких городах области он побывал. 27 мая 1903 года он прибыл в Вытегру, утром следующего дня служил обедню и произнёс слово против раскольников, которых было немало в этих краях. Также он гостил у семейства Лопарёвых - 27-го был в их загородном имении, а 28-го - в их городском доме. 29-го посетил Вытегорский погост, где служил обедню. В Белозерск не заходили, проплыв мимо его вечером 30 мая. 31 мая о.Иоанн посетил Горицкий женский монастырь, оттуда пешком в Кирилло-Белозерский монастырь, где отслужил краткий молебен у раки преп.Кирилла, выпил стакан чаю с архимандритом Феодосием, а затем посетил город Кириллов. Из Кириллова поплыли к Кубенскому озеру. «Весь путь наш от Кириллова до Кубенского озера был каким-то триумфальным шествием отца Иоанна. То, что происходило здесь, не поддается описанию. Целые села от мала до велика высыпали навстречу нам и бежали по нескольку верст, падая на колени, простирая к отцу Иоанну руки и крестясь», пишет Животовский. На пароходе «Святой Николай Чудотворец», специально прибывшем за о.Иоанном из Суры поплыли дальше и посетили Спасо-Каменный монастырь на острове в Кубенском озере. Там о.Иоанн отслужил обедню и пожертвовал солидную сумму на монастырские нужды, после чего двинулись дальше, по Сухоне. 2 июня, рано утром, прибыли в Тотьму, где остановились всего на полчаса. 3 июня прибыли в Великий Устюг, где о.Иоанн служил обедню в местном Успенском соборе, а оттуда, мимо Котласа, по Северной Двине - в Пинегу, в родные края. Вернулись на Вологодскую землю 19 июня, проплывая в полночь мимо Котласа. Вечером 20 июня прибыли в Великий Устюг. Здесь о.Иоанн совершил одно из своих исцелений:
«Когда отец Иоанн собирался возвратиться на пароход, к нему обратились с просьбой посетить одного больного юношу, который был ушиблен лошадью и теперь лежал дома, не имея возможности двигаться. По словам просивших его навестить, доктора отказались его лечить, так как у больного образовалось нечто вроде гангрены.
Когда приехал к больному отец Иоанн, он сказал ему:
- Если можешь с верой помолиться, то молись и надейся, и Господь услышит тебя и поможет.
- Верю, батюшка, всем сердцем верю, помолитесь обо мне, - ответил ему юноша.
Отец Иоанн начал молиться. Когда после окончания молитвы отец Иоанн, простившись с семьей, направился к выходу, больной сам поднялся со своего места, отбросил костыли в сторону и, пошатываясь, пошел провожать к выходу отца Иоанна.
- Смотри, мама, - проговорил он, - я без костылей уже могу держаться.
Такая быстрая метаморфоза заинтересовала даже самого отца Иоанна, и он сказал больному, чтобы тот, когда выздоровеет совсем, написал бы ему о себе письмо».
От Устюга до Вологды плыли 3 дня. 21 июня утром отец Иоанн служил обедню в селе Брусницы. 22 июня, утром, служил обедню в Иколицах, в пятидесяти верстах от села Шуйское. Вечером вошли в реку Вологду и в полночь пристали в нескольких верстах от города, а утром, в 8 часов, 23 июня, прибыли туда (о пребывании о.Иоанна в Вологде было написано выше). Затем отправились дальше и вечером вышли в Кубенское озеро. Утром 24 июня пересекли озеро и по каналу пошли к Шексне, по которой ночью прошли мимо Череповца. Вечером 25 июня прибыли в Рыбинск Ярославской губернии. Затем о.Иоанн отправился в Романов-Борисоглебский (позже - Тутаев). Как я полагаю, примерно тогда о.Иоанн посетил и город Солигалич, где он пожертвовал 100 рублей на строительство тюремного Никольского храма, возле которого в 1918 году будут расстреляны
солигаличские мученики.
Говоря о связи о.Иоанна с Вологодчиной, нельзя не вспомнить про священническую семью Орнатских из Череповецкого уезда Новгородской губернии. Священник Богоявленской церкви в Новой Ёрге 1-й Петринёвской волости Череповецкого уезда Новгородской губернии Николай Платонович Орнатский был сыном Платона Иосифовича Орнатского, получившего свою фамилию от двоюродного дяди по матери - епископа Пензенского и саратовского Амвросия (Андрея Антиповича Орнатского), который был родом из погоста Чудь села Пречистого Шухободской волости Череповецкого уезда (ныне - Абакановское сельское поселение Череповецкого района). Один из его сыновей -
Философ Орнатский, который в 1913 - 1918 годах был настоятелем Казанского собора в Санкт-Петербурге. 30 октября 1918 года его вместе с двумя сыновьями, военным врачом Николаем и артиллерийским штабс-капитаном Борисом расстреляли большевики. В августе 2000 года все они были канонизированы как новомученики. До этого, 19 января 1918 года при попытке ограбления Александро-Невской лавры были смертельно ранен большевицкими карателями (скончался в тот же вечер) свояк (муж сестры жены) протоиерей Пётр Скипетров (канонизирован в декабре 2001 года как новомученик). О.Философ принимал участие в его отпевании митрополитом Петроградским Вениамином (расстрелян большевиками в августе 1922 года, канонизирован в 1992 году). Известно, что в 1905 году он, будучи выдающимся проповедником, призывал рабочих Нарвского района - места особой активности революционных пропагандистов - к верности императору Николаю II. В 1905 году разрешил печатать второй том «Моей жизни во Христе» о.Иоанна. Был гласным Петербургской городской думы (1893 - 1917). В 1909 году произнёс надгробное слово в конце литургии на отпевании о.Иоанна Кронштадтского.
Младшим братом о.Философа был о.Иоанн Орнатский, священник церкви Свято-Иоанновского монастыря в Петербурге (1904 - 1922), основанного о.Иоанном Кронштадтским в честь его святого покровителя - преп.Иоанна Рыльского (в этом монастыре сегодня пребывают мощи св.прав.Иоанна). О.Иоанн Орнатский был женат на Анне Семёновне Малкиной, дочери Дарьи Ильиничны Сергиевой, сестры о.Иоанна Кронштадтского, который был восприемником своих племянников - Антония и Надежды. О.Иоанн Орнатский присутствовал при кончине своего шурина и читал по нему отходную. В 1922 году он оказался под судом по делу об изъятии церковных ценностей и по процессу митрополита Вениамина. Приговор - два месяца принудительных работ без содержания под стражей. В 1928 году стал вторым священником в Симеоновской церкви на Моховой. 23 февраля 1936 года о. Иоанн был арестован НКВД Ленинградской области по обвинению в том, что «не являясь участником контрреволюционной группы, был знаком с лицами, работавшими в ней, и в декабре 1935 года в связи с закрытием в Ленинграде одной из церквей, высказывал контрреволюционные взгляды по поводу мероприятий Советского правительства и Советской власти...», т.е. по статье 58-10 ч.1 УК РСФСР. Приговорён к 5 годам лишения свободы с дальнейшим поражением в правах на 3 года и чрез год скончался в лагере.
Не могу не отметить здесь ещё и родственника Орнатских - священномученика епископа Верненского и Семиреченского Пимена (Белоликова). Он также является уроженцем Вологодчины (появился на свет в селе Васильевском 2-й Периневской волости Череповецкого уезда Новгородской губернии; ныне это деревня Васильевская Климовского сельского поселения Череповецкого района Вологодской области). Братьям Иоанну и Философу Орнатским он приходился двоюродным (мать Орнатских, Флена Ивановна, была сестрою отца Пимена, Захарии Белоликова) и шестиюродным братом (матерью Пимена была Мария Ивановна Орнатская, пятиюродная сестра Николая Платоновича Орнатского, отца Философа и Иоанна). Таким образом. Владыка Пимен приходился дальним свойственником отцу Иоанну Кронштадтскому, к которому был духовно близко с детских лет. Пётр Захарович Белоликов принял монашеский постриг с именем Пимен в 1903 году. Через год отправлен служить в Персию, где проповедовал православие несторианам и изучал историю сирийского христианства первых веков. В 1911 году стал ректором Ардонской духовной семинарии (ныне - Северная Осетия), но через год вернулся назад, в Урмию (северо-западная Персия), где снова стал начальником помощника местной православной миссии. В 1914 году отправлен в Пермь, ректором духовной семинарии. В июле 1916 года назначен начальником Урмийской духовной миссии с возведением в сан епископа. В августе в Петрограде хиротонисан во епископа Салмасского. В июле 1917 года назначен епископом Верненским и Семиреченским, викарием Туркестанской епархии. В город Верный (который позже был назван Алма-Ата) он прибыл в октябре. Возобновил проведение народных чтений и бесед, по воспоминаниям большевиков народ шёл к нему с утра до вечера. Его авторитет был так велик, что советская власть серьёзно опасалась «двоевластия» в Семиречье. Осудил декрет о гражданском браке (заключённом не в церкви, а в органах ЗАГСа), добивался сохранения преподавания в школах Закона Божия. Организовал детский духовный кружок. Летом 1918 года воспрепятствовал изъятию церковных ценностей из кафедрального собора. На страницах издававшейся в Китае, в Кульдже, и нелегально распространявшейся по Семиречью газеты «Свободное слово» поддерживал Белое движение и призывал к вступлению в его ряды. В своих проповедях призывал народ молиться «об избавлении от супостата». Осудил расстрел царской семьи. В то же время на Пасху 1918 года посетил раненых красногвардейцев в больнице Красного Креста. 16 сентября 1918 года в дом владыки ворвались красноармейцы из карательного отряда Мамонтова, отозванного с Семиреченского фронта. Епископа посадили на тачанку и увезли в загородную рощу Баума, где убили. Его тело было глубокой ночью тайно погребено верующими в парке рядом с кафедральным собором в старом семейном склепе Семиреченского генерал-губернатора. Позднее представители большевистской власти дистанцировались от этого преступления. Так, в своём романе «Мятеж» писатель-большевик Дмитрий Фурманов писал: «Безотчётность, безответственность… хулиганство мамонтовского отряда дошло, например, до того, что из домашней церкви пьяной ватагой был выхвачен архиерей и за городом расстрелян без суда, без предъявления должных обвинений». В то же время, по другим данным, убийство владыки было согласовано с местными руководящими советскими работниками и оформлено решением «полевого суда». Канонизирован РПЦЗ в 1981, канонизован как местночтимый святой Алма-Атинской епархии РПЦ в 1997, в августе 2000 году установлено его общецерковное почитание. Братья владыки Пимена, Иван, Алексей и Василий Белоликовы были расстреляны в 1937 году. Также расстрелян был его племянник, Владимир Павлович Диаконов, сын его сестры Анны.
Небольшое отступление от вологодской темы. В свойстве с о.Иоанном был и будущий морской министр - Иван Константинович Григорович. Он был женат на Марии Николаевне Шемякиной, брат которой, Николай Николаевич, морской офицер, женился на Руфине Григорьевне Цветковой, дочери Анны Константиновны Несвицкой, сестры матушки Елизаветы, супруги о.Иоанна. Руфина Григорьевна вместе с сестрой воспитывалась в семье о.Иоанна, у которого своих детей не было. Восприемником первого сына Руфины и Николая, Игоря, был сам батюшка, который очень любил своего крестника и заботился о нём.
Таким образом, о.Иоанн Кронштадтский связан с нашим краем, он не раз бывал здесь и здесь жили люди, которые были близкими для него. Здесь, как и по всей России, его почитают и ему возносят свои молитвы в трудных жизненных ситуациях. В 2015 году был построен и освящён храм в честь св.прав.Иоанна Кронштадтского в городе Соколе Вологодской области. Не могу не сказать о себе. Так вышло, что живу я неподалёку от того места, где в своё время бывал в гостях у городского головы о.Иоанн, а крестили меня в той самой церкви святого апостола Андрея Первозванного, неподалёку от которой находился Дом трудолюбия, в котором в своё время побывал с визитом о.Иоанн во время другого посещения Вологды. Вообще наш город богат на святых, которые жили здесь, здесь служили и здесь молились. И о.Иоанн также посетил эти намоленные веками места и здесь молился и здесь служил, здесь встречался с людьми. И нам стоит помнить об этом, как и многих других русских святых, просиявших в земле Вологодской.