Ледокол «Ленин»

Jan 11, 2014 21:00

Мы уже познакомились с действующим атомным флотом России http://zavodfoto.livejournal.com/2964944.html, а сегодня, как и обещал, расскажу о первом в мире гражданским судне с ядерной энергетической установкой - атомном ледоколе «Ленин».






На XX съезд КПСС были определены цели и задачи, что стране нужен ледокол с атомным двигателем, который бы мог очень долго плавать без захода в порты за топливом. Под это дело ученные подсчитали, что достаточно всего 45 граммов ядерного горючего в сутки. Партия сказала - значит строить надо!

Судно было заложено 25 августа 1956 году на судостроительном заводе им. Андре Марти (позже Адмиралтейский завод, а сейчас ОАО «Адмиралтейские верфи») в Ленинграде, а уже 5 декабря 1957 года оно было спущено на воду, для дальнейших работ. Выбор именно этого судостроительного завода был не случаен. Адмиралтейцы имели немалый опыт по ремонту и строительству ледоколов. Еще в 1928 году они капитально отремонтировали "дедушку ледокольного флота" - "Ермак".

2.



Постройка такого уникального судна требовала создание специального энергетического оборудования, создание корпуса небывалой до сих пор прочности, полной автоматизации процессов управления энергетической системой. В общем, вся страна трудилась на общее благо: турбогенераторы строились на Харьковском электромеханическом заводе, гребные электродвигатели - на ленинградском заводе «Электросила» им. С. М. Кирова, на Кировском заводе собирались паровые турбины.

Размеры атомохода были выбраны с учетом требований эксплуатации ледоколов на Севере и обеспечения его наилучших мореходных качеств: длина ледокола 134 м, ширина 27,6 м, мощность на валу 44 000 л. с., водоизмещение 16000 т, скорость хода 18 узлов на чистой воде и 2 узла во льдах толщиной более 2 м. По запроектированной мощности турбоэлектрической установки он должен был в два раза превзойти американский ледокол "Глетчер", считавшийся крупнейшим в мире. Ведь можем, когда надо Штаты нагнуть :)

3.



Особое внимание при проектировании корпуса судна было обращено на форму носовой оконечности. Кормовая оконечность спроектирована так, что обеспечивает проходимость во льдах и при заднем ходе, а также надежно защищает винты и руль от ударов льда. Чтобы обеспечить непотопляемость такого большого судна, в случае если обшивка будет повреждена, корпус решили подразделить на отсеки одиннадцатью главными поперечными водонепроницаемыми переборками. При расчете атомного ледокола конструкторы обеспечили непотопляемость судна при затоплении двух наибольших отсеков.

Вместо клепки, здесь было применена автоматическая электросварка, тоже ноу-хау в судостроении. Объем сварочных работ на стапеле был очень велик: корпус ледокола - цельносварной. Кто-то произвел любопытный подсчет: сколько швов придется заварить рабочим стапельного участка? Прикинули. Получилась немалая цифра: если все сварные швы вытянуть в одну линию, то она протянется от Ленинграда до Владивостока!

Ядерная энергетическая установка смонтирована в 1958-1959 годах, а 6 августа 1959 года осуществлен физический пуск ядерного реактора.

12 сентября 1959 года ледокол «Ленин» отправился на ходовые испытания, а 3 декабря 1959 года сдан Министерству морского флота. С 1960 года в составе Мурманского морского пароходства.

Зарубежные газеты того времени пестрели заголовками: "Русские ввели в строй атомоход", "Полярный колосс Советов - на Неве", "Победа на мирном фронте использования атомной энергии одержана Советским Союзом"...

4.



5. Кают-компания. Сейчас здесь проводятся пресс-конференции, а раньше тут была офицерская столовая.



6. Даже вечера с музыкой устраивались.



7. Отделка из натурального дерева, красиво! Сейчас такую отделку уже не используют, заменяя её негорючим пластиком.



8. А это столовая для рядового состава, плюс кинозал и всё такое



Как только встал в строй и сразу при деле…Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. Этот ледокол впервые произвел доставку и высадку зимовщиков на льдину, обеспечив организацию дрейфующей полярной станции «СП-10» в 1961 году. На долю «Ленина» и его экипажа выпало начать первую продленную навигацию на главной трассе Севморпути Мурманск-Дудинка-Мурманск в 1970 году. Через полгода атомоход осуществил совместно с ледоколом «Владивосток» сверхранний высокоширотный переход по Северному морскому пути до порта Певек. На счету экипажа «Ленина» и первый Ямальский экспериментальный рейс к мысу Харасавэй в 1976 году, куда доставил грузы для газодобытчиков дизель-электроход «Павел Пономарев» под проводкой атомохода. «Ленин» первым из атомных ледоколов достиг годового рубежа непрерывной эксплуатации. В таком режиме он проработал 30 лет и в 1989 был выведен из эксплуатации.

10 апреля 1974 года атомный ледокол «Ленин» был удостоен высшей награды Родины - ордена Ленина.

Сюда, к плавпричалу Мурманского морского вокзала атомный ледокол «Ленин» был пришвартован 5 мая 2009 года. Так и началась его новая жизнь в качестве Арктического выставочного центра «Атомный ледокол «ЛЕНИН», и с тех пор это одна самых главных достопримечательностей города Мурманск.

9.



10.



11. А вот так выглядела офицерская каюта



12.



13.



14. Ходовая рубка



15.



16.



17. Радиорубка:



18.



19.



20. Макет атомной энергетической установки корабля



21. Отсек, в котором находятся атомные установки. Кстати, атомоход «Ленин» до сих пор остается единственным ледоколом, на котором была произведена замена одной ядерной энергетической установки на другую.



22. Во всех регионах присутствия группы «Росатом» создаются информационные пресс-центры, вот и здесь на ледоколе "Ленин" был создан такой



23.



Большое спасибо Департаменту коммуникаций Госкорпорации «Росатом» за открытость и лично Екатерине Ананьевой из Управления коммуникаций ФГУП «Атомофлот» и Шпакову Артёму aoshpakov за организацию этой поездки, а Никите nikozlov за наводку!

Вся наша история с компанией АО «Концерн Росэнергоатом»:









Другие подразделения, входящие в структуру «Росатом», которые мы посетили:







Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже более 200 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html

«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:









Создал группу в ОК, прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto , а ещё и в фейсбуке - "Энергетика России": https://www.facebook.com/rusenergy.ru/

ZAVODFOTO - Шагает по стране!, ТРАНСПОРТ, Мурманск, ВОДНЫЙ, Мурманская область, Атомфлот

Previous post Next post
Up