Мне очень нравится фраза "Прикоснуться к истории". Но как-то всегда эти слова воспринимались, говоря современным языком, - виртуально. Можно прикоснуться к развалинам древнего замка и представить, как он выглядел в древние времена, можно рассматривать черепки или прекрасные древнегреческие скульптуры в музеях и воображать, как их создавали и что "повидали " эти артефакты на своих веках, можно читать под стеклом автографы любимых писателей и поэтов и радоваться, что сохранились эти подлинники. И это всё , конечно, прикосновения к истории. Но сейчас, когда я держу в руках пожелтевшие листики письма, написанного полвека назад, мои чувства - абсолютно другие. Я чувствую себя первооткрывателем, как бы ни смешно это не звучало. В 2001 году был создан Государственный историко-культурный заповедник "Буша" с прекрасным руководством, прекрасными музеями и с замечательными экскурсоводами, которые расскажут вам подробно обо всех исторических памятниках и обо всех событиях, которые происходили на этой исторической земле. Но вот, к сожалению, имени Ивана Родаченко, как и имени учителя истории, никто не вспоминает , хотя они были одни из самых первых, которые думали об охране Бушанских памяток еще в далеком 1965 году. И не только думали... Вот для того, чтобы как-то исправить эту, на мой взгляд, несправедливость выступлю я сейчас в роли экскурсовода, и расскажу о славной истории Буши с помощью цитат из давнего письма писателя к учителю, которое чудесным образом попало в мои руки. Кроме того буду использовать материалы украинского историка Березяка В.В., к которому я неоднократно обращалась по интересующим меня вопросам и неизменно получала доброжелательное внимание.
Итак, начинаем экскурсию по крепости Буша, вернее, по тому месту, где она находилась. Перевожу цитату из письма Родаченко к Михаилу Григорьевичу под номером "один": "...Ну и, наконец, про охрану Бушанских достопримечательностей. 1.Добивайтесь ремонта БАШНИ и, наверное, в ней нужно создать на общественных началах музей..."
Итак - башня! Знаменитая сторожевая бушанская башня - единственный свидетель трагических событий 1654 года, - все что осталось после штурма войска польского. А таких башен здесь было шесть (!). Так выглядела бушанская башня до последней реставрации в 2012 году. (Фотография из архива В.Березяка)
Хочется-не хочется, а экскурс в историю Буши всё-таки должен быть. Иначе для вас будет абсолютно непонятно, почему поляки штурмовали Бушанскую крепость на территории современной Украины. В глубины веков углубляться не будем. А начнем примерно с 14 века, когда богатые подольские земли входили в состав Великого княжества Литовского. А чем богаче земли, тем и больше желающих их приобрести. Великий князь Литовский с удовольствием раздавал земли украинским и пришлым магнатам, а местному населению ничего не оставалось, как отбывать всевозможные повинности и платить натуральные и прочие поборы.
Точная дата строительства Бушанской крепости неизвестна, предположительно это был 1590 год. То есть - после Люблинской Унии (1569год), когда было образовано очень интересное образование - Речь Посполитая. Куда и вошла эта часть Приднестровья. Канцлер Польши, великий гетьман коронный, Ян Замойский (1562-1605г.г.), который скупал огромные просторы Брацлавщины (историческая область Украины в14-18 в.в., куда входила Винницкая и часть Черкасской, Кировоградской и Одесской областей) придавал большое значение защите своих владений и потому распорядился построить в Буше, которую приобрел в 1589 году за "800 кип литовских денег", замок и крепость. Согласно преданию, называлась эта крепость "Орлиное гнездо", о чем и свидетельствует современный вход на замковую гору.
Не могу не показать вам исключительно интересную картину польского художника Яна Матейко "Проповедь Скарги". К Бушанской крепости она имеет отношение только потому, что здесь прекрасно изображен Ян Замойский. Он сидит в кресле в левом углу. Глядя на его изображение сразу же можно понять каким большим авторитетом и властью пользовался этот человек в Речи Посполитой. (Интересующимся сюжетом этой картины с удовольствием советую интереснейший журнал fon_eichwald)
Места эти были очень неспокойные - граничили они с "Диким полем". Недалеко проходил Кучманский татарский шлях. А с другой стороны Днестра проходил Волошский татарский шлях. Прячу под спойлер великолепное описание этих мест, читанное мной у Генрика Сенкевича "Огнем и мечем". [Spoiler (click to open)] "Земля, хоть и пустовавшая, принадлежала de nomine* Речи Посполитой, и Речь Посполитая позволяла на ней татарам пасти скот, но коль скоро этому противились казаки, пастбища то и дело превращались в поле брани. Сколько в тех краях битв отгремело, сколько народу полегло - ни счесть, ни упомнить. Орлы, ястребы и вороны - одни про то и знали, а кто в отдалении слышал плескание крыл и карканье, кто замечал птичьи водовороты, над одним кружащиеся местом, тот знал, что либо трупы, либо кости непогребенные тут лежат... На людей в травах охотились, словно на волков или сайгаков. Охотился кто хотел. Преступник в дикой степи спасался от закона, вооруженный пастырь стерег стада, рыцарь искал приключений, лихой человек - добычи. Казак - татарина, татарин - казака. Бывало, что и целые дружины стерегли скот от бесчисленных охотников до чужого. Степь, хоть и пустовавшая, вместе с тем была не пустая; тихая, но зловещая; безмятежная, но полная опасностей; дикая Диким Полем, но еще и дикостью душ. Порою прокатывалась по ней большая война. Тогда волнам подобно плыли татарские чамбулы, казацкие полки, польские или валашские хоругви; по ночам ржание коней вторило волчьему вою, голоса барабанов и медных труб долетали до самого Овидова озера, а то и до моря, а на Черном Шляхе, на Кучманском - тут, можно сказать, просто половодье людское. Рубеж Речи Посполитой стерегли от Каменца и до самого до Днепра заставы и "паланки", так что, если дороги грозились наводниться пришельцами, об этом узнавали по бессчетным птичьим стаям, всполошенным чамбулами и устремлявшимся на север. Но татарин - выступи он из Черного Леса или перейди Днестр с валашской стороны - появлялся все-таки в южных воеводствах вместе с птицам" Но вернемся к Бушанским укреплениям. Вот как писали об этом современники: "Крепость Буша - крепко защищена своим месторасположением, и этим она подобна до Каменец-Подольского", В некоторых других источниках Буша так и называлась - Малый Каменец. Считается, что так выглядела Буша в 16 веке.
Сейчас, к сожалению, практически все мои реальные друзья и знакомые недоуменно пожимают плечами, услышав мои рассказы о Буше. А ведь в 16 веке этот славный городок, находившийся между Могилёвом и Ямполем, был свидетелем многих значительных событий и посещали его многие знаменитые в то время личности. В 1617 году здесь стоял лагерем польский гетьман Станислав Жолкевский с 20-тысячным войском, ожидая 100-тысячное войско, которое объединяло отряды турков, татар, волохов, молдаван во главе с турецким полководцем Искандер-пашей. К счастью, без особых потерь, был подписан Бушанский мирный договор. И опять - одно цепляется за другое. Спустя три года коронный гетьман Жолкевский (70 лет!), вновь проезжал мимо Буши. Но это был его последний путь. Станислав Жолкевский был убит турками, которыми командовал всё тот же Искандер-паша, в известнейшем бою под Цецорой (территория Молдавии). О чем и говорит картина В.Элиаш-Радзиковского (из Википедии). Добавлю, что в этом бою Богдан Хмельницкий был взят в плен, а его отец погиб. Самое трагическое то, что голова коронного гетьмана Станислава Жолкевского вместе с седлом и саблей была послана султану Сулейману Второму в Стамбул. О, времена! О,нравы! (Давно хочу посетить старинный город Жовкву - недалеко от Львова, который когда-то принадлежала Жолкевским. Там же и усыпальница всего рода Жолкевских).
А в 1621 году жители Буши могли лицезреть Иерусалимского патриарха Теофана, которого сопровождал гетьман Петр Конашевич-Сагайдачный, прославившийся своими битвами и победами. Сопровождало эту делегацию трех-тысячное казацкое войско. (Написала цифры, но не могу даже себе представить эту картину в такой мирной, тихой и немного затрапезной современной Буше). Ну как не показать вам этих деятелей. И между прочим, многим будет интересно посмотреть на личность, которая в 1619 году утвердила возникновение Московского Патриархата и восстановила на украинских землях православную иерархию, которая была ликвидирована после Брестской унии в 1596 году. "И сопровождаху его до града глемного (прикордонного) Буша, а оттуда взяша его волохи до Ясъ, града своего столечного таможде" (из летописи Густинского монастыря). Думаю, что вы сами разберетесь, где патриарх, а где - гетьман Петр Конашевич-Сагайдачный на фотографиях, взятых из Википедии.
В 1648 году началась освободительная борьба украинского народа против гнета шляхетской Польши. В результате очень удачных выступлений Максима Кривоноса, отряды которого уничтожали польские имения и в которые вливалось всё больше и больше повстанцев, удалось добиться некоторых уступков со стороны поляков. Согласно Зборовскому договору были установлены границы между казацкой и польской территорией. Буша оказалась прикордонным казацким городом. В 1650 году, когда Богдан Хмельницкий, отправляясь в поход на Молдавское княжество, останавливался в Ямполе (20 км от Буши), в Буше побывали послы Московского царя! И даже известны их имена: дворянин Петр Данилович Протасьев да подьячий Григорий Богданов. И не улыбайтесь, пожалуйста, а зайдите по этой ссылке и убедитесь сами, какими великими дипломатами были эти "дворянин и подъячий". Вот каких людей принимала Буша!
1654 год. Король Польши Ян Казимир отдает распоряжение коронному гетьману Станиславу Потоцкому отправиться с войском на казацкую территорию Украины. 28 ноября 30-тысячное польско-шляхетское войско подходит под стены города-крепости Буша и окружает его. По некоторым сведениям в это время в крепости находилось 12 тысяч человек. На предложение поляков открыть ворота, осажденные ответили огнем. И началась битва. " Такое было страшное время. Что земля родила, то в ямы свои и спрятала. не только казака прятала, но случалось, и поляка прятала не одного." Эти события вдохновили украинского классика Михаила Старицкого на написание исторической книги "Облога Буші" ("Осада Буши").Интересно то, что произведение было написано сперва на русском языке и опубликовано в 1891 году в газете "Московский листок". Перевод же вышел отдельной книгой в 1894-1895г.г.. А сейчас я не смогла найти в сети нормальный русскоязычный перевод книги. Тот, который я нашла - довольно-таки безграмотный, очевидно, сделанный роботом и не отредактированный. Но на всякий случай даю ссылку для интересующихся. А украинский текст вы без труда найдете сами. Мы так плохо знаем свою родную историю, что настоятельно рекомендую прочитать эту книгу. Хотя бы для общего развития.
«Это было в самый разгар великой трагедии, которую совершило польское панство в союзе с прислужниками Лойолы, покусившись на святыню украинского духа, на его бытие, - трагедии, охватившей пожарищами всю Украину-Русь, пронзила сердце в Польше и под ее руинами закончилась. Это было в ту эпоху, когда растерзанная Украина была вынуждена искать защиты у московского царя Алексея Михайловича, когда он, уже по Переяславской раде, послал свои отряды в Литву. Это было в ту эпоху, когда обессиленная от своего гнева Польша, закупив татарские отряды, бросилась вместе с басурманами на омытые славянской кровью страны, чтобы разрушить их под корень и превратить все в руины. Это было в ту эпоху, когда два кровных народа, предназначенные на дружеское и равное сосуществование, совершивших между себя утешение и, подняв стяги на стяги, стали “в дедовскую славу звонить”. Это было осенью 1654 года».("Облога Буші" М.Старицький. Перевод мой)
Живописное панно сфотографировано в башне, в единственной башне, которая осталась после той страшной битвы. В мой последний приезд в Бушу мне посчастливилось познакомиться с автором этого панно - художником из Могилёва-Подольского, заслуженным работником культуры Украины - Николаем Григорьевичем Олейниченко.
К сожалению, последняя реставрация совершенно изменила облик башни. Как на мой взгляд, башню зареставрировали и даже оставленнные кое-где остатки древней каменной кладки полностью уничтожили старинный дух. Прежний вариант, мне кажется, был лучше.
Читаем советы Ивана Родаченко дальше: "Еще до ремонта нужно бы очистить от разного мусора башню внутри. Это также можно сделать силами учеников и местной молодежи. Чтобы можно было зайти внутри и посмотреть."
В башне, конечно, давным-давно всё вычищено и выметено. Но музея там нет. он организован в другом месте. На первом этаже временно разместилась церковь, там регулярно правятся церковные службы. Если подняться по массивной деревянной лестнице вверх, то мы попадём на внешнюю круговую галерею. Оттуда виден парк скульптур и бушанские дали.
Рядом с башней возводится здание православной церкви.
Смотрим в противоположную сторону. Здание церкви настолько "перекрыло биссектрису", что довольно-таки сложно сделать фотографию, чтобы можно было представить как выглядел центр крепости в том, далеком 1654 году. На фотографии немного видны остатки каменного вала, который со всех сторон окружал крепость-замок и с которого оборонялись местные жители. Там где сейчас лежат деревянные леса, находилась старинная церковь, которую, во времена Замойских, поляки превратили, конечно, в костел. Затем она была переосвященная казацтвом в церковь Покрова Пресвятой Богородицы, но во время битвы была практически разрушена. В 18 веке построили новую церковь в честь Архистратига Михаила , а оставшуюся единственную башню использовали как звонницу. Это её и спасло. Возможно, вы помните, что на цветной фотографии этой башни имеется православный крест. . Это рисунок Наполеона Орды, 19 век. Прекрасно видна церковь Архистратига Михаила. Возле неё башня, используемая под звонницу. Подпись "Busza. Widok ogólny miejscowości od rzeki Morachwy"- Буша. Краевид за рекой Мурафой. Какую же добрую память оставил о себе неутомимый путешественник и художник беларус Наполеон Орда! Теперь его картины - это исключительно важные находки для краеведов, историков и просто любознательных жителей и туристов.
Совсем недавно в ФБ была опубликована фотография, где видны остатки церкви и каменной ограды. И было это совсем недавно, в 1984 году.
Обратите внимание на одинокую могилу с крестом за строящейся церковью.
Новый и огромный храм еще в стадии отделочных работ. Конечно, это очень хорошо, что в центре Буши будет возвышаться храм Божий. Но на мой взгляд этот новострой, который стал доминантой на площади, где когда-то размещалась крепость, совершенно испортил историческую картину славного героического прошлого Буши. Далеко видны его позолоченые купола. Но...Никак не вписался он в эту Замковую гору. Прошу отметить, что это моё личное впечатление. Никому его не навязываю, а просто грущу о том, что так непродуманно застроено историческое место, политое кровью братских народов.
Вернемся к битве. Конечно же, противостоять 30-тысячной армии хорошо вооруженных поляков было невозможно. В городе-крепости начались пожары.
"Напряжение боя нарастало. Наступила страшная кульминация битвы. Пример героизма показали жители Буши и жители окололежащих сёл, которые нашли своё последнее убежищк за стенами крепости. Очевидцы этой трагедии вспоминали, что женщины с детьми, чтобы не попасть в руки очумевших от людской крови врагов, поджигали свои дома и бросались в их огонь, прыгали в глубокие колодцы и бросались с высоких скал. Анонимный автор "Рифмованой хроники" вспоминает про двух женщин, которые с косами в руках мужественно сражались с врагами, убив одного капитана. Всех поразила смерть жены сотника Зависного (по народным преданиям - Марьяна), которая после смерти мужа, окруженная врагами, взорвала бочку с порохом"(.В.Березяк "Історія подільського села Буша".Перевод мой) Фотография сделана Екатериной ktaara, в Збаражском замке, Тернопольская область.
Марьяна Зависна - реальное лицо. И случай взорванной бочки с порохом, действительно, имел место. Тело отчаявшейся женщины было отброшено на большое расстояние от взрыва. Когда битва окончилась, оставшиеся в живых односельчане похоронили отважную Марьяну. Об этой могиле строчки в письме Ивана Родаченко: "Договоритесь со старыми Бррибанами (на их усадьбе была эта могила), чтобы оставили тропинку к могиле Марьяны Зависной.Григорий Дмитриевич знает, как лежит захоронение. Думаю, нужно было бы сделать небольшую насыпь, обложивши её дёрном, посадивши на могиле барвинок. Всё это могут сделатьученики школы под руководством Вашим и Т.К.Захарчука. Еще придут на могилу Зависной немало людей и нужно, чтобы она была подготовлена для посещений..."
Всё это было выполнено. Когда - не могу знать. Но не сомневаюсь, что Михаил Григорьевич принимал в этом большое участие. И стоит древний крест над ухоженной могилой отважной дочери своей родной земли - Марьяны Зависной.
Бушанский замок имел шесть башен, каждая из которых имела пороховой погреб и соединялись они между собой подземными ходами. Говорят, что некоторые из них достигали даже до Гайдамацкого Яра. Одно из подземелий приведено в порядок.
Заглянув в это отреставрированное подземелье, я обнаружила бочку. И знаете, как-то эта одинокая бочка, после рассказа о Марьяне Зависной, услышанного от экскурсовода, произвела на меня довольно-таки сильное впечатление. Именно здесь, в мрачном подвале мне удалось представить себе всю ту трагедию, которая разыгралась в ночь с 29 на 30 ноября 1654 года.
"...Ой, горіла Буша, пломеніла душа, де калина цвіла - січа, страшна, була. Налітали граки, з - за гори, з -за ріки, заростали стежки на далекі роки... Досі башта стара в сивих шрамах стоїть, надивилась вона і звитяг, й лихоліть. Нам опору дає той дідівський поріг - пам’ять давніх віків, наш Святий Оберіг". Володимир Березяк.
У Альфонса Мухи в его "Славянском цикле" есть картина, которая, на мой взгляд очень впечатляюще отображает трагедию, которая случилась на этой земле. Уходит победившее войско, оставив после себя попелище и руины. Безмолвны и равнодушны звезды, взирающие с небес. И медленно поднимаются ввысь тысячи и тысячи жителей, которые отдали свои жизни за свою родную землю, за свою волю, за свою свободу. И только уцелевшие счастливчики с ужасом взирают на нас, будущих. "Сверкнула молния, разверзлось пекло..."Орлиное гнездо" вместе с празднующими победу ляхами взлетело в небо. Но не слышно было уже ни грохота, ни треска развалин этим душам... Полетели они в освещенную вечным светом даль, где нет ни слёз, ни рыданий, ни тяжелой тоски, ни злобы, где царствует только святая любовь..." - так окончил своё произведение Михайло Старицкий..
А что же было потом, после этой битвы? Были еще битвы между коронными войсками и казацкими сотнями. Были всяческие мирные договоры. Постепенно польские магнаты восстанавливали свои маетки, но Буша еще долго оставалась в руинах. Вот что писал немецкий путешественник-дипломат Вердум фон Ульрих в 1672 году в своем дневнике; " С Ямполя вдоль возвышенности, а дальше веселой равниной, с которой по скалам вновь спустились в долину, аж до слияния двух рек Мурафы и Буши..., а там,где соединяются, образуют очеь острый угол из скал. На этой возвышенности, и дальше по суше, когда-то стоял город Буша. Развалины еще видны, а по ним можно судить, что город был построен виде острого треугольника, две стороны которгго омывали реки, а третью защищали валы и ров. Только 18 ле тому назад его разрушили поляки, а через несколько лет татары забрали из него всех жителей, которые еще там оставались. теперь там нет ничего, кроме четырех хат, мельницы и полуразрушенной церкви". (В.Березяк."Історія Подільського села Буша"). Конецпольские, Любомирские, Казимир Качковский, Матеуш и Тадеуш Скомпские...Кто только не владел этим городком, который постепенно превращался в село. В 1792 году руины Бушанской крепости были проданы на строительный материал. Долго же их разбирали! До 1814 года, когда Подолье вошло в состав Российской Империи.
Но, как мы видим, живёт село Буша и по сей день. И стало Государственным историко-культурным заповедником. И занесло меня туда каким-то ветром. И стало оно мне таким близким, что пишу уже о Буше десятый пост и никак не могу остановиться. Осталась еще одна задумка. Хочется рассказать вам о парке скульптур, который на мой взгляд - уникальный. Но - недооцененный вниманием Интернета. Скульптур много - и каждая из них - это отдельный рассказ, легенда, песня, былина, стихотворение или же просто воспоминание, воплощенное в камне.
Поезжайте в Бушу. Но предупреждаю: есть возможность подхватить неизлечимую болезнь под названием "Буша". И не поможет вам тогда никакое лекарство, кроме как автобусные станции, пересадки и "совецкие" автобусы, которые по тряским дорогам привезут вас в это удивительное место, где вы своими глазами увидите и прочувствуете всё то, о чём я так долго и нудно вам рассказывала.
Несколько слов о моем заочном знакомстве с писателем Иваном Родаченко. В прошлогоднем ЖЖ меня очень заинтересовал пост bruchwiese " Василий Григорьевич Барский - первый украинский турист-путешественик" .Внимательно его изучив, я стала искать в Сети материалы об этом интересном человеке. И была вознаграждена чтением книги Ивана Родаченко "Мандрівки Василя Барського".
Каково же было моё изумление, когда я сообразила, что автор книги и автор письма к Михаилу Григорьевичу о сохранности исторических памяток Буши - один и тот же человек. Давно уже нет на белом свете ни писателя, ни учителя. Но уверена, что в тех мирах, где жизнь бесконечная и вечная, они пересекаются друг с другом, радуются за Бушу, которая породнила их, и знают, что ежедневно привозят автобусы экскурсантов, которые давным-давно протоптали тропинки и к башне, и к могиле Марьяны Зависной, и к скальному храму. То есть выполнено то, о чем полвека назад так трогательно заботился хороший писатель, обращаясь к хорошему учителю, зная, что все его заветы будут выполнены. Потому что они оба бескорыстно, не думая ни о каких званиях или наградах, просто и искренне любили свою Украину. "Хорошо было бы, если бы ученики 7 и 8 классов хорошо знали (все!) историю обороны Буши и при встрече с приезжими людьми, могли всё объяснить, показать достопримечательности. Подготовьте их для этого! Пусть видят и знают все те приезжие, как почитают бушанцы свою героическую старину!"
И в заключение, понимая, что вряд ли кто-то из вас будет читать "Оборону Буши" М.Старицкого, процитирую эпилог, которым заканчивается эта книга. Оставляю текст на украинском языке, - уверена, что смысл вам будет понятен и, возможно, вы сможете уловить прекрасную и грустную мелодию украинской речи: “Містечко Буша й по цей час існує на тому самому місці за Могильовом, недалеко від Ямполя. На чолі стрімчака нема уже ні церкви, ні замка; де - не - де вбачаються то ями, то купи каміння, але й їх уже зрівняв час і присипав порохом, з якого тепер буяє трава. Вівчарі люблять те місце: і для овець добра паша, й для ока неосяжний простір; бавляться там і діти селянські, радісні й безжурні, бігають вони по тому славному кладовищу й скочують з стрімчатої узбоччі каміння, втішаючись, як воно гуде і стрибає в глибоку долину. Колишнього ставу теж нема й сліду, але малесенька Бушка й досі по рині дзюрчить, а часами й лютує скажено, забріваючи у Дністро й млинки, й загати, які сковують її волю забуту..."
В начале поста - триптих "Буша" местной художницы Аллы Мруг.
P.S.Уважаемый историк Виктор Владимирович Березяк выслал мне очень ценные материалы по обороне Буши. С его любезного разрешения хотела разместить их здесь под спойлером, но не удалось, так как текст очень длинный. Сделала дополнительный пост для личного пользования. Если кто-то пожелает почитать дополнительные материалы - в основном это переводы Виктора Владимировича с польского языка,- ссылка на пост ЗДЕСЬ.