Велопоход на День Победы. Часть 2 (заключительная). Минус сто, или Верх-Апшуяхта (будьте здоровы!)

Jul 28, 2012 14:55

Продолжая, кульминируя и завершая велопоход, мы пускаемся в путь, вверх. Утро выдалось снежным, дорожное полотно - влажным. В этот День Победы нам нужно взять два горных перевала и выйти к Чуйскому тракту под Шебалино, где расчитывая на нашу подмогу, гордо держится в блокаде Весна!



01. С восходом солнца снежок начал подтаивать, но делал это неспешно, наслаждаясь преобразованием каждого своего кристаллика в новое состояние. Мокрая и не укрытая дорога засопливила, и перемещение по ней стало ещё более увлекательным.



02. С утра прорычала группа квадроциклов, и больше на этой дороге за два дня мы ни кого не встретили.



03. Речка Каспа кажется совсем ручейком, то жмётся под скалы, то прячется в кустах, но периодически выскакивает под колёса, разливается во всю ширь и своей довольной мордахой объявляет:"Брод:)".



04.



05. Брод, грязища и шерстяной шарф. Нарния встретила нас штилем и сказочным снегопадом!..



06. С утра, по ощущениям, было не очень холодно: может благодаря активному передвижению, может благодаря купаниям в первой части рассказа, когда тёплые вещи были вымочены, а может от того, что ноги в бродах так сильно мёрзли, что всё остальное забывалось.



07.



08. Горы впереди и позади нас помутнели в серой дымке. Буран усиливался, и начало холодать. Снег больше не таял, и уже соскучившиеся по зиме, мы поедали самые крупные снежинки на ходу.



09. Буран то усиливался, то затихал, оставляя после себя перемёты. Под звуки январского похрустывания мы чередовали броды с сугробами, общаясь со своими ножками, чтобы они не чувствовали себя брошенными. Они и не чувствовали.



10. Следы нежного человека! О_о



11. Снегопад на некоторое время стих, но усилился ветер. Оказалось, что именно его нам не хватало с самого утра! Первыми своё восхищение высказали мои ножки, и пришлось их срочно реанимировать самобичеванием, поскольку после очередного брода, ступни на ногах объявили полную автономию. Катька держалась выше всяких похвал: мёрзла, но не обмораживалась. В итоге мы довольно скоро продолжили путь, с надеждой отсчитывая броды.



12. Речка Каспа сопротивлялась своему учёту, и то раздваивала русло, то пускала его по дороге, но по нашей классификации мы отметили одиннадцать бродов до деревни Каспа. Перед самой деревней и далее были сделаны мосты, и это было одно из наших счастий)



13.С выглянувшим солнышком конечно становилось теплее, но чем ближе к вершине, тем мнимей было это тепло, и тем значительней было воздействие ветров.



14.



15.



16. Вспоминая цветущие сады Аноса и Эликманара, мы сравнивали их с этим предкаспинским пейзажем. Здесь горы зиму отпускали неохотно, и всё ещё было впереди.



17. Ветрища поднялся нешуточный, и нашим спасением оказалась вот эта стена на вьезде в деревню. Дальше дорога уходила сильно вверх, а потому мы предположили, что броды закончились, и наконец, спрятавшись здесь от пронизывающего до костей ветра, переобулись в закрытую обувь. Спасибо!



18. Заснеженные горы за деревней были уже близки к вершине. Перекусив в деревне всякой холодной калорийной дряни, и поболтав с местными, мы отправились дальше. В деревне нам встретились молодые парни на "семёрке", которые сообщили, что дальше нас ждёт дорога, а в эту сторону, к Катуни, ни кто не ездит. Водитель даже признался, что за всю свою жизнь ни разу не был на Катуни. Встретился нам и пьяненький олигарх "Соран", который "владеет частью береговой линии на Катуни, бесценной стоимости". Очень просил сто рублей. Были и другие люди, которые просто предлагали нам помощь, или рассказывали про таинственные пещеры "Дно Земли", уводящие в самые недра, где-то неподалёку.



19. Покинув эту славную деревеньку, прорвавшись через шквальный ветер с бураном на подъезде к вершине, и успев согреться на финальном подъёме, мы оказались на Каспинском перевале. 1267м. Мороз здесь просто трещал. Особенно мы это оценили, когда устремившись вниз, вновь воткнулись во встречный шквал со снегопадом. На этот раз буран был такой силы, что залепляло глаза, руки намертво примёрзли к рулю, и мечтали, чтобы не было поворотов, заходя в которые пришлось бы пользоваться тормозами. Холод был на столько лютым, что единственная надежда на спасение была в сбросе высоты, что мы отчаянно и делали, слетая с перевала. Была заветная мечта: только бы ни чего не случилось, вроде прокола, поскольку устранять его онемевшими руками будет не в удовольствие. Каждые несколько секунд этого бобслейного спуска я оглядывался назад, проверяя, не пропал ли в пурге силуэт Катьки, которая летела следом. Недопустимо было проглядеть момент, если вдруг она остановится, ведь километры мелькают, и возвращаться предётся долго. И вот в очередной раз, пытаясь повернуть свою закапюшоненную голову назад, я едва уворачиваюсь от пролетающего вперёд велосипедиста, вполне похожего на Катьку. А сквозь шум ветра в микрофонах, хлопающей одежды и позвякивающей цепи, слышу быстро отдаляющиеся выкрики заклинаний:"Солнышко, одеялко, батарейка.." Во даёт!:)))



20. Дальше всё было просто и красиво, и сложно. В одномоментье мы оказались в Верх-Апшуяхте (будьте здоровы!). Съев вафлясов, а выбор был только между ними и хлорным отбеливателем, мы тут же устремились в новый перевал, который начался почти сразу. Надо сказать, что Верх-Апшуяхта (будьте здоровы!) расположена на двести метров ниже Каспы, а Верх-Апшуяхтинский перевал, повыше Каспинского, потому поработать пришлось хорошо. Подъём на этот перевал оказался протяжённей и к концу дня вымотал нас изрядно. Вершина встретила нас солнцем, ветром и -100С.



21. Верх-Апшуяхтинский перевал, высота 1427м. Долго не залюбуешься, и мы вновь, стиснув зубы, мчим вниз, внимательно поглядывая на окрестный пейзаж.. Вот, наконец, появились проталинки.. Высота около 1100м. Снежный покров становится всё более рваным. Высота 900. И вот, наконец, на семистах метрах въезжаем в зелень, и тёплым ветром обдаёт с ног до головы, и рисунок морозных узоров сходит с глаз, и похрустывая, отходят обледеневшие части тела, и к велосипедистам возвращается жизнь. Пояс холода пройден! Мы победили! Весна будет освобождена!:)



22. Выбирая место для ночёвки, я сошёл с дороги, пытаясь пробраться к речушке, петляющей между деревьев неподалёку. Но вскоре упёрся в неожиданный овражик, достаточно глубокий, чтобы с велосипедами через него не перебраться. Проехали ещё. Новая попытка провела нас к реке. В поисках закрытого от дороги места мы прошли немного назад, выше по течению, забурились в тупик, где на берегу ручья красовался второй черепок нашего путешествия. Вспомнив улыбку черепушки прошлого отличного ночлега, я понял, что это знак, и здесь ночёвка будет тихой и спокойной. Палатку решили поставить рядом, под кустом черёмухи.



23. С утра нашу палатку, вместе с нами, съела корова. По крайней мере нам так показалось, когда она задела одну из растяжек, а затем поводила мордашкой по тенту. Хохотали мы так, что корова нас выплюнула, и пошла пастись.
А на фотографии - радость утреннему солнышку. Кроме того, на черёмухе возле палатки мы обнаружили челюсть той самой черепушки. Неприятные в первый раз костяшки, теперь уже вызывали лишь положительные эмоции. Значит и под черёмуху мы залезли сегодня не зря. Знаки, что поделать!



24. Миновав Шебалино, мы едем к следующему перевалу. Заснеженные вершины вокруг напоминают о вчерашнем красивейшем дне, но сегодня нам красиво и отсюда, из весны:)



25. Семинский перевал, высота 1718м над уровнем Карского моря. Фотографию со стеллой не публикую, вы её конечно же все видели. А вот тень от перста судьбы нам указала:"Туда!" ..нафиг нам такая судьба, и мы поехали в другую сторону, на Онгудай!



26. Семинский припорошен, холодно, но солнечно и от того совсем радостно! Катя, воспользовавшись милостью природы, развесила на рюкзаке свою маринованную куртку, которая вот уже пятый день причмокивает в пакетах на дне рюкзака. За время подъёма куртка очень хорошо подсохла. На спуске с перевала уже штаны развевались за велосипедом.



27. Спуск с Семинского - рай для велокожих! На подъёме у меня лопнула спица заднего колеса, его слегка завосьмерило, и я решил не нагружать слишком вел и спуститься накатом. Впервые проехал этот спуск не вращая педалей вообще, но это не помешало разогнать 62.7км/ч, что всего километров на 10-15 меньше, чем когда работаешь в полную силу.



28. Наша конечная точка маршрута - райцентр Онгудай, и сегодня мы заночевали прямо подле него. В запасе есть целый день, а потому решено взять ещё один перевальчик, последний на Чуйском тракте до границы.
Рассвет под Онгудаем.



29. Обманчивый берег Урсула. Отправившись за водой, я решил подойти ближе к стремнинке, спрыгнул на каменистый берег и ушёл по уши. До сих пор бы там сидел, если бы не вылез. Камни оказались лишь прикрытием мягкого берега.



30. Это была одна из немногих ночёвок, где с утра не пришлось ломать палатку, сворачивая её. Иней конечно был, но в целом было довольно тепло, и тент не обледенел, как он это делал обычно.



31.



32. Онгудайская птичка.



33.



34. Где-то в этих краях зародился текст одной из песен барнаульской рок-группы "Девять" - "Вверх по реке в Онгудай".
Река Урсул, ниже Онгудая.



35. И вот мы мчимся дальше. Немного торопимся, ведь сегодня вечером нам нужно вернуться в Онгудай, и узнать, когда автобус домой, и может даже договориться с водителем. Всё-таки мы багажные ребята.
Таков Чуйский тракт нынче. Быстрый и уверенный!



36. А таким он был в начале века: тихим и живописным.



37.



38. Перевал Чике-Таман теперь имеет широкий подъём через взорванные скалы, но раньше он был аккуратно вдоль склона горы, и теперь этот путь существует лишь как памятник, хранящий память о событиях вековой давности. На северных склонах весна задерживается, да что весна! Здесь царит средневековье!



39.



40. Финальный взлёт, и вы на небе!



41. Перевал Чике-Таман, высота 1279м. Внизу видна новая дорога нынешнего Чуйского тракта.



42. :))



43. А это вид уже с новой трассы, на тракт в районе села Хабаровка. Внизу видны заледеневшие берега реки Малый Ильгумень.



44. Забравшись по исторической дорожке, мы вмиг спустились по сегодняшней.



45. Пейзаж на подъезде к Онгудаю. На вершине скалы стоит усопшее дерево. Лишь когда человек постигнет мудрость мироздания это дерево зацветёт.



46. Этим вечером, выведывая информацию по автобусу, мы выбрались из села на ночёвку поздно. Уже смеркалось, когда в череде заборов была найдена брешь, и мы повернули к реке. Река в этом месте оказалась довольно далеко от дороги. Нам пришлось проехать по болотцу, миновать врата не пересекая их, свернуть, повернуть, вывернуть.. Выехали на полянку со столиком по центру и сараюшкой неподалёку. Сначало было разочарование, что мы оказались на чьей-то территории, но затем обнаружилось, что здесь никого нет. Отъехав немного в сторону, найдя очередной закуток под палатку на самом берегу реки, мы обнаружили приветственный взгляд маленького черепка, который готовился и эту ночь оберегать наш мирок от внешнего мира. Ай да Сартакпай! Благодарим старика за доброе покровительство нашего похода и вновь ставим палатку в отличном тихом месте под пения восходящей луны.



47. Но нашей ночёвке предшествовала занятная история с поиском автобуса. Раньше уже доводилось уезжать из Онгудая рейсом до Барнаула. По расписанию на городском вокзале и на сайте его рейс есть, но разнятся немного данные о времени, а также на сайте указано, что автобус уходит по нечётным. Приехав вечерком на конечную автобуса, мы начали собирать сведения, что "ждите, в семь придёт, завтра в девять отходит", "Ждите к восьми придёт, но вроде ходит через день", "Ждите", "Не ждите", "Ждите", "Не ждите".. Итогом нескольких часов ожидания было следующее. Автобус сегодня с Барнаула не пришёл, более того, с первого мая рейс отменили вовсе. Как, вы не знали? На дворе одиннадцатое, а вы всё ещё не в курсе?:)
Благо нас здесь стареть не оставили, и существует маршрут до Горно-Алтайска, который отходит в 7.20.
Встали затемно, собрались, и рассвет над Онгудаем встречали уже на подъезде к нему.



48. Над Онгудаем чистое небо!



49. Подъехал Икарус, не худший вариант, но водитель сразу говорит, что багажные отсеки у него для красоты, а потому вещи в салон. Хотя уже много раз проверено, что велосипеды входят в Икарусные багажники, но мы все удобно размещаемся и в салоне.



Вот и подошёл к завершению этот замечательный походик, который продлился восемь дней вместе с заброской и эвакуацией. За эти деньки мы неспешно, оберегаемые заботливыми горными духами, проехали 380км, с общим набором высоты 5500м. Преодолели по меньшей мере одиннадцать полноводных бродов, значительно больше снежных километров, пожарились на солнце, поели буран, посетили пещеры, водопады, пороги, удивительно красивые цветущие лесные заросли и малоезженные дорожки, поболтались на четырёх подвесных мостах, взяли четыри перевала, изучали скалы с петроглифами, встречали ночь на вершинах гор, сортировали глюки с ночными тенями, любовались полной луной в распахнутые своды палатки.. Были, наверное, везде!

Если вы начали читать с середины, то вот она! Первая часть рассказа!

Больше фотографий похода только в альбоме «Велопоход на День Победы!» zapovedniy на Яндекс.Фотках


походы, Горный Алтай, День Победы, велотуризм, Сартакпай

Previous post Next post
Up