Продолжение. Начало здесь:
Восток-Запад, или путешествие туда и обратно |Часть 1: Станция Донецк. Поезд. Яремче (Яремча, Yaremche) - небольшой городок в Ивано-Франковской области, украинский горный климатический курорт. Один из известных туристических центров, расположенных на высоте 550-585 м над уровнем моря на территории Карпатского национального природного парка. Гордостью города является тот факт, что в окружающих его горах в XVIII веке действовали отряды выдающегося руководителя украинского движения карпатских опришков - Олексы Довбуша. Но не «Скелі Довбуша» прежде всего привлекают в Яремче туристов. Летом их сюда влекут прекрасный, чистый горный воздух, живописнейшие горы, быстрая горная река Прут, дремучие леса, в которых множество грибов, земляники, черники, ежевики, Зимой же - близость к известному горнолыжному курорту Буковель. В Яремче можно просто приехать летом и спокойно наслаждаться красивой природой, чистым воздухом и дарами лесов. Но гораздо больше удовольствия получат любители экстремальных видов спорта, причём круглый год: туристические маршруты различной сложности, скоростные спуски на горных велосипедах, езда на лошадях и квадрациклах, прыжки со скал, катание на лыжах… Много чего смогут найти люди, предпочитающие активный отдых лежанию на раскалённом пляже.
Как добраться из Донецка в Яремче? Автомобильными дорогами расстояние от Донецка до Яремче ~1200 километров. При стоимости бензина почти $1,5 за литр - не очень выгодное мероприятие для 2-3-х человек. Если больше - тут уже можно думать. Мы решили обойтись без автомобилей.
Поезд №070Д - «Мариуполь-Львов». Цена плацкартного билета до Тернополя летом 2012 г. составляла ~107-125 (~$13-16), а купейного ~178-212 грн. (~$22-27). Стоимость билета зависит от дня недели, периода года, классности и состояния вагона. Поездка от Донецка до Тернополя в поезде №070Д длится 21 час и 26 минут, т.е. без малого сутки. Кстати, в пути наблюдается интересная тенденция: пока едешь по восточным областям - поезд слегка опаздывает. Ближе к западным - наоборот, начинает приходить на станции на несколько минут раньше графика, в результате чего из вагона можно даже иногда выходить (стандартная стоянка - 2 минуты, пассажиры «гулять» не выпускаются). Билеты мы покупали через интернет за 45 суток. Уже через два-три дня после начала продаж купейных мест в наличии летом может и не быть. Да и плацкартные нижние быстро разбираются.
Почему до Тернополя? Потому, что следующая остановка г. Львов - аж через три часа, а за это время можно уже проехать большую часть пути до конечного пункта. Прямых рейсов Тернополь-Яремче мы не обнаружили и приняли решение ехать через Ивано-Франковск автобусом. От Тернополя до Ивано-Франковска каждые 20-40 минут ходят маршрутки и автобусы. Причём первые - практически от вокзала, вторые - с автостанции, расположенной в нескольких остановках. Стоимость проезда в автобусе составляла ~52 грн. ($6,5). А уже от Ивано-Франковска до Яремче можно добраться либо дизель-электричкой (два-три раза в сутки), либо автобусами, которые точно так же с интервалом 20-40 минут ездят почти весь день. Стоимость проезда ~22 грн. (~$2,75). Билеты на автобусы, кстати, можно приобрести через интернет. И для большой компании именно так и надо поступать: автобусы на Яремче - чуть ли не единственный вид транспорта для местных дачников и жителей близлежащих сёл. В пути они набиваются не хуже, чем наши маршрутки в час пик.
Окончание загрузки в такси. Тернополь.
Сразу же на выходе из вагона в Тернополе, как и в любом городе, нас атаковали таксисты. Услышав, что нас семеро и у нас много багажа, нам тут же предложили комфортабельный минивен (Mercedes Vito) и обещание доставить нас в Яремче быстро и в лучшем виде. Немного посовещавшись, мы приняли предложение. Мы приехали подготовленными - знали расстояния и цены, поэтому сторговались на 900 гривнах (~$112). Сначала, естественно, с нас спрашивали больше. Учитывая, что суммарная стоимость проезда с пересадками от Тернополя до Яремче на одного человека выходила около 80-90 грн. ($10-11), а по времени это должно было занять 4-6 часов, мы заплатили за одного человека 129 гривен (~$16), но зато с комфортом без пересадок доехали всего за 3 часа 15 минут. Сэкономили массу усилий, нервов и здоровья - день был жарким, а багаж тяжёлым. В пути делали две-три остановки размяться, а в дороге слушали рассказы водителя об окрестностях и местном житие-бытие, что явно приятней скучных автобусных переездов.
Остановка на перекур и оправку по пути Тернополь-Яремче
Путь в Яремче автонавигатор прокладывает двумя способами - через Чортков и Коломыю (220 км) или через Монастыриску (182 км). Причём по умолчанию предлагает именно первый вариант - наверное, там дороги лучше. Сразу об этом мы не знали, поэтому рассчитывали путь на 220 км. В таком случае 1 километр нам обходился в 4,1 гривен (~$0,50). Реальный же путь - около 190 километров мимо Бучача, через Монастыриску и Надворную, обошёлся нам в 4,74 грн. (~$0,60). Учтя вновь приобретённые знания, обратный путь сторговали за 800 грн. (~$100) или 4,2 грн./км (~$0,52). Причём, нам предлагали машину и за 700 грн., но мы отказались - она была грузо-пассажирской, там были не очень удобные сидения, а мы балованные.
Следует учесть, что такси мы брали «от бордюра» прямо на вокзале! В подобных случаях, как правило, цены всегда завышены. Но, тем не менее, цена вышла вполне приемлемой, а вариант для нас удобным. Для сравнения, в это же время одна из служб в Донецке, которая позиционирует себя как «Такси на море», предлагала подобные же цены на маршруты, которые у них давно «прикатаны». По уверениям этой компании, благодаря обслуживанию встречных пассажиропотоков, они на данных направлениях сохраняют цены вне конкуренции, а на особо-популярные маршруты, кроме того, снижают цены за счёт наличия таксистов в обоих концах маршрута (т.е., таксист не делает пустую обратную ходку). Так вот, цена за 1 километр пути в сторону Мариуполя (Азовское море) на минивене составляла у них 600 грн. (5 грн./км). В сторону Красного Лимана (Щурово, Святогорск) - 640 грн. (4,54-4,27 грн./км). А вот в соседнюю Луганскую область, как в нашем случае (Тернопольская-Ивано-Франковская) стоимость проезда составляла 5,1 грн./км. Как видим, аппетиты «привокзальных» таксистов в западных областях довольно умеренные.
Итак, из расчёта небольшой компании, приблизительная стоимость проезда летом 2012 г. одного человека из Донецка в Яремчу поездом и автотранспортом следующая:
Минимум, грн. ($)
Максимум, грн. ($)
Плацкарт
107 ($13,3)
125 ($16)
Купе
178 ($22,25)
212 ($26,5)
Автобус (плюс гор.трансп.)
80 ($10)
90 ($11.25)
Такси
100 ($12.5)
129 ($16.25)
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ:
Минимум, грн. ($)
Максимум, грн. ($)
Плацкарт+Автобус
187 ($24)
215 ($27)
Купе+Автобус
258 ($33)
302 ($38)
Плацкарт+Такси (7-8 чел.)
207 ($26)
254 ($32)
Купе+Такси (7-8 чел.)
278 ($35)
341 ($43)
ИТОГО: от 187 грн. ($24) до 341 грн. ($43).
Автостанция в Яремче. Добрались! Первый местный сувенир после трудного и жаркого дня!
Продолжение здесь:
Часть 3.1. Яремче. Отношения и мнения...