Кладбищенские прогулки 2 - или продолжение моего рассказа про Стальено

Jun 03, 2014 21:58

Время за увлекательным занятием пролетает незаметно. А быть запертыми на ночь в воротах кладбища ни мне, ни старичку явно не хотелось, поэтому мы дружно решили торопиться. До закрытия оставалось всего полчаса, а ангела - единственную статую про которую я была много наслышана, но так еще и не видела. Я уже было решила, что в следующий раз... Но мой гид заявил что мы успеваем все всенепременно, если только поторопиться.. и мы побежали вниз. Нужно заметить, что как и все в Генуе Стальено расположено на довольно крутых холмах, поэтому...





начало истории было тут

Лестница, круто забирая вниз, привела нас к старым верхним колоннадам с торцов Пантеона. Там я уже успела ошибочно побывать. Дело в том что попасть на следующий ярус кладбища (да и такое бывает), можно либо по улице, либо через склеп под Пантеоном. Впредь я буду всегда выбирать первый способ. Все дело в том, что склеп на данный момент немного разрушен и заброшен, в некоторых из ниш отгороженных решеткой с надписью "не входить" горкой свалены аллюминиевые коробки с останками. Все стены от пола до потолка покрыты мраморными плитами с именами, за которыми скрываются все такие же небольшие коробки... Но главная особенность это пол, из-за старости мраморные надгробные плиты, этот пол образующие, стари предательски шататься под ногами, приподниматься и бухать. В пустом полутемном склепе, засыпанном серой пылью - надо сказать так себе ощущение. Именно поэтому провела я в этом склепе минимально возможное количество времени, и возвращаться туда совершенно не хотела. Но мой гид был непреклонен, он непереставая рассказывал какая там стоит удивительная скульптура девочки, что мы просто обязаны ее увидеть.

К счастью для меня, верхняя часть этого склепа не такая мрачная как нижняя, а скульптура с девочкой и ангелом действительно того стоила.



Как легко заметить по надписи на постаменте это тоже скульптура работы уже упомянутого мной в первой части известного скульптора Лоренцо Оренго. Лоренцо славился именно своим талантом изобразить эмоции, движение, детали, и удивительно четко передать мысль и настроение. Дедушка совершенно отказывался покидать склеп пока я дважды не рассмотрела сумочку и носочки на мраморной девочки. В самом деле, все выглядит совершенно как настоящее. Одна беда, время ничего не пожалело. Весь этот старый склеп, по словам моего проводника, не подлежит реставрации. По каким-то причинам мрамор испортился, и стал крошиться, поэтому отмыть и восстановить все эти удивительные статуи не представляется возможным.



Сфотографировав девочку буквально кругом (старичок уж очень переживал, что без вспышки не получится, и даже перекладывал этот цветок чтобы ботиночек тоже получился), мы побежали дальше. Не без труда мне удалось убедить моего гида добровольца что одну половину колоннады я уже посмотрела. Но время было против нас, и скрепя сердце он согласился сразу отправиться к тому ангелу, который меня так интересовал. Но без остановок, конечно, не вышло.

Для начала была еще одна девочка...



а потом такая вот женщина с канделябром из семи (помните лестницу пантеона с 77 ступенями) свечей. Дедушка дважды заострил внимание на этой цифре, но спрашивать почему так я не стала. Как мне удалось найти уже дома, правда это мало что прояснило... Это надгробие было выполнено для богатого купца Антонио Монтанаро скульптором Вилла Джованни Баттиста в 1888 году. Вилла выбрал библейскую тематику - что-то связанное с "мудрой" девой из Евангелие... а семь свечей должны намекать на преемственность между христианством и иудаизмом. Увы, все это никак не помогло мне понять замысел автора...



А вот дальше мы снова встретили довольно оригинальные композиции. Вот одина из них, например.



Снова работа Виллы Баттиста (1879), но на этот раз с гораздо более понятным сюжетом. Данный монумент, как можно догадаться, был заказан женой усопшего. Скульптор изобразил ее приподнимающей одеяло, чтобы в последний раз взглянуть на лицо мужа.

А вот тут уже вся семья целиком..





И вот мы, наконец, у цели. Знаменитый ангел работы Джулио Монтеверде. Эта довольно большая статуя была высечена в Риме специально по заказу семьи Онето и установлена  в 1882. С моей точки зрения уже только один этот ангел стоит того чтобы посетить Стальено. Мне сложно описать собственные эмоции, но удивительно красивое и одухотворенное лицо скульптуры, да и вся грациозная поза, вызывает восторг. Хочется просто долго стоять и молча наслаждаться созерцанием красоты, которую человеческие руки способны создать из хрупкого камня..





Для создания этой статуи скульптору позировала девушка, и несмотря на то что ангелам полагается быть бесполыми существами, этот ангел был создан молодой девушкой.

Это революционная статуя для своего времени, потому что она своего рода "переломный момент" от позитивистской идеи реализма по отношению к смерти, к более спорному пониманию, которое ведет к символизму. Если раньше, и мы это успели заметить, ангелы непосредственно вели усопших к вратам, к другой жизни, поддерживали и помогали им. То этот ангел бесстрастно взирает со стороны на уход в мистическое небытие, в бездонное ничто. Скульптор неспроста придал фигуре женственный образ. Монтеверди намекает на дуализм Эроса и Танатоса - то есть "инстинкта жизни" и "инстинкта смерти". Дуализм, который избегали все предшествующие классические скульптуры (коих мы уже насмотрелись в достаточном количестве), выражающие добродетель и скорбь.



Для тех кто ничего не понял из вышенаписанного (а все потому что это мой вольный перевод) ссылка на оригинальное описание.

Увы, но долго созерцать это произведение искусства мне не дали.. впереди ждали еще пара неотложно интересных мемориалов...

По пути, мы просто не смогли пропустить удивительные вельветовые штанишки мальчика из этой композиции. Из-за того что фото делалось на бегу, вельветовую текстуру на снимке невозможно рассмотреть. Но поверьте мне на слово, элементы одежды, штанишки, и даже морская курточка я нашивками якорями выполнена просто потрясающе.



Но вот наконец-то и первая интересная, а может одна из самых интересных (после ангела, конечно) статуй. Вот вы уже поморщились и решили что я снова буду петь оду кружевам, парче платья и прочим особенностям костюма... Но не угадали. Эта скульптура с удивительной историей, которую я вам сейчас же и расскажу.



Эту немолодую женщину звали Катерина Камподоника. Как ни странно, она была из нищей семьи, и большую часть своей жизни провела в бедности, природа также обделила ее красотой, но не обделила характером. Несмотря на все трудности - бедность и глубоко пьющего мужа, Катерина не сдалась, а старательно с утра до поздней ночи пекла круглые "бублики" чиамбелли, и продавала орешки, как правило фундук, нанизанный на нитку. В Генуе она была известна как торговка орешками. Как же ей удалось попасть в один ряд с генуэзскими богачами и банкирами... А это была ее, пожалуй, единственная мечта. Всю свою жизнь Катерина только и делала что работала и копила деньги, над ней смеялись как над скрягой, смеялись над ее нищей одеждой. Но через какое-то время она накопила достаточно денег чтобы развестись с алкоголиком-мужем, по тем временам плата за развод была огромной. А потом, за долгие десятилетия она накопила и на монумент. Она заказала скульптуру не у кого-нибудь. а у Лоренцо Оренго, как и все местные богачи. Скульптор по просьбе самой заказчицы изобразил Катерину в лучшем из ее платьев, но с неизменными атрибутами - парой булок чиамбелли, и ниткой фундука. (не могу удержаться, хотя и обещала - вы только посмотрите на фартук, он как будто еще полчаса назад лежал сложенным в шкафу...)



Скульптура была закончена и установлена на ее законном месте в Стальено до смерти Катерины. Это вызвало большой общественный резонанс. Мало того что простая женщина заняла место в одном ряду с благородными и титулованными персонами, так еще и при жизни. Но возмущаться получилось недолго, вскоре после установки Катерина умерла, и ее пышно похоронили под статуей. Посмотреть на похороны пришло очень много людей, а на мраморной плите под статуей местный поэт Жан Баттиста Виго описал на местном генуэзском диалекте жизненную историю бедной женщины.

Все это дедушка рассказывал мне с некоторой иронией, постоянно, как бы посмеиваясь над пафосной затеей и фактом крестьянского происхождения Катерины. Мне это было непонятно. Позднее я нашла довольно много информации в интернете, и зачастую она преподнесена с оттенком насмешки над алчностью и мелочностью крестьянской женщины. И вот в этом я в корне несогласна со всеми рассказчиками. Собственно, почему бы и нет. Мечта не обязана быть умной или утонченно-возвышенной. Каждый мечтает в меру своих возможностей которые, как правило, и определяются окружением и жизненными проблемами. Сложно ожидать от нищей торговки орешками, высоких философских рассуждений, так почему бы и нет. По крайней мере, Катерина смогла то, что не смог почти никто. Своим собственным трудом она не только исполнила свою мечту, но и увековечила себя для потомков, и вот уже больше полутора сотен лет мы знаем о ней больше, чем об остальных знатных персонах по обе стороны колоннады.

За всеми этими историями, время уже совсем подошло к пяти вечера, а мы подошли к выходу. Но в последний момент дедушка решил что мы еще успеем быстренько пробежать оставшийся небольшой кусочек неосмотренной колоннады.

И очередная необычность не заставила себя долго ждать. Тут у гроба стоит не кто-нибудь из родственников, или всем привычный безымянный ангел. Тут находится непосредственно один из святых, но я конечно же напрочь не помню который. Старичок очень смеялся над этой идеей, по видимому, это довольно смелое решение. Кстати, библия в руках старца отлично читается...



и снова девочка, на этот раз она шлет воздушный поцелуй женщине, подающей нищему... так как из-за спешки сфотографировала я только девочку, а тут целая история... то рассказывать про это я буду в следующий раз, когда сфотографирую все целиком.



а вот это последняя, но очень интересная композиция в стиле реализма, созданная молодым скульптором уже в 1899 году. Желающие могут попробовать угадать, что хотел изобразить автор. Ответ будет под фотографией.



Бюст по центру, как не сложно угадать, изображает самого усопшего - Карло Целезио, а фигуры справа и слева относятся непосредственно к его профессии... Фигура сильного мужчины - это аллегория Труда, а юноша, справа, так увлеченный чтением, изображает Учение или Знание.

Пока я фотографировала эту аллегорию, часы на церкви пробили пять, и мы поспешили к выходу. Мой автобус приехал почти сразу, поэтому мы даже не успели познакомиться с моим неожиданным проводником. На прощание дедушка заметил, что если я приду как-нибудь в следующий раз - мы обязательно встретимся, он часто бывает в Стальено. Я поблагодарила его как смогла на своем ломанном итальянском, и поехала домой, переполненная впечатлениями от увиденного, кои и произвели на свет этот длинный пост.

А Стальено я обязательно посещу еще раз. Судя по моему путеводителю, там еще много загадочных "интересных мест".

cimitero, Стальено, кладбище, монументальное кладбище, staglieno

Previous post Next post
Up