На этих выходных у меня выдалось совершенно свободное воскресенье. Более того, волею судеб я оказалась совершенно одна... А это означало что наконец-то я смогу посетить то место, куда я так давно собиралась - старое кладбище Стальено (Cimitero monumentale di Staglieno). Увы, многие люди полны предрассудков и не считают посещение кладбищ культурным и интересным занятием, и как мне кажется, совершенно напрасно. Но не стоит принимать меня за тафофила-извращенца, к кладбищам меня влечет именно познавательный интерес, такой же как у всем известного Бориса Акунина. Правда, в этом случае для прогулок необходимо выбирать не просто кладбище, а кладбище с историей....
Стальено самое что ни на есть кладбище с историей. Несмотря на то что оно относительно молодо, ему не исполнилось даже пары сотен лет, оно буквально переполнено интересностями и достопримечательностями. Единственное что следует иметь в виду, что кладбища, собственно как и развалины или классические музеи мало дружелюбны к посетителям. В том смысле что неподготовленному обывателю все эти места могут показаться скучными и однообразными. Это и понятно, без знания интересных фактов простое созерцание сотен похожих друг на друга объектов малоувлекательное занятие. Поэтому обычно я готовлюсь к такого рода поездкам и заранее читаю соответствующую литературу. Но в этот раз я поленилась и просто прихватила с собой путеводитель, где как мне казалось совершенно понятно нарисован план осмотра основных интересностей. А уж то что путеводитель на итальянском - не беда, как-нибудь прочитаю.
Добираться до Стальено из центра не очень удобно, в выходные автобусы туда ходят редко. И пока я ехала, меня совершенно разморило жаркое итальянское солнце. Я уже даже стала сомневаться в том что кладбищенская прогулка была хорошей идеей, но тут я вошла, наконец, в главные ворота и ахнула. Прямо передо мной была мало того что огромная статуя, чем-то напоминающая статую Свободы (как потом оказалось это статуя Веры), за ней оказался не много ни мало Пантеон! а точнее его копия, снабженная великолепной мраморной лестницей аж в 77 ступеней. В цифре наверняка есть особенный смысл, но ничего интересного я не нагуглила. Википедия скучно сообщила что это атомный номер иридия или сумма первых восьми простых чисел. хмм.. восемь - моя любимая цифра - значит я на верном пути!
вдоволь впечатлившись видом на Пантеон, я осознала масштабы кладбища, рассмотрела что его территория не много не мало 33 гектара, где расположено 2 миллиона захоронений из которых как минимум несколько сотен просто необходимо посмотреть. Я судорожно стала листать свой путеводитель, и думать как же мне все успеть за 3 часа, т.к. кладбище закрывается в 5, а добиралась я до него неспешно... В итоге я решила что пойду по намеченному в путеводителе маршруту, но быстро. Книжка сообщала что весь круг займет 2-4 часа в зависимости от заинтересованности посетителя.. Я решила что мне - туристу со стажем, наверняка хватит пары часов.
От пантеона в обе стороны отходят крытые галереи, которые после пары поворотов замыкаются в большой прямоугольник. В них-то оказывается и было самое интересное. Но так как я торопилась, я побежала мимо первой галереи смотреть на кладбище павших солдат. На самом деле будь путеводитель на русском или английском, возможно я бы туда и не побежала. Но итальянский, как не самый мой изученный язык, часто играет со мной злые шутки. Так и в этот раз меня привлекла близость стрелки которая указывала на какое-то Caduti delle Guerre. Первое слово я знала что это "павшие", ну про войну догадалась и решила что там наверняка что-то стоящее, раз уж в книге отметили.
На бегу я успела заметить что галереи просто невероятно красивы внутри - каждое надгробье представляет из себя очень красивую скульптурную композицию, правда ничего толком мне было не видно, я спешила к нужной точке напрямик по солнцепеку через вполне себе действующую часть кладбища, которая мало чем отличается от любого русского городского кладбища. Единственное что удивило - практически полное отсутствие людей вокруг. Пара старушек убирающих увядшие цветы с могилок, и все.
Через 5 минут быстрого шага я достигла контрольного пункта, где мне надо было что-то посмотреть, что я правда не знала. Оказалось что там почти такое же кладбище как и везде, могилки, большие деревья и много тени. Пока я сверялась с книжкой, чтобы убедиться, что я правильно прибежала и понять что же мне там следует увидеть, я поняла одну из ошибок дня... Я вспомнила о существовании комаров. Эти летающие негодяйки почему-то не живут на одном холме со мной, и я совершенно отвыкла от их существования, поэтому не догадалась надеть длинных штанов и что-нибудь с рукавом. А комары были довольно голодными... Я уже почти собралась бежать назад, потому что отмахиваться от комаров с путеводителем в руке и тяжелым фотоаппаратом в другой не очень удобно, да и казалось бы ничего интересного тут нет. но все же решила немного осмотреться, мало ли. И не ошиблась. Вот что я нашла.
Не знаю насколько видно на снимке, но это памятник Национальному герою Италии и герою Советского Союза Федору Полетаеву, героически погибшему в Генуе в 1945 году в битве против итальянских фашистов. Я очень плохо знаю историю, но даже мне все это показалось, по меньшей мере, странным. Что мог делать советский солдат в феврале 45го в фашисткой Италии... Но спасибо интернету, теперь и я знаю историю жизни этого действительно героического человека. Всем очень рекомендую
ознакомиться.
Вот копипаста самого интересного "Судьба Фёдора Полетаева сложилась так: он был вынесен с поля боя своими боевыми товарищами, но из-за тяжёлого ранения в ногу его пришлось оставить в одном из хуторов, где он три месяца лечился, а поправившись, решил идти к своим - или перейти линию фронта, или искать связь с партизанами. Он попал в плен, но той же ночью бежал. Пытался снова выйти к своим, но был пойман
полицаями.
Прошёл лагеря военнопленных в
Вязьме,
Бердичеве, в
Мелеце. Попав в лагерь возле города
Славонски-Брод, в марте
1944 года он с группой военнопленных бежал, но вскоре был снова пойман и отправлен в рабочую команду на территории Италии, близ
Генуи.
Летом
1944 года с помощью
итальянских коммунистов бежал и вступил в партизанский батальон под командованием Нино Франки бригады «Орест» дивизии «Пинан Чикеро». Среди партизан он получил прозвище «Поэтан»."
Удивительной силы духа человек с удивительной судьбой. Остается только догадываться как простому советскому кузнецу все это удалось. Выучить в плену незнакомый язык... И не только не упасть духом, но продолжать сражаться до последнего, даже настолько далеко от Родины.
Под впечатлением от своего открытия, я побрела к следующей точке маршрута. На этот раз я все же решила пройти по галерее, уж очень интересно там все выглядело..
На снимках не очень хорошо видно. но плиты на полу - это тоже надгробия. Поначалу было довольно странно ходить по этим плитам.. Но ко всему быстро привыкаешь, особенно под впечатлением от невероятно красивых скульптур. А их в Стальено великое множество. Каждая ниша принадлежала или до сих пор принадлежит какой-то семье. Первоначально в ней были захоронены всего один или пара человек (например муж с женой), собственно им и посвящена композиция скульптуры. Но со временем ко многим подзахоранивали многочисленных родственников, прах коих замурован прямо в стены ниши. Так что некоторые ниши что-то вроде фамильного склепа..
Несмотря на то, что каждая богатая семья старалась выделиться скульптурой на могиле своего близкого, основные мотивы повторяются довольно часто. Это как правило ангелы - символизируют духовность.(
В каноническом христианском восприятии ангелы - “посланники Господа” охраняют могилы, сопровождают души умерших, молятся за попавших в Чистилище. Двое из них легко узнаваемы - это архангелы Михаил и Гавриил, святые, особо почитаемые католической церковью: Михаил обычно изображается с мечом, Гавриил - с трубой (знаком Судного дня). Ангелы, изображаемые без этих артефактов большей частью принадлежат к бесчисленному сонму ангелов-хранителей, семейных и, так сказать, персональных.) или скорбящие женщины - не сложно догадаться, это символ скорби, смирения, веры и любви. Еще я заметила много дверей - они явно символизируют ворота в иной мир. Помимо этих стандартных элементов попадаются из комбинации, или совсем уж "креативные" решения. Много я не фотографировала - там уж очень плохо с освещением. Но некоторые особенно интересные просто не могла пропустить.
Череп - это тоже типичный элемент оформления - так сказать Memento mori, напоминание о бренности бытия...
мне очень понравились вот эти скульптуры. Как я поняла это свадьба на небесах, где молодых венчает ангел. К сожалению не удалось найти ничего об истории создания этих скульптур.. Вероятно, кто-то из молодых погиб незадолго до их земного бракосочетания. Лица скульптур поражают правдоподобностью эмоций.
а вот и двери...
с ангелом... или безутешными родственницами... или тем и другим сразу.
Из "оригинальных" меня впечатлили сюжеты со смертью.. Как этот танец... Это памятник на могиле Валенте Челле (1893), работы Джулио Монтеверде. Джулио, как и в других своих работах (см. ангел во второй части рассказа) намекает на дуализм между Жизнью и Смертью. В бронзовой скульптуре он удивительно красиво показал контраст между чувственностью и красотой молодой девушки, аллегории Эроса и бесстрастностью и неизбежностью Смерти, аллегории Танатоса.
Тут мне показалось что автор хотел изобразить что-то вроде победы бессмертной души над самой Смертью. К сожалению, на официальном сайте никакий информации найти не удалось.
Под впечатлением от количества и красоты увиденных скульптур, я решила что план осмотра подождет, а я могу просто побродить вокруг. Тем более что, казавшаяся такой понятной, карта из книги оказалось уж очень примерной. Некоторые указанные могилы мне так и не удалось разыскать, как я не старалась.
Этой скульптуре повезло и ее отреставрировали. именно поэтому она так выделяется белизной. Скульптура сделана известным местным скульптором Санто Вани для его рано умершей жены Джиудитты.
Стальено, несмотря на свою относительную молодость, объединяет огромное количество стилей от готики как вот эта, до романтизма, реализма и символизма.
Такие вот ангелочки установлены на могилках детей... Честно говоря выглядит жутко, особенно в секторах специально предназначенных для маленьких детей. Это довольно типично для католического кладбища. Отдельно взрослые, отдельно солдаты, отдельно маленькие дети и отдельно священники и монахи.
И это все только начало кладбища... В какой-то момент я решила опять следовать книжке, потому что время стремительно шло к закрытию, а ничего их главных достопримечательностей я так и не видела. Но как оказалась схема в книге довольно примерная. Я попыталась пойти вверх на гору, где вместо могил расположены фамильные склепы. Как и на фото, там все довольно сильно заросло деревьями. часть лестниц совершенно заброшено представляет из себя мало проходимый бурелом. Пока я искала возможность обойти все эти заросли и выйти на нормальную тропинку меня окликнул старичок.
Сначала я не могла разобрать что он мне говорил, потому что он говорил быстро скороговоркой и на бегу - боялся меня не догнать. Но потом я поняла что он просит помочь ему убрать сухое дерево с какой-то могилы. Я решила, что осмотреть все я в любом случае не успеваю, так почему бы не сделать доброе дело. Кроме того я за пару часов проведенных в одиночестве среди могил, я успела немного соскучиться по присутствию живых людей. Несмотря на воскресенье за весь день я встретила не более 10 человек...
Старичок оказался очень разговорчивым и позитивным. Мы быстро справились с сухим деревом, и я уже было собиралась попрощаться, но видимо и он немало наскучался по общению. Поэтому он заметил, что раз уж я сделала ему доброе дело, то теперь его очередь. И так как он тут завсегдатай потому что большая часть "его людей" именно тут (на этом месте он весело хихикнул - вот это оптимизм!) он многое знает и может помочь мне найти то что меня интересует. "Вот это удача!" - подумала я. Определенной цели у меня не было и я сказала что хочу увидеть могилу капитана Альбертиса, которую я безуспешно искала полчаса тому назад. По иронии судьбы оказалось что мы беседовали прямо напротив фамильного склема семьи Альбертис, куда этот бодрый старичок меня и повел. Даже разрушенные лестницы его не смущали. Правда показалось что капитана там не было. И мы пошли дальше...
Так началась моя почти часовая индивидуальная экскурсия. На итальянском. Хорошо что гид мне попался терпеливый, он объяснял мне по два три раза - если видел по лицу что мне что-то непонятно. Более того он мне даже советовал ракурсы и очено переживал когда я фотографировала что-то некрасивое а обычное с его точки зрения.
Все описывать электронной бумаги не хватит, поэтому только самое самое..
Общий вид на эту часть кладбища. Довольно темно и заброшено...
вот он фамильный склеп Альбертисов.
Вот этот мальчик мне был показан одним из первых. Интересно в нем - фашистская форма того времени. Мне напомнила, как ни странно, пионерскую...
а вот старушка, вероятно жена умершего работы известного скульптора Лоренцо Оренго сделавшего довольно много статуй для Стальено. Удивительно передана точность платья и кружев. В целом я заметила что мой гид-старичок питает особенную страсть к элементам одежды тех времен. Как вы еще увидите по фотографиям - это будет главной темой нашей экскурсии.
Это самая известная могила на всем кладбище (множество указателей со стрелками направляет именно к ней. Пожалуй, единственная из могил которую действительно просто найти). Точнее мавзолей Джузеппе Мадзини выполненный в виде грота. Я не знала, а это оказывается один из главных героев Италии - борец за освобождение, реформатор, писатель, философ. Саркофаг перед мавзолеем - могила его матери.
Неподалеку оказалось довольно много могил итальянских фашистов. Спасибо гиду, я бы никогда не узнала что связка прутьев с топориком в их руках - это символ итальянского фашизма, который называется
фасции и являлся во времена римской империи символом власти... довольно странный символ с моей точки зрения.
а вот это.. в лучших традициях японского хоррора..
эта девятилетняя девочка погибла купаясь в море в плохую погоду. Эпитафия гласит что-то вроде (передаю очень примерно) "тебе нравилось играть с волнами, но напрасно ты смеялась над штормом, за это тебе пришлось отдать свою жизнь". это, наверное, самый жуткий памятник с моей точки зрения...
а вот эта бронзовая девушка почему-то очень нравится дедушке, но мне как-то не очень.. Но так как он довольно долго подбирал мне ракурс для лучшего снимка - просто грех было не сфотографировать.
продолжение следует....
тут