Некто сказал в телевизоре, что важны критерии. Я с ним совершенно согласен. Другое дело - выбирает их человек сам или они ему будут предложены в обязательном комплекте, как коридор из колючей проволоки.
Можно владеть телами людей, можно даже владеть их умами. Но владеть душами никто не может, а критерии "от ума" не будут работать. Только те всё измерят, которые от души.
Но охота на души бесполезна. Девять грамм свинца для души - ничто.
Если "волна" пошла (например, "АУЕ") - надо запрыгивать на нее вместе с ребенком, иначе он останется один на один с неизвестным ни ему, ни вам сообществом. Причем насильно вместе с ним никуда не влезешь, нужна вся прожитая до этого совместная жизнь и выросшее в ней взаимное доверие. Рассмотрим версию, в которой такое доверие есть и в которой ребенок берет вас с собой.
Задавайте вопросы об устройстве исследуемого сообщества, о его философии, стилистике, эстетике - о чем угодно, что поможет вам понять диспозицию, но не спорьте и не идите в атаку. Пока ребенок не исследует своё право на то, чтобы быть в сообществе, и само сообщество - исследуйте вместе с ним и/или рядом с ним. Откладывайте в копилку открываемые противоречия с этикой, моралью или укладом жизни вашей семьи, но не торопитесь эту копилку разбивать. При хорошем стечении обстоятельств, ее кокнет сам ребенок - у него есть такая же. До появления "ловушек" - точек невозврата в социум вообще будьте любознательным экскурсантом, которого взяли по милости и по старой дружбе (что важно), как берут младшего в командировку - посмотреть другую страну, сориентироваться, выработать к ней адекватное устойчивое отношение, получить новые впечатления и навыки обращения с ними.
Начиная с первой же "ловушки", вы пойдете со своим подростком по минному полю. Здесь опять несколько версий, вариантов движения, рассмотрим какой-нибудь из них.
Завидев ловушку, будьте на всякий случай уверены, что ребенок обязательно в нее пойдет. Выбор в этом случае невелик: шагнуть в неё порознь или вместе. Заметьте, что время спрессовалось, важны миллисекунды.
Хорошо, если есть веская причина вместе свернуть в сторону или вместе остановиться, но выдумывать такую причину нельзя, это развод.
Вы собираетесь собеседовать с умом подростка, но в капканы рвется его сердце. Он ищет для себя внятную, реально существующую большую группировку, которая защитит его и даст опору в жизни и судьбе. Бутафорские, фриковые организации он распознает сразу, у детей отличное чутьё на настоящее.
Дальше всё зависит от того, есть ли у подростка выбор, есть ли иное сто́ящее настоящее, кроме сообщества, в которое он летит сломя голову. Спокойно, выбрав место и время среди миллисекунд, разбивайте копилку и спокойно, основательно сравнивайте текущую ситуацию с альтернативной. Для ребенка это должна быть попутная информация для путника, уже выбравшего путь.
Образуется смысловой узел, который вы можете разрубить или развязать. Дальше всё зависит от того, как вы умеете развязывать узлы, особенно в полном цейтноте. От того, какой вы не "в ситуации", а вообще. Насколько искренним и правдивым вы были на протяжении всей предыдущей совместной жизни.
Ребенок не один, вы рядом, вы тоже еще не приняли решение, но вот-вот это сделаете.
Право ребенка на ошибку бесспорно. У вас этого права нет. Ситуацию ведет он, вы зависимы от него и вторичны.
В безвыходном положении выходом является чувство юмора, смерть или любовь. Смерть - логична, смех и любовь парадоксальны. Выход через парадокс почти всегда мгновенно рождает новую расстановку смыслов в текущей ситуации в пользу любящих и любимых.
Дальше - опять развилка дорог, "налево пойдешь", "направо пойдешь" - и так всю жизнь, которая и есть всегдашняя развилка, где каждый текущий миг нужно делать выбор, иначе это и не жизнь вовсе, а отделение для хроников в психушке, где у всех кататония.
При отсутствии альтернативных конкурирующих сообществ и систем, ребенку некуда идти больше, только в единственное реальное сообщество. Он жаждет инициации и готовится к ней, отметая всё, что стало ему помехой.
Нормально, если какой-нибудь штаб желанного для ребенка сообщества расположится у вас дома, если он приемлем для вашего дома. Хорошо, если вы с ребенком продолжите исследование сообщества, в которое он попал. Но - никогда ни в чём не лгите ни ребенку, ни сообществу. Дайте ребенку самому делать выбор и принимать решения. Принимая решения для двоих, а не только для себя, он будет немного осторожнее.
И - никаких шпионских штучек. Всё открыто и включено. Найдите время понять сообщество исторически, социально-политически, и т.п. Ребенку-Икару некогда заниматься теорией. Он летит к Солнцу.
Наверное, всё это можно изложить стройнее. Внятнее, схематичнее. Я специально ухожу от такого изложения, чтобы не изобразить схему, готовую к употреблению. Такой схемы не только нет, но и не должно быть. Готовые для выполнения стереотипы и алгоритмы хороши в производстве макаронных изделий, но не должны использоваться там, где все зависит от вашего персонального ежесекундного выбора, от вашего содержания, ваших возможностей и особенностей. К тому же, даже Гаргантюа и Пантагрюэль любую схему прочтут по-разному, но результат у них будет одинаков.
Для сопровождения ребенка через дебри микросоцальных зарослей нужны два сердца - материнское и отцовское. В тропяном наборе символов это - родник и костёр. В теории пола - сохранение, сбережение (материнское) и движение, поиск (отцовское). Если вы - мапа, будьте хорошим канатоходцем меж тем и этим, соединяя сердца всех троих.
Если вам не нравится сообщество, в которое может попасть ваш подросток, создайте альтернативное, внятное и содержательное. Ждать, пока этим озаботится государство - очень долго. Ребенок уже вырастет, если останется жив.
Рефлекторные движения младенца выходят после десяти лет на уровень "я - общество", когда ощупывающий социум ребенок рефлексирует и выбирает.
Было бы из чего выбирать - вот проблема сегодняшнего дня, которую муляжами и макетами не решить. Настоящий я, настоящий он, настоящие мы. Чиновники обманут, работайте над этим сами.
"Сделай сам" - хороший был раздел в журнале "Юный Техник".
Как видно из текста, всё свелось опять в возможности создания детского гражданского общества, гражданского общества вообще. Когда природа его подавлена, декоративные клумбы созданных сверху организаций только украшают пустоту, в которую понятно втягивается единственное весомое самосозданное сообщество - криминальное. Оно реально существует, оно не бутафория и не муляж, оно настоящее. А дети очень любят всё настоящее, неподдельное, реальное и никакие компьютерные игрушки эту любовь не убьют.
Если подросток будет доверять вам после совместного путешествия по минному полю, можно считать, что этот тур вы выиграли: он знает, что может положиться на вас.
Остается решить проблему на тему "как это смотрится". Путешествовать в сообщество за ручку с родителем не принято. Найдите такую форму соучастия в событиях, которая не унизит ребенка в глазах сверстников, но и не унизит вас в глазах ребенка. Как можно идти с вами в сообщество, если сам такой поход должен избавить ребенка от вас? Это трудный поиск путей, но эти пути есть - особые в каждом конкретном случае. Когда поиск пути не даёт результатов, - надо творить путь, торить его. Это будет ваша Тропа, как была моя. Творить, а не искать среди других путей.
(2015-2017)
© Юрий Устинов
Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской. Все тексты написаны автором в тюрьме.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник:
za-togo-parnya.livejournal.com