Начав день в деревне 8 марта на Белом озере, экспедиция отправилась в Колывань, где в здании бывшей рисовальной школы расположился музей истории камнерезного дела на Алтае. На самом камнерезном заводе сегодня проходят мероприятия в честь юбилея "Царицы ваз" и 285 летия села Колывань, приуроченные ко Дню Камнереза, поэтому посетить Колывань сегодня, было самым очевидным решением.
Заходя в Колыванский музей истории камнерезного дела на Алтае, путник сразу же попадает в зал с самой "Царицей ваз". Высота вазы с пьедесталом 2 м 57 см, чаша вазы овальная, большой диаметр 5 м 4 см, малый - 3 м 22см. Перед изображением "Царицы" лежит кусок ревнёвской яшмы - камня, из которого создана прекрасная из прекрасных.
Экскурсию ведёт Ольга Борисовна Панина, директор Колыванского музея истории камнерезного дела на Алтае.
Ковшик в виде уточки. Великолепие этого изделия не только в том, что взглянув на солнце, можно увидеть, как камень просвечивает, но и в уникальности материала и точности всего проекта. Ведь, выполненная из цельного камня, эта птица имеет красный клюв и только клюв!
Татьяна Николаевна Букина, старший научный сотрудник Алтайского государственного краеведческого музея и директор музея "Мир камня", Сергей Иосифович Бергер на фоне картины-доставки каменной глыбы для "Царицы Ваз" на камнерезный завод.
Не только картинкой своего великого детища может похвастаться Колыванский музей, с недавнего времени его экспозицию пополнил уникальный экспонат - это копия величайшей из ваз! Не смотря на то, что ваза музея в 10 раз меньше своего знаменитого эталона, и на ней нет того богатства отделки, акантовых орнаментов и мельчайших деталей, всё же это изделие само по себе великолепно! Во-первых, как и "Царица", её правнучка имеет овальную форму чаши. Это почти невозможно, но это так. Традиционно вазы - это тела вращения, но эта ваза овальна! Она также выполнена из той же самой зелёноволнистой яшмы, камня твёрдости 7 по десятибальной шкале Мооса. Как говорил управляющий Колыванской фабрикой Михаил Сергеевич Лаулин, комментируя недовольства Кабинета по долгому изготовлению изделия: "В Колывани режут и обрабатывают не какой-то мрамор, а кремнистые породы - яшму!" И эта реплика датируется 1834 годом, т.е. за девять лет до окончания изготовления вазы её уже ожидали видеть готовой.
Вернёмся к музейной вазе. При твёрдости "какого-то" мрамора в 2,5-4, она выполнена из яшмы твёрдостью 7, сохранила силуэт, овальную форму и важнейшие детали орнамента "Царицы" (выпуклые ложки по нижней части чаши); оттого конечно же выглядит просто великолепно! В ближайшем будущем этой вазе дадут самое почётное место в музее, а пока она приковывает внимание посетителей даже на нижней полке тёмного зала.
А вот участники экспедиции столпились возле ещё одного наиавгустейшего экспоната музея - Камеи "Родомысл".
Камея "Родомысл", выполнена по гипсовой копии медальона Фёдора Толстова, известнейшего на тот момент медальера и скульптора. На ней изображён победитель Наполеона император Александр I в военном древнеславянском костюме в виде славянского божества войны Родомысла. Александр I держит щит с изображением сцены сражения 1813г, "Битвы народов", которая стоила Наполеону двух третей его армии. Медальон Толстого размером 16х16 см, повторен колыванскими мастером Василием Черемновым, и затем закончен Иваном Ивачёвым с высочайшей точностью, при том из палевой яшмы и в уменьшенном масштабе! Диаметр каменного изделия всего 8 см против 16см оригинала. Невероятная по своей сложности и требовательности мастерства работа была проделана вышеуказанными мастерами за 10 лет... Нужно отметить, что из описания музейной камеи следует, что это копия той первой камеи, законченная Ф.Голубцовым в 1839 году. Но спустя столько времени, вряд ли представляется возможным найти первые две камеи, бесследно ушедшие в Петербург и Париж соответственно.
Что касается камня, из которого изготовлена эта работа, то в книге "Колывань камнерезная" Александр Родионов говорит о палевой яшме, в музее табличка гласит "союзная яшма", а на мой вопрос о камне, я получил ответ, что это всё теже полосы ревнёвской яшмы. Одно ясно точно, фон и изображение императора - это слои одного цельного камня, верхний из которых убран таким образом, чтобы показать нижний фон. Это великолепие не берётся повторить ни один из современных мастеров, даже обладая новейшим алмазным оборудованием.
Стенд с фотографией панорамы села Колывань конца XIX века.
В одном из залов музея рабочие XIX века всё так же шлифуют свои изящные изделия.
В сельском дворике.
Вечная слава Героям рабочим завода погибшим за свободу и независимость нашей Родины! 1941 - 1945. 33 человека из призванных 93-х.
В окрестностях села заботливо стоят напоминания о сохранении леса
И пасутся барашки.
Вид на село.
Вид на Колывань, заводской пруд и камнерезный завод. Колыванская шлифовальная фабрика была построена на месте медеплавильного завода Акинфия Димидова, и начала свою работу в 1802 году. Сегодня предприятие зовётся Колыванским камнерезным заводом им. И.И. Ползунова и является единственным в России действующим памятником промышленного производства.
Фонтан с каменным шаром на территории завода. Композиция демонстрирует и виртуозность мастеров, подогнавших шар к чаше-постаменту, и благородство самого материала, камня, в обработке которого и прославлена фабрика. Вода выходит из под шара, образуя между ним и чашей тонкую прослойку. Если шару придать даже незначительное вращение, он продолжает его без остановки.
Финиш экспедиции на торжественном мероприятии, посвящённом Дню Камнереза, юбилейному дню села Колывань, и юбилейной дате со дня завершения работ по Царице ваз.
Поздравления получает директор Колыванского камнерезного завода.
Знамя юбилейной экспедиции передано Колыванскому музею истории камнерезного дела на Алтае.
На пано флорентийской мозаики узнаваемые пейзажи Курьинского района выполненые из различных пород камней - это современные работы завода.
Сегодня доступ в цеха завода открыт для всех. К сожалению, основная масса современных заказов далека от императорских ваз и торшеров, но как заявляют мастера завода, навыки они восстанавливают и сейчас готовы взяться за любой заказ: "Заказывайте!"
Основная масса станков на заводе - это станки 60-х - 70х годов, Московского станкостроительного завода Ордена Ленина "Красный пролетарий".
С первых дней шлифовальной фабрики на ней использовались машины, увеличивающие скорость обработки камня. Это и было преимуществом Колыванской фабрики перед Петергофской и Екатеринбургской. Именно благодаря использованию машинной обработки колыванские мастера могли себе позволить работать над крупными изделиями. Приводились механизмы в действие вот таким водяным колесом, только на тот момент деревянным. Сейчас вся работа десятиметровой плотины идёт на вращение туристического колеса, в то время как камень обрабатывают электроприводы.
170 лет назад, спустя 12 лет обработки на фабрике, камень стал девятнадцатитонной вазой, которую, погрузив в сани-вагоны, поволокли в Петербург. Большую часть её маршрута по территории Алтайского края, нам удалось проехать за эти три дня, затем данные о передвижении теряются. Известно лишь, что от реки Чусовой и далее по Каме, Волге, каналу Петра Великого в Неву, ваза перевозилась на плотах-баржах. 14 августа 1843 года ваза достигла Петербурга, но здание Нового Эрмитажа, который она и была призвана украшать, ещё не было достроено. До 1845 года вазе пришлось подождать возле Зимнего дворца. С 1845 года началась проработка проекта размещения вазы в "зале новейшей скульптуры". Рассматривались варианты заглубления пола, вариант установки вазы без постамента. Решено было сделать фундамент специально под вазу, который соорудили за четыре года, и в ноябре 1849 года, через разобранный стенной проём, наконец, внесли вазу во дворец.
Не менее 30 лет прошло с момента обнаружения неординарного монолита яшмы, до размещения вазы на том самом месте, где вот уже более полутора веков она пребывает в своём неизменном великолепии. Как впечатляет само уникальное творение, так и не перестаёт восхищать удивительная история его рождения, мастерство и верность делу камнерезов, которые годами трудились над листвой орнаментов, дикий труд сотен и даже тысяч людей участвовавших в оболванивании и транспортировке камней, рабочих-крестьян, которых не спрашивали, и которые никогда и не узнали, что за глыбу они тащили по доселе непроходимым горам, что перестав быть глыбой, она станет покорять весь мир на протяжении веков.
-
Первая часть. Старт экспедиции, Чистюнька, Калмыцкие Мысы, Курья. -
Вторая часть. Ревенная сопка, Лазурское месторождение, музей развития горного производства на Алтае. -
Третья часть. Колывань камнерезная. ПС
Ниже я решил просто свести факты двух грандиозных работ. Это лишь мои занятные размышления о всеобщем признании древних коллег Колыванских мастеров. Энциклопедические данные.
На весь цикл работ по Колыванской "Царице ваз", ушло не менее 30 лет, из них не менее 23-х лет обработки камня, с момента отделения от скалы, до завершения шлифовальных работ.
Материал вазы: яшма (твёрдость 7 )
Конечная масса изделия: 19 т, масса камня для чаши около "2000 пуд", т.е. не менее 32 т.
Изделие овальной формы, внешняя поверхность украшена выпуклыми ложками и расписана выпуклыми орнаментами акантовых листьев.
Доставка камня на фабрику: 32 версты по непроходимым горам и предгорьям, изобилующим ручьями и реками. Континентальный климат.
Доставка готового изделия в Петербург: доставка начиналась зимой на санях, завершалась по рекам и каналам на плотах-баржах. 6 месяцев и около 4500 км пути.
Единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней, крупнейшая из египетских пирамид, пирамида Хеопса, строилась в течении 20 лет.
Материалы использованные в изготовлении: основная масса - известняк (твёрдость 1-5), отделка и перекрытия - гранит (6.5), базальт (6-7).
Средняя масса блоков 2.5 т, самый тяжёлый блок 15т.
Большинство блоков и плит имеют форму параллепипедов, зачастую с невыдержанными углами. Т.е. внешний слой и отделка подогнаны лучше внутренних. Во внутреннем наполнении встречаются полигональные глыбы свободной формы. В отделке, вероятно, использовались блоки со скошенной поверхностью, т.е. в виде треугольных трапеций.
Климат: тропики-субтропики. Растояние до каменоломни около 1 км. Известняк подтаскивали с каменоломен по известняковому же, занесённому песочком, плато Гиза. Граниты резали по берегам Нила, по нему и доставляли.
Чуть больше фотографий в альбоме «
Автоэкспедиция "170 лет Царице ваз"»
zapovedniy на Яндекс.Фотках