или Фэр ан тур а мон ансьен адресе
Вновь я посетил тот уголок земли, который
десять лет назад стал первым объектом моего любительского исследования мошенничества федерального масштаба "мемориалы жертв репрессий".
Оформление немного изменилась, содержание осталось прежним.
Главная перемена в оформлении объекта - у входа появился сетевой магазин магических услуг, раньше его не было.
Церковь создает гармоничный ансамбль со стоящим напротив нее гомоэротическим монументом, образно показывающим, что тут делают с мозгами наивных и доверчивых людей.
Эстетическое наслаждение доставил новый термин для обозначения мемориала жертв репрессий - "могильник".
В русском языке слово "могильник" устойчиво ассоциируется со скотом - "скотомогильник", захоронения людей (за рамками археологии) так вообще не называют. Тут явно фрейдизнулось наружу обычно скрываемое отношение десталинизаторов к россиянам.
Впрочем, официально это все же кладбище.
Ни одного покойника тут не было найдено, но для верующих в кладбище жертв репрессий (и, тем более, для верующих в могильник жертв репрессий) это не имеет ни малейшего значения.
Кстати, заметил на информационном стенде интересную деталь. Оказывается, левашовский кенотаф официально является филиалом Смоленского кладбища.
А его вышестоящая организация - отдел услуг, и, пардон, общественного питания.
Даже не подозревал о таком организационном нюансе. Полагал, левашовским кенотафом, как и прочими мемориалами жертв репрессий, заведует какой-нибудь комитет по геббельсизации при Минкульте, или что-то подобное. Нет, оказывается, тут борьбу за дело Геббельса возглавил простой сермяжный кладбищенский бизнес.
С географией левашовского кенотафа у местных администраторов, кем бы они ни были, существует какой-то устойчивый комплекс. Реальная планировка территории хорошо видна на "Викимапии" - одна дорожка идет от входа, немного изгибаясь, в северо-западный угол территории, другая из центра отходит в северо-восточный угол; причем эта отходящая вправо ветка субъективно воспринимается как продолжение главной дороги, и экскурсант пересекает территорию по широкой дуге.
Десять лет назад они показывали такой лживый план территории.
А сейчас на стенде висит вот какой план, тоже изрядно искаженный.
Я полагаю, что нарисованные ими схемы территории отражают какую-то реальную планировку, существовавшую здесь тридцать лет назад во время придумывания этого липового мемориала, и которую десталинизаторы сознательно уничтожили при конструировании ныне существующего объекта, чтобы стереть все следы того, что тут было в реальности. Но на своих схемах по застенчивости боятся показать, что они натворили.
Внутри - такая же звенящая безлюдная пустота, как и десять лет назад, даже в выходной день. Народная тропа сюда не то, что не зарастает, она сюда так и не протопталась.
Встретил только одного местного жителя, и тот от меня удрал в панике.
В конце главной дорожки нашел немецкий памятник, который понравился мне еще десять лет назад. Такой простодушный, без всяких изысков - дас айзернес кройц унд кайн сексен.
Подпись на немецком памятнике тоже очень достойная - "Немцам России", и все. Тут надо заметить, что на большинстве других памятников (а их там сотни) надписи сделаны в мимимишном стиле, типа "безвинненьким жертвочкам кровавенького стализизьмика, электрикам переменного тока, пострадавшим за трезвость". Утрирую, конечно, но немного. Там действительно есть памятник жертвам-энергетикам и на одном из памятников действительно написано, что некто был убит сатрапами режима за трезвость. Ну а немцы написали просто "Немцам России", и это очень умная надпись, не связанная ни с какими репрессионными фантазиями. Даже когда ложь левашовского кентоафа будет разоблачена и все накопившееся на нем нагромождение надгробной фофудьи придется как-то перелицовывать, то немецкий памятник один останется на месте без всяких вопросов. "Немцам России" - и пусть будет.
Музейчик немного изменился. Он находится все в той же крохотной комнатке, но если раньше был завешан густыми слоями самодельных поминальных плакатов, нарисованных от всей души родственниками жертв репрессий, то ныне это народное творчество убрали и постарались привести в более-менее приглаженный вид.
Интересовало меня в музейчике прежде всего наличие подтверждения самого существования хоть какого-нибудь кладбища в этом месте. Наличие подтверждения не обнаружилось, даже сократилось. Когда я разбирался в теме десять лет назад, то выяснилось, что документальная база всей этой затеи насчитывает ровным счетом три документа, два из них неопределенные, а один - потешный. Десять же лет назад в музее были выставлены копии двух из тех трех документов, ныне осталась только одна - копия того документа, который потешный.
Это совершенно издевательская "схема захоронений", особо изощренное издевательство состоит в том, что половина якобы захоронений на ней отмечено военными годами. Чтобы выйти из этой неудобной ситуации, левшовские десталинизаторы вывесили ее в музейчике в совершенно нечитаемом виде, на бумажке размером А5, где никакие года, обозначенные на оригинальной схеме, не различимы вообще. Так схема с захоронениями, помеченными военными годами, служит для "подтверждения" захоронений 1937-38 годов. Идиотам все равно.
Большая часть территории левашовского кенотафа изборождена старыми окопами. Для здорового человека одного этого наблюдения вполне достаточно для уверенного вывода об отсутствии под ними многотысячных массовых захоронений. Оборонные работы велись тут, несомненно, в 1941 году, и рыть окопы в десятках тысяч сравнительно свежих еще трех-четырехлетних трупов было бы невозможно ни по моральным, ни по санитарным, ни по режимным, ни просто по техническим причинам.
Порадовался, что я не копатель. А то при виде нетронутых окопов на заповедной территории мог бы испытать непреодолимое искушение.