К вопросу об этимологии слова "крестьянин"

Apr 03, 2019 08:57



Большинство известных мне объяснений происхождения этого слова трактуют его как вариант слова "христианин", дескать в христианской стране Руси подавляющее большинство населения (сельские жители) стали христианами, потому и слово "христианин-кристианин-крестианин-крестьянин" стало обозначать сельских жителей. Это объяснение никогда меня не ( Read more... )

Этимология, Мои открытия

Leave a comment

rus_sumer April 3 2019, 08:26:37 UTC
Интересная версия.

Летописное "смерд" не могло быть названием класса земледельцев, это просто кличка. А санскритское कर्शती "каршти-скрасти", которое от "скрести" со значением "борозда" действительно было названием класса свободных общинников-земледельцев, членов одного родового клана-"дхума" धुमा, дома-"дыма".

На Руси жителей весей тоже считали по "дымам".

Reply

zdrager April 3 2019, 09:47:57 UTC
Спасибо, полезное дополнение.

Reply

rus_sumer April 3 2019, 16:08:14 UTC
Пост в anti-fasmer я дам через час, в 20:00 Москвы, когда в сети будет побольше народу.

Reply

ross_fanera May 8 2019, 23:49:11 UTC
Почему слово смерд является кличкой и где можно узреть сие утверждение с аргументацией? Без издёвки, действительно интересно.

Reply

rus_sumer May 9 2019, 14:26:58 UTC
Смерд смердит. А "вонючка" для названия класса земледельцев не подходит.
"Оратай", "ратай" от "о́рать", пахать поле, латинское arare-*agrare, это больше подходит нашему, славянскому agrarius-у.

Reply

ross_fanera May 10 2019, 23:58:37 UTC
Но ведь "вонючка" будет отражаться словом "смрад", "смрадЬный".

Reply

rus_sumer May 11 2019, 05:03:31 UTC
Так "смердъ" и "смрадъ" это просто лёгкая перегласовка одного корня - "м-р-д", французское merde, русское "дерьмо" с метатезой *m-r-d ⇋ d-r-m.

Он же, этот корень, и в "смерть" - morte, потому что падаль *мердко-мерзко "смердит", как и чёрная мохнатая "смородина".

То есть и "смерть" это то же "говно" - guano, "дерьмо", а "говно" это то что производит санскритская "говинда", она же русско-английская корова-cow, хотя индусы "говядины"-"коровятины" не едят.

Так и крутятся эти немногие исходные корни древнего праязыка, переходя друг в друга.

Reply

ross_fanera May 16 2019, 04:24:05 UTC
Получается что и морда это смерть, дерьмо и корова одновременно?

Reply

zdrager May 16 2019, 09:43:09 UTC
Я бы сказал не "получается", а "есть и такое мнение".

Reply

ross_fanera May 16 2019, 23:45:01 UTC
Я не совсем понимаю логики сего специалиста. С одной стороны он опирается на некоторые положения академической науки, а с другой допускает вольное оперирование созвучиями. Поэтому я и пытался понять логику но увидел эмоции.

Reply

rus_sumer May 16 2019, 12:46:07 UTC
Корова - это от "рог", который "корнус" в латыни и в славянской "коросте", роговых наростах.

А "морда" скорее всего родственна "смерти" и "смраду", потому что в польском, например, "мордо́вачь" это убивать,

в русском "мордовать" имеет значение чуть помягче, "мордовать" это не убивать, хотя можно и замордовать до смерти,

а в английском murder опять же, однозначно убийство.

Reply

ross_fanera May 16 2019, 23:41:38 UTC
В таком случае Хорив в танахе и Хорив как имя должно быть одним и тем же. Если оперировать созвучиями?

Reply

rus_sumer May 17 2019, 05:22:35 UTC
Нет, созвучия это созвучия. Омофоны, "однозвуки" если по научному.

Но если совпадают и звучание и смысл, это уже не омофония.

Про гору Хорив наверное просто. В Киеве жили трипольцы и пришлые скифы не стали переименовывать их топонимы и гидронимы, как это обычно бывает. Так и остались неславянские Кий, Щек и Хорив.
У Боричева спуска или речки Почайны например тоже ведь нет прозрачной славянской этимологии.

Что за Борик такой? Може, цэ Барух?

Reply

ross_fanera May 18 2019, 09:36:27 UTC
С твоих слов и правда очень просто. Книгу не думаешь написать?

Reply

rus_sumer May 18 2019, 14:33:57 UTC
Нет, таких планов нет.

Я в основном древними языками занимаюсь, дешифровкой неизвестных пока письменностей.

Reply

ross_fanera May 18 2019, 18:24:22 UTC
Это весьма достойное занятие, срывать покрывала с заспавшихся тайн.

Reply


Leave a comment

Up