Данный текст - улучшенная и расширенная версия моего раннего
поста с тем же самым названием. Его я представляю Вашему вниманию. В данном очерке я снова обращаюсь к истории России начала ХХ века, которая крайне заинтересовала меня в последнее время. Мне хочется понять то, что тогда происходило и попытаться раззобраться в причинах катастфрофы, случившейся в 1917 году.
Не так давно в Фейсбуке имел место небольшой холивар, в котором либералами были атакованы известный русский националистический деятель и рекдактор сайта «Спутник и и Погром» Егор Просвирнин и один из постоянных авторов сайта ополченец Александр Жучковский. В ходе этого было упомянуто имя св.Иоанна Кронштадтского. О нём Жучковский
написал следующее: «Будь вы хоть православные, хоть атеисты, но если вы не понимаете, что Иоанн Кронштадский сейчас бы отдавал все приходящие к нему деньги ополчению (как он реально отдавал все деньги нуждающимся русским) и на передовой исповедовал и причащал воинов, уходящих на смерть за Россию, - если вы этого не понимаете, то вы не русские, а Белковские».
Прочитав это, я вдруг вспомнил о том, как в своё время мне в руки попал один удивительно мерзкий и отвратительный пасквиль про меня под названием «Семь смертных грехов Зеленина». Да-да, именно вот таким.
Обратим внимание на второй мой «грех»: «2.Поповщина г.Зеленина поистине не имеет границ. Его религиозный фанатизм дошёл до того, что он восхваляет злостного крепостника, реакционера и обскуранта поп Иоаннакронштадтского, призывавшего восстановить в России крепостное право!»
Автор сего пасквиля тщательно изучил мой ЖЖ, где он отыскал пост с изображением о.Иоанна и следующими словами: «Спаси, Господи, народ русский, Церковь православную в России - погибают: всюду разврат, всюду неверие, богохульство, безначалие. Господи, всё в Твоих руках, ты - Вседержитель!»
Задели, задели эти слова явно автора пасквиля, который, хоть и не назвал своё имя, но всё же я установил, кто это написал. И знаю, что придерживается он левых взглядов, ультра-коммунистических, враждебен русскому народу и России. Разумеется, и возмутило его моё «черносотенство», «обскурантизм» мой и «реакционность». И ещё бы не возмутило, коли святой праведный Иоанн Кронштадтский, урождённый Иван Ильич Сергиев, рождённый в бедной семье дьячка, из потомственных священников, в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, настоятель Андреевского собора в Кронштадте (отсюда и наименование его - Кронштадтский), член Союза Русского народа, оценивался крайне негативно в советское время. В 1-м издании БСЭ (том 29-й, 1935 год) охарактеризован как «известный черносотенный русский церковный деятель», а в «Атеистическом словаре» под редакцией М. П. Новикова (М.: Политиздат, 1985) как «автор погромных проповедей и статей, активный поборник контрреволюции, участник церковной травли Л. Н. Толстого. Культ И. К. используется реакц. кругами рус. церк. эмиграции в антикоммунистич. пропаганде». Такой вот страшный и ужасный человек, как таким можно восхищаться?! Вражиииинааа! - дико вопит автор пасквиля и краснеет от яростной ненависти и злобы к русскому и православному особенно.
Не так давно я купил в магазине книжку, в которой собраны наиболее яркие тексты его проповедей и его размышления. Я её просмотрел для начала довольно бегло, но и тогда наткнулся на многие довольно интересные мысли, которые там содержатся. И стало понятно, почему разного рода левые и либералы так люто ненавидят этого человек. Ведь недаром о.Иоанн при жизни вызывал гнев и ненависть либеральной и вообще антирусской общественности. Потому как был он человеком патриотических взглядов, честным и смелым, истинным христианином. За это его уважал и ценил сам последний русский Государь (который сегодня прославлен в лике святых как страстотерпец), причём, это было взаимное уважение. В 1905 году о.Иоанн писал: «Царь у нас праведный и благочестивой жизни - Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду». Глубоко верующий царь считал так же, придавая большое значение тому, что рождён он был в день Иова Многострадального (6 мая по старому стилю). После кончины о.Иоанна 2 января 1909 года (н.с.) возникла немедленно идея его канонизации. В императорском рескрипте от 12 января 1909 года, описывая пастыря как праведника и молитвенника за всю землю Русскую, Государь Николай II призывал ежегодно и всенародно отмечать день поминовения о. Иоанна и так же широко в наступающем 1909 году почтить его память в сороковой день со дня его кончины. Государь выразил надежду, что Святейший Синод предпримет шаги по канонизации. Однако тогда этого не удалось сделать по причине революции в 1917 году. Канонизация о.Иоанна, прославленного как святого праведного, состоялась в 1990 году.
О.Иоанн, как уже говорилось выше, состоял в «Союзе Русского Народа», был убеждённым сторонником самодержавия, которое, по его мнению, для России есть «залог её могущества и славы». Власть Государя священна и незыблем, ибо она - от Бога: «Напрасно враги самодержавия хотят и усиливаются подкопать царский престол. Сам Господь утверждает его силою Своею на престол», утверждает «в руке царя скипетр и державу». О.Иоанн был абсолютно убеждён, что «носитель и хранитель России, после Бога, есть Государь России, Царь самодержавный, без него Россия - не Россия...».
О.Иоанн в своих проповедях взывал к русским людям в те годы, когда стали они отходить от Бога, впадать в безверие, в различные грехи, призывал их покаяться. Одуматься и вести праведную жизнь: «Да подумайте же вы, русский народ, трезво - к чему вы стремитесь? К низвержению всякого общественного строя и уклада житейского, к хаосу общественному? Познайте вы, ведь это дьявольские, а не Божеские дела! Вы забыли Бога и оставили Его, и Он вас оставил Своим отеческим Промыслом и отдал вас в руки собственного необузданного, дикого произвола: вы губите и себя, и Россию. Опомнитесь, одумайтесь, покайтесь, исправтесь... Господи Всемогущий, Всеблагий, Премудрый Царь царств земных! Устрой и утверди русское царство с Русскою Православной Церковью на непоколебимом Камне, какой еси Ты, Иисусе Христе, Боже наш! Да не поколеблют Державы Российской инородцы, и иноверцы, и инославные! Сохрани целость Державы Российской и Церкви всемогущею Твоею Державою и правдою!»
Эти слова будут часто повторяться в проповедях о.Иоанна, который до самой смерти не уставал предупреждать об опасности и призывать обратиться к праведной жизни. Он считал, что главная причина всех трудностей, лишений и напастей - то, что люди забыли Господа, отошли от Веры Православной: «От Бога отступили мы: и Бог от нас отступил». Он не уставал повторять это в каждой своей проповеди надеясь на вразумление народа. О.Иоанн всё это чётко и конкретно отмечает, когда пытается разобраться в причинах русских неудач в войне с Японией: «Переживаемые нами бедствия внутри и извне, посланы на нас от праведного и всеблагого Провидения за то, что русские забыли Бога своего». Конечно, «тяжки, крайне болезненны удары, посланные нам от господа Бога», но удары эти «отеческия, временные, для вразумления и наказания». Война эта, в коей «восстал против Бога, против Церкви Христовой исконный враг Бога и человеков диавол», вызвана, по мнению о.Иоанна, «безбожием и безнравственностью всесословного мира», которому «войною даётся <…> горький урок». О.Иоанн жёстко бичует тех, кто «сами добровольно отдались в плен со своими кораблями, людьми и запасами, на море и на суше (крепость Порт-Артур)». От чего это произошло? «Оттого, что не достало у нас веры, мужества, верности долгу, но зато достаточно было уверенности в безнаказанности и оправдания на суде!» Также он считает, что в сем повинно и то, что «некоторые командующие на море господа» придерживались еретических взглядов гр.Л.Н.Толстого («толстовство») о «непротивлении злу силою». Эти идеи, как верно замечали в советское время, о.Иоанну не нравились и он активно с оными боролся. «Эти предатели, - возмущался пастырь, - изменили и вере, и царю и отечеству, и если бы только в их руках была наша судьба, мы преданы были бы все со всем нашим дорогим достоянием» (измена, приведшая к катастрофе, случится в феврале 1917 года). Один из моряков эскадры Рожественского писал: «Кто может - молитесь, чтобы Бог перестал нас казнить за наши грехи». Эти строки были приведены в качестве эпиграфа для
статьи публициста Михаила Меньшикова (в 1918 году пал от рук большевистских палачей) «Мученики за Россию» (13 мая 1908 года).
О.Иоанн был искренним и убеждённым патриотом и воодушевлял в проповедях русских солдат на святое дело - защиту своего Отечества от врагов: «Вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь их; ибо господь, Бог ваш, идёт с вами, чтобы сразиться за нас с врагами вашими, спасти вас <…> Помните же, дорогие братья, мужественно сражающиеся на поле брани за веру, царя и отечество, что с вами Господь, и будет Сам сражаться с вами, если твёрдо возложите на Него надежду свою; ибо не множеством воинства спасёт Господь, не орудиями смертоносными, но всемогущею силою Своею». В данном тексте содержится две цитаты из Второзакония, на которые даны ссылки. Думаю, стоит привести их полный текст здесь:
«Аще же изыдеши на брань на враги твоя, и узриши кони и всадники и люди множайшыя тебе, да не убоишися их: яко Господь Бог твой с тобою, изведый тя из земли Египетския. И будет егда приближишися к рати, и приступив жрец да возглаголет к людем и речет к ним: послушай, Израилю, вы исходите днесь на рать ко врагом вашым: да не ослабеет сердце ваше, ни убойтеся, ниже устрашитеся и не уклонитеся от лица их: яко Господь Бог ваш идый пред вами споборствует вам на враги вашя и спасет вас» (Втор. 20, 1 - 4).
«Да предаст тебе Господь Бог враги твоя, сопротивящыяся тебе, сокрушены пред лицем твоим: путем единем изыдут на тя и седмию путьми побежат от лица твоего» (Втор. 28, 7).
В одной из своих проповедей, обличая безверие и безнравственность, о.Иоанн описывает портрет людей, который кажется удивительно современным сегодня: «Нынешние интеллигенты наши свели на нуль, на ничто, всё благостное и премудрое Домостроительство Божие о спасении рода человеческого; свели к нулю в своих безбожных писаниях св. церковь, основанную непоколебимо на земле Богом; уничижили Крест Христа Искупителя; священное откровение или Слово Божие, благодать священства, законы божественные, на место коих вводят свои плотские, растлевающие нравы законы; возвели в культ удовлетворение своим плотским страстям; поставили свой разум на место разума Божия, незаконные разводы с жёнами возвели в закон, а слово Божие толкуют превратно, и тем смущают людей веры и благочестия». Не правда ли удивительно современно звучит сие? Разве не видимы сегодня, как различные богохульники танцуют в храмах, устраивают мерзопакостные выставки, оскорбляют открыто Церковь, возносят хулу на господа, предаются открыто разврату и прочим мерзостям. Уровень сегодняшнего падения нравов шокировал бы о.Иоанна.
До последнего часа о.Иоанн молился за Россию, молился о спасении её от зла и скверны: «Отче наш, иже еси на небесах! Да святится Имя Твое в России! Да придет царствие Твое в России! Да будет воля Твоя в России! Ты насади в ней веру истинную и животворную! Ей, Господи, восстани на помощь нашу! Господи! Ты видишь хитрость врагов православной веры и Церкви Твоей и их рвение - одолеть её. Положи, им конец, Господи! Сниди сокрушить эту гору нечестия. Буди! Господи! Исправь нас и яви нас достойными Себя, достойными нашего христианского звания и избрания! Твое безмерное милосердие да покроет грехи наши! Господи! Выведи Россию на путь истинный и спасительный, насади твердую веру в сердцах всех сынов её, да сияет Церковь Твоя Православием; все сословия научи ходить путями Твоими! Господи! Сохрани Церковь Твою непоколебимо! Спаси, Господи, народ русский, Церковь православную в России! Святое воинство Небесной Церкви, ополчись, ополчись за Церковь Божию, на земле российской сущую!»
В возрождение России он верил стойко, надеялся на то, что это случится, поскольку считал, что у нашей страны - особая роль в этом мире, у неё есть своя особая миссия, особое предназначение, поэтому она просто обязана возродиться вновь: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по-старому образцу; крепкая своей верою в Христа Бога и в Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира - как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».
За все эти слова, за гневные обличения, за призывы жить праведно, за твёрдую позицию и за любовь Государеву - за всё это о.Иоанн ненавистен либералам и необольшевикам, ненавистен за то, что осуждал нападки их предшественников на Церковь и Самодержавие, за то, что осуждал всемерно их потакание безнравственности, распущенности, воинствующему безбожию, богохульству и богоборчеству. Они ненавидели его при жизни - ненавидят и сейчас.
Хотелось бы завершить мой небольшой текст об этом великом человеке его словами о России и русских людях:
«Русь: она есть подножие престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».
Источники.
1.
Праведный Иоанн Кронштадтский и Император Николай II.
2.С сайта "
Русская народная линия"
3.
Текст Библии на церковно-славянском.
4.Иоанн Кроншдатский. Мысли христианина. Спб.: Издательская группа "Лениздат", "Команда А", 2014.