Сегодня у нас уникальное, скажу больше, предприятие - гордость нашего Пермского края - АО «Редуктор-ПМ». Именно они выпускают, ремонтируют и обслуживают главные редукторы и агрегаты трансмиссий вертолётов серии Ми-8/17, Ми-26(Т), Ми-28Н "Ночной охотник", "Ансат" и Ми-38. А какой вертолёт без редуктора, правда ведь?
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/48069/160644702.33d/0_15825e_e5d43013_XXL.jpg)
«Редуктор-ПМ» как самостоятельное предприятие было образовано 31 августа 1995 года на базе редукторного производства Пермского моторостроительного холдинга «Пермские моторы». Хотя начинать, конечно, надо не отсюда, а с 6 октября 1951 года. Именно в этот день Заводу № 19 имени И. В. Сталина было поручено начать подготовку к серийному производству редуктора Р-5 для вертолета Ми-4. Инженерам ничего не оставалось, как ответить: "Есть!" В итоге уже в 1952 году освоено серийное производство редукторов Р-1 для вертолета Ми-1 (это первый серийный советский вертолёт) и Р-5 для вертолета Ми-4 (первый военно-транспортный вертолёт в СССР).
2.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195195/160644702.33e/0_158299_65ed978d_XXL.jpg)
3. Итак, мы на участке мехпроизводства. Здесь расположены обрабатывающие центры на любой вкус. В принципе нечто подобное есть на любом машиностроительном предприятии, поэтому предлагаю не останавливаться на достигнутом.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/40987/160644702.33e/0_15829a_3097edc5_XXL.jpg)
4.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196631/160644702.33e/0_15829c_7c0c7135_XXL.jpg)
До 1957 года Советский Союз рассматривался на Западе как большая, но технологически отсталая страна, способная лишь строить технику огромных размеров или в огромных количествах, но в любом случае по всем характеристикам уступавшая иностранным аналогам. Но вдруг неожиданно для них мы запустили первый искусственный спутник Земли, потом вдогонку крупный и мощный вертолёт Ми-6, который по своим габаритам в два раз превышал любые аналоги, сделанные там. Оказалось, мы просто запрягаем медленно. Кстати, и для этого вертолёта серийное производство редукторов Р-7 было налажено у нас в Перми в 1958 году.
5.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/102061/160644702.33e/0_15829e_ff684f8a_XXL.jpg)
6. Хотя детальки, правда, хороши!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/46400/160644702.33e/0_1582a5_52caaa0_XXL.jpg)
7.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/102077/160644702.33d/0_15828d_d3c7aa7b_XXL.jpg)
В 1964 году было запущено производство редукторов ВР-8А для одного из самых массовых вертолётов в мире Ми-8. В 1982 году освоено производство редуктора ВР-26 для самого грузоподъемного вертолета в мире Ми-26. С запуском новых вертолётов и их модификаций, наши сразу отвечали взаимностью. 1986 год стал годом выпуска редукторов ВР-14 для вертолетов Ми-8МТ, Ми-14 и Ми-17, а в 1994 году начали выпускать первые редукторы для вертолета Ми-34 - главный редуктор ВР-34 и хвостовой ХР-34. В 90-е коллектив попробовал свои силы и в смежных отраслях. Так в 1995 году были выпущены редукторы Р-25 мощностью 2500 кВт для газотурбинных установок, позже и эта история стала набирать обороты.
С 2009 года предприятие работает в рамках холдинга АО «Вертолеты России».
8.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/40987/160644702.33e/0_15829f_92e50b2d_XXL.jpg)
9. Участок, где изготавливают песочные формы на 3D-принтере. А это уже поинтересней будет.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195853/160644702.33e/0_158293_37c9bfc9_XXL.jpg)
10. Да, если раньше надо было месяцами-днями творить, всё выпиливать и моделировать, то сейчас максимум за три дня и всё готово, сложность детали значения не имеет.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/164839/160644702.33e/0_158294_d2ff087c_XXL.jpg)
11. Эти песочные формы используются для опытных отливок.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/173114/160644702.33e/0_158296_1d93a14e_XXL.jpg)
12. Именно песочных 3D-принтеров пока не так много в нашей стране
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/173114/160644702.33e/0_158295_49e2a72a_XXL.jpg)
13. Кроме этого есть ещё обычный 3D принтер для пластика.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/114207/160644702.33e/0_158297_3d9a182_XXL.jpg)
14.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196221/160644702.33e/0_158298_c622e2d0_XXL.jpg)
15. Крупногабаритные копусные детали здесь обрабатываются вот на таких координатно-расточных станках. Да, всё тут модно и по науке, идём дальше и тут подкопаться не к чему...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/30536/160644702.33d/0_15826d_715c6ddc_XXL.jpg)
16.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/95108/160644702.33d/0_15826b_ff77d9c7_XXL.jpg)
17.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195853/160644702.33d/0_158269_c4ab02ab_XXL.jpg)
18.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195853/160644702.33d/0_158271_1e186f1_XXL.jpg)
19.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/169995/160644702.33d/0_158272_1c63fa59_XXL.jpg)
20. Важно отметить, что АО «Редуктор-ПМ» - это предприятие полного цикла, они сами делают детали и маленькие, и большущие.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/152444/160644702.33d/0_158273_6624c897_XXL.jpg)
21.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/95108/160644702.33d/0_158274_5f3b3d98_XXL.jpg)
22. Стоп, это не эксплуатация детского труда, а всего лишь партнёрка с дружественным лицеем, здесь ребята проходят практику. Кирилл после 9-го класса пошёл учиться в Профессиональный лицей № 1 и выбрал самую козырную специальность - наладчик. И вот он уже здесь, скорее всего, далеко пойдёт, чего я ему и желаю! Всего же на заводе трудится более 2 000 человек.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/167717/160644702.33d/0_15827c_b350a268_XXL.jpg)
23. Одна из лабораторий контроля
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194549/160644702.33e/0_1582a1_3286424a_XXL.jpg)
24.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/173114/160644702.33e/0_1582a2_7075d4ef_XXL.jpg)
25. А это уже Участок Химико-термической обработки (ХТО), его открыли в 2013 году.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195694/160644702.33d/0_15827d_578e9dd4_XXL.jpg)
На участке ХТО установлено более 40 единиц уникального оборудования. Проектировщиками выступили пермяки в лице компании «Криоген-Холод-Технология», а вот сама начинка, да, иностранная (BMI (Франция) и RIVA (Польша)). За комплексную поставку отвечали немцы - IVA Industrieoefen.
26.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195195/160644702.33d/0_158283_96c20abf_XXL.jpg)
27.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195561/160644702.33d/0_158288_707fbba6_XXL.jpg)
28. Французская вакуумная печь. Максимальная температура - 1250°С
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195853/160644702.33d/0_158286_86c34644_XXL.jpg)
29. Чтобы такая красота здесь появилась, предприятие инвестировало почти 930 млн. рублей. Между прочим, участка такого уровня в нашей стране больше нет, так что и в этом случае пермякам есть, чем гордиться!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/109344/160644702.33d/0_15828b_a69eb00d_XXL.jpg)
30.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/43843/160644702.33d/0_15828c_256ccf10_XXL.jpg)
31.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/43843/160644702.33d/0_15828f_c993aba_XXL.jpg)
32.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/46400/160644702.33d/0_15828e_738ad6b3_XXL.jpg)
33. И наконец, переходим к самому интересному, перед нами Цех сборки.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/28256/160644702.33c/0_158241_19517e65_XXL.jpg)
34.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/167717/160644702.33d/0_158262_3f6b4b12_XXL.jpg)
35. Ой, лишняя деталь, знакомо? Так здесь этому дан бой - «сортовики», всем рабочим в помощь. На каждом этапе сборки сделаны такие ящички, где каждая деталь при деле. В конце сборки он должен быть чист.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/167717/160644702.33c/0_158234_9fba9457_XXL.jpg)
36.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/172684/160644702.33c/0_158233_bd276651_XXL.jpg)
37.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/118932/160644702.33c/0_158235_8028961_XXL.jpg)
38.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196102/160644702.33c/0_158236_c94740e_XXL.jpg)
39. Сборка редуктора ВР-14
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/167717/160644702.33c/0_15825c_3b7c3a91_XXL.jpg)
40. Корпус Редуктора ВР-14 в разрезе
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/44085/160644702.33c/0_158238_edd46fe0_XXL.jpg)
41. Главный вертолетный редуктор ВР-14 разработан в 1975 году и вместе с двумя двигателями ТВ3-117 входит в состав силовых установок средних вертолетов Ми-14 и Ми-8МТ/Ми-17.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/102077/160644702.33c/0_158237_6e8e5e31_XXL.jpg)
42.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/149948/160644702.33c/0_15823a_ade0ea96_XXL.jpg)
43. Все эти собранные редукторы отправляются либо на АО «Улан-Удэнский авиационный завод», либо в Казань, а на этом заводе я уже был:
http://zavodfoto.livejournal.com/5206788.html![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196771/160644702.33c/0_158244_ee58e5e6_XXL.jpg)
44.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196486/160644702.33c/0_158243_88b5dbe5_XXL.jpg)
45. Всё собирается вручную, поэтому про каждый можно сказать, что это штучный товар со своей душой и статью.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/172684/160644702.33d/0_158263_4d2586cd_XXL.jpg)
46.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/46400/160644702.33c/0_15824e_2a06b9b3_XXL.jpg)
47.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/110545/160644702.33c/0_158251_5c0faf5e_XXL.jpg)
48. А это собирают главный редуктор ВР-26 для самого грузоподъемного вертолета в мире Ми-26.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/102077/160644702.33c/0_15824d_79d3b715_XXL.jpg)
49. Между прочим, это единственный в мире серийный вертолетный редуктор, передающий мощность в 23 000 л.с. Кстати, чтобы его полностью собрать от заготовки до готового изделия в среднем уходит около 9 месяцев.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/102077/160644702.33c/0_15824a_8612ac97_XXL.jpg)
50. Участок Прокачки собранных двигателей. Всё дело в том, что по всем авиационным требованиям внутренние полости должны быть чистыми, вот этим на этом участке и занимаются. Сейчас установят, подключат шланги и начнут наводить шик и блеск.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/46400/160644702.33c/0_158254_6310589c_XXL.jpg)
51. Участок, где работают дефектоскописты. Когда приходит редуктор или его части на ремонт, здесь их и обследуют.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/98645/160644702.33d/0_158261_cd0af949_XXL.jpg)
52. В целом можно смело сказать, что завод находится в постоянном движении, внедряет новые технологии и развивается на благо нашего края и экономики в целом. Кстати, вот ещё один проект, создание нового гальванического отделения.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195853/160644702.33e/0_1582aa_58b4ab8_XXL.jpg)
53.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/171750/160644702.33e/0_1582a9_ab59e251_XXL.jpg)
54. Большое спасибо пресс-секратарю
АО «Редуктор-ПМ» Екатерине Радостевой за организацию моего визита!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196245/160644702.33e/0_1582ab_73a907f7_XXL.jpg)
Вся наша история с предприятиями Пермского моторостроительного комплекса:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5310/160644702.fb/0_da618_241b0e23_L.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6812/160644702.13a/0_e5fee_8fb97ac5_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/43546/160644702.283/0_13d541_86d066a2_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/59572/160644702.318/0_1534e9_44126ca_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/174352/160644702.345/0_15988f_13d9ae03_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/57551/160644702.33e/0_1582b7_e593a35b_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5111/160644702.1d0/0_1062ba_b3f20a23_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198786/160644702.3c1/0_1662ee_5077a50d_orig.jpg)
Ещё по теме:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/38431/160644702.280/0_13d393_4a7f792_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9804/160644702.108/0_ddf7d_496cc645_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9489/160644702.101/0_db60f_c8185aea_L.jpg)
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
Уже более 250 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире:
http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ:
http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html «Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»:
http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html Лучшие Корпоративные музеи России и другие промрепортажи:
http://zavodfoto.livejournal.com/5338699.html Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:
![](http://gavailer.ru/i/b3333.gif)
![](http://gavailer.ru/i/b4444.gif)
![](http://gavailer.ru/i/b6666.gif)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6806/160644702.11b/0_e2233_5b8b9c3d_orig.png)
![](http://gavailer.ru/i/b2222.gif)
![](http://gavailer.ru/i/b5555.gif)
А ещё прошу всех в гости:
http://ok.ru/zavodfoto и
https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/