Дракон - Огненный Змей
Глава третья, романтическая.
Драконов неспроста знают все стороны света. Эти загадочные существа несомненно жили бок о бок с человеком.
"Вот прилетает чёрный дракон,
Сверкающий Змей с Тёмных Вершин".
"Старшая Эдда".
"И вскоре повалил густой дым из городка, из
мечети, в изумлении увидели мы все, как
вылетел на воздух огненный змей, и полетел
на запад, и скрылся из глаз".
"Казанская история" (1532 - 51г.г.)
Самые старые книги, дошедшие до нас, повествуют об этих загадочных созданиях. В гимнах Ригведы и в добрых советах египетским умершим, в проповедях Заратуштры и в аккадской клинописи, в китайских трудах почтенного возраста прямо или косвенно поминаются змеи и драконы. Можно ли сомневаться в их существовании, когда
их образы столь памятны и столь значимы?
Здесь мы отложим в сторону всё, что касается подвигов богов и богатейшие собрания волшебных сказок. Сдуем с дракона облако золотистой пыльцы, развеем туман и обратимся к серьёзной литературе.
"Среди гор Терновника, первая гора Иван … оттуда стекает река Куан, течёт на юго-восток и впадает в Хань. В ней много драконов", - сообщает нам древнекитайский автор 4 -2 веков до н.э.(45). Для Поднебесной дракон был обычным явлением со времен неолита, о чём свидетельствует яшма культуры Хун-Шань (5.000 лет назад) и расписная керамика культур Ян Шао и Лун-Шань.
Китайские императоры со времен Хуан-ди (2.698 - 2.598 г.г. до н.э.) с гордостью выводили свою родословную от драконов и украшали себя их изображениями. Легко догадаться, каким почтением был окружён образ дракона. За Великой стеной до сих пор многие родители добавляют иероглиф лун (дракон) в имя сына, чтобы он был сильным, умным и энергичным.
Царственные генеалогические корни, скорее всего, питались в мифотворческой почве тотемизма, но во многих источниках речь идёт о драконах, как о живых существах.
Говорят, что при императоре Шуне (2.257-2.208 г.г. до н.э.) "жители страны Нансюнь выловили в подземных потоках пару драконов - самца и самку, обросших шерстью, и преподнесли их Шуню". Шунь назначил при дворе должность - смотритель драконов, и их поместили во "Дворец Разведения Драконов". "В эпоху Ся разведение драконов продолжалось, и этим делом ведал целый род" (41).
При том, что в целом дракон был всегда желанным и символизировал собою благо, всекитайская любовь к нему допускала амбивалентность. Существует множество историй о том, что в ближайшей реке обитал некий зловредный дракон, который либо устраивал наводнения и пожирал посевы, либо требовал себе молодых девушек. Это вызывающее поведение требовало наказания и, в конечном итоге, появлялся герой и всерьез убивал лиходея. Бывало и так, что в роли героя оказывался другой дракон, как это случилось в северо-восточном Китае, когда Черный (хороший) дракон победил в жестокой схватке Белого (плохого). С тех пор эту реку называют рекой Чёрного Дракона (46). В давние времена Ли Бин - правитель области Шу самоотверженно сражался с другим чешуйчатым злодеем в водах Янцзы. Его сын Эр-лан-шэнь, герой легенд, не посрамил родителя, и, говорят, заковал в цепи ещё одного (41).
Забавно, что по некоторым народным поверьям, в зимнюю пору дракон дремал под водой, скованной льдом, в облике крошечной личинки (15).
В "Основных сведениях по фармакологии" (16 век) имеется довольно подробное описание лýна. Различные прочтения текстов дают следующий портрет, издавна кочующий по книгам драконоведения: «голова его как у верблюда, рога как у оленя, глаза как у зайца (креветки, демона), уши как у коровы (быка), шея как у змеи, живот как у морского зверя шэнь (моллюска, улитки), чешуя как у карпа (сазана), когти как у ястреба (орла), лапы как у тигра. На спине у него 81 шип. Или тело его покрыто чешуёй счетом 81, или же чешуй всего 117 и 81 из них исполнены благой сущности, а 36 противной. По бокам пасти усы, под подбородком светящаяся жемчужина, на голове нарост Бошань» (20, 26, 49).
Кроме того, в "Описании изящного" (3 в.н.э.) говорится о существенном отличии драконов чешуйчатых, рогатых, безрогих и крылатых.
Пожалуй, мы не станем здесь углубляться в изучение систематики, физиологии, онтогенеза и образа жизни драконов. Отметим ещё только, что древнекитайские медицинские энциклопедии содержат рецепты, включающие растёртые в порошок драконьи кости, зубы, мозг, печень и т.д. Столь обильное знание об этих существах говорит о том, что драконы действительно жили в мире людей.
Во времена Махабхараты, когда приоритет борьбы со Змеями в Индии уже перешёл от богов к их смертным избранникам, славный Арджуна встретился среди битвы на поле Куру с огромным змеем Ашвасеной.
"Я змей, - молвил змей, - я возмездья желаю,
Я к Арджуне давней враждою пылаю.
Он сжёг мою мать" (23).
При всей баснословности повествования, несомненно, заслуживает внимания сам факт борьбы героя со змеем. Интересно и то, что борьба эта приобрела межродовую привязанность. Арджуна, Багряноликий Левша, сын небезызвестного Индры, убил Ашвасену, о котором говорят, будто бы он приходился сыном Такшаке - "подлейшему из змеев". Такшака, в свою очередь, умертвил царя Парикшита, внука Арджуны. Джанамеджая, сын укушенного царя, повелел жрецам совершить "обряд всесожжения змей" и в первую очередь Такшаки. Однако обряду не суждено было завершиться, и песнь змея продолжилась.
Гаты "Авесты" сообщают нам, что "Трайтаона убил Змея-Дахаку, имевшего три пасти, три головы, шесть глаз, тысячу сил". А Кэрсаспа, сын Триты, "убил рогатого змея Сэрвару, глотавшего коней, глотавшего людей, ядовитого, зелёного (или жёлтого), по которому зелёный (или жёлтый) яд протекал толщиною в палец" (1). У Сэрвары зубы были "длиной в человеческую руку", каждое ухо "величиной в 14 одеял", глаза "как колёса" и рога "как сучья". Кэрсаспа принял спящего змея за бугор и развёл на нём костерок, чтобы приготовить обед. Змей, естественно, возмутился, а богатырь, возможно с перепугу, снёс ему голову палицей. Этот же герой сразил "гигантского водяного змея-дракона" Гандарва.
Греки помнят жестокую схватку Кадма, основателя Фив, со змеем. На голове его (змея) грозно колыхался золотой гребень, глаза его сверкали огнём, из раскрытой пасти, усаженной тройным рядом ядовитых зубов, высовывалось тройное жало. Его крепкая чешуя выдержала удар огромного камня, но не спасла от копья. А мечом Кадм пронзил шею змея и пригвоздил его намертво к дубу. О чём впоследствии, впрочем, сожалел (11, 19).
А вот похититель Золотой Овчины уже не так полагался на собственные силы и предпочёл воспользоваться помощью сведущей женщины. Медея ему не отказала и окропила огнедышащего стража сокровища снотворным зельем, Язон же тем временем стянул заветное Руно (11, 19). В хрониках Диктиса и Дарета, правда, говорится, что Язон не убоялся, когда "дракон засвистал так, что воздух разорвался, и пламя вырвалось из пасти" (34). Он отважно швырнул к ногам стража перстень, который дала ему Медея. Змей испугался и прекратил извергать пламя. Тут-то Язон и пустил в ход меч, после чего "дракон испустил смертоносный дух, отравив всё вокруг ядовитым смрадом" (26). На фрагменте росписи краснофигурного килика Дуриса (490 г.д.н.э.) Язон изображён в совершенно плачевном состоянии - безжизненно свисающим из приоткрытой пасти дракона. Каким образом он оказался в таком положении? Об этом история умалчивает.
Что ж, перечень убиенных драконов долог, описание их внешности весьма подробно. Это, несомненно, подтверждает факт их существования. Вспомним ещё лишь о некоторых из них.
Когда Беовульф победоносно держал в руках "острокогтистую лапу" Гренделя, песнопевец уже поминал славный подвиг Сигмунда. Тот бесстрашный воин "поразил змеечудище, пригвоздив к скале". Славному же Беовульфу встреча со змеем стоила жизни. Сигурд, герой "Старшей Эдды", по наущению своего учителя смертельно ранил из засады змея Фафнира, отведал драконьей крови и завладел его золотом.
Кримхильда, обрекая мужа на смерть, поведала коварному Хагену подробности омовения Зигфрида в крови змея (7).
В землях ирландских одолел дракона Тристан, во Франции странствующий рыцарь по имени Ланцелот.
Некоторые утверждают, что последнего дракона показывал юному Артуру Мерлин (27).
"Кости напоминали скелет рептилии: плоская рогатая голова, гладкие длинные шея и хвост, мощные зубы и когти. Крылья как у летучей мыши, остались нетронуты временем - они так и лежали, покрытые ровными рядами зеленых и золотых радужных чешуек". Но исторические записи говорят о том, что, по крайней мере, в Европе драконы встречались до конца ХVII века (2, 9).
© Каренгин С.В. 2012
<<<
Глава 2 I
Глава 4>>>
Оглавление ТЕКСТЫ