Статья из научного сборника "Война и революция: социальные процессы и катастрофы: Материалы Всероссийской научной конференции, состоявшейся в Москве 19-20 мая 2016 г" и комментарий эксперта к ней
Сначала - материал, указанный в заглавии поста:
Машталер М.А.*
Политический протест как инструмент нейтрализации власти на примере цветной революции в Киеве (2013 г.)
Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию политического протеста как инструмента нейтрализации власти на примере массовых акций в Киеве (2013 г.). Технологии демонтажа политических режимов в рамках цветной революции чрезвычайно актуальны для изучения и регулярно подвергаются теоретическому анализу, как в России, так и за её пределами. В статье используется несколько авторских концепций дестабилизации действующих субъектов власти для исследования сценария Евромайдана. Одной из основных задач, помимо теоретического анализа, является разработка методики противодействия цветным революциям в России посредством исследовательского метода - серии экспертных интервью.
Ключевые слова: нейтрализация власти; политический протест; цветная революция.
Mashtaler M.A. Political protest as a tool for neutralization of authorities on the example of color revolution in Kiev (2013)
Abstract: This article is devoted to the study of political protest as a tool to neutralize the power of the example of mass actions in Kiev (2013). Technology dismantling of the political regimes in the framework of a color revolution is extremely relevant for the study and regularly subjected to theoretical analysis, both in Russia and abroad. The paper uses several concepts copyright destabilization actors authorities for investigation euromaidan script. One of the main tasks, in addition to theoretical analysis, is the development of techniques to counter color revolutions in Russia through the research method - a series of expert interviews.
Keywords: neutralization of power; political protest; color revolution
Сегодня актуальность проблемы роста протестного влияния в политической жизни общества подвергается теоретическому осмыслению, усиливается внимание к возможностям цветной революции внутри государства, этот процесс необходимо изучать и систематизировать.
Цель нашего исследования: выявление специфики нейтрализации действующих субъектов власти на примере массовых акций протеста в Киеве (2013г.). Мы убеждены, что сейчас уже невозможно давать оценку многочисленными частным явлениям, таким как, к примеру, цветная революция на Украине, в отрыве от их проекции на глобальные процессы, в центре которых - безопасность России.
Наиболее распространенной теоретической моделью, объясняющей причины протестного поведения, является концепция депривации. Т.Р. Гарра [1, с.15]. Его определение термину «депривация»: «Воспринимаемое индивидом расхождение меду ценностными экспектациями и ценностными возможностями». Факторы депривации могут быть любые. В Киеве, например, таким фактором послужил отказ о вхождение страны в Евросоюз.
Исходя из недавнего опыта массовых демонстраций на Евромайдане, можно заключить, что протестная активность имеет определенный инструментарий для нейтрализации действующей власти в рамках цветной революции.
Нейтрализация власти идет по всем трем пространствам: физическому, когнитивному и информационному, так утверждает украинский автор Г. Почепцов, [4, с. 123]. На примере Украины в физическом пространстве наблюдаются массовые митинги, нарушающие привычную в обществе практику работы с публичным пространством. В информационном пространстве происходит активное освещение протестного мнения. В когнитивном пространстве формируются определенные дестабилизирующие власть нарративы, благодаря которым протестная модель становиться реальностью - отстранение «преступного режима», основой которого является уголовная олигархия.
По мнению Э. Люттвака, [2, с. 201] у политики есть своя специфическая инфраструктура - СМИ, и общая нейтрализация политических сил будет осуществляться с помощью влияния на эту инфраструктуру. Оппозиционные СМИ активно формируют протестную повестку в информационном пространстве. Рупором украинской оппозиции были: ТВ «Пятый канал», «Радио - next».
Для анализа технологий нейтрализации власти мы так же изучили модель цветной революции известного российского политолога А. Манойло [3, с. 4]. Он выделяет основные пять фаз цветной революции.
Первая фаза - формирование в стране организованного протестного движения, которое станет основной движущей силой будущей цветной революции. В основном из молодежной среды. Затем следует фаза мобилизации, для которой необходим так называемый «Инцидент». Таким инцидентом может стать любое событие, шокирующее общество. Как правило, его инициируют специально. В Киеве это был насильственный разгон студенческой демонстрации. Далее организованные группы активистов становятся катализатором стихийных массовых процессов, и вовлекают в этот процесс все большие слои населения. Следующая фаза формирование политической толпы. Для этого выбирается достаточно большая площадь (майдан), где весь народ может комфортно разместиться.
Заключительная фаза: от имени толпы к власти выдвигаются ультимативные требования, под угрозой массовых беспорядков. Если власть не выдерживает давления, ее сметают. Если власть сопротивляется, политический протест толпы становится основным инструментом авторов цветной революции. В дальнейшем такая революция неизбежно перерастает в мятеж, а в некоторых случаях - в гражданскую войну.
Российский специалист в сфере политической психологии В. Титов [5, с. 3] предположил, что существует три основных механизма нейтрализации власти:
1. Переформатирование паттернов массового сознания. Показателен пример Украины, когда социальная установка «сравнительного благополучия» («живем лучше, чем при «оранжевых») была сначала заменена на «сравнительное неблагополучие» («живем хуже, чем в Европе»), а впоследствии - и на «абсолютное неблагополучие» («живем хуже некуда»).
2. Механизм «символической жертвы» (вначале первой протестной волны - «Беркут избил студентов», а впоследствии в общественном сознании укоренился трагический образ «Небесной сотни»).
3. Кризис национально-государственной идентичности. Отсутствие внятной «политики идентичности» на государственном уровне дополняется отсутствием у населения позитивного «образа будущего», неспособностью власти предложить такой образ. Пример этому - «метания» В.Ф. Януковича между европейской и евразийской «интеграциями».
Данные авторские концепции демонстрируют разные подходы к одному и тому же явлению, но подтверждают мысль, что политический протест имеет определенный инструментарий, направленный на дестабилизацию власти и дальнейшее развитие сценария цветной революции.
Для разработки методики противодействия неконвенциональным политическим протеста нами использовался качественный исследовательский метод - экспертное интервью.
Основная часть экспертов сошлась во мнении, что, в первую очередь, необходимо принять меры по выявлению и прекращению финансовой и информационной поддержки оппозиционных сил, приверженных революции. Ряд экспертов настаивал на новом концептуальном пути развития России, предполагающем реальное возрождение национальной культуры, науки и промышленности, обеспечение достойной жизни основной массе граждан, в идеологических основах которого дискредитируется либерально-западнические ценности.
Неоднократно обсуждались эффективные меры информационной борьбы с распространением идеологии экстремизма и революции с помощью СМИ и сети «Интернет», в частности было предложено активизировать работу по ликвидации материалов экстремистского содержания.
Сотрудник Российского институт стратегических исследований И.М. Друзь, исходя из опыта Евромайдана, на котором представлен был весь цвет религиозных сект, как западных, так и украинских, предложил усилить контроль за деятельностью религиозных общин на территории страны.
Все без исключения эксперты говорили о тотальной патриотической работе с молодежью, было высказано мнение о создании единого органа управления молодежными организациями в России.
Необходима консолидация всех существующих политических и религиозных сил, государственных и негосударственных организаций, учреждений культуры, а так же увеличение числа общественных структур, задействованных в целях противодействия проявлениям экстремизма и распространения идеи «цветной революции».
По мнению И.И. Стрелкова, народ совсем не участвует во власти, социальные лифты не работают, «государство не обеспокоенно восстановлением социальной мобильности граждан». Он всерьез предрекает России революцию, но пока этого не произошло необходимо принять предупреждающие меры.
Исходя из данных нашего исследования, мы пришли к выводу, что существует определенный инструментарий организации политического протеста, с помощью которого вводятся в массовое сознание сомнения в адекватности и законности субъектов власти, дезориентируются силовые структуры. Так же нами были выявлены основные технологии нейтрализации власти в рамках физического, когнитивного и информационного пространства.
Результаты теоретического анализа могут быть использованы в качестве аналитической основы для исследования разных форм протестной активности индивидов и социальных групп. Разработанная нами методология профилактики деструктивных протестных настроений может использоваться в качестве превентивных мер по предотвращению цветной революции в России.
Источники и литература
1. Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. СПб.: Питер, 2005. 462 с.
2. Люттвак Э.Н. Государственный переворот: Практическое пособие. М.:
Русский фонд содействия образованию и науке, 2012. 326 с.
3. Манойло А.В. Цветные революции и технологии демонтажа политических режимов // Международные отношения. 2015. № 1. С. 1-19.
4. Почепцов Г.Г. Основы протестной инженерии: революция.com. М.:Европа, 2005. 532 с.
5. Титов В.В. «Цветные революции» в современном мире: «Классика жанра» и новые технологические решения. Киев, 2014. 80 с.
*Машталер Мария Анатольевна - студентка IV курса Института истории и политики МПГУ, научный руководитель: д. полит. н., проф. Бродовская Е.В.
Источник:
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА, С КОТОРЫМ Я ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН
Вадим Дубичев,
политолог, Екатеринбург
Несогласен с многими утверждениями.
1. Самое очевидное - патриотическое воспитание вообще не имеет никакого отношения к противодействию мятежа. И Белоруссия тому очевидная иллюстрация .
По одной простой причине - патриотизм - любовь к родине - не философская, не политическая, не религиозная, не культурная концепция. Скорее этическая позиция.
У разных людей разное представление о родине, они любят разные родины. Красные и белые в Гражданскую войну были несомненными патриотами России, но они любили и воевали за несочетаемо разные России.
В сущности некоторые эксперты, говоря о патриотизме, имеют в виду не традиционное понимание термина, а нечто более конкретное - любовь к ныне действующему политическому режиму, или даже любовь к конкретным руководителям. Что является непрочным фундаментом для гражданского мира.
2. Блокировка СМИ и запретительные меры оппозиционной деятельности могут иметь некоторый эффект, но локальный и не длительный.
3. Только легитимная, активная, с вовлечением населения периодическая ротация властных политических структур, слабо регулируемая общественная жизнь может стабилизировать общество, канализировав общественную активность в эмоциональную политическую и - более широко - социальную жизнь. В сущности в пустую, бесцельную деятельность построения, борьбы и поражения общественных миражей. При сохранении уклада жизни, экономической деятельности, структур управления. Что критически важно для всякого человека, который благоразумно не хочет жить в эпоху революции.
А вот кого надо безжалостно ограничивать в самореализации и в попытке формировать сторонников - так это радикалов националистов и радикалов клерикалов, без разницы к какой национальности или вере они принадлежат. Как и в целом радикальные формы общественной активности. Индикатор красной линии, которую переступать нельзя - является готовность использовать физическое насилие как инструмент борьбы.