В
первой и
второй частях географического обзора истории строительства железных дорог в Российской империи мы рассмотрели периоды с 1851 по 1870 и с 1871 по 1890 годы соответственно. Предлагаемая вашему вниманию третья часть охватывает период с 1891 по 1905 годы.
Еще раз напомню, что в фокусе нашего внимания - география. Поэтому различия между казенными и частными дорогами, источники привлеченных для строительства капиталов, а также количество путей в большинстве случаев остаются за скобками. Также стоит указать, что в этом обзоре не ставится задача сравнения протяженности, плотности и технического уровня железнодорожных сетей Российской империи с аналогичными параметрами железных дорог других стран того же периода.
Поскольку несмотря на все усилия (в том числе подсказки уважаемых читателей) некоторые неточности второй части остались неисправленными, позволим себе вернуться на некоторое время в конечный пункт прошлого обзора, в 1890 год.
1890
Итак, перечень исправлений и дополнений:
- На картах 1888, 1889 и 1890 годов не была показана линия "Ясиноватая - Гласная" на Донбассе (введена в эксплуатацию в 1888 году).
- На картах 1889 и 1890 годов не была показана линия "Коувола - С.-Михель - Куопио" (Савонская магистраль, названная по исторической области Савония или Саво, введена в эксплуатацию в 1889 году).
- На картах в предыдущих частях обзора не были показаны ответвление Петергофской железной дороги от Лигово через Красное Село до Гатчины (введено в эксплуатацию в 1859 году) и продление этой же дороги от Петергофа до Ораниенбаума (введено в эксплуатацию в 1864 году).
Переходим непосредственно к третьей части обзора. С целью сделать обзор по возможности кратким некоторые (как правило, малопротяженные) участки, отмеченные на картах, в тексте отдельно не упоминаются.
1891
Единственная введенная в строй в 1891 году линия длиной 125 километров соединила существующую линию из Казатина в Умань со станцией Шпола близ Черкасс.
1892
В 1892 году Самаро-Златоустовская железная дорога была продлена на 160 километров на восток до Челябинска - в то время уездного города Оренбургской губернии.
В Крыму в 1892 году был построен участок от Джанкоя до Феодосии. В Подолье ответвление от линии "Одесса - Волочиск" подошло к уездному городу Могилев-Подольский на левом берегу Днестра. Одновременно южнее к Днестру подошло другое ответвление от этой же линии - "Слободка - Рыбница".
Осенью 1892 года была открыта узкоколейная (ширина колеи 750 мм) линия от Санкт-Петербурга до Ириновки близ Ладожского озера, при этом в Петербурге был построен ныне не существующий Охтинский вокзал. В 1895 году линию продлили на 780 метров до пристани на Неве. Линия действовала до начала 1920-х годов, после чего была перешита на широкую колею с частичным изменением трассы.
Также в 1892 году железнодорожным узлом стал Выборг: новая линия из этого города прошла через поселок Антреа (ныне Каменногорск Ленинградской области России) до Иматры к живописному водопаду на пороге Вуоксенниска (река Вуокса). Путь от Выборга до Антреа стал первым участком т.н. Карельской магистрали - самой восточной меридиональной линии в княжестве Финляндском, протянувшейся от Выборга вдоль северо-западного берега Ладожского озера к Иоэнсу. В 1940 году, после советско-финской войны, она почти целиком отошла СССР, после чего в 1950-х годах в Финляндии к Иоэнсу была построена параллельная железная дорога западнее границы.
1893
В 1893 году вступила в строй почти на всем своем протяжении Московско-Казанская железная дорога. При этом трасса ее шла не по кратчайшему пути между этими городами (как ныне существующая линия через Шатуру, Муром, Арзамас, Сергач и Канаш), а пролегала значительно южнее, вероятно, огибая малонаселенную и слабоосвоенную в хозяйственном отношении болотистую Мещерскую низменность. От Рязани линия шла через Сасово и Рузаевку до Свияжска на правом берегу Волги.
На Дальнем Востоке в 1893 году был введен в эксплуатацию первый участок Транссиба - 110-километровая линия от Владивостока до Никольска-Уссурийского (ныне Уссурийск).
В Бессарабии железная дорога из Могилева-Подольского соединила Бельцы и приграничное местечко Новоселицы на реке Прут. Карельская магистраль была проведена в город Сердоболь (ныне Сортавала) на северном берегу Ладожского озера.
Участок "Ермолино - Середа" соединил линию "Иваново - Кинешма" с селом Середа Костромской губернии - одним из центров фабричной прядильно-ткацкой промышленности, будущим городом (с 1941 года Фурманов).
Участок от Коломны (с 1897 года станция Голутвин) соединил линию "Москва - Рязань" с одним из важнейших промышленно-торговых центров Московской губернии - селом Озерки Коломенского уезда, известным своими текстильными мануфактурами. Линия от Карабаново была продлена на 8,5 км до деревни Бельково Александровского уезда Владимирской губернии.
Большое развитие получило строительство узкоколейных линий. В 1893 году узкоколейная ветка (колея 1000 мм) соединила станцию Коренево с уездным городом Суджа Курской губернии. Другая узкоколейка (также 1000 мм) - от Конотопа - была доведена до реки Десна в районе села Пироговка. Наконец, еще одна линия (1000 мм) прошла от губернского города Чернигов через станцию Круты до Пирятина.
1894
К важнейшим стройкам 1894 года, безусловно, можно отнести 473-километровую железную дорогу "Тамбов - Камышин", "вклинившуюся" между саратовской и царицынской линиями. От линии "Тамбов - Саратов" в этом же году были достроены ответвления "Аткарск - Петровск" и "Ртищево - Сердобск".
В Черноземье была построена прямая линия от Курска до Воронежа, а также участок "Лебедянь - Елец". На Московско-Казанской железной дороге был введен в строй левобережный участок "Зеленый Дол - Казань" длиной 36 километров. Через Волгу до Свияжска на правом берегу грузы и пассажиры переправлялись на паромах. Строительство моста в Нижних Вязовых началось лишь семнадцать лет спустя, в 1911 году.
На Кавказе линия от Беслана прошла через Грозный в Петровск-Порт (ныне Махачкала) на Каспийском море. В этом же году от станции Минеральные Воды было построено ответвление на курортный Кисловодск.
Карельская магистраль от Сердоболя была продлена на 132 километра на север до города Иоэнсу - крупного центра деревообработки. В Бессарабии была введена в строй линия "Рыбница - Бельцы". На Дальнем Востоке линия от Никольска-Уссурийского была продлена на 290 километров на север до станции Муравьев-Амурский.
Вдоль берега Финского залива в 1894 году была построена линия от Петербурга до города Сестрорецк (Приморская Петербург-Сестрорецкая железная дорога), соединившая столицу империи с курортами Финского залива.
Продолжилось активное строительство узкоколейных линий. Так, 420-километровая линия (колея 1000 мм) от Покровской слободы напротив Саратова (ныне город Энгельс Саратовской области) углубилась в заволжские степи вплоть до Уральска. От Курско-Киевской магистрали "отпочковалась" еще одна узкоколейка в уездный город Курской губернии Рыльск (колея 1000 мм).
1895
В 1895 году была введена в строй 675-километровая линия "Харьков - Балашов". От Купянска, который с самого начала стал узловой станцией, начиналось ответвление на Донбасс. Одновременно прямая дорога связала Рузаевку и Пензу. Ветка от Петровска была продлена до станции Привольская близ города Вольск. Еще одно ответвление от Аткарска прошло до села Баланда Аткарского уезда (ныне город Калининск Саратовской области).
В Финлнядии линия от Таммерфорса (Тампере) прошла к побережью Ботнического залива в городе Бьернеборг (Пори).
На Дальнем Востоке линия от станции Муравьев-Амурский была продлена на 10 километров до станции Иман (ныне город Дальнереченск).
Продолжали активно строиться узкоколейные дороги. От станции Урбах на заволжской линии длинная боковая ветка прошла до крупного заволжского торгово-ярмарочного центра - села Александров Гай. Другое ответвление от той же линии соединило станцию Ершов с городом Николаевск. Ответвление от Курско-Киевской линии (колея 1000 мм) прошло к поселению Хутор-Михайловский и далее до Зерново. Узкоколейки отходили в стороны и от Петербурго-Варшавской железной дороги: в 1895 году был построен участок "Ново-Свенцяны - Постава" (колея 750 мм).
1896
Безусловно, главное событие 1896 года в области строительства железных дорог в Российской империи - открытие движения на 1420-километровом участке Сибирской железной дороги "Челябинск - Омск - Новониколаевск (ныне Новосибирск)" с мостами через Тобол в Кургане и через Иртыш в Омске. Мост через Обь у села Кривощеково был испытан в 1896 году, а открыт в марте следующего, 1897-го, года.
Одновременно к Челябинску подошла 240-километровая ветка с севера - из Екатеринбурга. Магистрали горнозаводского Урала спустя 18 лет перестали быть изолированными от основной сети железных дорог.
В центральной России в 1896 году были достроены линия "Иваново - Тейково" и ответвление от ярославского хода от Мытищ до Щелково.
С введением в эксплуатацию участков "Пенза - Сердобск" и "Балашов - Ртищево" открылось сквозное движение от Рузаевки до Харькова - на линии, "полуобручем" скрепившей несколько веток, "расходящихся веером" к различным портам Волги и Дона.
В 1896 году из-за обмеления бухты Узун-Ада и необходимости приема большетоннажных судов был построен новый подход к Каспийскому морю (порт Красноводск).
Из узкоколейных линий, введенных в эксплуатацию в 1896 году, стоит выделить участки "Бердичев - Житомир" (колея 750 мм) и "Осиповичи - Старые Дороги".
1897
С введением в строй в 1897 году участка от Имана до Хабаровска открылось сквозное движение от Владивостока до Хабаровска.
Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги в 1897 году ввело в строй участок от станции Бологое на Петербурго-Московской линии до Пскова. Линия прошла через Валдай и Старую Руссу.
С введением в эксплуатацию линии "Елец - Касторная - Валуйки" появилась еще одна меридиональная магистраль от Тулы до Донбасса. Другая важная линия соединила Брянск со Льговом. От станции Кавказская 154-километровое ответвление дошло до Ставрополя.
В Польше насыщение сети продолжилось введением в строй линии от Остроленки с пересечением Петербурго-Варшавской и Варшавско-Тереспольской линий до станции Пилява на линии "Варшава - Ивангород".
К числу важнейших узкоколейных линий, введенных в эксплуатацию в 1897 году, относится линия "Валк - Пернов (ныне Пярну)" с шириной колеи 750 мм с ответвлением "Феллин (ныне Вильянди) - Мойзекюль" (территория современной Эстонии). Узкоколейная линия от Пирятина в 1897 году была продлена до реки Днепр. В Самарской губернии узкоколейная линия "Кротовка - Тимашево" (колея 1000 мм) соединила Самаро-Златоустовскую магистраль с Тимашевским сахарным заводом.
1898
В 1898 году Транссибирская магистраль была продлена еще на 760 километров на восток - до Красноярска. В самом городе с 1895 года продолжалось строительство моста через Енисей. Ответвление от станции Тайга до станции Черемошники длиной 95 километров соединило Транссиб с Томском.
Узкоколейная линия от Вологды ("капская" колея 1067 мм) была продлена на 635 километров на север - до Архангельска: железная дорога достигла побережья Северного Ледовитого океана.
Также в 1898 году была принята в эксплуатацию линия от Рузаевки до Сызрани с ответвлением до Симбирска (ныне Ульяновск). Линия из Чаплино соединила Донбасс с Бердянском - портовым городом на Азовском море. Введенная в строй в 1898 году линия "Луганск - Миллерово" стала еще одним соединением густой сети железных дорог Донбасса с ростовской магистралью.
Ярославль в 1898 году соединился прямой железной дорогой с Рыбинском, а Нерехта (на линии "Ярославль - Кострома") - со станцией Середа. Таким образом на Верхней Волге в единую сеть соединились ветви Московско-Виндаво-Рыбинской, Московско-Ярославско-Архангельской и Шуйско-Ивановской железных дорог.
От станции Сонково на линии "Бологое - Рыбинск" ответвление прошло к верховьям Волги в городе Кашин. От тупиковой станции Бельск линия в сторону Иваново была продлена до города Юрьев-Польский.
В Черноземье линия широкой колеи "Мармыжи - Ливны - Верховье" частично прошла по трассе существовавшей с 1871 года узкоколейки "Верховье - Ливны".
Новая линия от станции Раненбург прошла до станции Павелец с ответвлением на юго-запад от Троекурово до узловой станции Астапово.
В Финляндии в 1898 году открылась линия "Хапамяки - Суолахти".
Узкоколейная линия "Кротовка - Тимашево" была продлена до станции Сургут (до 1 января 1904 года - Сергиевск, не путать с Сургутом ХМАО), где располагался курорт Сергиевские минеральные воды.
1899
В 1899 году был введен в строй железнодорожный мост через Енисей в Красноярске, а Транссибирская магистраль была продлена еще на 1086 километров на восток до Иркутска.
С введением в строй 860-километровой линии от Перми до Котласа у слияния Вычегды и Сухоны Северный Урал соединился железной дорогой с Северной Двиной и, как следствие, с Архангельском и Северным Ледовитым океаном. Важным промежуточным пунктом на линии стал губернский город Вятка.
Важной магистралью зернового экспорта стала 533-километровая линия, соединившая в 1899 году Царицын со станцией Тихорецкая. Нижняя Волга получила прямой доступ по кратчайшему пути к черноморскому порту Новороссийск.
От Москвы в 1899 году открылась прямая линия до Брянска через Калугу (380 километров). В районе Дорогомиловской слободы "Обществом Московско-Киево-Воронежской железной дороги" для нужд линии был построен Брянский вокзал (ныне Киевский). Первое время вокзал представлял собой длинное одноэтажное деревянное здание. Современное большое здание вокзала по проекту И.И. Рерберга и В.К. Олтаржевского при участии инженера В.Г. Шухова построили позже, в 1914-1918 годах.
От станции Данков прошла длинная магистраль через Волово, Горбачево и Сухиничи до Смоленска - еще одна (фактически третья по счету и конфигурации) линия, связывавшая хлебные районы Черноземья и порты Балтики.
От узловой станции Сонково на линии "Бологое - Рыбинск" ветка протянулась до станции Красный Холм. С вводом в строй участка "Юрьев Польский - Тейково" установилась прямая связь Москвы с Ивановским промышленным узлом. "Ореховский подъездной путь" от станции Орехово до села Ильинский погост длиной чуть более 40 километров соединил с Московско-Нижегородской магистралью несколько десятков промышленных предприятий близлежащих к Орехово сел.
На Донбассе в 1899 году в строй вошли линии "Попасная - Трудовая", "Мушкетово - Доля" и тупиковое ответвление "Колпаково - Первозвановка".
От Самарканда в 1899 году железная дорога прошла далеко на восток, в плодородную и густонаселенную Ферганскую долину - до станции Андижан. От станции Черняево (ныне станция Хаваст Узбекистанской железной дороги) шло ответвление на Ташкент, от станции Горчаково (ныне Маргилан Узбекистанской железной дороги) - короткая боковая ветка до города Новый Маргилан (ныне Фергана).
В том же 1899 году была введена эксплуатацию линия из Тифлиса в Карс. Дорога прошла через уездный город Эриванской губернии Александрополь (ныне Гюмри в Армении). В Привислинских губерниях в 1899 году двумя ветвями соединился с Петербурго-Варшавской дорогой губернский город Сувалки. В Финляндии железная дорога "Карис - Або" вдоль побережья Балтийского моря соединила две практически параллельные широтные линии.
В 1899 году были введены в эксплуатацию участки "Знеберь - Тупик" и "Старь - Тупик" на Мальцовской узкоколейной железной дороге (колея 914 мм). Еще одним важным событием в истории российских узкоколеек стало открытие в 1899 году первой очереди Мещерской магистрали - узкоколейной линии от станции Рязань-Пристань (левый берег Оки) до станции Тумская в глубине мещерских лесов (колея 750 мм). Впоследствии линия была продлена до Владимира. Дорога сыграла большую роль в развитии отдаленных районов окского левобережья и была полностью закрыта лишь 112 лет спустя, в 2011 году.
К районам активного строительства узкоколейных дорог присоединилось Побужье: в 1899 году линия "Рудница - Ольвиополь" (колея 750 мм) стала первым участком в сети узкоколеек в районе среднего течения реки Южный Буг.
1900
В 1900 году новые участки Транссиба вводились в строй уже за Байкалом. 1100-километровая линия протянулась от станция Мысовая через Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) и Читу до города Сретенск в Забайкалье. Город Сретенск расположен на реке Шилка, являющейся левой составляющей Амура. Таким образом с учетом водных путей сообщения Европейская часть Российской империи соединилась с Дальним Востоком. Одновременно от Иркутска железная дорога была достроена до Байкала (станция Байкал в истоке Ангары). Через озеро начал курсировать паром-ледокол "Байкал" (позже к нему присоединился паром-ледокол "Ангара"). До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги (КБЖД) в 1905 году "Байкал" и "Ангара" ежедневно совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая. В зимнее время рельсы также укладывались прямо по льду озера.
Линия длиной 321 километр соединила станцию Лихая на Воронежско-Ростовской магистрали с Волго-Донской железной дорогой, возведенной еще в 1862 году.
В 1900 году была введена в строй 235-километровая линия от Павельца до Москвы с ответвлением от Каширы до Венева. В этом же году в Москве был открыт Павелецкий вокзал. И вокзал, и сама линия, прошедшая поодаль от крупных губернских городов, были построены крупнейшей частной дорогой России - "Обществом Рязанско-Уральской железной дороги", руководство которой хотело получить "свой" выход к Москве.
В этом же году от станции Бескудниково к северу от Москвы 118-километровая линия прошла до станции Савелово (два года спустя, в 1902 году, в Москве был открыт Бутырский, ныне Савеловский вокзал).
Близ Воронежа от станции Графская 16-километровая ветка подошла к селу Рамонь - крупному центру сахарной промышленности.
Вдоль западного побережья Каспийского моря была проложена линия от Петровск-Порта (ныне Махачкала) через Дербент до Баку (станция Баладжары).
От станции Мерв была построена 314-километровая линия к крайней южной точке Российской империи - крепости Кушка на границе с Афганистаном. На Дальнем Востоке линия от Никольска-Уссурийского была подведена к китайской границе в Гродеково. В Крыму ответвление от станции Владиславовка на линии "Джанкой - Феодосия" было доведено до города Керчь. На Южном Урале от станции Бердяуш близ Златоуста была построена линия к Бакальским рудникам.
В Финляндии от магистрали "Карлебю (Коккола) - Улеаборг (Оулу)" было построено ответвление к побережью Ботнического залива в город Брагестад (Раахе).
Узкоколейная железная дорога от станции Унеча на линии "Брянск - Гомель" прошла в уездный город Стародуб (колея 914 мм). От Либавы (ныне Лиепая) 48-километровая узкоколейная линия (колея 1000 мм) прошла в уездный город Газенпот (ныне Айзпуте в Латвии).
Продолжилось развитие сети узкоколейных железных дорог в районе Южного Буга: к открытой годом ранее линии "Рудница - Ольвиополь" добавилась проложенная вдоль Южного Буга линия "Калиновка - Гайворон" (219 километров), а также более короткие участки "Бердичев - Калиновка", "Холоневская - Семки" и "Гуменное - Винница" (колея 750 мм).
1901
В 1901 году вошла в строй почти на всем своем протяжении прямая линия от Москвы до порта Виндава (ныне Вентспилс в Латвии) - знаменитая Московско-Виндавская железная дорога. В Москве начальным пунктом дороги стал построенный по проекту петербургского архитектора С.А. Бржозовского Виндавский вокзал (с 1948 года Рижский). Единственным недостроенным к 1901 году участком стал "южный обход Риги", который был открыт три года спустя.
В 1901 году была достроена линия из Белгорода в Купянск (был введен в строй второй ее пусковой участок - от Волчанска до Купянска, первый - от Белгорода до Волчанска - был построен еще в 1896 году). Одновременно к Белгороду подошла ветка с северо-запада - из уездного года Сумы. В этом же году новая 340-километровая ветка связала Киев (левобережная станция Дарница) и Полтаву, а с одновременным введением в строй участка "Константиноград - Лозовая" сквозное движение открывалось от Киева до Донбасса.
Все гуще становилась железнодорожная сеть Криворожского бассейна: в 1901 году была введена в строй линия, соединившая Користовку на линии "Харьков - Балта - Одесса" и станцию Екатерининской (Криворожской) железной дороги Пятихатки, ставшую крупным узлом. От Кривого Рога 30-километровое ответвление прошло на юг до станции Николо-Козельск.
Открытый в 1901 году "Обществом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги" 175-километровый участок "Дно - Новосокольники" стал первым на протяженной меридиональной линии от Петербурга на юг.
Примерно такую же длину имело открытое в этом же году ответвление от станции Красный Узел Московско-Казанской железной дороги к городу Арзамас. На Кубани в 1901 году был введен в эксплуатацию 135-километровый участок от станции Кавказская до Екатеринодара.
В Забайкалье от линии "Чита - Сретенск" в 1901 году было достроено ответвление к китайской границе.
Продолжалось развитие сети узкоколейных железных дорог в Прибалтике. Линия от станции Феллин была продлена до Ревеля с коротким ответвлением "Алленкюль - Вейсенштейн". Другая узкоколейка соединила Ново-Свенцяны на Петербурго-Варшавской магистрали с уездным городом Поневеж Ковенской губернии (ныне Паневежис в Литве).
Мещерская узкоколейная магистраль в 1901 году была продлена от Тумской до Владимира (станция Владимир-Рязанский).
1902
Самым протяженным участком, введенным в строй в Российской империи в 1902 году, стала 440-километровая линия "Киев - Ковель", соединившая по кратчайшему пути Киев с Привислинскими губерниями и Волынью. В этом же году с введением в эксплуатацию меридиональной линии "Витебск - Орша - Могилев - Жлобин" железнодорожное сообщение, наконец, получил губернский город Могилев.
На Донбассе была достроена очередная линия - 47-километровый участок "Трудовая - Очеретино". От станции Александрополь 155-километровое ответвление от линии "Тифлис - Карс" пришло в Эривань.
На противоположном от Симбирска берегу Волги для "правильного движения" летом 1902 года открылась 90-километровая линия от станции Часовня-Пристань (ныне затопленная Куйбышевским водохранилищем слобода Нижняя Часовня) до крупного торгово-промышленного центра Заволжья, города Мелекесс (ныне Димитровград).
В Финляндии линия до Куопио была продлена до города Иисальми (Ийсалми).
Весьма самобытная узкоколейная линия (900 мм) была введена в строй на территории современной Грузии. Проходящая по горной живописной местности линия от Боржома до Бакурьяни (Бакуриани) была построена для подвоза отдыхающих к минеральным источникам. В 1966 году дорога была электрифицирована и эксплуатировалась вплоть до 2020 года, когда была закрыта на реконструкцию.
1903
В июне 1903 года за пределами России, в Маньчжурии, принадлежавшей цинскому Китаю, официально открылась построенная Российской империей по концессии Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД): 1481 километр от границы в Забайкалье через Харбин до границы в Приморье и 1020 километров от Харбина до Порт-Артура с коротким ответвлением на Инкоу.
В государственных границах самая протяженная линия, введенная в строй в 1903 году, оказалась в Привислинских губерниях. 250-километровая линия "Варшава - Калиш" соединила с сетью железных дорог самый западный город Российской империи. Дорога прошла через Лович и Лодзь.
На севере Финляндии железная дорога из Улеоборга (Оулу) дошла до шведской границы и северной точки Балтийского моря в Торнео. Относительно короткая 12-километровая узкоколейная линия от станции Ковиоки была проведена к городу Нюкарлебю (Уусикаарлепюу) на побережье Ботнического залива.
"Арзамасское" ответвление в 1903 году было продлено до Нижнего Новгорода. При этом город обзавелся вторым полноценным вокзалом: наряду с Московским, открытым еще в 1862 году, в Нижнем открылся Ромодановский (Казанский) вокзал (действовал до 1974 года, историческое здание сохранилось до наших дней). Вокзалы находились на противоположных берегах Оки: Московский вокзал - на низком левом берегу, со стороны ярмарки и сормовских заводов, Ромодановский/Казанский - на высоком правом берегу, со стороны Нижегородского кремля.
В 1903 году открылась первая очередь КБЖД: вдоль южного берега железная дорога от станции Мысовая была продлена на 57 километров до Танхоя.
Из узкоколейных линий, введенных в строй в 1903 году, стоит отметить линию из Валка в Штокмансгоф (ныне Стукмани в Латвии).
1904
"Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги" в 1904 году достроило два продолжения от уже действовавшего участка "Новосокольники - Дно" - с одной стороны до Витебска, с другой - до Петербурга. Таким образом, открылось сквозное движение по меридиональной магистрали от Петербурга до Полесья. Линия "Дно - Санкт-Петербург" частично шла по трассе старейшей в России Царскосельской железной дороги, которая еще в январе 1900 года была выкуплена обществом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и перешита на колею 1524 мм. В том же 1904 году открылось новое здание Царскосельского (ныне Витебский) вокзала в стиле модерн, построенного, как и Виндавский вокзал в Москве несколькими годами ранее, по проекту С.А. Бржозовского.
Также в 1904 году с вводом в эксплуатацию участка "Зилан - Митава - Туккум" (южный обход Риги) была полностью завершена Московско-Виндавская линия: с этого момента поезда могли идти напрямую в Виндаву без захода в Ригу.
С вводом в эксплуатацию 85-километрового участка до Дебальцево и 32-километровой ветки до Караванной крупной узловой станцией стала Иловайская. Одновременно был введен в строй 240-километровый участок от Александровска (ныне Запорожье) до Волновахи. На противоположном берегу Днепра был достроен участок "Долгинцево - Кичкас" (с ответвлением "Апостолово - Николо-Козельск"), соединивший криворожский узел с нижним течением Днепра (Кичкасский мост был достроен четырьмя годами позже, в 1908 году). Вкупе участки от Кривбасса до Волновахи получили название Второй Екатерининской железной дороги.
1905
В 1905 году был введен в эксплуатацию первый участок Ташкентской железной дороги - второй по протяженности и значимости железной дороги в Азиатской части России. 1000-километровый участок "Оренбург - Кубек" соединил Европейскую часть с Аральским морем и низовьями Сырдарьи близ Казалинска.
В этом же году открылось движение на всем протяжении КБЖД от станции Байкал до Мысовой.
В Эстляндской губернии ответвление от станции Кегель на линии "Ревель - Балтийский порт" было доведено до порта Гапсаль.
От станции Вязовая на Южном Урале 36-километровая боковая ветвь прошла к Катав-Ивановскому металлургическому заводу (ныне город Катав-Ивановск).
В истории узкоколейных железных дорог России 1905 год запомнился в первую очередь введением в строй линии (колея 750 мм) от Тулы до Лихвина (ныне Чекалин Тульской области - по состоянию на 2021 год с населением в 935 жителей второй по малонаселенности город России после Верхоянска)". Движение по линии было закрыто в 1996 году.
Картографическая основа - карта "Железнодорожный транспорт в конце XIX - начале XX в." (Национальный атлас России, Том 4 "История. Культура", раздел "Россия во второй половине XIX века").