О польском альпинизме. И не только польском

Mar 16, 2018 16:08


Не знаю, следил ли кто то из вас в этом году за польской зимней экспедицией на К2.
Этот восьмитысячник ещё никто не покорил зимой, гора не пускает. Попыток было много, людей погибло тоже много.
И в очередной раз сильная национальная команда из Польши поехала туда испытывать судьбу.



С ними в команде был и Денис Урубко, один из сильнейших в мире (кто не знает ничего про него, почитайте. выдающийся человек). Он совсем недавно получил польский паспорт и его взяли в экспедицию с собой.

Следила я за ними с декабря, с начала их трекинга в базовый лагерь. Один только теркинг - это очень сложное мероприятие при той зиме, которая там бушует.
Знала о готовящейся экспедиции уже давно. Почему то очаровала меня эта команда. Я прочла биографии почти всех участников, посмотрела разные фильмы про разные их восхождения. Все истории подробно я вам тут не расскажу, уверена каждый из вас найдет много информации по ним, если захочет. Но каждый из этих людей чем то да интересен.
Руководитель Кшиштоф Велицкий - человек, бывавший на всех 14 восьмитысячниках, в том числе на 3х из них зимой (Эверест, Канченджангу и Лхоцзе). Огромный опыт за плечами. И главные его слова еще до экспедиции "Для меня самое главное, это вернуть домой живыми всех участников экспедиции. Даже если мы не взойдем на вершину."

Тогда же в конце декабря в Пакистан прилетели поляк Томаш Мацкевич и Элизабет Ривол, чтобы в очередной раз попробовать зайти зимой на не менее суровый восьмитысячник Нангапарбат. История покорения этой горы не менее интересная, чем К2. Томаш Мацкевич на эту гору уже пытался зайти в седьмой раз. Вы только представьте упорство этого человека. И это не член альпинистской сборной, а самый простой человек. Из года в год, шесть зим подряд, он собирал по крупицам деньги на экспедицию и ехал зимой в Пакистан, чтобы первым взойти на Нангапарбат. В 2016м он развернулся недалеко от вершины из-за плохой погоды. Был он там именно с этой же Элизабет. И буквально в следующее погодное окно после их попытки другая группа на вершину все таки зашла. Так неприступная гора Нангапарбат сдалась, но вот Томаш не сдался. Понятно, что интерес к Нангапарбат сразу же сильно упал среди всех. И в этом году Томаш с Элизабет под горой были совершенно одни.


И лично я даже не могу представить ту разницу в этих двух экспедициях. Вы только сравните: национальная команда с огромной поддержкой и бюджетом, с интернетом и кучей продовольствия, под К2. Цель крутая - впервые взойти на вершину, которая ничем в истории еще не покорена. И где то не очень далеко от них, в таких же суровых условиях, с одеждой и оборудованием в разы попроще пытаются зайти на неинтересную уже никому кроме них гору французкая девушка и поляк Томаш, который просто одержим этой горой.

Следила я за обеими группами через разные источники. Благо поляки следили и за теми, и за теми.

Один из поляков Рафал Фроня писал дневник экспедиции и отчлино передавал атмосферу в команде. Далеко не все у них получалось. Представить тот ветер и холод - это ужас, конечно. Я могу представить, как можно пробыть в таких погодных условиях день или два, но они туда приехали жить до марта. И не просто жить, а прокладывать маршрут на гору, работать с веревками, таскать куча оборудования из лагеря в лагерь.

И вот пока слаженная команда меняясь обязанностями осваивается неспеша под К2, поляк и француженка аклиматизируются и в конце января выходят на штурм вершины Нангапарбат. Новости про них на разных сайтах обновляются чуть ли не по минутам. Я слежу и искреннее болею за них. И тут приходят плохие известия, что пара застряла на горе и им нужна помощь. Понятное дело, что счет идет на часы. Бьют тревогу поляки, подключается команда с К2 и именно они решают прервать свои дела и мчать на помощь на соседний восьмитысячник. Нужно только вертолет. С вертолетом проблемы, пакистанцы долго торгуются, да и погода не позволяет лететь. Я обновляю несколько разных страничек нонстоп и жду новостей, мне жутко представить, что мы вот тут просто ходим на работу, а там на горе замерзают двое. Потом выяснилось, что плохо только Томашу, Элизабет может идти. Ее как то по рации уговаривают спускаться, убеждают в том, что Томаша надо оставить, за ним поднимуться спасатели, а ты давай иди вниз.
Если почитаете биографию Элизабет, то узнаете, что у нее была уже похожая ситуация. В 2009 году она также потеряла своего напарника чеха Мартина Минарика. Сама с сильными обморожениями тогда смогла спуститься, но напарник остался на горе. После этого в горы она не ходила 4 года, так как очень тяжело ей далась эта потеря.
И вот опять, нужно уходить, нужно бросить человека, с которым ты третий год ездишь зимой на Нангапарбат. Но на кону жизнь.
Невеселая судьба у Элизабет.

Тем временем лучшие из команды К2 - Денис Урубко и Адам Белецкий начинают спас работы. Двое других (Пётр Томала и Ярослав Ботор) переносят как можно ближе необходимое мед оборудование. Денис и Адам лезут на гору налегке и лезут невероятно быстро для тех условий. Причем лезут ночью по темноте. Все чаще на сайтах обновляется информация. Лично я просто живу этой историей. Уверена, что по ней снимут берущий за душу фильм про горы и про людей. Где то чуть выше отметки 6000м Денис и Адам находят Элизабет! Видя ее истощенное состояние они принимают решение спускать ее вниз и не идти дальше за Томашем. Томаш так и остался в районе 7200м навсегда.




Вот в этот момент не знаешь радоваться ли или плакать. Сама Элизабет наверняка не понимала всего, что случилось.
Да, они зашли на вершину. Томаш добился всего, чего хотел в жизни. Но он остался там.
Лично я плакала в этот день...

Элизабет уже давно во Франции. Но не могу сказать, что у нее все хорошо. Хотя она и стала первой женщиной, которая зашла на Нангапарбат. У Томаша осталось трое детей...

А под горой К2 работа продолжается дальше. Ребята возвращаются со спас работ и включаются тоже.
Мало что получается. Ветер, лед, камнепады. Рафал Фроня обрывает написание дневников заметкой о том, как он попал под камнепад и сломал руку. Ему приходится возвращаться домой... Также в одном из выходов на маршрут травмировался один из сильнейших в команде Адам Белецкий.
Руководство экспедиции решает сменить маршрут. Команда прекращает работу над провеской перил по маршруту Чезена (красной линией на картинке) и переходят на стандартный маршрут, проходящий по ребру Абруццкого.


Можно сказать, что все заново.
Погода тоже особо не помогает.
Февраль уже подходит к концу и тут Денис молча решает в одиночку идти на штурм вершины. Просто позавтракав в базовом лагере вместе со всеми, он втихоря решился наверх. Стоит отметить, что Денис убежден что истинная зима заканчивается 1 марта (для всех остальных 20го). При этом он 100% достаточно аклиматизирован. Он уже поднимался в паре с Адамем до отметки 7400 и несколько раз ночевал на 7200. Он чувствует в себе силы, верит, что погода не подведет. Он не может сидеть на одном месте и ждать. Он хочет в бой.

Тут опять все, кто следил за экспедицией замерли. Да, Денис силен. Но и гора же тоже супер сложная. Что если его придется спасать, что если он просто там пропадет, как пропадали многие. Идти в одиночку - это безумие. В команде по разному отнеслись к этому поступку. Понятное дело, что многие его посчитали предателем.
Попытка Дениса не удалась изза плохой погоды. Очень круто, что он вовремя развернулся и вернулся в базовый лагерь живым. Но нервы он потрепал всем знатно.

Логично, что после такого поступка экспедицию ему пришлось покинуть.

Думаю в этой ситуации больше всех был расстроен и зол Кшиштоф Велицкий. Он как руководитель отвечает за каждого. И его цель - вернуть всех домой. Может без рисков на эту гору не зайти? Может. Но этот руководитель хотел именно так.

Ровно пять лет назад польская команда уже совершило одно очень крутое покорение вершины. Они впервые зашли зимой на Броуд Пик. Тогда на вершину поднялись Мачей Бербека, Адам Белецкий, Томаш Ковальски и Артур Малек. Но при спуске что то пошло не так... Спуск был уже в ночи и четверка уже спускалась из последних сил, каждый в свое темпе. Первые двое Адам Белецкий и Артур Малек пришли в высотный лагерь, а других двоих так и не дождались. Никто до сих пор не знает что произошло. Мачей Бербека и молодой Томаш Ковальски считаются пропавшими без вести.

К чему я все это рассказываю?
Во-первых, мне очень интересны все эти истории, хотя на восхождения меня лично не тянет. Сложно понять, герои все эти люди или жуткие эгоисты. Но точно также можно рассуждать и о людях, бегающих сложные забеги или делающие сложнейшие триатлоны. Человек любит над собой поиздеваться.

Через год после события на Броуд Пик поляки в честь погибшего там молодого Томаша Ковальски устроили зимний ультратрейл - Zimowy Ultramaraton Karkonoski im. Tomka Kowalskiego. Забег в его честь, но с мыслями обо всех, кто ходит в горы зимой. Часть участников его знали лично, часть просто слышали много историй, ведь он был подающим надежды альпинистом, а также бегал как марафоны, так и приключенческие гонки.

На сайте забега подробно описано, кто был Томаш. А на самом забеге каждый раз показывают фильм про него.
При этом забег не из простых. Из описания на сайте:

"Take the challenge, join 400 other runners and overcome your weaknesses during a 54 kilometer long winter mountain race. It will be as cold and tough as it should be!
...
The Karkonosze Winter Ultramarathon was named after Tomek Kowalski who himself was an ultramarathon runner, zealous athlete, and alpinist. Mountains became an inherent part of Tomek. He trained, climbed, and stayed there forever.
We wish for Tomek to be always remembered. His efforts and determination in the pursuit of his dreams show others that everything is possible. Where there’s a will there’s a way!
Tomek loved challenges; they fuelled his life and gave him the motivation to achieve great things. We decided to organize a run as difficult and demanding as the goals he set for himself. After every feat, Tomek would say „we did a great, inconceivable and totally irrelevant job” and we wish the same for you!
The challenge is outstanding and not everyone will be given a chance to take it. Winter in the mountains makes no compromises. Due to the season of the year, the Karkonosze Winter Ultramarathon does not constitute an ordinary long distance run. Also, it is not for everyone. Race participants must have experience in long-lasting mountain runs and knowledge about winter mountain conditions. Each runner taking part in the race should know their body, have confidence in their abilities, and be prepared for a fight in harsh conditions.
It is very difficult to foresee the weather conditions prevailing in the Karkonosze Mountains in March - the winter can be unpredictable. The weather may be very severe. Imagine the combination of - low temperature, snow, wind, fog - these are only some atmospheric phenomena you may encounter. Prepare for a long-lasting fight with discomfort and cold. You might have to face deep snow or face-lashing and visibility-blocking wind. These are only some of the “pleasures” you may experience. The above conditions require not only great physical condition and appropriate equipment but also a great, fighting spirit.
...
If the above information did not discourage you but rather boosted your adventurous spirit, it means that you are in the right place!"
Я хотела попасть на этот забег еще в прошлом году, но не прошла лотерею. По правде говоря, в этом году лотерею я тоже не прошла, но зато повезло со слотом одному моему другу Кириллу. Правда Кирилл на эти же даты запланировал куда более веселое приключение - он решил в одиночку пройти на лыжах всю Исландию. Это, конечно, тема отдельного разговора, но лично мне это оказалось на руку. Он написал жалобное письмо организаторам о том, почему именно я достойна забрать его слот и меня на забег зарегистрировали. Так что я бежала с двойной ответственностью.

Конечно, наблюдая за экспедицией на К2 и держа в голове разные истории из польского альпинизма, я очень надеялась на то, что где-то в даты нашего забега поляки взойдут на вершину. Это было б очень круто (и это было вполне возможным). Но как раз за день до забега стало известно, что экспедицию они сворачивают и едут домой. К2 пока так и осталась непокоренной.

А вот забег мне покорился. Но об этом в следующем посте. Stay Tuned

горы, Польша, зима, альпинизм

Previous post Next post
Up