Городской пассажирский транспорт для любого крупного населенного пункта - это серьезная инфраструктура, без которой сложно представить себе полноценную жизнь, а тем более, если речь идет о городе студенческом. Сегодня эта отрасль переживает серьезные экономические проблемы и не только в Томске. И власть в очередной раз пытается реформировать маршрутный транспорт в Сибирских Афинах.
Маршрутки в Томске наиболее активно начали развиваться в начале 2000-х годов: открывались новые маршруты, покупались новые машины, люди с большим удовольствием занимались этой сферой деятельности. Несмотря на положительные отзывы пассажиров, схема обслуживания не устраивала городскую администрацию, так как она была неуправляемой: водители были ориентированы только на прибыль, они самовольно покидали маршрут, если собирали достаточно выручки, отказывались перевозить льготные категории граждан, отказывались изменять схемы маршрутов, несмотря на перегруженность дорог и дублирование маршрутов друг другом. Как же это стало возможным?
Возможности контроля за деятельностью коммерческих перевозчиков были утрачены в момент создания маршрутной схемы: лицензии на перевозку (в томском сленге «маршруты») выдавались на отдельный автобус, не имели срока действия, могли перепродаваться без ведома администрации, не предусматривали никакой отчетности по количеству перевезенных пассажиров или ответственности за срыв графиков работы.
Самоорганизация и, по сути, стихийное становление маршрутной сети и служит основным источником проблем в качестве оказания услуг по перевозке жителей и гостей города.
Мне, как обычному жителю города, да еще и живущему в удаленном районе (Академгородок) они все прекрасно знакомы:
- Отсутствие известного расписания, непредсказуемые интервалы. Расписание как бы и есть, но пробки, поломки или лень водителей частенько все меняют.
- Отсутствие автобусов в вечернее время. Например, маршрут под номером 23/30. Как время ближе к 9 вечера, так его вообще не дождешься, а ходить должен. Да и вообще с автобусами в вечернее время в будний день после 9 уже почти не уехать! Но хотя некоторые маршруты - 3/19/26 -продолжают курсировать.
- Опасный стиль вождения. Открывая порой заднюю дверь, а иногда и обе, некоторые забывают ее закрыть или закрывают после того, как кто-то скажет из пассажиров. Частенько водители решают вопросы по телефону прямо во время движения. В правилах дорожного движения указано, что разговаривать по телефону водитель может только по громкой связи или через гарнитуру: так его руки остаются свободными для совершения маневра.
- Грубость и курение водителей. Из-за курения водителей уже сломано столько копий. Это неприятно, вредно для здоровья. Водитель автобуса не может курить внутри салона, об этом написано в законе «Об ограничении курения табака» (статья 6). То же самое требование прописано в должностной инструкции водителя автобуса. Ему разрешено устраивать перекур только на перерыве, находясь на конечной остановке маршрута, вне автобуса.
- Отсутствие кондукторов несет пассажирам массу неудобств, даже водители, кажется, не оспаривают. Особенно в часы пик. Ну и главный, пожалуй, аргумент в пользу наличия кондуктора - безопасность перевозок, когда водителю не приходилось бы отвлекаться от вождения.
- Плохое санитарное и техническое состояние автобусов. Так вообще нормальны проблемы со сцеплением, заедающие двери, неработающая приборная панель. А на днях автобус 16-ого маршрута просто заглох посреди Фрунзе.
Казалось бы, на это можно и нужно жаловаться, если знать точно, куда именно. Но вот эффективности от этого 0. Допустим, я подам жалобу на отсутствие автобусов маршрута 23/30 в вечернее время. Ее примут и придут в маршрутки. Но один маршрут могут обслуживать несколько юридических лиц, а именно они и имеют лицензии на работу на данном маршруте. У юрлица может быть один или несколько автобусов. Один скажет, что водитель заболел, второй - что выходной, третий - что утром и днем работал и поехал отдыхать, четвертый - что автобус сломался… И кто будет крайний? Никто!
То есть, привлечь к ответственности тяжело или вообще невозможно… Некоторые маршруты, такие как 60 или 53, объединились в одно юрлицо, и, если один накосячит, то скидываться, по сути, придется всем. Но вот как раз к ним меньше всего претензий и жалоб! Некоторые маршруты имеют два юрлица, и с ними решить вопросы куда проще.
Администрация неоднократно пыталась провести реформы автотранспорта, но практически все заканчивались провалами: развалили первый автобусный парк на Трифонова (карта Гугл), почти разбазарили новый ПАТП-2 на проспекте Мира, практически обанкротили трамвайно-троллейбусное управление.
Все попытки разбиваются об одни и те же проблемы, которые сложились из стихийного становления маршрутного бизнеса в 00-е :
- излишнее дублирование маршрутов друг другом. На улицах города часто можно видеть пробки только из автобусов;
- отсутствие правовой базы для регулирования взаимоотношений с автоперевозчиками;
- неэффективная сложившаяся система взаимодействия перевозчиков и органов власти, контроля качества и обратной связи;
- разрозненность и большое количество автоперевозчиков при практически полной их не подконтрольности;
- отсутствие информации о пассажиропотоках и фактически перевезенных пассажирах, что делает неэффективным расчет субсидий;
- непрозрачность финансовой базы маршрутного бизнеса, и, как следствие, запутанные экономические обоснования повышения стоимости проезда;
- дублирование маршрутов электротранспорта маршрутами автобусов, что приводит к убыткам ТТУ и нездоровой конкуренции, которая для городских перевозчиков недопустима на дорогах (гонки за пассажиром) и возможна только на этапе прохождения конкурса на право перевозок;
- дублирование маршрутов автобусов друг другом на протяженных участках, что приводит к перегрузке магистральных улиц и ключевых остановок общественным транспортом при наполняемости ниже уровня рентабельности (во внепиковые часы).
Попытки убрать наиболее дублированные маршруты и дополнить уже «накатанную» маршрутную сеть в апреле 2007 года закончилось забастовкой.
Как оказывается, вернуть контроль и рычаги давления на маршрутного водителя можно только в случае признания ВСЕЙ транспортной сети неэффективной и полного расторжения ВСЕХ контрактов и полного переигрывания маршрутной лицензий.
Проанализировав ошибки предшественников, администрация города начала совершенствование транспортной системы города с разработки новой транспортной концепции города. Для этого было заказано детальное изучение пассажиропотоков (чего не делалось последние 30 лет).
Обследование маршрутной сети Томска проводила компания из Перми «Радар».
Как пояснил представитель «Радара», компания провела обследование пассажиропотока Томска, собрав более пяти тысяч анкет. Данные обрабатывались отдельно для каждого маршрута, волонтеры работали на 550 остановках. Также разработчики использовали данные о количестве проживающих в том или ином районе, количестве учебных мест в вузах и основных местах работы. Созданная на основе этих данных транспортная модель города включила 9 740 узлов-перекрестков и более 21 400 отрезков пути.
Итогом стало предложение разработчиков о новой маршрутной сети.
Почитать разбор этой сети можно у
aos1986 Она включает 25 автобусных маршрутов, пять троллейбусных и четыре трамвайных и позволяет снизить дублирование и сохранить низкий коэффициент пересадок. Этот вариант, по мнению разработчиков, потребует сократить выпуск автобусов на 10 %, а троллейбусов и трамваев - увеличить на 15 и одну единицу соответственно.
Ищите свои новые схемы:
Иркутский КаштакЧеремошникиЛевобережье Разумеется, горожане и маршртуники читают документы и новости по диагонали, и начали возникать различные точки зрения. Даже начали собирать подписи против введения новой схемы. Их возмутило закрытие популярных маршрутов (фактически, изменение направления) и спешность введения новой схемы "с 1 января 2016" года, что было практически сразу же опровергнуто администрацией города, т.к. такое спешное введение в строй новой схемы невозможно технически.
Также некоторые считают, что все эти новые схемы пролоббированы самими маршрутниками, чтобы больше денег содрать, не улучшая качества обслуживания. Хотя, исследование проводила независимая организация вообще из другого города.
9 декабря состоялись общественные слушания новой маршрутной сети. (Спасибо
zlostick за предоставленные фотографии)
Они прошли в администрации Кировского района. На встречу с представителями муниципальной власти пришли как пассажиры, так и томские перевозчики. Как я и предполагал, после океана безграмотных комментариев в Интернете весь это цирк вышел и в оффлан.
Эмоции, хамство, неуважение к выступавшему, давка - Сибирские Афины проявили свой андеграундый потенциал во всей красе!
Как оказалось, сложившаяся схема устраивает большинство Томичей, ведь маршруты возникали по принципу, как 'натаптываются' тропинки для ходьбы, там, где людям удобно. Предлагаемая схема удобна лишь малой части населения, судя по многочисленным комментариям. Маршруты удлиняют, соответственно, увеличится время ожидания автобуса. Никто не учитывает и то, что люди выбирали место работы и школы для детей, исходя из того, что автобус следует по проспекту Ленина и по Фрунзе.
Позиция маршрутников крайне проста: «В стране сейчас кризис, люди выживают, как могут. Из-за закрытия нескольких маршрутов многие останутся без работы. И у водителей, и у ИП тоже есть кредиты, ипотеки. Почему люди из Перми, которые не знают наш город, меняют схему томской маршрутной сети, к которой горожане уже давно привыкли?».
Были и намеки на то, что, как и в прошлые годы маршрутники не горят желанием устраивать передел рынка.
Как мне кажется, для решения существующей ситуации нужно воспользоваться возможность полного упразднения существующей маршрутной сети и принять новую, но, разумеется, с капитальными доработками, сеть. Так, в новой маршрутной сети мне из Академгородка не добраться до учебы или до вокзала без пересадок… А так хоть есть шанс поймать 23/30.
Только такие меры помогут вернуть рычаги действенного управления на коммерческие перевозки.
Одним из таких рычагов должно стать подключение всех маршрутных автобусов к системе центра по контролю за перевозками. Именно он сейчас собирает данные с навигационного оборудования ГЛОНАСС ТТУ и муниципального транспорта. Именно оно отдает информацию на информационные табло, SMS-уведомления и приложения о местоположении городского транспорта типа BusTraker.
Установка навигационного оборудования теперь является одним из обязательных условий для выдачи/продления лицензии на коммерческую перевозку пассажиров. Соответственно, до того момента, пока абсолютно все перевозчики установят у себя на автобусах навигационное оборудование, может пройти до нескольких лет. Еще одно неприятное условие состоит в том, что пока не все перевозчики готовы сотрудничать с ЦОКП, даже установив у себя это оборудование: как известно, наши маршрутки "славятся" тем, что далеко не всегда соблюдают заданный график движения, и, если их можно будет отслеживать, то появится дополнительная возможность "поймать за руку" нечестных перевозчиков.
Один из таких проектов - Яндекс. Транспорт - уже завоевывает крупные города и становится новым стандартом в городской инфраструктуре. Яндекс. Транспорт - служба от российской компании Яндекс, позволяющая отслеживать передвижение общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутки) в режиме реального времени.
Очевидно, наглядный контроль и, по сути, наблюдение заставит маршрутников быть более организованными. Упростится и диспетчеризация маршрутов.
Общие систематические меры:
- принять четкую нормативную базу, которая смогла бы обеспечить стабильность бизнеса, поддержать устойчивую мобильность и дать возможность для развития коммерческой деятельности помимо обеспечения эффективного функционирования общественного транспорта;
- интегрировать все аспекты городской мобильности и перейти от принятия отдельных решений к комплексному системному управлению мобильностью;
- способствовать развитию единой политики ценообразования, продажи и покупки билетов, построения совместных расписаний, коллективного маркетинга и оптимизации сетей и пересадочных пунктов;
- проводить координацию на местном и региональном уровне;
- менять корпоративную культуру управления;
- дать возможность операторам развивать свою компетенцию, внедрять инновационные подходы и решения, а не решения «по понятиям»;
- развивать кадровый потенциал, внедрять инновационные методы управления, мотивации и развития лояльности сотрудников;
- строить свою работу на контрактных отношениях с властями и поставщиками для определения и сбалансирования обязанностей, ответственности и рисков различных сторон;
- определять желаемый и достижимый уровни качества своей работы, прописывать в контрактах ясную систему бонусов и штрафных санкций для сторон контрактов;
- использовать кодексы этики, что позволяет повышать уровень осведомленности о социальной ответственности и прозрачности отношений;
- предоставлять общественному транспорту конкурентное преимущество перед частным автомобилем, например, посредством предоставления преимуществ на перекрестках, выделенных полос движения и т.д.;
- проектировать транспортные сети в соответствии с долгосрочными планами развития города;
- откликаться на потребности клиентов, учитывать их ожидания и новый стиль жизни, разрабатывать портфель услуг в области мобильности как для традиционных групп пассажиров, так и для новых групп населения;
- использовать более коммерчески оправданные системы тарифообразования.
Я поинтересовался у своих товарищей, как им маршрутный транспорт в Томске? Ответы были по сути одним- главное добраться из пункта А в пункт Б... Надеюсь, уже во второй половине 2016 года, а именно тогда администрация города планирует приступить изменениям в маршрутное сети города, этот вид транспорта сможет стать действительно комфортным, безопасным и максимально удобным. Конечно, цена проезда вырастит, я к этому готов. Можно смириться с этим, если хотя бы я буду знать, мерзнуть ли мне 40 минут на остановке в 9 часов буднего вечера или сразу пойти пешком до Академгородка - так и полезнее для здоровья и целее для кошелька.
По материалам: РИАТомск, Новости В Томске, gorod.tomsk.ru, ТОМСКИЕ ФОРУМЫ, Умный транспорт Томска
Фотографии предоствленны: garage.ph, Дмитрий
zlostick Кандинский, ГИБДД по Томску, Олег
aos1986 Асратян