Дракон - Огненный Змей
Глава четвертая, психоаналитическая.
Дракон - это продукт психической деятельности подсознания. За этим весьма непростым символом, кроме всего прочего, скрыто драматическое напряжение многовековой борьбы человека с самим собой.
"Учитель, кто я?
Кто во мне задаёт вопрос
и кто на него не отвечает?"
Шри Рамана Махарши
"Тот, кто смотрит в зеркало вод, видит
прежде всего собственное отражение.
Идущий к самому себе рискует
встретиться с самим собой".
К. Г. Юнг "Архетип и символ"
Мудрецы говорят, что мифы, религии и философии созданы архетипами, которые тайно проникают в психический мир из загадочной области нашего существа, недоступной разуму простого человека. Символ собственно Бессознательного психоаналитики видят в
Воде, в "покоящемся в низинах, море" (42). Похоже, мы носим в себе под спудом осознанного те самые Изначальные Воды Хаоса и Змея иже с ними. Есть подозрение, что Воды проистекают из наиболее древнего отдела нашего мозга, который в эволюционном смысле роднит нас с другими млекопитающими и рептилиями. Карл Саган напоминает нам, что для этого отдела существует подходящее название - Рептилийный Комплекс (48). Возможно, именно там находится жилище первобытного Змея, там покоится память древних существ, ставших ступенями на пути к Человеку.
Ни для кого теперь уже не секрет, что Человек - это создание, раздираемое многовековой яростной внутренней войной. Бурные мглистые пары дольнего вздымаются над "тёмным зеркалом" бессознательного, своевольно вторгаясь в осветлённые сферы сознания. Когда тяжёлые волны покойны, некоторым дано видеть в них отражение, или нечто, что смотрит на нас из бездны и в глазах человеческого страха обретает леденящий душу лик Змея. Он живет внутри, он часть нас. Это открытие способно перевернуть привычную картину мира.
Вся наша жизнь проходит в "соседстве этих мрачных вод". Но не всякий отважится спуститься к их угрюмым берегам, ибо там его ожидает встреча с собственной Тенью. "Такова проверка мужества на пути вглубь, проба, которой достаточно для большинства, чтобы отшатнуться, так как встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным" (42).
На тех, кто хоть одним глазком взглянул в эту пучину, навсегда остаётся отметина. "Бесконечная ностальгия по этим глубинам смешивалась в моей печали с абсолютным страхом перед холодом беспредельного одиночества, которым оттуда веяло, и от которого в жилах застывала кровь", читаем мы в откровениях ученика дона Хуана (16).
Но довольно о Водах, вернёмся к Змею. Вышло так, что совокупность неприятных животных черт человеческой натуры явилась общественному пониманию в облике змея или дракона.
Отчего же символ Мудрости, не меняя своей внешности, вдруг стал означать нечто прямо противоположное?
Удобно рассматривать триумф рыцарей и святых в борьбе с драконом, как аллегорию их победы над собственными "низшими страстями" во имя торжества Духа. В этом случае змею отпущена незавидная роль. Равновероятно также и то, что вербальное или графическое изображение героя, поправшего дракона, указует на человека, постигшего Божественную Мудрость. Его копьё, как в греко-римских традициях, может означать инициацию и переход в статус взрослого. Меч во многих культурах символизировал проницательность, силу интеллекта и духовную решимость (20). В этом варианте постижение Мудрости (Дракона) может выглядеть, как покорение её (его). "Лицо" Змея при этом кардинально изменяется.
Укрощение звериного, смерть темной стороны человека символизирует известное изображение мёртвой змеи на Т-образном кресте (12). Гностики в подобном символе видели Христа, как персонификацию Нуса, Божественного Ума, который вошёл в его тело при крещении и покинул при распятии (36). Есть малый риск ошибиться, предположив, что, в сущности, речь идёт об одном.
Можно, конечно и Орла, терзающего печень Прометея, интерпретировать как символ цирроза, вызванного поеданием жареного. Но в двойственности Дракона видна глубина и значительность с одной стороны и профанация и уплощение с другой.
Размышляя о причудливых движениях человеческой натуры, уместно будет вспомнить Змея Искусителя. Говоря о нём, Б. Берман обращает наше внимание на то, что "Нахаш - не извивающаяся змея, а прямоходящее демоническое существо, дракон" (8). "Он метафизическое начало и высшее выражение животного ума. Основное качество Нахаша - ворожба умом. Он олицетворённая самость". С тех пор, как Нахаш внедрил себя в человека, коромысло весов Божественной гармонии катастрофически перекосилось. Голос Змея, по Берману, это был голос Самости, подтолкнувшей человека к "грехопадению", к преждевременному познанию, к выбору всего того, что мы имеем теперь. С "открывшимися глазами", облачённые в телесные - "кожаные одежды", мы приходим в этот мир для Великой Работы над собой.
Прежде, чем вынести вердикт Искусителю, обратимся к древним мистериям города Элевсина.
В Малых мистериях греки разыгрывали миф о похищении Персефоны, которая символизировала собою душу человека. Похищение предварялось стремлением "божественной девственницы" к познанию и появлением Эроса, который вёл себя примерно, как библейский Змей (40). Как только Персефона поддавалась "мороку" Эроса и вдыхала благоухание нарцисса (суть желание), земля подле неё разверзалась и оттуда вздымался повелитель подземного мира - неистовый Плутон. Он представлял собой тело человеческое (36). Плутон хватал барышню поперёк живота и увлекал её в подземное царство.
Таким образом, мы имеем две истории весьма сходного содержания, смысл которых, как может показаться, довольно прозрачен. Человеческая душа, влекомая жаждой познания попадает под влияние Великой Силы, имя которой Любовь, Желание, Страсть. Силы наидревнейшей, которая есть основа Жизни и Движения Миров. Отдавшись этой силе, душа совершает отчаянный шаг и упадает в объятия, а точнее в оковы грубоматериального тела, перемещаясь при этом из идеального мира богов в не идеальный мир физический.
Ежели принимать, что без воли Божьей ничего в этом мире не происходит, то миссия Нахаша выглядит величественной и трагичной. Ему предначертано быть частью Человека, толкать его к движению, к выбору. Питать его интуицию древним звериным знанием. Бороться с Человеком на пути к Богу, в этой борьбе сделать из него Воина Духа и погибнуть от его руки во имя Великого Замысла. И посмертно веками ещё служить напоминанием о том, как трудно стать богом и как трудно быть богом.
К.Юнг рассматривает универсальный миф о герое, побеждающем откровенное зло в виде драконов и прочих бестий, как "вид ментальной терапии для обеспокоенного и страдающего человечества в целом" (42).
Когда светоносный взор психоаналитика, направленный вглубь, делает покровы прозрачными, под масками героя и чудовища проявляются новые фигуры. Их имена - Индивидуальность и Коллективная Психика. Миф иллюстрирует драматизм их отношений и феномен стремления человека раствориться в "коллективном бессознательном". Героем становится тот, кто "умышленно подвергает себя опасности быть проглоченным чудовищем материнской праосновы", и если даёт себя проглотить, то лишь затем, чтобы изнутри победить чудовище и остаться собой. Герою достаются сокровища, скрытые в глубинах бессознательного. Все прочие, кому не достало мужества и проницательности, растворяются в чреве бездны и исчезают в ней навсегда, питая себя иллюзией о причастности к великой истине (44).
Можно ли сомневаться, что Дракон рождён туманом, клубящимся над черными Водами, что он древний призрак подсознания? Когда он возник из Тьмы? Это нам не ведомо, вероятно, очень давно. Как и кем он был вызван к Свету? Этого мы никогда не узнаем. Зачем он пошёл вместе с нами или мы вместе с ним? Возможно, мы уже ответили на этот вопрос. Возможно, ответ знают только Великие Посвящённые, или не знает никто.
© Каренгин С.В. 2012
<<<
Глава 3 I
Глава 5>>>
Оглавление ТЕКСТЫ