Железные дороги Российской империи: история в картах. Часть 2 (1871-1890)

May 04, 2024 20:26


В первой части географического обзора истории строительства железных дорог в Российской империи мы рассмотрели период с 1851 по 1870 годы. Вторая часть охватывает два десятилетия с 1871 по 1890 годы.

Напомню, что в фокусе нашего внимания - именно география. Поэтому технико-экономические особенности, различия между казенными и частными железными дорогами, источники привлеченных для строительства капиталов, названия обществ и компаний, ширина колеи (за исключением указания на узкоколейные железные дороги), а также количество путей в большинстве случаев остаются за скобками.

Вернемся на некоторое время в точку, описанием которой мы закончили предыдущий обзор - в 1870 год.

1870



По сравнению с версией, представленной в предыдущем обзоре, новая карта железных дорог по состоянию на конец 1870 года отрисована с учетом ряда исправлений: добавлены относительно короткие ответвления от Московско-Рязанской железной дороги до Егорьевска и Зарайска (22 и 26 км соответственно), а также 45-километровая линия от Ряжска до Скопина.



Егорьевск в середине XIX века - уездный город Рязанской губернии и важный центр текстильной промышленности. Построенная в 1869-1870 годы на деньги фабрикантов Хлудовых линия, связавшая Егорьевск со станцией Воскресенск, стала первым участком будущего Большого кольца Московской железной дороги. Ветка из Луховиц в крупный ярмарочный центр Зарайск - еще один уездный город все той же Рязанской губернии - была сооружена по просьбе зарайского купечества. Что касается линии из Ряжска в Скопин, то она стала первым участком Ряжско-Вяземской железной дороги, полностью открытой в 1874 году.

Таким образом, к исходу второго десятилетия активного строительства железных дорог в Российской империи основные магистрали связали Москву и Петербург, Петербург и Варшаву, хлебопроизводящие районы Черноземья и порты Балтийского моря, Москву и Киев, Москву и Донбасс, портовую Одессу и различные города правобережья Днепра. Крупнейшим железнодорожным узлом империи стала Москва, линии от которой расходились к концу 1870 года уже по шести направлениям.

Стоит отметить, что развитие железнодорожной сети нельзя рассматривать в отрыве от других видов транспорта, в частности, речного. Крупнейшие реки, такие как Волга, Кама, Днепр сами по себе играли роль магистральных грузопассажирских линий. Также необходимо учитывать и объективные физико-географические факторы. К примеру, по состоянию на 1870 год "пустоты" на карте железных дорог в районе между современными Белоруссией и Украиной объясняются нахождением здесь обширной труднопроходимой и малоосвоенной зоны Припятских болот. К востоку от Москвы такую же роль играла болотистая Мещерская низменность.

Итак, продолжаем историко-географический обзор. На очереди - 1871 год.

1871



В январе 1871 года Тамбово-Саратовская железная дорога дошла до Аткарска, а в июле того же года - до Саратова - крупнейшего экономического центра Нижней Волги с более чем 80-тысячным населением. Практически одновременно, в июле 1871 года, Грязе-Царицынская железная дорога от станции Филоново была продлена до Царицына (ныне Волгоград). Тогда же была построена соединительная ветвь с Волго-Донской железной дорогой, открытой еще в 1862 году. Короткая (30 км) боковая ветвь соединила Грязе-Царицынскую железную дорогу со станицей Урюпинской (Область Войска Донского) на берегу реки Хопёр.

От Орловско-Грязской железной дороги в апреле 1871 года было построено 55-километровое ответвление в крупный торгово-ремесленный центр Орловской губернии Ливны.

В сентябре 1871 года была введена в строй 313-километровая линия от станции Кошедары (ныне Кайшядорис в Литве) до Либавы (ныне Лиепая в Латвии) - самого южного балтийского порта Российской империи.

В ноябре 1871 года вошли в строй сразу две важнейшие магистрали. Первая из них - 670-километровая линия "Смоленск - Орша - Минск - Барановичи - Брест" (Московско-Брестская железная дорога, сквозное движение от Москвы до Варшавы). Вторая - 550-километровая Воронежско-Ростовская железная дорога, соединившая Воронеж с существовавшей с 1863 года Грушевско-Донской линией. Примечательно, что линия заканчивалась не в Ростове-на-Дону, а в прежнем конечном пункте Грушевской магистрали - станице Аксайской (ныне город Аксай): короткая соединительная ветвь от Аксайской до Ростова появилась лишь пять лет спустя).

От станции Чудово на Петербурго-Московской магистрали в 1871 году было построено ответвление в Новгород. Шуйско-Ивановская железная дорога в 1871 году была продлена до Волги в уездном городе Костромской губернии Кинешме.

В июне 1871 года в строй был введен участок от Полтавы до Харькова. Таким образом почти готовой оказывалась сквозная линия от Харькова до Одессы. Но на линии имелся разрыв в районе Днепра, так как Крюковский железнодорожный мост еще не был завершен строительством.

Линия "Жмеринка - Волочиск" в 1871 году подвела ответвление от одесской линии к границе с Австро-Венгрией. В этом же году железная дорога от Тирасполя пересекла Днестр и была доведена до Кишинева.

Важнейшим событием 1871 года также стало открытие первой железнодорожной линии на Кавказе - 125-километрового участка от черноморского порта Поти до станции Квирилы в 30 км от Кутаиса (Кутаиси).

UPD. Дополнено: Линия "Верховье - Ливны" считается первой узкоколейной железной дорогой общего пользования в России (1067 мм, перешита на широкую колею в 1898 году). Также до 1916 года узкоколейной (1067 мм) была железная дорога "Чудово - Новгород" (с продлением до Старой Руссы в 1878 году, см. ниже).

1872



В 1872 году ответвление от Курско-Харьково-Азовской железной дороги прошло через недавно основанный валлийцем Джоном Хьюзом металлургический завод и новый поселок Юзовку (будущий Донецк) до станции Еленовка. В марте 1872 года был введен в строй 962-метровый Крюковский мост через Днепр в районе Кременчуга и, наконец, открылось сквозное движение от Харькова до Одессы.

Линия "Поти - Квирилы" в 1872 году была продлена до Тифлиса. От Бердичева железная дорога была продлена до станции Кривин (ныне село Старый Кривин Хмельницкой области Украины). Ряжско-Вяземская железная дорога от Скопина была продлена до станции Павелец. От станции Александров Московско-Ярославской железной дороги была построена короткая ветка до села Карабаново Александровского уезда Владимирской губернии с его прядильно-ткацкой фабрикой.

Также в 1872 году была окончена строительством узкоколейная линия от Ярославля (левый берег Волги) до Вологды. На дороге применялась "3,5-футовая" или "капская" (1067 мм) колея. Мост через Волгу в Ярославле построили лишь в 1913 году, тогда же заволжские участки, продленные к тому моменту до Архангельска, были перешиты на "пятифутовую" колею (1524 мм).

В Риге в 1872 году был достроен первый железнодорожный мост через Западную Двину (Даугаву), таким образом линия "Рига - Митава" соединилась с основной сетью железных дорог.

1873



От Кривина в 1873 году Киево-Брестская железная дорога прошла через Ровно и Ковель в Брест. От Бреста через Белосток к германской границе в Граево в том же 1873 году прошла Бресто-Граевская железная дорога.

Еще одним "прорывом" болотистого Полесья - в его восточной части - стала открытая осенью 1873 года линия "Минск - Бобруйск - Гомель" в составе Ландварово-Роменской железной дороги. Продолжилось насыщение железнодорожной сети и в Прибалтике: к участку "Кошедары - Либава" присоединились линии из Митавы и Динабурга.

В Финляндии в 1873 году был введен в строй участок от действующей линии "Гельсингфорс - Рийхимяки" до Гангё (Ханко) на южной оконечности одноименного полуострова (крайняя южная оконечность материковой Финляндии).

Активное строительство железных дорог продолжалось и на территории Новороссии: в 1873 году были закончены участки "Знаменка - Николаев" и "Лозовая - Александровск (Запорожье)" (первый участок Лозово-Севастопольской железной дороги) с ответвлением в Нижнеднепровск. От Кишинева железная дорога была продлена до станции Корнешты.

1874



В 1874 году одним пусковым участком вошла в строй 518-километровая Моршанско-Сызранская железная дорога. Прошедшая через Пензу магистраль вышла к Волге в городе Сызрань (на тот момент уездный город в составе Симбирской губернии). Сызрань стала крайним восточным пунктом железных дорог Российской империи и третьим городом на Нижней Волге, к которому подошла железнодорожная линия. Такого рода конфигурация железных дорог, "перпендикулярно" подходящих к Волге в нескольких точках, является наглядной иллюстрацией важного значения Волги как меридиональной транспортной артерии.

Линия от Александровска (Запорожье) в 1874 году через Мелитополь прошла в Крым до Симферополя.

С введением в 1874 году в строй участка "Вязьма - Калуга - Тула - Павелец" было завершено строительство Ряжско-Вяземской железной дороги. Весьма примечательно, что в Калугу, центр соседней с Москвой губернии, железная дорога впервые пришла не из Москвы, а "транзитом" из хлебных районов к портам Балтики. От станции Узловая Ряжско-Вяземской дороги в том же году железная дорога прошла в южном направлении в город Елец. Тупиковая линия до Торжка была продлена до Ржева.

Также в 1874 году с введением в эксплуатацию участка от Гомеля через Бахмач до станции Ромны была закончена строительством Ландварово-Роменская железная дорога. Ответвление от станции Здолбунов Киево-Брестской железной дороги дошло до границы с Австро-Венгрией в Радзивилове.

Небольшое (14 км) ответвление от Тамбово-Саратовской железной дороги на село Беково (Сердобский уезд Саратовской губернии, ныне Бековский район Пензенской области) было построено местным помещиком М. А. Устиновым на собственные деньги. В Финляндии еще одно ответвление (33 км) от линии "Гельсингфорс-Тавастгус" связало станцию Керава с городом Борго (Порвоо).

1875



1875 год ознаменован главным образом "броском на Кавказ" - строительством длинной (почти 700 км) Владикавказской железной дороги (с 1875 по 1885 годы называлась "Общество Ростово-Владикавказской железной дороги", с 1885 по 1918 годы - "Общество Владикавказской железной дороги"), соединившей низовья Дона с Владикавказом. Впоследствии дорога станет одной из передовых в Российской империи в инженерно-эксплуатационном плане. Именно на Владикавказской дороге в конце 1890-х годов заведующим техническим бюро службы тяги работал выдающийся инженер, конструктор нескольких передовых для своего времени серий локомотивов, в том числе паровоза серии "Э" Вацлав Лопушинский.

В Крыму в 1875 году железная дорога была продлена от Симферополя до Севастополя, а в Бессарабской губернии - от станции Корнешты до границы с вассальными Османской империи Соединенными княжествами Молдавии и Валахии (станция Унгены на реке Прут).

1876



В 1876 году был введен в эксплуатацию участок вдоль правого берега Днепра от Знаменки до Фастова с ответвлениями на Черкассы и Шполу. От города Луков на Варшавско-Тереспольской железной дороге была проведена линия в важный стратегический пункт Ивангород (Демблин) на правом берегу Вислы с Ивангородской крепостью.

Участок "Тапс (ныне Тапа в Эстонии) - Дерпт (Тарту)" соединил Балтийскую железную дорогу на южном берегу Финского залива с важным университетским городом Дерпт. В Финляндии в 1876 году железная дорога из Тавастгуса дошла до Таммерфорса (Тампере) с длинным ответвлением на Або (Турку) на балтийском побережье.

Короткое (15 км) ответвление от Лозово-Севастопольской железной дороги связало станции Новоалексеевка и местечко (с 1903 года город) Геническ Мелитопольского уезда. Также в 1876 году была, наконец, построена 25-километровая соединительная ветвь между станицей Аксайской и Ростовом-на-Дону.

1877



В 1877 году крайняя восточная точка сети железных дорог Российской империи сместилась еще дальше на восток: в январе была введена в эксплуатацию 543-километровая линия от Волги (станция Батраки напротив Сызрани) через Самару в Оренбург. Первые 3,5 года между Сызранью и Батраками ходили паромы, но еще в 1876 году в рамках работ на этой линии началось строительство первого железнодорожного мостового перехода через Волгу в ее среднем и нижнем течении - Александровского (Сызранского) моста (открыт в августе 1880 года).

Также в 1877 году был открыт протяженный 460-километровый участок от Ковеля через губернские центры Холм и Люблин, Ивангород (Демблин), Варшаву к Млаве у границы с Германией (Привислинская железная дорога).

В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов была построена линия от станции Бендеры до города Рени на Дунае (Бендеро-Галацкая железная дорога). В Закавказье в 1877 году было построено ответвление от основного хода железной дороги "Тифлис - Поти" на губернский город Кутаис (Кутаиси) длиной 7,5 км. Также в этом году были закончены строительством железная дорога из Риги в Тукум (Тукумс) и ответвление в 30 км станции Угловка на Петербурго-Московской магистрали до города Боровичи. Основной задачей новой линии была транспортировка из продукции боровичского кирпичного завода.

1877 год примечателен и тем, что в ноябре был открыт первый участок уникальной частной узкоколейной железной дороги в районе Брянска - Мальцовской железной дороги с "трехфутовой" (914 мм) шириной колеи. К 1870-м годам на стыке Орловской, Калужской и Смоленской губерний сложился крупный промышленный район, состоявший из большого количества заводов, принадлежавших русскому промышленнику С. И. Мальцову.

В ноябре 1877 года открылся первый участок сети "Мальцовских" узкоколейных железных дорог - 112-километровая линия из Брянска в Песочню (ныне город Киров Калужской области).

1878



В 1878 году на Урале открылась 495-километровая Горнозаводская железная дорога. От Перми через крупные станции Чусовская (ныне город Чусовой, Пермский край) и Гороблагодатская (ныне город Кушва, Свердловская область) линия прошла до Екатеринбурга). Долгое время, в течение 18 лет, вплоть до строительства линии "Екатеринбург - Кыштым - Челябинск" в 1896 году, Горнозаводская железная дорога была изолированной от основной сети железных дорог Российской империи, что в значительной мере компенсировалось развитой системой речных перевозок по Каме и Волге (наглядная иллюстрация к тезису о взаимодополняющей роли ранних железных дорог и речного транспорта).

Активное железнодорожное строительство продолжалось на Донбассе и в прилегающих районах: в 1878 году ряд линий был проложен между двумя крупными магистралями. От станции Краматорская южнее Славянска на Курско-Харьково-Азовской дороге (в будущем здесь вырос индустриальный город Краматорск) линия была проложена до Попасной и далее через Дебальцево к станции Зверево Воронежско-Ростовской дороги. Дебальцево сразу стало крупным узлом, отдельные линии соединили крупные магистрали с растущими промышленными центрами Луганском (до 1882 года - Луганский завод) и Бахмутом. Ответвление от Курско-Киевской железной дороги прошло через уездный город Сумы Харьковской губернии к крупной узловой станции Мерефа южнее Харькова.

Линия из Новгорода в 1878 году прошла по западному берегу озера Ильмень в уездный город Новгородской губернии Старая Русса.

1879



На Урале первое ответвление от основной трассы Горнозаводской железной дороги в 1879 году (Луньевская ветка) соединило станцию Чусовская с соляными промыслами в Березниках.

Продолжилось строительство чрезвычайно плотной железнодорожной сети на Донбассе: в 1879 году проложены линии из Попасной в Лисичанск на Северском Донце и из Хацепетовки (западнее Дебальцево) в Ясиноватую севернее Юзовки.

1880



Пожалуй, главным событием 1880 года в области строительства железных дорог в Российской империи стал ввод в эксплуатацию Александровского (Сызранского) моста через Волгу. На момент открытия тринадцатипролетный железный мост являлся самым длинным в Европе (1485 м). С этого момента Оренбургская железная дорога, прежде связанная с Сызранью паромной переправой, окончательно соединилась с основной сетью.

На Московско-Нижегородской железной дороге в рассматриваемом году появилось ответвление от Коврова в Муром, уездный город Владимирской губернии с чугунолитейным и механическим заводами, льнопрядильной и хлопчатобумажной фабриками. Также продолжилось развитие сети узкоколеек "мальцевской" сети близ Брянска.

В 1880 году железная дорога появилась сразу по обоим берегам Каспия: на восточном берегу был открыт первый участок Закаспийской военной железной дороги от станции Узун-ада в Михайловском заливе (ныне Северный Челекенский залив) до станции Моллакары (Джебел). Отправная точка дороги на каспийском побережье впоследствии (в 1899 году) была перенесена в Красноводск ввиду обмеления бухты Узун-Ада и необходимости приема большетоннажных судов, при этом новая ветка была построена от противоположной конечной станции прежнего участка (Моллакары). Таким образом первоначальная линия 1880 года постройки была целиком выведена из эксплуатации 19 лет спустя.

На западном побережье Каспийского моря первая железнодорожная линия на территории современного Азербайджана протяженностью 19 км соединила Баку с нефтяными промыслами в его пригородах Сабунчи и Сураханы.

1881



В 1881 году новые железные дороги в Европейской части Российской империи в строй не вводились. Закаспийская магистраль была продлена от станции Моллакары / Джебел до станции Кизил-Арват (ныне Гызыларбат) в 219 км к северо-западу от Ашхабада.

1882



В 1882 году железная дорога из Еленовки была доведена до Мариуполя на Азовском море. Донецкий уголь начал поступать в Мариупольский порт в устье реки Кальмиус.

От станции Жабинка близ Бреста была проведена линия в Пинск. Построенный всего за одно лето силами Военного ведомства 143-километровый участок стал первым на казенных Полесских железных дорогах, строившихся с 1882 по 1907 годы преимущественно по военно-стратегическим соображениям.

Южнее Курска от станции Марьино (в последующем Клейнмихелево, в настоящее время - Ржава) Курско-Харьково-Азовской железной дороги 32-километровая узкоколейная (ширина колеи 914 мм, аналогично "Мальцовской" линии) железная дорога была проложена до уездного города Обоянь.

В нижнем течении Волги в 1882 году была открыта Баскунчакская железная дорога - изолированный от основной сети участок, соединивший соляные промыслы на озере Баскунчак с Ахтубой и Владимировской пристанью на Волге.

1883



Главное событие в строительстве железных дорог на территории Российской империи в 1883 году - открытие сквозного движения через весь Южный Кавказ от Баку до Поти. Главным товаром, перевозимым по дороге, стала бакинская нефть. Непосредственно 550-километровый участок, открытый в мае 1883 года, прошел из Баку через Елизаветполь (ныне Гянджа в Азербайджане) в Тифлис. Также от станции Самтреди (Самтредиа) было построено ответвление в еще один важный черноморский порт Батум (Батуми).

В Финляндии линия от Таммерфорса была продлена до губернского города Николайстад (Ваза, ныне Вааса) на берегу Ботнического залива.

От станции Низковка на Либаво-Роменской железной дороге (образована в 1876 году путем присоединения Либаво-Кошедарской к Ландварово-Роменской железной дороге) в 1883 году было построено 16-километровое ответвление до сахарного завода в Корюковке (ныне Черниговская область Украины).

1884



В 1884 году продолжилось строительство Полесских железных дорог: протяженный 315-километровый участок соединил Вильно (ныне Вильнюс) и Лунинец через Барановичи. Одновременно в Лунинец подошла ветка с запада - из Пинска.

Крупная магистраль, включающая в себя большой мост через Днепр в Екатеринославе (ныне Днепр) соединила Донбасс с Криворожским железорудным бассейном (Кривбасс): линия прошла от Ясиноватой до Синельниково, далее через построенный в 1873 году участок до Нижнеднепровска, далее через мост и город Екатеринослав до станции Долинская на линии "Знаменка - Николаев".

1885



В 1885 году линия из Лунинца "прошила" западное Полесье, пройдя через Сарны до города Ровно на Волыни.

В Привислинских губерниях в этом году активный ввод в строй железных дорог происходил в их юго-западной части: линия от Ивангорода пересекла Вислу, прошла через губернские города Радом и Кельцы (Кельце) и соединилась с Варшаво-Венской железной дорогой почти у границы, в районе Домбровы. "Поперек" этой линии прошла линия от станции Колюшки через Скаржиско до Островца.

С открытием в декабре 1885 года линии "Екатеринбург - Тюмень" железная дорога впервые пришла в Сибирь. Таким образом, были соединены бассейны рек Волга (через Каму) и Обь (через Туру, Тобол и Иртыш). От станции Богданович было проложено ответвление до станции Островская, к Каменскому чугунолитейному заводу (ныне г. Каменск-Уральский).

От станции Симола западнее Выборга небольшая боковая ветвь прошла в 1885 году до Вильманстранда (Лаппеэнранта) на берегу озера Сайма.

1886



В 1886 году Полесские железные дороги соединили Лунинец с Гомелем. Одновременно была достроена прямая линия из Белостока в Барановичи.

Закаспийская магистраль в 1886 году был продлена от станции Кизил-Арват через Ашхабад и Мерв (Мары) до станции Аму-Дарья на левом берегу одноименной реки (ныне город Туркменабад / Чарджоу в Туркменистане).

В Финляндии в 1886 году была введена в строй линия от станции Сейняиоки до Улеаборга (Оулу) на северо-восточном побережье Ботнического залива с небольшим ответвлением до прибрежного города Якобстад (Пиетарсаари).

1887



В 1887 году, с вводом в эксплуатацию участка "Гомель - Брянск" Полесские железные дороги, наконец, стали полноценной широтной магистралью, соединяя напрямую польские губернии с центральной Россией и Черноземьем через малонаселенные территории Полесья. Относительно небольшие, но важные участки соединили Седлец (Седльце) на Варшаво-Терепольской линии с Малкином на Петербурго-Варшавской железной дороге, а также Брест и Холм.

От Ярославля в 1887 году железная дорога дошла до Костромы. От станции Тихорецкая Владикавказской железной дороги была построена линия в Екатеринодар (ныне Краснодар). От Кременчуга новая линия прошла на север к Лохвице (в следующем году соединена с Либаво-Роменской магистралью в Ромнах). Кутаисская ветка на Закавказской магистрали была в 1887 году продлена до станции Тквибули (Ткибули).

1888



В сентябре 1888 года с вводом в строй линии от Кинеля до Уфы (Самаро-Уфимская, с 1890 года - Самаро-Златоустовская железная дорога, впоследствии часть Транссибирской магистрали) сеть железных дорог связала Поволжье и Южный Урал. В составе участка открылся 640-метровый шестипролетный Демский стальной мост через Белую.

От станции Аму-Дарья железная дорога прошла через территорию Бухарского эмирата до Самарканда. При этом первый (временный) мост через Амударью, возведенный в 1888 году, был деревянным. Постоянный металлический мост был окончен строительством 12 лет спустя, в 1901 году.

Екатеринодарская ветвь в 1888 году была продлена до черноморского порта Новороссийск. На линии был открыт трехпролетный 281-метровый мост через Кубань. В этом же году тупиковая ветвь "Лихославль - Торжок - Ржев" была соединена в Вязьме с Ряжско-Вяземской железной дорогой и линией из Москвы в Смоленск.

1889



UPD: В 1889 году была введена в эксплуатацию Псково-Рижская железная дорога протяженностью 305 км с ответвлением "Валк-Дерпт" (83 км).

1890



В 1890 году Самаро-Уфимская железная дорога была продлена до Златоуста (ныне Челябинская область), став Самаро-Златоустовской железной дорогой. В Уфе в рамках строительства ветки на Златоуст открылся 320-метровый трехпролетный стальной Шакшинский железнодорожный мост через реку Уфа.

От линии "Ряжск - Козлов" был построен участок до станции Астапово и далее от Астапово две ветки - на Данков (уездный город Рязанской губернии, крупный центр торговли хлебом) и Лебедянь (уездный город Тамбовской губернии). Впоследствии линия от Лебедяни была продлена до Ельца, а от Данкова на запад через Волово, Горбачево, Белев и Сухиничи до Смоленска. Именно на станции Астапово в доме начальника станции И. И. Озолина в ноябре 1910 года умер Лев Толстой, ныне станция носит его имя.

Картографическая основа - карта "Железнодорожный транспорт в конце XIX - начале XX в." (Национальный атлас России, Том 4 "История. Культура", раздел "Россия во второй половине XIX века").

Российская империя, Россия, транспорт, мосты, железнодорожный транспорт, история, история России, железные дороги

Previous post Next post
Up