Берестечко-2. Следы трагической истории.

Mar 11, 2016 13:52



"Козацькі шаблі, келепи, мушкети...
 Відлуння слави, доблесті й біди,
Мого народу горді еполети,  
Трагічної історії сліди..."                
Светлана СкрухаНачало ЗДЕСЬ.



Музей в Национальном историко-мемориальном заповеднике "Козацькі могили" на острове Журавлиха - это что-то совсем уникальное. Представьте себе - все музейные экспонаты столетиями лежали в земле, в болоте,  на дне реки. Они попали туда  во время битвы -  в момент ранения, убиения, отступления тех, кому  принадлежали. И так и  лежали столетиями - их засасывало болото,  покрывала речная тина, ил и песок, засыпало землей, они зарастали сорными травами, красными маками. Потом, когда эта земля стала пашней, над ними колосились хлебные  злаки - их тревожили и переворачивали плуг и гудящая сельхозтехника. И души тех, которые здесь погибли, носились над полем и никак не могли успокоиться. Ведь там лежала их овеществленная прерванная жизнь. Которая так много могла бы рассказать о них, безвестных и безимянных, для которых это поле стало последним пристанищем .
Не знаю, успокоились ли они сейчас, когда их кости лежат в огромной усыпальнице, а то, что они носили, берегли, чем пользовались и чем дорожили, находится в стеклянных музейных витринах. Но теперь они не молчат. Они безмолвно рассказывают нам историю своей жизни.
Давайте же попытаемся прислушаться.

Напомню, что битва под Берестечком произошла в 1651 году. Но лишь в 1970 году начались археологические раскопки, которые организовал и возглавил Игорь Кириллович Свешников, известный археолог, доктор исторических наук. Было раскопано и исследовано более 2, 5 га земли. И какой земли! Которую распахивали на протяжении трехсот лет. И даже тогда, когда начала работать археологическая экспедиция, землю продолжали перепахивать мелиоративным плугом, который выбрасывал на поверхность поврежденные человеческие и конские скелеты.



С помощью Общества охраны природы Свешникову удалось добиться того, что перепахивание земли в некоторых местах было запрещено. Только после этого стало возможным полное  обследование этого исторического урочища.
Очень интересная фотография. Вот так, прозаично, метр за метром, перекапывалась и просеивалась вся земля, которая постепенно раскрывала свои тайны, чтобы воскресить события 300-летней давности.



Работать было чрезвычайно трудно -  в этой местности близко залегают грунтовые воды, что, естественно, затрудняло раскопки.



Раскопки продолжались до 1989 года. Было собрано более 5 500 уникальных экспонатов, которые принадлежали всем участникам битвы - казакам, сельским повстанцам, ремесленникам, польским шляхтичам, донским казакам и московским стрельцам.
Все эти вещи, а также человеческие и конские скелеты залегали сравнительно неглубоко - на глубине 0,4-0,6 м от поверхности грунта.



Давайте зайдём в музей и рассмотрим кое-что из этих уникальных экспонатов.



Места казацких битв 16-17 в.в. нигде, кроме Берестечка, археологическими раскопками не исследовались и о том, что из себя представляла армия Богдана Хмельницкого на основании материальных находок  никто не знал.
Мне было приятно увидеть  при входе в Музей портрет Богдана Хмельницкого, написанный  художницей Лидией Ивановной Спасской (1910-1999), которую я хорошо знала и, в поисках работ которой, я когда-то ездила в Дермань.



И первое сильное впечатление - я вижу человеческие лица.
Археологические находки дали  возможность воссоздать по найденным черепам скульптурные портреты украинских казаков. Этим занимался Московский Институт этнографии АНСССР.
Вот эти казаки, который смотрят на нас из тьмы веков.



Как же они были экипированы, какое оружие предпочитали, были ли у них какие-либо обереги, что  брали с собой в битву? На всё это получен ответ, благодаря  уникальным раскопкам. О которых, увы, так мало известно в моей Украине. Что уж говорить про ближнеее и дальнее зарубежье, в котором так много сейчас моих соотечественников. И я лелею надежду, что, возможно, кому-то мой пост будет интересен.
Итак, начинаем смотреть и читаем.



Всё повторяется. Сейчас каждый доброволец АТО также должен сам приобрести себе полное обмундирование.
В поход под Берестечком прибыло 15 казацких полков.
По документальным источникам Хмельницкий имел под Берестечом 40 пушек, из них 18 попало в руки шляхты. Но кое-что осталось и было выкопано из-под земли.
Странно смотреть на эти пушки. Как из них можно было стрелять?



Но найденные в большом количестве ядра, свидетельствуют о том, что из них всё-таки стреляли.
Рядом с ядрами видим конские подковы и стремена. Конница не играла решающей роли в этой битве. Конные казаки, как правило, шли в бой пешими, оставляя сзади своих коней джурам.



Джура...Для меня это был абсолютно новое слово. Оказывается, сопровождали казаков один или даже два мальчика-подростка, которых и называли джурами. Очень трогательно запечатлён  образ  казацкого мальчика в памятнике.
Вон он - этот босоногий джура. Как прижался он к воинам, и как бережно стараются оградить его казаки от смерти. Но увы...



На переправе,. в болоте, под самым берегом  найдены два мальчуковых скелета . Старший - 12-14 лет лежал на спине, раскинув руки с подогнутыми в торф ногами. Возле его грудной клетки нашли 44 свинцовые пули для мушкета и несколько фрагментов, очевидно коробочки, в которой находились эти пули. Ведь 300 лет прошло...Под ним находился скелет другого мальчика, по возрасту 8-10 лет. Они брели через болото и старший, взял на плечи младшего. Но нести такую тяжесть по болоту, очевидно, было, очевидно, ему не под силу. Он не смог вытянуть ноги из болота, и так и упал, придавив своей тяжестью младшего джуру. Маленькая трагедия. А ведь могла бы быть большая жизнь...
Вот что обнаружено на месте их гибели.



Казацкое войско было оснащено саблями и огнестрельным оружием. Никогда я не интересовалась никаким оружием. Возможно потому, что никогда  не видела его так близко, как здесь. В Музее моё воображение сразу же заработало, и подкрепленная прочитанным, я  стала представлять, как казацкая пехота шла ровными рядами, беспрерывно стреляя - первый ряд после выстрела переходил на третий, и заряжая свой мушкет, освобождал место для второго ряда.
При раскопках под Берестечком найдены все виды огнестрельного оружия первой половины 17 века: мушкеты, аркебузы, карабины, бандолет и даже пистолет. (Хотела написать, в чем их разница, но подумала, что кому это интересно, то и сам это знает).
Казаки были чрезвычайно меткими стрелками. Венецианский посол писал, что видел среди казаков таких стрелков, "которые пулей гасят свечку, отсекая нагар так, что можно подумать, что это сделано щипцами".



Оказывается, обслуживание огнестрельного оружия требовало множества сопутствующих предметов. Их было найдено множество: шомполы, колесные замки, ключи к замку мушкета, пороховницы, натруски, свинец, пулелейки. Я конечно, таких предметов никогда раньше не видела.



.
Без пороха  оружие 17 века было бы бесполезно. Казаки сами изготовляли селитру , из которой делали первоклассный порох. А знаете из чего изготовливалась селитра? Среди реестровых казаков были такие должности "селитерники", "могильники", "курганники". То есть раскапывались старые городища, курганы и могильники, и из перегноя вываривалась селитра. , которая затем смешивалась с древесным углем и серой. А этого пороха для войска Богдана Хмельницкого ежегодно было нужно около тысячи тонн. Известно, что по специальному указу 1651 года каждый казак должен был иметь в запасе 5 фунтов пороха.
Мелко растертый порох казаки хранили вот в таких пороховницах-натруссках. Изготавливались они либо из кости, или же из дерева.



Были найдены пороховницы очень интересной формы. В них хранили гранулированный порох. Помните крылатую фразу: "Есть еще порох в пороховницах!"...
И самое интересное то, что во всех этих пороховницах и натруссках порох сохранился, хотя и пролежал более 300 лет.



И конечно же, какой казак без сабли. Как это не удивительно, их было найдено всего 20 экземпляров. Игорь Свешников в своей монографии объясняет это тем, что на протяжении столь долгого времени местные жители, перепахивая поле, конечно же находили не только человеческие кости, но и другие предметы, в том числе и сабли. Которые как правило, не сдавали в музей, а приспосабливали в своём хозяйстве.
На клинках найденных сабель - множество зарубок, следов рукопашной борьбы. Нужно отметить, что сабля в те времена была очень дорогим оружием, и не каждый казак мог её купить. Бедный казак мог иметь саблю только раздобыв её из арсенала разорённого магнатского  маетка или захватив в бою.

"Через сооруженные на реке Пляшева переправы отступали казаки и повстанцы из окруженного лагеря на протяжении всей ночи. А 10 июля, когда взошло солнце, проснувшись, шляхта увидела лагерь почти  пустым, бросились к нему и стали убивать тех, кого там застали, грабить всё, что там осталось, и только потом, после долгих уговоров своего короля, решили преследовать казаков и селян на переправах: убивали безоружных, больных и раненых, топили в болотной трясине беззащитных.
В одном месте, среди болота, храбро оборонялись триста казаков. Полностью окруженные, они гибли один за одним, но с каждым из них приходилось вести шляхте битву. В ответ на обещание М.Потоцкого подарить им жизнь, казаки в знак презрения к спасению жизни и богатству, на глазах у шляхты выбросили в воду из своих кошелей деньги, и продолжали бой. И долго еще, в одиночку сражались они среди болот, пока все не были зарублены, проколоты пиками насмерть."
С.Скруха "Під містечком Берестечком". Перевод мой.
Место гибели трёхсот казаков 10 июля 1651 года было определено на основании письменных источников, а также с помощью археологических раскопок. Им оказался остров Гайок.
Офорт О.Данченка "Подвиг трёхсот под Берестечком".



Три сотни лет пролежали в болоте, в почти неизмененном виде, изготовленные из кожи, казацкие сумки.



В таких сумках было обнаружено много слитков свинца, которые служили материалом для пуль. Пули казаки изготовляли сами с помощью пулелеек (внизу - щипчики). В отверстие заливался расплавленный свинец, а затем пулелейка опускалась в холодную воду. Вот вам - и пуля готова.



Готовые пули казаки носили в небольших сумочках-гаманцях, прикрепленных к поясу или же в сумках. Здесь же мы можем видеть футляры для ложек. Найден даже пояс с прикрепленными к нему ложечного футляра, футляра для ножа и сумочки. О чем это говорит?
Вот, например, скажите честно, - у вас есть футляр для ложки, которую вы берете с собой в поход или в путешествие? А у казаков такие футляры были. И  найдено их было множество...



Ах, эти казацкие сумочки! В некоторых были найдены серебряные колечки, в других - намысто (ожерелье). Наверняка, какой-то безымянный молодой казак хотел подарить эти нехитрые украшения своей милой дивчыне. А может,  колечки были подарены при расставании с любимыми, как оберег. Но - не судилось...
"Чи на згадку вона дарувала,
Чи для неї в даруночок віз?-
Срібний перстень земля заховала
За рядком білокрилих беріз...
Срібний перстень - безцінна дрібничка -
В ній чиїсь і тривога, й любов -
Українських Марічок й Анничок,
Чи отих, хто до них не прийшов..."



Эти уникальные, на мой взгляд, раскопки дали возможность узнать, в чем же были одеты, обуты, вооружены селянские повстанцы и ремесленники, которые, судя по находкам, также были в войске Богдана Хмельницкого. А одеты они были в то, в чем пришли из дома. Вооружены они были также тем, что было в хате: деревянные колотушки, косы, серпы, топоры, самодельные пики. А если были сабли, то значит, достали в предыдущих боях.


Вот как пренебрежительно написал в своих дневниковых записях польский шляхтич. "Одни с цепами, другие с косами, топорами, палками...О, позор! Чем хлоп бил скот, с тем теперь идёт в бой".



А я глядя на это "оружие" думала, как же унижены были сельские жители, как же страдали они под панским ярмом, что решились бросить свой дом, своё нехитрое, но всё же, хозяйство, чтобы вот с такими орудиями пойти сражаться с вооруженным до зубов шляхетским войском.


"Остался один, который боролся на протяжении трех часов против всего польского войска: он нашел на болотном озерке лодку и, прикрываясь ее бортом, устоял против стрельбы поляков , потратив весь свой порох, он взял косу, которой отбивал всех, кто хотел его схватить; какой-то московит напал на него с таким же оружием, но не мог ничего сделать и, несмотря на свою меткость, еле избежал, чтобы он не перерезал его напополам. Тогда какой-то шляхтич из Цехановщины и какой-то немецкий улан, кинулись в воду по шею , и снова начался бой; казак, хотя и пробитый четырнадцатью пулями, встретил их еще с большим упорством, что очень удивило польское войско и даже его королевское величество, в присутствии которого заканчивался бой. Король был поражен храбростью этого воина и приказал крикнуть, что подарит ему жизнь, если он сдастся; на это он получил гордый ответ, что он уже не думает о том, чтобы жить, а о том, чтобы достойно умереть, как отважный воин. Его убил ударом копья немец, который пришел на помощь атакующим."
Пьер Шевалье "История война казаков против Польши".
Это болотное озерцо, в котором погиб последний казак народ назвал "Казацкой Ямой". В 1985 году оно было обследовано аквалангистами. "Казацкая Яма " оказалась достаточно глубокой, - на глубине 4 метра увидеть что-либо стало невозможно из-за его густоты и мутности. Так что вполне возможно, что останки казака-героя, его лодка, мушкет, коса и копьё, которым его убили, покоятся на дне.



Раскопки показали, что в битве принимали участие донские казаки. Был найден человеческий скелет. Возле  правого уха черепа лежала большая латунная серьга. Обычай носить серьгу в правом ухе был распространен среди донских казаков, которые были рождены пленеными турчанками. Позже, во второй половине 18 веке этот обычай переняли и запорожские казаки. Скульптор-антрополог Е.Веселовская по найденному черепу сделала скульптурный портрет этого человека. Специалисты сделали вывод, что погибший значительно отличается от своих побратимов запорожцев-казаков.



Особенно много было найдено ножей. Причем, многие из них были в кожаных футлярах.. По наблюдениям, сделанным во время раскопок, каждый казак имел от двух до четырёх ножей.. Один или два ножа носил на поясе в кожаном футляре. Остальные были в сумке. Ножи были разного размера и, очевидно, употреблялись по-разному. Ими же брились, в том числе и голову. Казаки носили усы, которые никогда не укорачивали. Иногда они их закладывали за ухо. Что касается казацкого чуба-оселедця, то его, отрастив, закладывали за левое ухо.



Также было найдено очень много ложек. Причем, все они были в кожаных футлярах. Многие футляры были с петелькой, т.е. они прикреплялись к поясу. Эти находки дают возможность предположить, что каждый казак носил ложку в футляре на поясе, что  свидетельствует об уровне культуры и гигиены в казацком войске. Точно так же, как и обычай брить бороду.
Ложки разные по размеру, разной формы, некоторые из них были орнаментированы. Деревянные ложки из-под Берестечка - это единственные в Украине сохраненные изделия 17 века этого типа и аналоги им не известны.


Но больше всего было найдено казацких сапог. Как показали исследования, они были сделаны из кожи молодых тёлочек и бычков. Интересен их покрой - они изготовлялись из четырех кожаных фрагментов. Каблуков не было - вместо него крепилась подковка. Оказывается сапоги с каблуком в первой половине 17 века только-только начали проникать в Речь Посполитую, и носила их только знать. И вот, что чрезвычайно интересно - найденные сапоги, пролежавшие под землей более трёхсот лет сохранили запах дёгтя!



И в заключение покажу еще один ценный экземпляр, который вызвал споры и заинтересованность у историков. Игорь Свешников предполагает, что это верхняя часть аппарата для получения водки, т.е. самогонного  аппарата." Он изготовлен из целого куска дуба, в котором выдолблена округлая чашечка и наклонный сверху вниз канал, который соединяет эту чашечку с концом хвостовой части "агрегата". Чашечка, очевидно, прикрывала подогретую снизу ёмкость с брагой, а алкогольный пар испарялся в неё и, проходя через канал, охлаждался ( дуб имеет способность охлаждать пары) и превращался в алкоголь.  Не секрет, что водка играла определенную роль в казацкой жизни. Зборовский договор отдельным пунктом гласит: "казакам разрешено гнать водку для собственного употребления, но не на продажу".


Можно еще показывать и показывать интереснейшие, на мой взгляд, экспонаты музея - следы трагической истории,  которые рассказывают нам не только о битве, но и о жизни и быте моего народа в далёком 17 веке. Буду рада, если кто-то также как я, проникнется ценностью этих находок.
И хотя я еще до конца не осознала, почему эта поездка в Берестечко так запала мне в душу, но уже знаю, что еще и еще раз поеду туда. Наверное потому, что именно там МОЁ прикосновение к истории моей Родины было настолько ощутимым, что я поняла, как я люблю свою рідну Україну.

Искренняя благодарность научному сотруднику Музея и поэтессе Светлане Скрухе за предоставленные фотоматериалы археологических раскопок и  стихи.
Внимательно изучала монографию И.Свешникова "Битва під Берестечком".

Берестечко, Музеи, Украина, казаки, Западная Украина

Previous post Next post
Up