С разрешения автора - художника Сергея Каренгина (
zakshi) - публикуем его обзоры по истории создания "Замка Гарибальди". Оригинал находится
здесь.
Фотографии относятся к 2006-2012 гг. - периоду проектирования и строительства главного здания и флигеля.
Отель "Замок Гарибальди". Как все начиналось.
Предыдущие обзоры:
1.
Общее описание. Хронологическая привязка частей замка. Архитектурная легенда2.
Стилистика и дизайн. Как Замок старился Горгулья на большом контрфосе с южной стороны открытой террасы. Это рабочий водомет, который сбрасывает дождевую воду с площадки.
История замка началась осенью 2006 года.
К этому времени в прилежащем строении уже была закончена отделка помещений для активно-игрового и ленивого отдыха, с бассейном (со скалами и водопадом), с комплексом разнообразных бань, с купелью («обмерзшей льдом»), с зимним садом среди скал, с уютным и необычным помещением для посиделок в виде старинного галеона. Необходимость сопутствующей гостиницы для тех, кто хотел бы остаться на два-три дня, была закономерной, но построить её можно было, конечно, совершенно по-разному. И уже даже начали возводиться стены первого этажа по некому стандартному проекту, но этот вариант явно не дотягивал до того уровня, который задавало качество внутренней отделки развлекательного комплекса. Таким образом, исходя из возможностей уже готового сегмента, обозначился статус будущей гостиницы. Специалисты по гостиничному бизнесу называют это luxury-отель.
Волею судеб в это время в Хрящевке трудились два молодых художника Алексей Чебоксаринов и Макс Рахманов. Они-то и предложили сделать гостиницу в виде европейского замка. После этого судьба замка полностью зависела от решения заказчика. Заказчик принял эту идею с интересом. Мне кажется, внутренне он сам двигался именно в этом направлении. Алексей Чебоксаринов сделал первые наброски внешнего вида замка.
Первый эскиз гостиницы со стороны главного (северного) входа. В этом варианте замок окружают остатки
древних разрушенных стен. Спасибо Алексею за предоставленные фото и эскиз!
Некоторое время они с энтузиазмом обсуждали и разрабатывали замковую тему вместе. Вопросы касались макроформы здания, планировки первого этажа, технологических моментов и даже каких-то мелочей. Например, художник Сергей Шутов сделал наброски для стойки администратора. А заказчик сам рассчитал формулу для построения стрельчатой готической арки такого типа, который ему больше всего нравился. По этой формуле, кстати, были выложены черновые проемы всех типовых окон.
Окна первого этажа северного фасада.
Потом пришло время, когда нужно было привлекать к проекту профессиональных архитекторов. Причем это должны были оказаться люди, способные проникнуться идеей по-настоящему и подойти к решению задачи нестандартно, творчески и с душой. Надо отдать должное заказчику, он умеет увлекать людей своими идеями. Таким образом, к проекту подключились архитекторы Валерий Сеглин и Юрий Гурьянов. А уже весной 2007 года началось основное строительство гостиницы.
Идет закладка башен главного входа на древнем фундаменте.
В процессе стройки возникали новые идеи, которые развивали здание и делали его еще более интересным. Когда фасад был близок к завершению в черновом виде, обозначилась необходимость в разработке его дизайна. Было это в конце 2008 года. Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо Максу Рахманову. Благодаря ему у меня появилась уникальная возможность попробовать свои силы в таком необычном и интересном проекте. В прошлом мы работали с Максом в одном коллективе. А позднее он трудился в команде художников на строительстве замка и вспомнил про меня, когда речь зашла о дизайне фасадов. Макс, большое спасибо!
Но вернемся к истории. Тут будут повторяться какие-то вещи из предыдущих обзоров, но когда я начал писать эту часть, я понял, что они здесь необходимы, чтобы обзор был полным и объективным. Так вот, обычно заказчики ставят дизайнеру задачу (разной степени определенности), смотрят предварительные эскизы, что-то уточняют, а потом принимают финишную работу (или не принимают). В случае с замком всё было гораздо интересней. Сказать, что заказчик вникал во все мелочи проектирования, значит, ничего не сказать. Он не только углублялся в тонкости всех без исключения видов работ, которые касались замка, но и постоянно участвовал в творческом процессе и генерировал собственные идеи. А потом последовательно и энергично их отстаивал. На протяжении всего проекта он боролся со строителями, с проектировщиками, с художниками и с архитекторами, добиваясь воплощения своих мыслей и того образа замка, который на тот момент был ему близок. Когда мы (художники) обсуждали с ним какие-то вопросы по замку, это порой затягивалось до глубокой ночи, иногда до четырех-пяти часов утра. Мне тогда вспоминались наши веселые студенческие времена. Такой мозговой штурм в компании с позитивным настроением всегда приносит отличные результаты. Мне кажется, что это очень плодотворный вид обсуждения стратегических и концептуальных задач, гораздо более успешный, чем одинокое корпение за компом. При этом, я поражался выдержке заказчика и его способности доводить дело до завершения, не опуская установленную на старте планку. Ведь когда стройка длится годами, просто по-человечески трудно выдержать этот процесс, который уже начинает казаться бесконечным. Тот, кто сам занимался строительством, поймет, о чем я говорю. Нужно иметь семижильное терпение, чтобы методично продолжать следовать своему плану. У заказчика замка, насколько я понял, это такой стиль жизни, плюс принципиальное понимание, что большое складывается из мелочей. А работа на замке почти каждый день порождала множество вопросов и технических, и художественных. Потому что многие вещи делались впервые.
Замок Гарибальди готов к дизайну. Таким я впервые его увидел.
Северный фасад в кирпиче смотрится мощно.
Я уже приводил пару примеров наиболее заметного участия заказчика в создании внешнего облика замка, но повторю это здесь. Во-первых, это подъём высоты Парадной башни южного фасада. Уже в процессе строительства, глядя на появляющиеся контуры замка, он принял решение поднять её почти на два метра. Это, естественно, сказалось на общем виде замка. Во-вторых, это касается появления Главной башни замка, как таковой. Архитекторы, насколько я помню, были не согласны с идеей вживления в замок дополнительной башни. У них к этому времени уже было полностью готово решение здания, и они стремились выдержать его в строгих формах, что тоже понятно. Битва за Главную башню была нешуточной :) но заказчик свою идею отстоял. Мне кажется, что башня вписалась вполне гармонично. Больше того, мне теперь даже трудно представить замок без нее. Рабочее название у башни было «Донжон», но по сути, это смотровая башня. Внутри нее действительно есть лестница, а наверху - смотровая площадка, откуда открывается замечательный вид на окрестности.
Вид на замок с северо-западной стороны. Главная (Смотровая) башня.
Когда замок стал приобретать фактуру, стало ясно, что соседнее здание, где размещался развлекательный комплекс «Аква-мир», совершенно неуместно в том виде, в котором оно тогда существовало (имеется в виду его внешний вид). В 2009 году заказчик принял гениальное решение снять крышу с этого здания (она закрывала собой вид на замок с запада) и полностью переделать его внешнюю отделку, сохранив при этом всё внутреннее содержимое. А вместо крыши сделать открытую площадку. Это было круто! Честно говоря, мне не верилось, что такой финт можно проделать без потерь для интерьеров готового развлекательного комплекса. Задача мне показалась очень уж сложной. И снова была упорная борьба за идею между заказчиком и проектировщиками, а потом со строителями. Подробностей я не знаю, но известно, что там было полно трудноразрешимых задач инженерного плана. Однако под чутким и неусыпным руководством :) с этой уникальной операцией справились отлично. Таким образом, в 2010 году образовалась открытая терраса, на которую постепенно распространился дизайн замка. В том же году началась проектная работа над западным флигелем.
* * *
Подобное сооружение могло появиться только в результате коллективного труда большого количества людей. Я об этом всегда напоминаю. Ведь когда смотришь на готовое изделие, сложно представить, сколько труда и души было в него вложено. Из рабочего процесса невозможно выбросить ни одного этапа. Это означает, что финальный результат постепенно складывается из труда проектировщиков, инженеров, из каждодневной работы людей, которые организуют и обеспечивают строительство, из работы кладочников, штукатуров, сантехников, кровельщиков, жестянщиков, плотников, сварщиков, электриков и так далее. Поскольку направление моей деятельности связано в первую очередь с дизайном, то здесь я хочу упомянуть художников и мастеров, которые принимали участие в создании замка Гарибальди. Мне кажется, будет справедливо, если имена тех, кто работал на таком необычном проекте, прозвучат хотя бы в этом обзоре.
Жаркий день. Художники Алексей Чебоксаринов и Евгений Коломийцев на лесах флигеля. Сложный и многоэтапный
процесс финишной доводки фасада вступает в завершающую стадию.
Глобальным трудом по подготовке фасадов, работой с кладкой, с эффектами старения, финишной доводкой всей поверхности замка занималась команда художников под руководством Алексея Чебоксаринова: Евгений Коломийцев, Николай Ковалев, Станислав Чебоксаринов, Макс Рахманов, Юрий Кадема, Сергей Демкин, Василий Карпов, Сергей Шутов, Михаил Мясников, Дмитрий Шевцов, Алексей Клюкин, Евгений Швалёв, Григорий Поляков. От их работы в большой степени зависел окончательный вид замка.
Над изготовлением моделей элементов декора фасадов и изделий по этим моделям с самого начала трудилась группа казанских художников под руководством Надежды Михайловой. Они же занимались изготовлением шпилей на крышу. В группу входили: художники - Равиль Абзалов, Илья Дикарев, Руслан Поляков и мастера - Евгений Яикин, Сергей Шилов, Андрей Смирнов.
Практически одновременно к работе с декоративными элементами подключилась слаженная тольяттинская команда под руководством Виктора и Натальи Зайцевых. Их мастерская изготовила часть моделей для скульптурных декораций фасада и провела монтаж всех декоративных изделий. Моделями занимались Михаил Шевелев, Ольга Хохлова, Анна Ткаченко. Монтажные работы на фасаде под руководством Павла Полетаева проводили Павел Кочетков, Валерий Жирнов, Алексей Савичев, Дмитрий Орин, Владимир Зайцев. Монтаж был очень непростым. Мастерам постоянно приходилось изобретать какие-то вспомогательные конструкции и крепежи, чтобы все сделать как надо.
Рабочий момент. Павел Полетаев под аркой большого контрфорса
северной стороны (фото Юрия Казакова)
Время от времени к разработке дизайн-проекта подключалась моя меньшая, но лучшая половина - Ольга Каренгина. Например, она спроектировала и рассчитала отделку углового окна, которое у меня не получилось с трех или четырех подходов.
Угловое окно. Изначально створ его был прямоугольным. Прототипом для него послужило окно
особняка второй половины XV века в Палермо. Больше нигде мне подобное решение не встречалось.
В одном из обзоров по деталям дизайна я напишу о нем подробнее. Дизайн - О. Каренгиной.
Еще Ольга проектировала декоративные анкера на каминных трубах и разрабатывала, учитывая идеи заказчика, дизайн мощения открытой террасы на начальной стадии.
Большую и кропотливую работу по проекту мощения террасы провел дизайнер Павел Дубровин. В итоге, говорят, мощение получилось красивым, но у меня пока нет фотографий готовой площадки. Павел также занимался разработкой дизайна пола балкона третьего этажа. Там тоже есть своя изюминка.
Зубчатый венец Главной башни, карнизы под крышами, коньковые решетки на гребнях крыши замка изготавливали и монтировали мастера Николая Орлова.
Декоративные медные конструкции крыши изготавливались под руководством Валерия Тулаева, который сам активно участвовал в рабочем процессе.
Работой по дереву занимался Григорий Поляков. Он сделал отличные «старинные» двери, деревянный мост в зимнем саду, резные наличники окон, мелкую мебель и выполнил много другой работы в интерьере. При этом, он, как я уже говорил, участвовал в художественной работе на фасадах.
Витражи типовых окон первого этажа изготавливал Валерий Кижаев. Он подошел к делу очень скрупулезно и ответственно, таскал меня по складам со стеклом, предлагал и подбирал варианты, и сочетания стекол. Ведь всё это нужно было увязать с исторической подоплекой и легендой замка.
Витражами со второго по четвертый этаж занималась Наталья Третьякова и художники из её мастерской. Они провели огромную работу. Окон много, времени как всегда мало, сложность приличная и качество требовалось максимальное. О витражах я еще буду рассказывать в последующих обзорах.
Еще одна изюминка замка, это присутствие бронзовых изделий и скульптуры. Трудно не заметить на перилах балкона третьего этажа на юго-восточном углу здания бронзового дракона.
Открытый балкон третьего этажа на юго-восточном углу замка.
Позже я расскажу о нём подробней. Сейчас хочу отметить, что модель для него лепил московский скульптор-анималист Николай Иванов. Полноразмерной фигурой дракона занимался казанский скульптор Илья Дикарев.
При обсуждении с заказчиком дизайна внешней отделки открытой террасы, он предложил разместить на ней бронзовую скульптуру. Перебирая возможные варианты, я предложил два из них. Первый - использовать фигуры животных, примерно как на Реймсском кафедральном соборе (Notre-Dame de Reims) или на соборе Ланской Богоматери (Cathédrale Notre-Dame de Laon) в пикардийском городе Лан, Франция. Но изобразить только мифических и сказочных животных. Второй вариант - создать галерею легендарных воинов древности в рамках европейских традиций. В частности, рыцарей круглого стола короля Артура. Идея с воинами всем показалась гораздо интереснее и более подходящей. Сейчас уже готова первая скульптурная пара - «Король и Королева».
Скульптурная группа временно установлена у дороги, чтобы все могли ее рассмотреть. Позже она будет перенесена на террасу, где для нее изготовлен специальный подиум. (скульптор В.Шувалов, фото Ю.Казаков)
Это работа скульптора из Санкт-Петербурга Виктора Шувалова. Он же продолжает работу над остальными персонажами. © Каренгин С.В. 2013