Велопоход на День Победы. Часть 1. Именем Сартакпая!

Jun 28, 2012 20:02

Однажды, недавно, нами было решено съездить в необыкновенный велопоход. Необыкновенность его заключалось в том, чтобы не лосить. Причём, не лосить не тогда, когда уже обмякнешь, а не лосить целеноправлено и осознанно, что доселе - чудо невиданное.
И так, запланированы неплановые остановки ровно в тех местах, где захочется что-то осмотреть, т.е. более-менее внимательный осмотр достопримечательностей той дороги, которая обычно проматывается без остановки. Кроме прочего, в маршрут заложен участок с двумя перевалами между Чемальским и Чуйским трактом, который нами ранее не хожен, да и других свидетельств прохождения его на майские праздники я не знаю.
Приключение обещало быть интересным и, учитывая прохладный май, возможно даже огребущим:)





01. И так, ранним весенним полуднем отправились мы из Горно-Алтайска, куда прибыли на автобусе. Мы - это наша туристическая группа в составе велотуристки Кати (кстати, для неё это был первый настоящий велопоход, т.е. длиннее покатушки по горам и с багажом на себе), ну и, собственно, велофотографирующего меня. Так и поехали.

Церковь Макария, митрополита Алтайского на Коммунистическом проспекте в Горно-Алтайске.



02. На выезде из города на Чуйский тракт нас ожидал неприятный нежданчик. Все километров 12 до Соузги дорога взорвана, перемешана, снова взорвана, попрыгана сверху, и наконец, взорвана ещё. Ведётся строительство матрасной зоны Алтайская долина, а потому строится дорога шириной во всю эту долину. Строят активно, но пока это были километры щебня, грузовиков и пыли. Правда погодка нас баловала - выдался неожиданно тёплый солнечный денёк, а ветер обдувал справа, уводя весь пылевой циклон ровно от нас.
Пробираясь по Д-Д-Д-Д-До-ро-ге, мы не заметили даже ни Дубровки, ни Рыбалки. Похоже эти маленькие деревушки укатали куда-то под дорогу. Завидев Айский мост на другой берег Катуни, мы с радостью мотанулись туда и даже сумели пробраться на озеро, которое очень удивительно расположилось едва ли не на берегу Катуни, но метров на 60 выше него. Попытка аккуратно заехать сзади не увенчалась успехом, поскольку вся "сзади" застроена базами в пять слоёв. В итоге мы проникли к озеру через какой-то пропускной пункт, понадеялись, что нас не оштрафуют за то, что мы посмотрели пыльными глазами на Audi R8, и пошли пошарились по бережочку.



03.



04. Вывернув карманы и пройдя обратным маршрутом мы отправились дальше. Т.е. выше. За озером дорога забирает вверх и подходит к самому обрыву, где величественно и массивно торчит Чёртов палец.



05.



06.



07.



08.



09. Чёртов палец - удивительная скала. Чего здесь только не происходило! И невест отсюда скидывали, и сами они регулярно сбрасывались, и богатырь здесь чего-то делал, но итог один: оттопырена она действительно здорово и туристов очень привлекает.



10. Дальнейший путь вызывал некоторые сомнения. Дело в том, что я решил пройти по этому хребту вдоль Катуни. Но до деревни Усть-Уба, где мы сможем спуститься вниз, не менее пяти километров, не считая подъёмов, а время уже вечернее и тень от хребта стала заволакивать долину реки. Возвращаться назад по дороге - скукота скушная. Оставаться нет возможности, поскольку нет воды, да и на верхах нельзя - погода хорошая, но мало ли. Двигаться вперёд по пешей тропке с набором до 700м - до темноты можем не успеть, зато красиво! Красота спасёт мир, если не погубит нас! По этому решаемся идти вверх по хребтинке. К сожалению, мы сразу не запомнили, сколько приблизительно подъёмов, поэтому каждый последний подъёмчик, для нас весело становился очередным, под угасающий свет этого чудного дня!



11. Ехать удалось лишь поначалу, но чем ближе мы были к вершине, тем всё чаще гружёные рюкзаками велосипеды приходилось заталкивать в подъёмы вдвоём, возвращаясь за следующим.



12.



13. О том что ночевать на верху не стоит нам рассказала вот эта берёзка. Доводы были убедительными, мы были неперелётными, а потому ускоряем темп, не смотря уже на приличную слабость наших сил, которая следовала от насыщенного первого дня и от волнительного дня сборов.



14. Немножко не успели. Вершина этого хребетика нас встретила выползающей из-за гор полной луной и яркими звёздами.



15. Фар не было, поэтому, как мы не расчитывали устроить славный даунхилл, спускаться пришлось пешком, вглядываясь в тропу, которая местами проходит по самому обрывчику. Как оказалось, спешились не зря, поскольку на нижних этапах нас встретили растяжки горнолыжного подъёмника, которые я и пешком чуть не сшиб. Вскоре тропа исчезла во тьме, закат догорел, и горы приобрели серебристое свечение от полной луны. Прямо перед нами, вперемешку с глюками, под ноги бросились тени. Наши тени! Вот уж ни когда не доводилось любоваться лунными тенями на вершине горы. С велосипедами)
Впереди, возле островов на Катуни, мы встанем на ночёвку. А пока идём за тенями.



16. Тёплый сухой вечер, тихая протока реки, в которой кирпичным всплеском дважды обозначила себя под берегом некая рыба. Пятое мая. Астрономы сказывали о мегалунии, невероятной близости луны к Земле, и что дескать, даже нагибаться нужно будет. И на самом деле, луна в этот день была всего на метр выше деревьев и светила нам своим полуночным светом в распахнутую палатку. На берегу сидел лунный колобок и любовался лунной дорожкой. И мы любовались.



17. Со строительством дороги на алтайском берегу Катуни пропали пару интересующих меня своротков. Мы просто ехали осматривая те изменения, которые внесла трасса. Катя предложила посетить порог, на котором в прошлом году проходили соревнования. Здорово, я и не знал, что он где-то здесь, и мы в предполагаемом месте ушли с трассы.
Вышли чуть ниже, на Капитанскую бочку. Эта бочечка расположилась возле островка на середине Катуни. Всё бы ни чего, но особую выразительность этому месту придаёт берёзка, чудом уцепившаяся за скалу и выросшая на ней.



18. Прокатившись по прибрежному лесу мы нашли-таки Доллар. Примечательность порога в том, что он расположился на катунской протоке и самая большая бочка крутит прямо возле берега, что даёт возможность зрителям, приехавшим на Доллар-фест, смотреть всё с первых рядов!



19.



20. Вот это милое создание, с кипящей водой из мажойских порогов вместо кровушки, покинуло палатку поутру с целью мытья посуды. Протока была тихая и за свежей водой приходилось тянуться с камня. Утро выдалось пасмурным, накрапывал дождь, и весёлые жирные капли бомбочкой чпокались об палатку. Упаковывая вещи, я услышал какой-то блин и невнятное ворчание следом. Капли, перебивая друг друга, казалось закрыли эту тему. Но вот приблизившиеся к палатке шаги обратились в тёмный неподвижный силуэт. "Чего не заходишь?", - поинтересовался я.
- Да я тут, это.. Немного..
- Ну, что случилось?
- Намокла, в общем.
- Так давай скорее, выжимайся сушись! Как тебя угораздило?
Я немного подосадовал, что намочена тёплая обувь, в самом начале похода, что весьма неудачно. Палатка раскрывается..
Не ногой.. нее! Не рукой. Я вижу полностью мокрую Катьку! Не удержалась-таки в свою стихию занырнуть. До сих пор не понимаю, как можно было полностью плюхнуться в реку, да ещё и во всей! тёплой одежде))) Ну, чудо йогурт.
Повыжимали немного, но насквозь мокрому горнолыжному костюму это не помогло, и как его не отжимай, через минуту с него снова льётся вода. Вещи были упакованы в пакеты, дабы не намочить спальник и зубную щётку, а мы, под временно стихающий дождик отправились навстречу к приключениям.



21. В Тавдинские пещеры туристы ходили ещё в бронзовом веке, поскольку именно их мусор откопали в пещерах учёные. Позднее в пещеры ходил и я, ещё до изобретения электричества. Затем я ходил в них до протяжки верёвочных перил. До строительства заграждения. Сигали мы и через турникеты зимой. И вот, эволюция достигла своих вершин, и мы вынуждены платить за посещение этих отверстий. В рыночный век что-то быть ни чьим не может.



22. Пещеры красивые, но местами довольно узкие.



23. Налазавшись вдоволь по пещеркам и живописным тропкам вокруг них, мы отправились к Камышлинскому водопаду. Водопад прекрасен, но вот вновь начавшийся дождик мешал спокойно обезьянничать вокруг по скалам.



24.



25. Вспоминая, богульник ли это цветёт, или же всё-таки маральник, мы сошлись на мнении, что цветёт это бобульник, но цветёт он божественно!



26.



27. О! Это не просто так. Это - Каменные ворота! Трещина в скале уводит в самые недра Земли. Люди ждут и надеятся, что когда их греховность превысит все установленные нормы морали, ворота распахнутся, и от туда явится Белый Богатырь, который кому-нибудь наваляет и тем самым всех спасёт! Ворота конечно не новые, поэтому любоваться долго не стали.



28. Пока люди ещё подают надежды, и не все боги разочаровались в них, Белый богатырь сидит без дела. Долгими лунными ночами он любуется серебристым свечением скал и щелкает своих любимых божьих коровок. Вы любите божьих коровок? Рекомендую!
Вход в ворота по колено засыпан божественными.



29. Для тех, кто позволяет себе усомниться в том, что было время, и территория края была дном древних морей, строители Чуйского тракта специально разрезали гору. Теперь даже неверущие не берутся объяснить намытые наслоения галечных пород. А учёный, который первым всё это описал, теперь где-то прыгает, тычет пальцем на всех и радостно выкрикивает: "Я же говорил!".



30. Тссс!



31. Аносянский мост! Т.е. мост через Катунь с Чемальского тракта в деревню Анос. Надо сказать, что аносяне - довольно беспокойный народ. Они постоянно снуют! Ввиду длины моста, а он более ста метров, уединиться на нём удаётся очень на непродолжительные промежутки времени, либо не удаётся вообще, будь они не ладны! Достаточно одного шага на мост с любой стороны, как он весь начинает юлозить, и чуствуешь себя оптическим стабилизатором, амортизируя все колебучие колебания, ёрзая носом по камере и пытаясь не ударить ею себя в глаз. Не нужно наверное пояснять, что пока неспешный аносянин не прошевелит весь длинный-длинный мост, болтанка не закончится, и о боги, как мала вероятность, что за этот период на горизонте не появится новый аносянин!



32. Построенный в 1987 году мост в районе села Эликманар, с недавнего времени официально закрыт для автомобильной переправы. С ещё более недавнего времени, он оказался открыт, но проезд по нему стал платным.



33. Скалы перед мостом называют зубами дракона, кто-то в них видит и самого водоплавающего змия, но на самом деле конечно это не змий. На самом деле богатырь Сартакпай накрошил эти камешки специально, чтобы люди, живущие по разным берегам Катуни, могли позволить себе построить мост, опираясь на эти камни.
Скалы накиданы очень красиво, а на крайней скале так хорошо, что там даже поселилась сосна, которую с этого ракурса не очень хорошо видно.



34. Берег возле моста высокий, отвесный. Перил нет, можно сваливаться.



35. Перебравшись вновь на Чемальский тракт и миновав цветущий яблоневым цветом Эликманар, мы направились в райцентр Чемал, где на острове Патмос уютно выстроился храм имени апостола Иоанна Богослова.



36. От храма к Чемальской ГЭС ведёт живописная тропка по довольно крутому склону горы. Местами встречаются хорошие скальные прижимчики, так что полностью проехать её нам не удалось, но спешившись, прогуляться с велосипедами было очень приятно.



37. Живописно место слияния реки Чемал и Катуни. Чистая вода Чемала впадает в известковую Катунь, и не торопясь смешиваться, уже частью Катуни, её украшением, продолжает течь вдоль берега.
Скалистое ущелье сразу ниже устья Чемала называют Воротами Сартакпая. В своё время этот доблестный богатырь подрихтовал извилистое русло Катуни, чтобы та не морочила голову ни себе, ни ему и бежала ровнее. Он взял медную стрелу, натянул свой стальной лук что есть силы (а силы у Сартакпая, надо сказать, не слабые), и пульнул так, что гора Согонду-туу раскололась надвое. Катунька выкрикнула спешное спасибо и побежала дальше (у неё там с Бием ещё какие-то дела запланированы).



38. Спускается тропа к самой ГЭС. Построенная ещё в начале 1930 годов, эта станция и сейчас могла бы обеспечить электричеством пол района. Однако, сегодняшняя хозяйка не хочет платить троим рабочим, требующимся для обслуживания станции, а потому шлюзы открыты, водохранилище спущено и заболочено, а все окрестные торговцы сувенирами, кафе и другие туристические объекты по обе стороны от плотины - сидят при свечах. Они все самостоятельно уже скинулись на зарплаты персоналу станции, а потому есть надежда, что станцию запустят и в этом году, а водохранилище из грязного поля вновь превратится в великолепное озеро.



39. Такая красивая скала не могла быть не названа Разбитым сердцем Катуни, и связана она с богатым ханом Алтаем, его бесценной дочерью Катунькой и пастухом Бием. Много чего там происходило в своё время, но все мы знаем что конец был счастливым, поскольку Катунь с Бием всё-таки слились в Обь, и всем от этого хорошо.
А вот остановиться на ночёвку за Чемалом, так чтобы не воспользоваться услугами доброжелательных феодалов-землевладельцев, нынче совсем не просто. Практически до самой Еланды, а это километров двадцать, вся береговая линия обозначена частными территориями, и съезды к воде перекрыты. Переночевать можно лишь заплатив за предоставляемые услуги, в список которых, собственно, и входит возможность переночевать. Справедливо заметить, что в некоторых феодах по берегам стоят столики и туалеты.
Очень уж нам не хотелось ночевать за забором, поэтому, тихо встав под деревьями и затерявшись среди шишек, мы ночевали напротив этой выразительной скалы.



40.



41. По трассе нам встретились следы подвигов Сартакпая, Ворота Сартакпая, лик Сартакпая (который мы в сумерках где-то упустили), и даже кресло Сартакпая, для определения которого вообще когда-то алтайцам потребовалось очень хорошее воображение. Но теперь всё иначе! Это круутоо.. Знакомьтесь! Сартакпай Сартакпая! Т.е. он сам.
Довольно несложно разглядеть в контуре скал профиль этого могучего богатыря алтайской наружности в меховой шапке и с бородой. Натворив подвигов парень лёг отдохнуть. Не тревожим, благодарим за выглянувшее солнышко, едем дальше.



42.



43.



44. Еландинский порог чуть выше деревни Еланда любят многие мокрозадые туристы, т.е. сплавщики всех мастей. Оценивать порог надо с воды, а мы любуемся окрестными пейзажами.
Под могучими отвесными скалами расположилась деревня Еланда. Из неё скалы смотрятся вообще грандиозно! Пока возле магазинчика на центральной площади мы точили бананы Сартакпая и вглядывались в скалы, на вершине которых я ожидал увидеть малюсенькую точку флага, который наблюдал там раньше, к нам подошли курсирующие по селу бабуси. Одна из них поведала, что это "гора Сталин, хотя я сама не знаю, где разглядели его. Я вижу там два пальца!" И бабуся уверенно показала на скалы, дескать, вон же они! А флаги говорит постоянно срывает - ветра на вершине очень сильные.



45. Скалы близ порога Тельдыкпень второй. Хотя может сплавщики и поправят, поскольку мы немного заспорили о пенёвой природе этого порожка.



46. Завидев отверстие в скале, решили углубиться. Мы эту дырочку видели и раньше, но с дороги она смотрелась не очень интересно, да и прошлые разы всё проходило в какой-то спешке и в фанатичном производстве километров. Нынче же углубились. Пещерка оказалась довольно занятной. Неожиданность была в том, что вход оказался лишь аркой, ведущей в светлый холл с выходом на балкон, а затем уже пещера уходила в недру. Пошарившись по тёмной недре мы даже заметили свет в её ответвлении, но пройти эту пещеру насквозь смогут, вероятно, только суслики.
Чудесным чудом мы едва успели осмотреть пещеру, как нас настигли преследовавшие нас аносяне и шумными хороводами заполонили действительность.



47.



48.



49. А вот и первый Пень, а вместе с ним и самое узкое место на Катуни не считая истоков. Но помимо того, эти пороги хранят в себе очень драматичную историю о нашем старике Сартакпае. Как и в случае с эликманарским мостом решил богатырь помочь людям. Всю ночь ломал скалы, собирал камни в подол шубы и приносил их к этому месту. Здесь он уверенно нахлобучивал один камень на другой, собирая мост. Устал, наверное. И вот когда оставалось совсем немного, всего рядок отломанных скал положить, как что-то где-то щёлкнуло, хрустнуло, вся конструкция пошатнулась и кааак драбулызнится о земь! Расстроился тогда Сартакпай. Психанул немного. И вытряхнул все скалы из шубы своей богатырской. С тех пор они лежат по берегам русла, преграждая его и сужая до 20 метров!, в самом узком месте.



50. Весь день нас периодически не поливал дождь, иногда сильно страшил, но всё чаще просто прыскал. Зато такая погода обернулась очень выразительным вечером.



51. Переправившись через Катунь по Ороктойскому мосту над первым Пнём, мы покинули близившийся к завершению Чемальский тракт и по левому берегу реки немного вернулись до дороги на деревню Каспа. Здесь начнётся наш путь к Чуйскому тракту.



52.



53. Долина Катуни осталась позади, и новая дорога повела нас к перевалам.



54. Участок до деревни Каспа славится обилием бродов. Переобуваться перед каждым нет ни времени, ни желания, а мочить ботинки - не сезон. Поэтому обуваемся однократно в открытую обувь и идём/едем не отвлекаясь на реку.
Дождик к вечеру стал навязчивым, и миновав три бродика, мы остановились на живописной лужайке, на самом берегу Каспы.



55. Наутро выпал снег, и всё вокруг приукрасилось! Мокрые сандали немного околели, и босые ножки несколько загрустили во время наших утренних прогулок по мокрой заснеженной траве.



56. Сегодня был День Победы!!! Ураааа!!! И именно сегодня нам предстоит самый непростой денёк с двумя перевалами и самый неизведанный участок маршрута с кучей освежающих бродов. Георгиевские ленты перед глазами напоминали нам, что наш дискомфорт - это ничто по сравнению с лишениями наших дедов и прадедов, а потому ёжась и подбадривая друг друга ржаками про Сартакпая собираемся в путь!



57.



58. С сегодняшнего дня заботливый Сартакпай взял нас под свою опёку. Это мы поймём днём позже, а пока, любуясь окружением нашей палатки я подошёл вплотную и почти упёрся глазами в тёмные глазницы черепа.. Рогатый черепок смотрел на меня с дерева молчаливо поясняя, что повода для беспокойства нет, и он лишь оберег нашего ночлега на пути между палаткой и дорогой.



59. На улице был лёгкий плюсик, снежок неспешно подтаивал и шмякался с молодой листвы. Пальцы ног ещё не понимали, почему бы не занырнуть в сухие ботинки, но с надеждой на лучшее прижимались к подошве сандалий.



60. В завершающей части рассказа: -100 С, пригодились ли вымоченные тёплые вещи, забота Сартакпая, аносятый рейс и многое другое!



Фотографии в альбоме «Велопоход на День Победы!» zapovedniy на Яндекс.Фотках


походы, Алтай, Горный Алтай, День Победы, велотуризм, Сартакпай

Previous post Next post
Up