[торжественно] Синее море и высокие горы, большие города и малолюдные равнины, петляющие серпантины и солнце... Все это ждет нас впереди. Ветер бьет нам в лицо, мы напряженно вглядываемся в горизонт и ждем, что нам готовит следующий поворот дороги.
На самом деле, просто продолжается наша лайт-поездка по Крыму.
Первую часть рассказа можно почитать
тут 3 сентября, пятница.
Рыбачье-Алушта-Гурзуф-Даниловка.
Откушав с утра арбуза, отправились дальше по берегу горной части полуострова. День прошел под знаком серпантина.
Скорость небольшая, катимся вверх-вниз, вправо-влево, вертя головой и фоткая. На одной из площадок я поиграл в Фолаут.
Через некоторое время вдалеке показалась гора Медведь с сидящей сверху явно дождевой тучей.
Как мы ни старались дождаться, когда же эта туча свалит, ничего не получилось - стало прохладнее, покапали остатки прошедшего недавно дождя. С Алушты началась курортная населенка, трасса расширилась и выпрямилась.
Возле одной из автобусных остановок замечаем желтый мот. Да это же наш старый знакомый на V-Max со своей соратницей! Останавливаемся. И офигеваем. Из багажных емкостей на моте только кофрик на 20л (у нас 43 и то там только часть барахла), соответственно, одежда у ребят только та, что на них. Второй номер щеголяет в китайском шлеме три четверти, джинсах и босоножках. Немудрено, что ей холодно и от поездки она не кайфует. Да, камрад, по ходу, дело вовсе не в гламурности твоей спутницы… Делимся с пилотом таблетками от желудка, после чего все так же рыча Ямаха улетает вдаль.
Наш путь лежит в небольшое село Даниловка, по словам местных, это чуть ли не единственная территория, где можно свободно поставить палатку на этой части берега. Небольшой ступор с поисками дороги решается с помощью вежливого охранника, который направляет нас прямо через виноградник по пешеходной тропе. Надо ли говорить, на чем все будут ездить?..Кстати, на ближайшей горе тоже висит туча.
Берег высокий, пляж каменный, совсем рядом Гурзуф с его отелями, но место под лагерь действительно есть.
Вечером пытаемся покупаться в больших волнах, сбивающих с ног прямо на скользкие валуны. Когда стемнело, поиграл в тру фотографа со штативом.
4 сентября, суббота.
Ялта-Севастополь-Саки-Евпатория.
Если честно, туристическо-курортный южный берег нас не особо вдохновлял, даже несмотря на известные всем с детства достопримечательности и интересные места. Решаем проехать по максимуму по берегу, а перед Севастополем повернуть сразу в Евпаторию, минуя Качу. Дорога горная, но широкая, с плавными поворотами.
Повсюду живописные скалы и море, красотища. Ехать одно удовольствие. К сожалению, с нашей стороны не так много карманов для остановок и фоткания.
Сразу после Севастополя горы сначала трансформируются в ярко-белые и желтые холмы, а потом и вовсе исчезают. Перед Саками (так вообще можно говорить или название Саки не склоняется?) немного поплутали, покатались по маленьким деревушкам.
И вот по узкой косе, вдоль длинного пляжа, уставленного автомобилями и палатками, мы подъезжаем к Евпатории. Когда-то давно, в глубоком детстве, я приезжал сюда с мамой по путевке в грязелечебницы. В памяти сохранились лишь какие-то обрывки о море, песке, номерах в санатории… Самое четкое воспоминание - сероводородная вонь этой самой лечебной грязи. Естественно, сейчас я не вспомню ни названия места, где мы отдыхали, не узнаю его, если увижу. Но все равно почему-то хотелось проехать по городу именно потому, что я тут когда-то был.
Время к вечеру, едем чуть дальше, на берег. Длинный пляж, грязненький (населенка рядом), водоросли на берегу. И тут же неслабенький такой техноген.
Но в целом место ничего, море чистое, ставим палатку.
5 сентября, воскресенье.
Пляж у Евпатории.
Снова овощной отдых. Позагорали, попытались полетать на самодельном кайте из туристического тента. Мне удалось взлететь сантиметров на 30 и то только потому, что я подпрыгнул.
Съездил еще раз в Евпаторию за продуктами и водой. В городе притормозил недалеко от вокзала и тут же ко мне подскочил даишник: «Почему нарушаем?» Оказалось, я припарковался в кармашке у автобусной остановки. Но служитель закона был добр - посмотрев документы (даже не спросил грин-карту, которую я благополучно забыл в палатке), сказал, чтобы я просто побыстрее отъехал, что я и сделал.
Банки по традиции в воскресенье не работают, потому пришлось побегать в поисках обменника. Вообще сложилось впечатление, что Евпатория - это город банков и аптек. Они там просто на каждом шагу, а вот продуктовые магазины еще поискать. Цены на все немалые, примерно на уровне московских.
Когда паковал купленные ништяки, по улице проследовала колонна местных мотов во главе с трайком. Среди прочих были разномастные колясочники-Уралы, пара иномарочных чопперов. Колонна неистово ревела прямотоками и дымила выхлопом.
На этом месте стоянки нам впервые удалось поймать хоть какую-то радиоволну на мобильник, наслаждаемся англо-русско-украиноязычной попсой и едим виноград.
Перед заходом солнца по пляжу с эндурным ревом несколько раз пронесся чел на КТМе. Газовал от души, еле успел его сфоткать.
6 сентября, понедельник.
Оз.Донузлав-Черноморское-Оленевка.
Едем дальше на запад до мыса Тарханкут, огибая озеро Донузлав. Равнина, ветер, небольшие села.
Впервые видим вблизи ветрогенераторы. Фоткаем и слушаем прикольный свист, который они издают при работе.
После Донузлава сразу же сворачиваем в сторону берега моря. Здесь совсем малолюдно, иногда создается ощущение, что едешь не в Крыму, а где-нибудь в степях Казахстана.
Поворачиваем на песчаную косу, чтобы посмотреть на небольшой порт в ее конце. Вдоль дороги тянется отличный широкий пляж, народа на нем почти нет, в основном рыбаки. Внезапно видим большой замок с деревянными воротами, башнями и гребенкой на стенах. Сначала недоумеваем, а при ближайшем рассмотрении оказалось, что новодел, база отдыха. Но выглядит красиво.
Доезжаем до портовых кранов. Вода в озере здесь даже в пределах небольшого квадрата совершенно разных цветов, очень красиво.
Разворачиваемся и едем в Черноморское вдоль берега.
Вдалеке видно еще одно большое поле с ветряками.
В городе пополняем запасы еды, обедаем и затем перемещаемся в Оленевку.
Это главное место всех кайтеров, виндсерферов и дайверов этой части Крыма. В поселке есть многочисленные школы этих видов спорта, а также магазины, рынок, столовая. Всюду ходят катальщицкого вида люди в длинных широких шортах и показывают друг другу серферские козюли. Мы решили, что отлично вписываемся в такое общество. Отыскиваем прекрасное место возле пляжа под неофициальным названием Майами. Дорога к нему пролегает мимо пары мелких соленых озер, на которых, собственно, и учатся премудростям покорения ветра перед катанием в открытом море.
Ветрено. Насколько я понял, там так практически всегда, ведь именно этим и ценно место.
7 сентября, вторник.
Оленевка.
Еще один день овощного отдыха, на этот раз финальный перед отъездом в сторону дома.
Ночью впервые столкнулись с воровством на Украине. Проснувшись по нужде, я внезапно услышал шорох в тамбуре. Резко открываю молнию и вижу в свете фонаря… большого ежа! Он замер возле разорванных пакетов с едой и смотрел на меня невинно-испуганными глазами: «Ой, запалили, но это не я, я тут просто проходил!» А у самого вся морда в белом креме с пирожного «Наполеон».
На самом деле, порванные пакеты мы поутру обнаруживали еще в Тихой бухте, но грешили на вездесущих жирных чаек. Они тоже те еще ворюги - летают над пляжем, видят, что человек купается, а вещи на берегу, садятся рядышком, осмотрят неспеша одним глазом, а потом потихоньку так целлофановые пакетики потрошат и жрут содержимое.
На следующую ночь мы уже специально оставили нашему ежику еды. Так он даже не стал ждать, пока мы заснем, пришел вечером и начал громко чавкать.
Пошлялись по пляжу, пофоткали кайтеров-серферов.
После обеда прокатились к маяку. Берег здесь обрывистый, высокий, с гротами и пещерами. Вода чистейшая, рай для дайверов, чем они и пользуются.
Встретили местного байкера на переделанном до неузнаваемости эндуро-Урале (я его даже поначалу за КТМ Адвенчур принял), пообщались.
Вечером еще раз покупались. Вода прохладная, но еще прохладнее из нее вылезать.
Смазал цепь.
8 сентября, среда.
Черноморское-Раздольное-Джанкой-Геническ-Арабатская Стрелка-Якимовка.
Собираемся и выдвигаемся в обратную сторону. Сегодня мы замкнем кольцо по крымскому побережью и встанем на предпоследнюю ночевку на море, на Арабатской Стрелке.
Едем по равнинному берегу, дорога пустая и с неплохим покрытием.
Пролетают последние курортные городки. До Джанкоя добираемся без приключений, дальше уже известный нам небольшой кусок мимо Сиваша и вот поворот на Геническ. Становится немного облачно, останавливаемся перекусить. Местные нам говорят, что вчера весь день шел дождь и было холодно.
После обеда ищем место для стоянки, мимо сплошных заборов баз отдыха пытаемся проехать к морю, на пляж. На одном из песчаных ответвлений второй и последний раз за поездку заваливаю мотик.
Тут уже помочь некому, частично скидываем багаж, поднимаем вдвоем. Снова в первую очередь страдает посуда в боковой сумке - кружки становятся овальными, вминаются тарелки и котелок.
Наконец находим въезд. Это на самом деле въезд в гору с песком. В эндурном стиле с пробуксовкой забираюсь на него (да, да, именно на них все будут…)
На пляже по всей полосе прибоя тусят рыбаки.
Ветер. Находим место, встаем недалеко от воды.
Сам пляж при ближайшем рассмотрении оказывается вовсе не песчаным, а ракушечным. Набираем немного на сувениры.
К вечеру ветер немного усиливается. Палатку начинает потряхивать, но спать так уже приходилось, так что просто усиливаем оттяжки с подветренной стороны багажными резинками и дополнительными кольями.
Дальше началось самое интересное.
Проснулись в начале второго ночи оттого, что по тенту хлещет дождь и уже недетский такой ветер. На море явно слышен шторм. Хорошо, что мы палатку не у самой воды поставили… Особо сильные порывы ветра уже начинают гнуть дуги вовнутрь. По ощущениям ветер поменялся и теперь дует с другой стороны, где оттяжек минимум… Начинаем потихоньку поддерживать дуги руками, попутно соображая, что делать. Ветер тем временем утихать не собирается.
Для начала одеваюсь (похолодало!), вылезаю и пробую переставить часть оттяжек на другую сторону палатки. Не выходит, сыпучий ракушечник не держит колья совсем, ветром сразу вырывает. Дождь, вроде прекратился, но осталась мокрая морось с моря, которая мало отличается от дождя. Залезаю внутрь, продолжаем держать дуги (сейчас их уже опасно отпускать) и паниковать. Проходит минут 15, ветер не стихает, грохочут волны. Решаем собираться и сваливать. Кое-как комкаем барахло, напяливаем экип, дождевики, держа палатку по очереди. На мокром ветру начинаю навьючивать моц. Финальным аккордом сборов идет палатка, ее мы разбираем, до последнего не вынимая колья, иначе уносит. Так же в виде мокрого кома суем ее в целлофан и приматываем к Сизому.
Затарахтевший с полуоборота вэ-твин и загоревшиеся фары немного успокаивают. Но теперь надо проехать около километра по ракушкам и песку переменной рыхлости до спуска и твердой дороги. Еду медленно-медленно, Татьяна идет следом пешком. Боковой ветер пытается уронить Африку на бок, снизу песок, вихляю, но кое-как держу. Спуск… Надо же, все-таки не упал.
Начало четвертого ночи, трогаемся подальше от берега. Снова мелкий дождь. Медленно ползем до одной из заправок в Геническе. Дальше по плану: едем, сколько сможем по трассе, потом рассветает, ставим палатку где-нибудь и дрыхнем. Только тронулись - откуда ни возьмись на середину дороги выскочил одинокий гаишник, замахал палкой так, будто мы нарушили сразу десяток правил. Рассказываем ему страшную историю о шторме, похоже, не очень верит. Смотрит на номер, просит дыхнуть без приборов и… отпускает. Доки не спросил вообще.
Выезжаем на трассу в сторону Мелитополя. Дождь продолжается, темень, ничего не видно. Дальний свет Африки очень хорош, но включать его не дает постоянная встречка. Тошним 60-70 км/ч, попадая во все ямы на дороге. Адреналин отпускает, начинаем дубеть и хотеть спать. Время тянется очень медленно, каждые десять минут кажутся часом. Рассвет еще нескоро и вот уже любой придорожный куст кажется отличным местом для лагеря. Боремся с искушением и продолжаем ехать.
Пропилили часа полтора. На одной из заправок остановились, слезли, чтоб хоть постоять под крышей. Выглянула операторша. Вид у нас был, видимо, совсем феерический, потому что она тут же предложила нам горячий кофе с конфетами. Это было воистину прекрасно! Денег за божественный напиток она не взяла, сказав, что добро еще никто не отменял. Спасибо ей огромное!
Через пару километров въезжаем в село Якимовка. Тут есть дальнобойный кемпинг и мы, нисколько не сомневаясь, в него вселяемся. Сухо! Кровать! Обогреватель! Нет ветра!
И все удовольствие 200 рублей за двухкоешный нумер. Немедленно развешиваем мокрое тряпье вокруг обогревателя и плюхаемся спать. Время около 6 утра, рассвет.
9 сентября, четверг.
Мелитополь-Запорожье-Новомосковск-Ольховатка.
Проснулись в 10. Надо ехать дальше. Погода улучшилась, дождя нет, но холодно. В эти дни очень жалею, что нет подогрева ручек.
У кемпинга нас провожает пара веселых песиков, которых мы подкормили печеньем.
Ввиду сложившейся ситуации, решаем не ехать домой через Бердянск и Новобелую. Раз погода поплохела, то ночевки на море смысл теряют. Да и погранпереходы в это время года уже должны быть не так людны.
Шпарим по прямой, через Харьков. Дорога эта, думаю, известна всем, кто хоть раз ездил в Крым. Проезжаем Запорожье и Новомосковск по колее и ямам, дальше полотно резко улучшается и перерастает в отличное шоссе.
Обедаем в придорожной кафехе. На стоянке к нам подходит байкерского вида человек, но без байка. Представился как Толя Рок-н-ролл из клуба Роллинг Анархи и спросил, нет ли случайно у запасливых африководов ступичных подшипников для Голды. Оказалось, он сам из Севастополя, ехал домой, подшипник накрылся, теперь они со спутницей ждут машину с помощью, а у нас решили поинтересоваться просто на всякий случай. Смеемся по поводу того, что в Голде вообще мало места и потому запасные подшипники в дорогу некуда положить и примеряем соответствующие детали от Африки. Не подходят.
В районе Ольховатки встаем на ночлег в лесочке. Я был очень рад лесу, соскучился уже по нормальным деревьям.
Палатка представляет из себя жалкое зрелище.
Но за ночь проветривается, остается только вытряхнуть из нее ракушечный песок. В штормовые потери записали в итоге только один алюминиевый колышек.
10 сентября, пятница.
Харьков-Белгород-Курск-Орел-Тула-Москва.
Утром решаем ехать по максимуму, так как ночью подмерзли, и как-то больше не хотелось спать в холодрыге. До Москвы около 900 км.
Выезжаем на трассу, погода снова солнечная, немного теплеет.
В какой-то момент на дорогу выбегает человек, машет руками, рядом несколько машин. Останавливаемся. Арабского вида смуглый мужичок на ломанном английском рассказывает историю о том, как они на трех машинах едут в Москву то ли из Саудовской Аравии, то ли из Эмиратов, у них заблокировались кредитки и теперь они без денег и без бензина. И вот он просит хоть немного рублей, а взамен снимает с пальца огромное кольцо - типа, презент. Попутно еще несколько таких же дядек останавливают все машины подряд и рассказывают то же самое. Вроде, развод, а вроде, и нет. Не пристает, вокруг мота не вертится, но очень настойчиво просит денег в обмен на кольцо стоимостью, по его словам, 500 долларов. Ситуация не очень приятная, но всяко бывает, потому отдаем ему оставшиеся у нас гривны, все равно скоро граница т они нам будут без надобности. Кольцо, понятное дело, не берем, хотя он его мне уже в карман два раза положил.
Доезжаем до Харькова, проезжаем его через центр. Город понравился, похож чем-то на Питер и Москву одновременно.
Сразу после выезда из населенки встречаем пару на большом чоппере, общаемся. Украинцы, едут в Саратов.
Граница. Машин немного, 5 ворот, продвигаемся относительно быстро. Тепло, даже жарко. Проверили паспорта, площадка досмотра ТС. Происходит следующий диалог с молодым пограничником:
- Здравствуйте! Домой едете?
- Да.
- Когда въезжали в Украину, декларации заполняли?
- Нет, нас по зеленому коридору пускали, без деклараций.
- Ага, ну значит, сейчас надо будет заполнить две декларации, вот бланки. И потом мы досмотрим ваш мотоцикл и багаж. [заговорщицки] Если хотите побыстрее, положите 200 рублей и езжайте.
- О, ну заманчиво, конечно, но у нас противозаконного ничего нет, давайте заполним.
- Что, совсем не хотите побыстрее?
- Нет, не хотим. Распаковываться, конечно, лень, но раз надо по закону… Куда можно встать?
- Ну вот туда, где джип… Погодите, так вы совсем-совсем не хотите побыстрее?
- Не-а, совсем не хотим.
- Ну ладно, давайте бланки, езжайте так.
- Спасибо!
На отечественном таможенном посту родные автомобили проверяют формально. Паспортный контроль и все, мы дома. Здравствуй, дешевый бензин и дорогая еда!
Дорога после границы свежепочиненная, отличного качества. Как сказал один из местных, специально сделали к приезду какого-то высокого чина из правительства.
Под Прохоровкой остановил гаишник, вяло посмотрел документы, зато активно порасспрашивал про моц и про наш отдых.
В районе Курска хужеет и превращается в обычную двухполоску, разбитую фурами.
Обедаем, решаем все же не вставать на ночлег, а пилить до Москвы. Вечереет и вместе с тем холоднеет. Напяливаем на себя всю одежду и дождевики, но помогает ненадолго. Темнеет окончательно, местами опускается туман, а он-то пробирает до костей похлеще ветра. Руки мерзнут нереально, хорошо хоть щитки есть, хоть какое-то спасение. Под Тулой решаем, что надо испить чаю. Заходим в небольшую кафешку возле заправки, свиду вполне обычную. Но внутри ждал сюрприз: белые стулья, скатерти, сервировка, полный ресторанный антуражик. И тут мы такие грязные, полумокрые, лязгаем экипом и шуршим дождевиками… В недоумении замираем в дверях, даже не знаем, заходить ли. Официантки не моргнув глазом приглашают нас, а вот поздним расфуфыренным посетителям мы, похоже, не очень понравились. Ну и ладно.
Татьяна идет на крайние меры, берет коньяку. Поначалу помогло, но как только тронулись, она снова быстро замерзла. Оставалось только терпеть. В Московской области она уже начала впадать в анабиоз, ее шлем стукал по моему все чаще - засыпает. Я, невзирая на холод и темень, жал уже с дневной скоростью, лишь бы доехать побыстрее.
В 2 ночи мы пересекли МКАД. Тут стало немного теплее. В 2.30 паркуем мотик. Путешествие окончено. Горячая ванная и спать.
Африка показала себя прекрасно. Двоих легких нас везла отлично вместе с грузом, из обслуги потребовала только периодическую смазку цепи, масла не сожрала нисколько, от падений не пострадала. Крейсерская скорость 90-110 км/ч, средний расход 5-6 л/100 км.
Общий бюджет поездки составил 13 с лишним тысяч рублей на двоих за все, включая топливо.
Остальные фото этих дней можно посмотреть
тут Первую часть отчета можно почитать
тутАльтернативную версию рассказа от тру байкера и аутло Татьяны
тут