Mar 25, 2012 19:59
Потенциал политика всегда видно по его желанию и способности занять позицию морального лидерства. Причём само по себе моральное лидерство бывает двух типов: лидерство установок и лидерство новаторов. В первом случае политик "мимикрирует" под реально существующие в обществе настроения, которые, в каком-то смысле и составляют суть, содержание самого "общество" (которое бестелесно, в отличие от индивидуума). В этом случае политик, как правило, конкурирует с другими такими же. Поскольку общество неоднородно, то политик такого типа всегда имеет дело с какой-то частью "электората", то есть голосующих граждан этой страны.
По законам страны он должен набрать достаточно голосов для того, чтобы пройти в парламент и представлять группу людей с похожими интересами, проголосовавших за него - и искать способы расширения этой части "электората" с помощью занятия позиции по тем или иным вопросам, заключению политических союзов и т.д. Политик другого типа, условно говоря, новатор, как правило, строит свою позицию на ценностях, которые сейчас набирают вес в обществе, но не являются доминирующими.
В нашу долгую эпоху становления городского общества такими ценностями следует считать политическую реализацию программы Будды-Иисуса-Магомеда - в её радикальных гуманистических и воинствующих проявлениях, в зависимости от региона и доминирующей системы ценностей. Наиболее удачным в этом смысле выглядит облик Индии, в котором политик-новатор Махатма Ганди смог сформировать индийскую нацию на основе идеи ненасилия и сосуществования разных религий, условно говоря, платфоре джайнизма, индийской версии учения Махавира (он же - Будда по одной из гипотез индуистов). Это - религия ненасилия, оказавшая колоссальное влияние на индуизм, разделяющая мир на дживу и адживу, живую и неживую материю, и постулирующая, что всё зло в мире происходит от их смешивания. Политик-новатор делает ставку на ценность, которая не является доминирующей в обществе, но через собственный пример и активное участие в дискуссии, он может превратить эту тему или позицию в центральную. Преимущество новатора - способность ориентироваться на широкую массовую аудиторию и способность находиться вне сферы "неразличения": зоны, в которой происходит ожесточённая политическая конкуренция, приводящая к разделению людей по убеждениям, в ходе которого последние также доводятся до крайности.
В России политическая программа ненасилия связана с Львом Толстым, которого в Индии почитают как великого святого. Что мы знаем о нём? Граф Толстой был отцом антикопирайта, отдавшим права на свои тексты людям (известно о его конфликтах с женой по этому поводу), и помещиком, жил в гармонии с миром когда мог - а когда не мог, страстно искал гармонию и поссорился с церковью.
Главными принципами толстовства являются: непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности, опрощение.
России сегодня нужна прививка толстовства. Властям пора заигрывать с буддистами: в христианах и мусульманах нашей земли скопилась тяга к насилию, её нужно разрядить с помощью новых средств (вроде электронной демократии) и новых ценностей (ненасилия и экологии) - в противном случае нас ждёт повторение привычного круговора насилия с локальными эпизодами геноцида и политиками, глухими ко всем, кроме своих основных избирателей - и вынужденных всё время потакать их недостаткам и тяге к агрессии вместо того, чтобы занять позицию морального лидерства.
толстовство