Во время войны в Южной Осетии 1988-1991 гг. работала в областной больнице в детском отделении реаниматологом. В 1995 г. переехала в г. Владикавказ. В армию призвалась в 1995 году - шел набор контрактников в 99 Дивизию оперативного назначения, в том числе врачей.
Шла война, не хватало специалистов -хирургов в отдельном медико-санитарном батальоне. Мадина была направлена г. Санкт-Петербург в Военную медицинскую Академию на переподготовку по специальности - хирургия.
Кто еще может похвастаться такой групповой фотографией:) На ней все мои двоюродные братья и сестры, которые были рождены на то время. Ну и я, конечно. Чуть позже команда пополнится моими родными братом и сестрой, еще одним двоюродным братом и двумя двоюродными сестричками:) В верхнем ряду слева - Мадина. У меня просто нет других ее фотографий. И она самая классная среди нас, но мы пока об этом не знаем:)
Заставить Мадину говорить о Чечне практически невозможно. Редкие обрывки воспоминаний.
«Страшно было? Да. Когда шел обстрел… Страшно, особенно поначалу: в голове хаос, сердце -галопом, но когда приносили первых раненых - паника оставалась в стороне и включался «автопилот».
Родители не знали, где служит Мадина. Думали - откомандирована на месяц, два, три -в Моздокский госпиталь, а на самом деле - то в Ханкалу, то в Семашки, Верхний и Нижний Алкун, в Асиновское ущелье. А в 2003 году - в Ачхой-Мартан, на постоянный пункт дислокации.
Однажды, после долгого ее отсутствия, отец отправился из Цхинвала на розыски дочери. В Моздоке, расположенном близ границы с Чечней, Мадины не оказалось. Узнал случайно от человека, знавшего Мадину, где она находится - в Чечне, в зоне боевых действий.
На самом деле, Мадина никогда не говорила ничего серьезного - всякую мелочь, лишь бы не приставали с расспросами. Тем не менее, я умолчу о многих историях, рассказанных Мадиной. Может, сама потом напишет мемуары.
Из мадининых рассказов: «По утрам иногда вода в баках была замерзшей, холодно, но надо было вставать, сделать перевязки, обойти по землянкам выздоравливающих, идти на совещание, и не дай Бог, чтоб кого-то привезли со спецзадания… Случалось и так, что оказывалась я одна с медсестрой во время подрыва колонны и тогда на помощь приходили повара и писари - спасибо им! А когда записывали в амбулаторный журнал раненых, некоторые страницы были размыты слезами…»
«При службе важна всякая мелочь, все детали, но в моей профессии это, прежде всего своевременное и качественное оказание квалифицированной помощи, особенно в первые минуты и часы. От этого зависит жизнь. Никто не хочет умереть… Все хотят домой… Однажды я подошла к телефону в блиндаже и стала набирать вполне серьезно свой домашний телефонный номер. Все насторожились, а я не сразу поняла, что я делаю… и все в один голос сказали: «Э-э-э… Вам пора домой».
Однажды Мадина проводила операцию. Дала раненому наркоз, потянулась за инструментами…В это время неопытный новобранец на БТРе дал задний ход и наехал на блиндаж, где проводилась операция. Раненный солдат, не успевший выключиться от дозы наркоза, вскочил со стола и оттащил Мадину в дальний угол. В следующую секунду операционный стол был раздавлен БТРом.
Мадину спасли. И Мадина спасала.
Она была награждена нагрудным знаком «Участник боевых действий» Главнокомандующим внутренними войсками МВД России генералом армии В.Тихомировым. В тот день Мадина под обстрелом помогла 17-ти тяжело раненым бойцам. Потерь не было, и некоторые солдаты даже вернулись в строй.
Награждена медалью «За службу на Северном Кавказе» Генерал-полковником В. Ачаловым (Президент Всероссийского Союза общественных объединений ветеранов десантных войск); Медалью МВД России «200 лет МВД России» Приказом МВД; Медалью МВД России «За отличие в службе».
Мадина также награждена нагрудными знаками:
«За отличие в службе» 2- ой степени от командующего ОГВС ВВ МВД РФ от генерала-лейтенанта В. Дадонова ; «За отличие в службе» 1-ой степени от Главнокомандующего внутренними войсками МВД России генерала армии В. Тихомирова; «За службу на Кавказе» от военного коменданта Чеченской Республики Генерал-Лейтенанта Г. Фоменко.
Следовало закончить материал списком наград и, соответствующей по случаю пафосной фразой, но я закончу иначе.
Хорошо бы выплатить Мадине те деньги, которые ей должны - боевые - шесть миллионов рублей. С перерасчетом.