Памяти художника. Запоздалый вернисаж.

Dec 14, 2014 21:15


"По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят..."
Б.Ахмадулина


Как горько писать эти слова - умер Михаил Георгиевич Якубович - очень хороший человек и мой добрый знакомый.
Вам тоже знакома одна из его работ - несколько лет она была моим юзерпиком. И это был бесценный подарок, который по сей день всегда передо мной. И на который сейчас не могу смотреть без большой душевной боли.
Почему люди, которые достойны того, чтобы о них знали, уходят до того, как мы соберемся это сделать? Почему мы всегда опаздываем сделать доброе дело? Ведь столько раз я собиралась пойти в мастерскую к Михаилу Георгиевичу, чтобы  рассказать вам об этой встрече, о его картинах, о его размышлениях о жизни, Поверьте, это был интереснейший человек. Для этого достаточно взглянуть на его живописные работы, которые, к счастью, есть в моём доме. Все они подарены мне и моей маме, которую Михаил Георгиевич любил и уважал.



Несколько пейзажев, в которых неизменно присутствует то, что я очень люблю - грустная нотка по уходящему мгновенью.









А еще меня роднила с Михаилом Георгиевичем - любовь к цветам.
Эта сирень была подарена мне совсем недавно, тогда, когда в Галиновке она уже отцвела, и я грустила, вспоминая это благословенное время с сиреневыми ароматами...



Рождение лилии. И  магия картины велика настолько, что иногда я слышу, глядя на неё, еле уловимый пряно-завораживающий лилейный аромат.



Но для меня самыми интересными всегда были картины, которыми Михаил Георгиевич приоткрывал свой внутренний мир. Одна из них перед вами.

"...И хрупкой раковины стены,
Как нежилого сердца дом,
     Наполнишь шорохами пены,
                                       Туманом, ветром и дождём."  О.Мандельштам.

Моя самая любимая картина Михаила Георгиевича.



Впервые я увидела семью Якубович в Острожской Академии, где был объявлен конкурс на лучшую картину, изображающую Гальшку Острожскую (1539-1582) - историческую личность с трагической судьбой, которая считается фундаторкой этого учебного заведения.
Перед художниками стояла трудная задача, изобразить княгиню, прижизненных и достоверных портретов которой не дошло до нашего времени. Версия Михаила Георгиевича заняла второе место. Но на мой взгляд, именно ему удалось лучше всех передать трагедию  женщины, прозванную в народе "Черной княгиней".
Не смею утверждать, но вроде бы оригинал картины находится в кабинете ректора Острожской академии.



В Острожской Академии находится также постоянная выставка работ Михаила Георгиевича, посвященная эзотерике. И поверьте, каждая из этих работ заставляет задуматься о том, кто мы, зачем мы живём, что есть небо, а что есть земля, кто или что руководит нашими поступками. Картины позволяют заглянуть в себя, пофантазировать, помечтать о будущем, восхититься красотой Вселенной...
Это сложные картины, потому что в каждой из них отражение внутреннего мира, создавшего их художника.



Михаил Георгиевич окончил Минский университет и преподавал физику и астрономию в Нетишинской школе. СтОит ли говорить о том, как его любили все ученики. Моя дочь рассказывала, как Михаил Георгиевич проводил свои уроки. Всех тех, кто не интересуется его предмтами, он отправлял на задние ряды и разрешал заниматься всем, чем угодно, но только не мешать. И что самое главное - таких учеников практически не было, так как все его уроки были чрезвычайно интересны всем. А знания, которые он преподавал, давали возможность его ученикам поступать в ВУЗы с первого захода и занимать первые места на олимпиадах.
И если я начала интересоваться звездным небом, то только благодаря Михаилу Георгиевичу. В его доме, на балконе стоял телескоп, через который в лунные ночи можно было разглядывать Лунные кратеры.

Перебираю старые фотографии. Хочется, чтобы Михаил Георгиевич был сейчас здесь, с нами. К сожалению, только одна - дружная компания отмечает мой давнишний день рождения.
Михаил Георгиевич - крайний слева. Рядом с ним его сын - Миша. Сейчас Михаил Михайлович - кандидат исторических наук,  востоковед, преподаватель Острожской академии. Страшная весть об отце застала его вместе с мамой в США, в Принстонском университете, куда Мишу пригласили изучать древние манускрипты.



Михаил Георгиевич еще здесь, на этой земле, по которой ходил, которую  любил, которую хотел понять, хотя, как мне кажется, всегда стремился туда, в небесную высь. И для него это было не сложно. Его ничто не отягощало и не тянуло вниз.
Это был добрейший человек, который никогда и ни на кого не повышал свой голос. Мне кажется, что его любили все, включая бездомных кошек, которые находили приют в его мастерской. И последний раз я видела Михаила Георгиевича именно у его мастерской, куда он шёл кормить своих питомцев.
Это был очень вдумчивый и мудрый человек, - не простой, со своим особенным миром, но к нему всегда можно было обратиться за советом, да и просто так. Жаль только, что я стеснялась этим пользоваться, хотя в доме у Якубовичей меня всегда, как и всех,  ждал радушный приём. Это был художник, картины которого находятся сейчас во многих уголках нашей земли. И я уверена, что добрая часть из них была просто подарена. От чистого и бескорыстного сердца.

Михаил Георгиевич пока еще ЗДЕСЬ. Но он уже ОДИН на ОДИН с Вечностью.
А настоящие художники всегда - ПРОРОКИ...



Мои глубочайшие соболезнования Галине Александровне, Мише и родным Михаила Георгиевича.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ...

хорошие люди, художники, грустное

Previous post Next post
Up