Когда же наступает время утреннего намаза?
Получилось так, что у меня в прошлом году, аккурат в месяц Рамадан (месяц мусульманского поста), возник вопрос по поводу времени совершения утреннего намаза. Тогда , естественно, я не получил на него ответ, иначе бы он не возник у меня еще и в этом году. А суть вопроса заключается в том, что я, почему то, засомневался в правильности времени совершения азана-намаза. Вы подумаете, что я беру на себя слишком много и, что вместо того, чтобы следовать за имамами и делать так же, как и остальные, я веду себя, как выскочка. Я бы на вашем месте тоже так подумал. Но не так все просто, как может показаться на первый взгляд. Даже слышал, что в одном из мечетей Махачкалы когда то появлялась даже группа таких «выскочек», которые не хотели делать намаз в то же время, что и имам. Я же, в отличии от них, буду делать намаз за имамом. Но мне надобно знать истину и то, почему я делаю некое действие так, а не иначе. Такой уж я человек - всему нужно объяснение. К тому же, если какая-то группа тоже нашла сей факт сомнительным, то мне тем более интересно.
Заявляю еще раз, что с моей стороны это вопрос, а не оспаривание или утверждение обратного, как часто кажется тем, кто неправильно понимает сам термин «вопрос». И задаю я этот вопрос знающим людям. Ученым от ислама, к каким бы течениям они не относились. Мне, если честно, интересны все мнения, нежели эта поднадоевшая игра в кошки-мышки, где главная задача признать «правильным» одного ученого, а другого обвинить в вероотступничестве. Если же до ученых не дойдет мой вопрос, хорошо было бы, чтобы кто-нибудь из прочитавших смог бы задать ученому и от его имени ответить мне тут. Ответы из серии «так надо», «мой дядя тоже так делал», «тебе зачем это» - прошу вообще не писать. Не тратьте мое и свое время на пустой треп. Хочу реальный ответ. Конечно, вопрос может показаться не столь важным на первый взгляд, особенно на фоне тех реалий, что мы видим каждый день вокруг себя, а кто то и ощущает на себе, но он актуален для меня и, возможно не только для меня. Поэтому, буду признателен, если кто-нибудь найдет для меня пять минут и ответит на те вопросы, которые меня интересуют. Сразу говорю, что я не ученый, а тот, кто следует за учеными и поэтому могу ошибаться в словах и во мнениях. Прошу учесть этот момент и поправить меня там, где я совершу ошибку при постановке вопроса. Заранее за это спасибо.
Итак, я сегодня проснулся в 2 часа (естественно, что утра), чтобы успеть подкрепиться перед постом. А нужно было успеть это сделать к двадцати двум минутам четвертого по московскому времени. Именно в это время, согласно графику намазов, кричат призыв к молитве - азан, в махачкалинских мечетях. То есть, после наступления этого времени уже нельзя принимать пищу, так как с этого времени и идет отчет времени поста. И опять у меня тот же вопрос…
Так нельзя, нужно спросить у знающих людей и раз и навсегда избавиться от всяких вопросов, которые не дают мне покоя и сеют сомнения. Попробуем зайти в Интернет и найти ответ. Ведь это не сложно…
Так… Яндекс. Поиск. Забиваем: «время утреннего намаза». На первом месте сайт «Исламдаг.ру» (
http://www.islamdag.ru/verouchenie/1325) со своим ответом. Открываем. Предисловие, объяснение того, что такое время намаза, названия намазов, и… впрочем, приведу сам текст:
«Каждый из обязательных намазов имеет свое определенное время, в которое и должен выполняться. Преждевременно выполненный намаз (даже за мгновение до наступления его времени) является недействительным. А если человек не совершил намаз в течение времени, определенного для него, не имея на то уважительной с религиозной точки зрения причины, то он впадает в большой грех и ему необходимо возместить этот намаз.
Аллах дал знать Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через ангела Джабраиля (мир ему), как определить время для каждого намаза.»
Мы видим, что каждый намаз имеет строго определенное время или промежуток времени, которое указал нашему любимому Пророку(мир ему) сам Всевышний через архангела Джабраиля(мир ему). Так же, к слову сказать, Пророк(мир ему), получал от Создателя и другие напутствия и приказы. Сам коран тоже был передан в такой же форме, все через того же ангела Джибриля(мир ему). То есть, время намаза, это не какой-то там промежуток времени, который был установлен кем-то опытным путем, а прямое повеление Всевышнего и мы должны неукоснительно выполнять это требование. Хм, получается, что не зря я беспокоился о правильности того времени, в которое я совершаю намаз. Интересно…
Что я нахожу далее на том же сайте:
«Времена намазов
Утренний намаз («ас-субх»)
Время утреннего намаза начинается с истинного рассвета, сразу же после того, как появится белая горизонтальная полоса на восточном горизонте. Время утреннего намаза продолжается до восхода солнца, т. е. до тех пор, пока солнечный диск не покажется на восточном горизонте.
Полуденный намаз («аз-зуhр»)
Время полуденного намаза начинается с момента отклонения солнца от зенита в сторону запада, и продолжается до тех пор, пока длина тени определенного предмета не станет равной его высоте, плюс тень, когда солнце было в зените…»
Так, так, так… Получается, что независимо от времени на часах, время намаза можно вычислить другим способом, так что ли? Читаем заново. Да, так и есть. Часы даже и не требуются. Но с часами определенно удобно, это, конечно же, неоспоримый факт. Но как вычислить точное время, которое можно бы записать в некий календарь? Скорее всего вычисляется время наступления того времени, который указал нам Пророк(мир ему) в том или ином регионе и фиксируется в календаре. Думаю, так и делается. Благо, есть наука, которая может это вычислить с математической точностью и не нужно делать заметки вручную, следя круглый год за временем и положением солнца. Выходит, что время намаза вычисляется не по времени указанному в календаре, а время в календаре указано в соответствии с теми промежутками времени, описание которых оставил нам Мухаммад(мир ему). Существенное различие, должен заметить.
Переходим к тому месту на сайте, где идет описание времени утреннего намаза («ас-субх», как его называют). «Время утреннего намаза (внимание) начинается с истинного рассвета…» Заметьте, не заканчивается, не продолжается, а именно начинается. С какого момента? Не в то время, когда темень, не тогда, когда рассветет полностью, а именно тогда, когда наступает так называемый «истинный рассвет». А что это за время? Как сказано далее в тексте: «сразу же после того, как появится белая горизонтальная полоса на восточном горизонте…». Получается, что это начало того промежутка времени, когда нужно совершать утренний намаз? Выходит, что да… Далее там написано о том, когда заканчивается этот промежуток и в этом у меня нет ни сомнений, ни вопросов. То есть, в момент, когда солнечный диск, то есть само солнце покажется на горизонте, наступает конец промежутка времени, когда нужно совершить утренний намаз.
Итак, выясняется, что начало времени совершения утреннего намаза приходится на появление белой горизонтальной полосы на горизонте с восточной стороны, а конец на восход солнца.
Но я не видел сегодня в 3.22 белой полосы на востоке. Кто-нибудь в Махачкале видел? Полоса эта появляется чуть позже, примерно минут на тридцать.
Давайте найдем другой сайт, где, возможно, приведен другой текст. Поиск… Так, это не то, тут нет ничего, а на этом ответ не полный… А, откроем вот этот, с интересным названием - «Виртуальная мечеть». (
http://www.emechet.ru/index.php/календарь/timenamaz.html)
Что мы тут находим по поводу нашего вопроса.
«ВРЕМЯ УТРЕННЕГО НАМАЗА
Время утреннего намаза наступает с началом рассвета и продолжается до начала восхода солнца.
Перед рассветом в небе с восточной стороны появляется белая полоса в виде лисьего хвоста, направленного с востока на запад. Это явление называется ложным рассветом, и время утреннего намаза при этом еще не наступает. Через некоторое время появляются белые полосы поперек "лисьего хвоста". Появление этих поперечных белых полос и считается началом рассвета и наступлением времени утреннего намаза.»
Что, что? Есть еще понятие «ложный рассвет»? То есть, на этот момент еще не наступает время утреннего намаза, как тут сказано. Удивительно, сколько же интересного для себя узнаешь даже тогда, когда просто пытаешься изучить что-либо.
Так… Тут употреблено словосочетание «лисий хвост». Что это такое? Читаем внимательно: «…появляется белая полоса в виде лисьего хвоста…» - а, так это идет сравнение! Но кто сравнил их? Почему именно это сравнение используем?
В общем, без специалиста тут не обойтись. И очень не хотелось бы метаться в сомнениях не понимая, то ли можно сразу после азана совершать утренний намаз, то ли нужно обязательно ждать появления зарева. Больше всего в данном случае мне не дает покоя тот момент, что если конец приема пищи должен приходиться именно на начало времени совершения намаза, то может получиться, что мы, может быть, раньше положенного прекращаем прием пищи. Наверное, поэтому я и задался этим вопросом именно в Рамадан. Ведь в другое время стоит вопрос о том, чтобы успеть совершить намаз до восхода, а в Рамадан стоит вопрос о том, что нужно успеть закончить прием пищи к началу азану.
В свою очередь я подозреваю, что дело может обстоять так: В 3.20 кричат азан не как время начала намаза, а как способ разбудить людей и напомнить им, что скоро наступает время намаза. Ведь нужно загодя предупредить людей, чтобы они успели проснуться, привести себя в порядок, совершить омовение и дойти до мечети. А в Рамадан, возможно, и для того, чтобы успели подкрепиться. Но это лично мое мнение и оно не рассчитывает на истинность. Я лишь делюсь им для того, чтобы ученый, который будет отвечать на мой вопрос, имел более обширное представление о сути моего вопроса. По моей версии должен был бы быть еще один азан, который возвещал бы о том, что уже наступило время собственно намаза. Но, и это догадка. Ведь двойного азана я еще не слышал ни разу.
Еще раз спасибо. Жду Ваших ответов. Хочу взвесить все ЗА и Против.