В чём сила Тагила

Dec 29, 2017 12:08

Нижний Тагил исторически считается одним из главных центров российской металлургии. Ещё в XVIII веке именно Тагильские домны были самыми производительными в Европе, а металл с демидовским клеймом «Старый соболь» считался лучшим в мире. В наше время ничего не изменилось, Нижнетагильский металлургический комбинат уверенно чувствует себя на рынке, как в России, так и за её пределами. Но мы же не хотим верить слухам, а давайте сами проверим, как там у них всё устроено.





2. Забегая вперёд, скажу, что этот Нижнетагильский металлургический комбинат отличное предприятие, мощное, современное и с большой историей. Ведь помните, ещё Ленин говорил: "Учиться, учиться, учиться у НТМК, как из простого металла, делать первоклассную продукцию...". А Ильич перед заводоуправлением стоит не только поэтому. Дело в том, что раньше наш комбинат так и назывался Нижнетагильский металлургический комбинат им. В. И. Ленина.



Нижнетагильский металлургический комбинат, впрочем, как и любой серьёзный завод, гигантских размеров. Посмотреть его за один раз просто нереально, но мы будем стараться и всё-таки посетим несколько цехов, чтоб получить максимальную картину. Итак, мы с вами в Конвертерном цехе, где и производится выплавка стали. Кстати, сырьевой базой для комбината является Качканарское месторождение титано-магнетитовых руд с миллиардными запасами, расположенное в 140 километрах от Нижнего Тагила. Эго разработкой занимается ещё одно предприятие, которое также входит в состав ЕВРАЗа - ЕВРАЗ КГОК, на котором мы с вами уже побывали в прошлом году, кто не видел прошу: http://zavodfoto.livejournal.com/5231839.html

3.



image Click to view



4. Кстати, данный конвертерный цех является одним из самых современных в России. Плавка же проходит в конвертерах дуплекс-процессом, без добавления всякого металлолома, в результате сталь получается очень высокого качества без всяких ненужных примесей. Мощность конвертерного цеха составляет 4 500 тыс. т/год.



Как известно, металлургическое производство в Нижнем Тагиле, как и во многих других городах Урала, обязано инициативам заводчикам-предпринимателям Никите и Акинфию Демидовых. Вот и здесь они не смогли устоять и заложили в 1720 году новый металлургический завод, который уже 25 декабря 1725 года выдал первый чугун. Он был всем хорош, самые передовые технологии, по своей производительности и себестоимости в разы опережал, как соседей, так и металлургические заводы Центральной России. Но со временем утратил своё лидерство. Свято место пусто не бывает, и советская власть нашла выход, решила строить новый завод, в разы больше и намного мощнее. Ведь не секрет, что тогда наша страна усиленно готовилась к «большому рывку» в экономике, поэтому качественного металла нужно было много. Согласно первоначальным планам, Ново-Тагильский металлургический завод должен был стать одним из крупнейших в мире и по своим масштабам уступать лишь Магнитогорскому комбинату. Планировалось, что завод будет работать на местной руде из месторождений «тагило-кушвинского бассейна», на кизеловском коксе и обеспечивать прокатом крупнейшие предприятия региона, включая УЗТМ в Свердловске, а также УВЗ в Нижнем Тагиле.

1 ноября 1930 года всесоюзное объединение «Востоксталь» выпускает приказ № 11, которым было учреждено строительное управление «Тагилстрой», ставшее вскоре основным строителем нового завода. Строительство Ново-Тагильского металлургического завода (НТМЗ) и технологически связанных с ним коксохимического и огнеупорного заводов началось в январе 1931 года. Так 17 марта 1931 года здесь появился первый барак для строителей НТМЗ на Первой площадке, у реки Вязовка. В нём разместился и штаб стройки. Если честно, строили с переменным успехом, сам проект завода несколько раз пересматривался, но в итоге 25 июня 1940 года на Ново-Тагильском металлургическом заводе был получен первый чугун, кстати, эта дата и считается днём рождения нашего предприятия.

В годы войны сложился и характер завода. Главным его вкладом в нашу победу стала броневая сталь для танков, в которую, между прочим, был одет каждый третий советский танк военного времени. В послевоенные годы завод продолжил активно развиваться и хорошеть. Постепенно он обновлялся, а его мощности росли, как на дрожжах. Кстати, именно Тагильский завод стал первым в СССР, кто построил кислородно-конвертерный цех, освоил выплавку чугуна из ванадийсодержащего сырья титаномагнетитовых руд Качканарского месторождения, разработал оригинальную технологию объемной закалки рельсов, построил одну из первых машин непрерывного литья заготовок, запустил самый крупный в Европе и единственный в СССР стан проката широкополочных балок. Очень важным стал 2001 год, комбинат вошёл в большую семью Группы ЕВРАЗ и с этого момента жизнь на заводе закипела ещё сильней.

5.



6. Какая жар-птица - металлургическая царица открылась перед нами. Не перестаю повторяться, как льётся металл можно смотреть бесконечно.



Сегодня ЕВРАЗ НТМК - это одно из крупнейших в мире предприятий по выпуску металлопроката для железнодорожного транспорта (рельсы, колеса, бандажи, различные профили для вагоностроения), а также единственный в России производитель двутавров с колонным профилем с параллельными гранями полок. Кстати, ЕВРАЗ НТМК совместно с ЕВРАЗ ЗСМК производят более 60% крупных швеллеров в России. Кроме этого, комбинат производит и другой конструкционный прокат, трубные заготовки, кольца для машиностроения и т.д.

7.



Мы же идём с вами дальше по производственной цепочке. Кстати, когда я приехал на завод, мне тут похвастались, что они недавно первыми в России начали выпускать новую уникальную строительную балку высокой прочности классов С390 и С440. Так чего же мы ждём, кружите меня, кружите, видите же в тот цех, где это всё происходит. И вот мы уже на участке нагревательных печей.

8. Одна из трёх нагревательных печей. Из конверторного цеха готовая заготовка поступает в цех прокатки широкополочных балок и попадает в нагревательную печь, в которой и задерживается на 3-5 часов. А что хороший солярий, почему бы и не подзагореть :). В качестве бонуса она приобретает необходимую пластичность. Длина заготовок, которые поступают в печь, составляет 8-9 метров, а температура в печи - 1 200С.



Как оказалось, тут местные специалисты конверторного цеха немного «похимичили» и разработали уникальный состав новой марки стали. В итоге, благодаря легированию ванадием и особой технологии, можно с легкостью производить прокатные двутавры особой прочности. Самые продвинутые строители уже хотят эти конструкции на своих строках. Спокойно, ЕВРАЗ всех удовлетворит! А я проконтролирую, зря что ли с блогерской проверкой сюда приехал :).

9.



10. После нагревательных процедур наши заготовки попадают в обжимную клеть 1 300, где им придаётся черновая форма двутавра.



image Click to view



11.



12.



13.



Вся сталь на комбинате разливается на машинах непрерывного литья заготовок (МНЛЗ), наши же двутавровые балки производятся из непрерывно-литых заготовок шести исходных типоразмеров: трёх прямоугольных и трёх фасонных, профилированных.

14.



15. После обжимной клети наша заготовка постепенно попадает в объятия ещё двух универсальных клетей с горизонтальными и вертикальными валками, а потом, для порядка, и в чистовую клеть.



16.



Так чем же так хороша эта новая высокопрочная балка. Во-первых, её использование позволяет уменьшить металлоёмкость конструкций на 5-15 %, а это, сами понимаете, сэкономленные деньги. Во-вторых, после многочисленных испытаний на прочность при температуре минус 70 градусов Цельсия, специалисты пришли к выводу, что она может быть очень востребована в самых суровых климатических условиях. Так, для примера, двутавры из Тагила уже применялись в проекте «Ямал-СПГ», а также в других инфраструктурных проектах на месторождениях Сибири и Урала. Что касается просто уникальных строек, например, «Лахта-центр», стадион «Лужники», Московский метрополитен и т.д.

17.



18. Длина прокатного стана 373 м.



19.



20. В результате всех этих обнимашек заготовка выросла большая пребольшая, поэтому её немного подстригают на участке пил горячей резки.



21. Здесь установлены 7 пил маятникового типа, которые подрезают нашу балку, чтобы достичь необходимой длины, а именно от 6 до 24 м.



image Click to view



22.



23. После полученного шока, балка естественным путём охлаждается. Это происходит на трёх холодильниках, которые одновременно готовы принять до 300 тонн продукции. Помогают этому процессу ещё и 196 вентиляторов.



24.



25. Ну вот, собственно, и всё, можно отгружать клиентам. А они приезжают за товаром на машинах или просят отгрузить по жд. А так с начала года ЕВРАЗ НТМК уже освоил 15 новых двутавровых профилей: 4 по американскому стандарту ASTM и 11 в развитие российской линейки двутавров по новому национальному стандарту ГОСТ Р. В целом же сортамент комбината сейчас включает более 300 профилеразмеров горячекатаной балки и по этому показателю они № 1 в России и СНГ.



Ещё одно флагманское направление комбината, как я уже сказал выше, это производство железнодорожных колёс. Давайте посмотрим, как на этом фронте обстановка. Если вкратце, то производственный процесс выглядит следующим образом. На первоначальном этапе, всё примерно также, как и при производстве двутавровых балок. Вначале плавка в доменных печах, потом конвертерный цех и наконец сталь разливается на МНЛЗ, и мы получаем заготовку. Между прочим, для производства одного колеса требуется около 500 кг стали. После чего заготовки попадают в цех, где установлены пилы холодной резки, собственно, мы их и наблюдаем, которые режут заготовку на небольшие болванки. Кстати, в России железнодорожные колеса делают только два завода: этот и ещё в городе Выкса Нижегородской области.

26.



27. После наш путь лежит на Участок нагревательных устройств и термообработки колёс, где в работу включается Кольцевая нагревательная печь «LOI».



28. Она может разогреть металл аж до 1 300 градусов.



29. После того, как наши болванки стали мягкими и податливыми, в самый раз им купить билет на прессопрокатную линию.



30.



image Click to view



31. Здесь эстафету подхватывают два могучих пресса, один 5 000 тонн, другой 9 000 тонн. Именно благодаря им, будущие колеса принимают свои основные очертания. В подмастерьях у них роботы-трудяги.



32. Делай раз



33. делай два...



34.



image Click to view



35.



36. Здесь формируются чертёжные размеры колеса, обод, диск и гребень.



37.



38.



39.



40. После колеса проходят через нагревательные печи и закалочные устройства, завершает этот процесс отпускные печи.



image Click to view



41. Общий вид Колесобандажного цеха



42.



43. В среднем, чтоб произвести одно колесо, на это уходить порядка недели.



44.



45. Но и это ещё не всё, окончательная обработка проходит на современных обрабатывающих центрах.



46.



47.



48.



49. А дальше наступает самое главное, каждое колесо подлежит проверке с пристрастием. Так геометрия колеса проверяется вручную (замеряется ширина обода и диаметр отверстия ступицы). Затем колёса проходят ультразвуковой и магнитопорошковый контроль.



50.



51.



52.



53. Склад готовой продукции. Хочется отметить, что Нижнетагильский завод производит железнодорожные колёса не только для РЖД, но их продукцию охотно покупают, как европейские, так и американские компании. Причём по форме колеса отличаются. Так, например, диаметр американских колёс составляет 920 мм, а российских и европейских - 950 мм.



54. Это уже третье предприятие Группы ЕВРАЗ, которое я посетил. Я уже видел, как в Новокузнецке они делают рельсы для РЖД, в Качканаре добывают руду и вот теперь я в Нижнем Тагиле, где эти ребята совсем недавно первыми в России начали производство высокопрочной балки для строителей, а также, как мы видим, большие спецы в колёсном деле. Конечно, они молодцы, и лично я буду ими восхищаться, ведь таких открытых компаний в нашей стране не так много, учитесь, коллеги. А от меня ЕВРАЗу НТМК заслуженный ЗаводычЛайк!



Вся моя история с Группой «ЕВРАЗ»:






Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже более 300 предприятий открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html

«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html

Лучшие Корпоративные музеи России и другие промрепортажи: http://zavodfoto.livejournal.com/5338699.html

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:









А ещё прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto и https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/

ZAVODFOTO - Шагает по стране!, ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ, Свердловская область, Нижний Тагил, МЕТАЛЛУРГИЯ, ZAVODFOTO из ЖЖ, ЕВРАЗ НТМК

Previous post Next post
Up