Варяги. Опыт реконструкции самоназвания русов 2-5 тысяч лет назад по данным гидронимики - 2

Oct 07, 2017 00:14


Окончание.


Синтез

Для последующих рассуждений берем карту расселения народа культуры сетчатой керамики (из: Сидоров, В. В. Взаимодействие культур позднего бронзового века в лесной зоне Восточной Европы, http://admin.rostmuseum.ru/Upload/a333d255-87d8-404a-8b4c-b2fc9f0613c7.pdf)



Рис. 9. Территория народа культуры сетчатой керамики и родственных народов.

Тут толстой линией (1) обведена территория волосовской культуры. Это неолитическая культура 3-2 тысячелетий до н.э., скорее всего, народ из доиндоевропейского населения Русской равнины, пришедший сюда вслед за отступающим ледником, тогда они должны были быть носителями гаплогруппы I1, и их потомки составляют 5-10 % современных русских.

Тонкими линиями обведены территория культура сетчатой керамики (2) (вторая половина 2 тысячелетия до н.э. - первая половина 1 тысячелетия до н.э.), и ананьинской культуры (3), это развитие культуры сетчатой керамики в 9-3 веках до н.э. Это именно те люди, которые нас интересуют в данном эссе в первую очередь.

Точки, обозначенные цифрой 4 - это территория фатьяновской культуры (со второй половины 3 тысячелетия до н.э. - конец этой культуры в разных источниках датируется по-разному, где-то их уход с исторической сцены относят к середине 2 тысячелетия до н. э., где-то пишут, что с ними воевали даже дьяковцы). Это вариант культуры боевых топоров, составная часть взрывной экспансии индоевропейцев (ариев, русов), начавших заселение Русской равнины пять тысяч лет назад. Иногда в фатьяновскую культуру включают балановскую (не надо вздрагивать, в данном контексте это не фамилия известной династии шарлатанов) культуру, тогда ее ареал рисуют шире, до Камы, но на данной схеме балановская культура отмечена отдельно.

На схеме на общей территории людей культуры сетчатой керамики также обозначены примокшанская, поздняковская, балановская и абашевская культуры, это локальные варианты культур сетчатой керамики и фатьяновской. Обозначена и срубная культура, это соседний индоевропейский народ, частично пересекавшийся с людьми сетчатой керамики территориально. Катакомбников и среднеднепровцев не касаемся, они остаются за пределами интересующей нас территории.

Накладываем схему В. В. Сидорова на составленые нами карты, и смотрим, что получается. А получается интересно.



Рис. 10. Потамонимы на "выр-", совмещенные со схемой расселения народа культуры сетчатой керамики.

Интересно тут то, что названия рек на "выр-" на Русской равнине достаточно редки. Интересно и то, что эти редкие названия отчетливо выстраиваются в линию между Брянском и Ярославлем, с центром в районе будущей Москвы (Вырезка и целых четыре Вырки).

Интересно также и то, что эта линия названий на "выр-" (причем четыре из пяти - одинаковые названия) хорошо совпадает с районом расселения людей фатьяновской культуры, то есть первых индоевропейцев, русов на территории нынешней России. Эта линия показывает маршрут их миграции с юго-запада на северо-восток, неплохо было бы при случае проследить точку их старта где-то на Украине. Как минимум, одна украинская река на "выр" - река Вырий - известна в бассейне Десны (упомянута в: Топоров В.Н., Трубачев О.Н. Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья. - М., 1962. - С 224.), на территории, примыкающей к Брянской области с юго-запада, таким образом, зона гидронимов типа "выр" протягивается не от Брянской области до Ярославской, а от Черниговской области до Ярославской.

Случайность? Может быть.

Не случайность? Тоже может быть.

Дальнейший текст написан в предположении, что это не случайность.

Если это не случайность, если не случайно территория фатьяновцев маркирована топонимами на "выр-", то смеем предположить, что сами фатьяновцы называли себя так. Выринами, допустим.

Два названия (Вырвей и Вырижка) в Архангельской области, возможно, являются следами первых рейдов выринов на север. Как покажет будущее, стремление к освоению Севера вообще типично для этого народа и его потомков, включая нас.

Пять рек в Пермском крае (два Вырважа и три Вырьи), очень далеко территориально, но хочется и их связать с фатьяновцами, потому что и в последующие эпохи там, в Пермском крае, устойчиво прослеживается варяжская топонимика.

Здесь пора сделать философское отступление.

Если в слове "варяг" выделить корень "вар", то его происхождение традиционно объясняется на основе значения "тепло, жар", менее традиционно - на основе значения "вода".

Мы предлагаем иную этимологию.

Если исходное, самое древнее звучание этого этнонима было не "варяг, варин", а "выр, вырин", то его происхождение, очень вероятно, связывается со словами группы "вырий", "ирий", что включает понятие рая и мироздания в целом (мирового древа); и имеет общее происхождение со словом "арий" (1).

"Думать, себо Дажьбо сотворил нам на века которые же и есть свет зари нами сияющей, в той бездне повесил Дажьбо землю нашу, чтобы тайна удержана была, так это души пращуров ведь. Они светят зорями нам от Ирия" (из Велесовой книги, перевод Г. Максименко).

Когда-то я написал про топонимы группы "рус": "Восточнее же Рюгена родственные этнонимы и топонимы густо отмечались и отмечаются по всему южному и восточному побережью Балтийского моря (пруссы-боруссы, курши-курусы, Неманская Русь, Руга-Рига, Ротала-Русения с городом Перунов (ныне Пярну); вплоть до маленького, но приметного и в море, и в истории неиллюзорного острова Русов (Руссарё) и былинной Ругодивы (ныне Нарва). Далее на север и восток пока, кажется, родственных названий не выявлено, хотя имеются веские основания предполагать, что поискать их там стоит", и далее "В Европе не найдено следов названия "арии", ни в истории, ни в мифологии, ни в топонимике. Арийская топонимика отмечается на Урале и в Южной Сибири (реки Арий в Свердловской и Челябинских областях и Пермском крае, река Ария в бассейне Иртыша), и далее на юг, то есть восточнее и южнее Русской равнины, в той зоне, где мигрировал народ ариев после отделения от русов", эти мнения надо частично уточнить, частично дезавуировать.

На север и восток от Балтийского моря древние названия на "рус" исчезают, и заменяются на названия на "вар".

Арийская топонимика широчайше представлена на Русской равнине, при понимании, что "варяг" - это русский вариант индийского слова "арий".

Граница между древними русской и арийской топонимическами зонами проходит от Финского залива на юг и юго-восток к степям примерно по линии юго-западной границы расселения народа сетчатой керамики, и это, наверно, тоже не случайно.

Можем предположить, что в ходе великой экспансии индоевропейцев (русов) с Балкан пять тысяч лет назад по всей Центральной и Восточной Европе одна из групп русов, двигавшихся на восток, где-то в районе нынешней восточной Украины по религиозным причинам приняла название "народ неба, народ богов, народ Вырия" - "вырии, вырины".

Позднее, три-четыре тысячи лет назад этот народ тоже разделился на несколько групп. Та часть народа, которая ушла на север, за века и тысячелетия постепенно меняла свое имя с выриев на воринов, веринов, варинов - и дошла до исторической эпохи под именем варягов. Те части народа, которые ушли на юг и юго-восток, за века и тысячелетия постепенно меняла свои имена с выриев на ириев, иров, иранцев, и с выриев на ириев, ариев. То есть "варяг", "иранец" и "арий" - это три родственных слова, имеющие одинаковое происхождение и одинаковый исходный смысл.

Вот к каким выводам можно придти, всего-то нанеся на карту места расположения речек с названиями на "выр-".

Далее на очереди слой топонимики на "вор-".



Рис. 11. Потамонимы на "вор-", совмещенные со схемой расселения народа культуры сетчатой керамики.

Считаем этот слой топонимики по времени следующим за слоем "выр-", потому что потамонимы на "вор-" густо покрывают всю ту же полосу расселения фатьяновцев между Брянском и Ярославлем, то есть отражают продолжающееся активное освоение той же территории. Полагаем, что по времени этот период можно отнести к первой половине второго тысячелетия до н.э. Название "вырины" за века сменилось на "ворины", вероятно, это название (как и последующее "верины") воспринималось его носителями и окружающими народами с семантикой "воин" (при сближении с индоевропейским корнем *wers-, от которого произошли названия войны на многих европейских языках).

Значительное совпадение территорий расселения волосовцев и людей культуры сетчатой керамики показывает, что последние унаследовали территорию и транспортные маршруты волосовцев.

Кстати, еще одно философское отступление. Многие пытались объяснить, почему столицей современной страны стало ничем не примечательное место Москва. Нельзя исключить, что одним из факторов стало то, что Москва находилась в центре страны фатьяновцев, то есть выринов, первых индоевропейцев в лесной зоне Русской равнине. Значительная часть великороссов - потомки фатьяновцев-выринов, и, возможно, в менталитете народа, на уровне подсознательного, сохранилось представление об этом месте как о сакральном центре цивилизации.

Но не только зона фатьяновцев осваивается в этот период. Отмечается расселение по многим местам в пределах ареала культуры сетчатой керамики, в частности, ворины дошли до Финского залива, и стали, вероятно, свидетелями прорыва вод Ладоги и образования новой большой реки, которую они так и назвали - Новая (Нева). Отмечается и активность на дальних рубежах - продолжение освоения воринами Пермского края, проникновение в степные зоны в районах современных Белгорода и Оренбурга. Также надо отметить уже предельную экспансию на север - до Кольского полуострова.

В этот период народы, позднее ставшие иранцами и индусами, еще не ушли в свои дальние безвозвратные миграции, а жили еще в степях рядом с воринами, и от этого периода в их народной памяти сохранилось и позднее вошло в древние индийские тексты представление об арийском просторе, прародине индусов, которая имеет узнаваемые признаки Среднерусской полосы и Заполярья.

Следующий период, который условно датируем второй половиной второго тысячелетия - период распространения гидронимов на "вер-", что логично связать с трансформацией самоназвания народа с воринов на веринов. Этот вариант названия часть варягов сохранила до исторических времен в форме "веринг" или "вэринг".



Рис. 12. Потамонимы на "вер-", совмещенные со схемой расселения народа культуры сетчатой керамики.

Здесь мы видим почти идеальное попадание потамонимов на "вер-" на территорию народа культуры сетчатой керамики, то есть на территорию народа веринов. Из чего в очередной раз делаем вывод, что все тут написанное - не пустая фантазия, а объяснение объективно наблюдаемых фактов.

Отмечается отсутствие таких названий в районе Москвы, это понятно. Названия на "вер-" давались в процессе освоения территории новым, ранее безымянным рекам, или рекам, названия которых не удавалось узнать у местных жителей, причем, конечно, далеко не всем таким рекам. Район Москвы к этому времени был уже плотно освоен, и безымянных рек, которые могли бы получить название на "вер-", там просто уже не осталось.

Зато продолжается экспансия на Каму и в Пермский край, одного из веринов там я встретил этим летом. Также активно осваиваются новые территории на западе и юго-западе страны веринов - там, где позднее появятся Новгород и Псков и на смоленско-тамбовской линии, то есть в направлении будущей Северской земли - се-ВЕР-ской, кстати. Много копий сломано по поводу происхождения этого названия, дарю еще одну версию. Что значит "се-", не знаю, но корень "вер" намекает, что северцы были частью былого сообщества веринов. Так же можно расшифровать и Тверь - Тех-Верь, и прочие подобные топонимы.

Ну и завершающий период этногенеза варягов - период, когда их название трансформировалось в варинов, что отразилось в слое топонимики на "вар-". Этот период без сомнения датируем первым тысячелетием до н.э., поскольку очевидно, что тогда варины освоили территорию ананьинской культуры, то есть создали ее, что, по точным данным археологии, состоялось именно в названный период.



Рис. 13. Потамонимы на "вар-", совмещенные со схемой расселения народа культуры сетчатой керамики.

И названия на "вар-" отлично укладываются в территорию расселения народа культуры сетчатой керамики и народа ананьинской культуры, которые к этому времени называли себя варинами. Отлично видно активное освоение варинами речного пути по Северной Двине, их потомки в тех краях действительно позднее стали поморами. Вероятно, в ту же эпоху варяги осваивали и море, названное по этой причине Варяжским, и созданная ими колония варинов-ободритов существовала до двенадцатого века, поддерживая традиционные тесные связи с Северо-Западной Русью.

Очень похоже, что именно ананьинцев Геродот называл аргиппеями. В этом слове усматривают сложение "ар" + "гиппей" (конь), то есть что-то типа "всадник ар". Для элемента "ар" придуман ряд объяснений, но, я полагаю, что тут мы имеем просто немного искаженное "вар", или немного искаженное "арий", что по сути одно и то же. Вот так и Геродота я завербовал в группу поддержки моей теории.

Конечно, именно наших варягов в эту эпоху древние греки и римляне называли и гипербореями, так как они же реально осваивали Север, и их рассказы о крае незаходящего солнца, передаваемые из уст в уста, доходили и до античных авторов.

Гумилевский закон этногенеза суров, через полторы тысячи лет этнос медленно умирает, если не получит нового толчка. Южные варяги частично продолжили развитие в народах дьяковской, городецкой и прочих культур первой половины первого тысячелетия, и вошли в состав Руси под именами мери, муромы и т.д, в северной же части Русской равнины развитие варяжского этноса, похоже, перешло в фазу обскурации, пассивного гомеостатического существования в привычном ландшафте, и немного позднее варяги были безболезненно ассимилированы новой, славянской Русью. Следы древнего варяжского языка, то есть северного русского дославянского языка, обнаруживаемые в топонимике, хитрожопые историки и лингвисты испуганно обзывают балтскими.

Выводы

Варяги - коренное (с третьего тысячелетия до н.э.) население Средней полосы и Севера Русской равнины, известные в истории под условными наименованиями фатьяновкой культуры и культуры сетчатой керамики (а также ряда родственных культур).

Исходная форма слова - "выр", "вырин", или какая-то подобная форма. Семантически связано с понятием "вырий", "ирий" в смысле "рай, мироздание" и означало приблизительно "люди неба, люди мира, люди богов". От этого же слова происходят названия "иранцы" и "арии".

Предположительно, в ходе экспансии индоевропейцев (русов) с Балкан пять тысяч лет назад по всей Центральной и Восточной Европе одна из групп русов, двигавшихся на восток, где-то в районе нынешней восточной Украины по религиозным причинам приняла название "народ неба, народ богов, народ Вырия" - "вырии, вырины".

Позднее, три-четыре тысячи лет назад этот народ тоже разделился на несколько групп. Та часть народа, которая ушла на север, за века и тысячелетия постепенно меняла свое имя с выриев на воринов, веринов, варинов - и дожила до эпохи письменной истории под именем варягов. Те части народа, которые ушли на юг и юго-восток, за века и тысячелетия постепенно меняли свои имена с выриев на ириев, иров, иранцев, и с выриев на ириев, ариев. "Варяг", "иранец" и "арий" - это три родственных слова, имеющие одинаковое происхождение и одинаковый исходный смысл.

Существование реликтового этноса варягов к началу второго тысячелетия отмечал и Нестор, указав, что они в его время заселяли земли от Балтийского моря до Среднего Поволжья, не только лишь все способны понять, что он просто описал известную ему реальность и не надо искать в этих словах какие-то загадки. Летописец также мимоходом отметил, что новгородцы от рода варяжского, определенно противопоставляя их киевлянам, которые не являлись потомками варяжского этноса. Упоминаемые в летописях варяжские дружины не обязательно должны были все приезжать с Южной Балтики, они вполне могли быть частично наняты из местных варягов с северных и восточных окраин Руси.

1. (Примечание 2018 года)

Как нередко случается, выяснилось, что мое открытие о связи слов "ирий" и "арий" уже было сделано до меня.

В книге М. Л. Серякова "Духовная прародина славян" (со ссылкой на Топоров В.Н., Трубачев О.Н. Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья. - М., 1962. - С 224) говорится: "вырей, ирей "сказочная заморская страна", который в свою очередь объясняют из Иран, airya - "арийская (страна)".

Далее автор, к сожалению, пытается объяснить воображаемое заимствование ирия из иранского языка "славяно-скифскими контактами" и "полузабытым воспоминанием о далекой арийской прародине индоевропейцев", не осознавая того несложного факта, что иранские языки возникли именно на Русской равнине, и прародина эта не далекая, а мы на ней и живем до сих пор; и иранцы не приносили свои слова и понятия к нам, а, напротив, унесли их позднее в Иран.

Также в названной книге М. Л. Серякова приводится любопытная информация о том, что понятие ирия было широко распространено в русском, украинском и белорусском фольклоре (и даже в чешском фольклоре, у чехов, правда, без использования самого слова "ирий") со значением сказочной, райской страны, где Солнце близко и потому всегда тепло, куда улетают зимовать птицы, где "есть теплые колодцы, в которых купаются больные и получают исцеление от своих болезней"; Млечный путь на Украине иногда назывался Дорогой в Вырий; вырий мыслился также и как "тот свет", где пребывают души умерших. Образ вырия в литературе отмечается уже в эпоху Древней Руси, поскольку встречается в "Поучении" Владимира Мономаха: "Сему ся подивуемы, како птицы небесныя изъ ирья идуть…" (со ссылками на: Булашев, Г. О. Украинский народ в своих легендах и религиозных воззрениях и верованиях. Вып. 1. - Киев, 1909. - С. 333; Левкиевская, Е. Е. Ирей // Славянские древности. Т. 2. - М., 1999. - С. 422; Святский, Д. О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. Ч. 1 // Историко-астрономические исследования. Вып. VII. - М., 1961. - С. 124; Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. - М., 1868. - С. 137).

Древность, Филология, Русы-варяги, Россия

Previous post Next post
Up