По
наводке прочитал серию повестей
«Выше головы!» russell_d_jones'а. Повестей пока 6, планируется 12, так что это лишь половина. Но уже хочется кое-что проанализировать.
Прежде всего скажу, что с точки зрения чисто литературной никаких претензий к тексту у меня нет (разве что некоторые шероховатости стиля местами да опечатки, но это поправимо) - читается легко и с огромным интересом, сам сюжет захватывает, однозначно рекомендую любителям социальной НФ. Но поскольку общество, описываемое в повестях, подразумевается в какой-то мере социалистическим (частная собственность на средства производства там однозначно отсутствует), то у меня, как у марксиста, появилась пара мыслей по этому поводу.
1. Неясен и сомнителен переход к этому обществу (как и двум героям-школьникам Фьюру и Тьюру). Но не потому, что якобы «нет эволюции», что якобы это общество появилось «вдруг» (как считают упомянутые герои) - как раз скачкообразные, революционные изменения вполне типичны для социальной жизни. Но по тексту можно понять, что общество на станциях терраформирования такое совершенное (или «совершенное») потому, что люди, работающие и живущие там, прошли жёсткий отбор психологов. Всё плохое осталось на Земле. Эта идея «отбора» не нова, у Урсулы Ле Гуин, например, встречается (да много где). Но она подразумевает, что общественные изменения обусловлены природой человека. Дескать, отделим овец от козлищ, и получим «идеальное» общество, а плохим оно раньше было оттого, что в нём были плохие (жадные, агрессивные и т.п.) люди.
Такое представление утопично и идеалистично (в философском смысле, т.е. от слова «идея», а не «идеал»). На самом деле так называемая «природа человека» сама меняется со сменой общественной формации, а не определяет её. Поэтому такого рода отбор ничего не даст. Да и вообще, в реальной жизни социализм придётся строить с реальными людьми, а не со специально отобранными - и их должен будет воспитать сам процесс их участия в строительстве социализма, т.е. воспитать они должны будут себя сами в процессе преобразования мира. Не будет и не должно быть «воспитателей» - потому что кто тогда воспитает их самих?!
2. Возникают сомнения, в полной ли мере в этом обществе построен социализм. Нет, не потому, что там упоминаются деньги - как раз для первой фазы коммунизма распределение по труду совершенно нормально («деньги» при этом фактически являются трудовыми квитанциями, а не деньгами как таковыми, но это здесь неважно). А потому, что слишком уж многое в этом обществе чиновники скрывают от обычных людей. При социализме (не забываем, что это уже коммунизм!) государство должно отмереть, это значит, что всякое управление, во-первых, должно стать управлением производством, а не людьми (т.е. не манипуляцией людьми!), а во-вторых, оно должно быть подконтрольно и прозрачно для общества, каждый член общества должен иметь возможность участвовать в принятии решений и иметь доступ к необходимой для этого информации. Формально в обществе, описываемом в произведении, так и есть, но фактически мы видим постоянное секретничание. Чего стоит только должность «цензора» - он же фактически манипулирует общественным мнением по заданию администрации! А «заговор» с целью организовать на станции психологический институт? Да, это благое дело, но оно делается втайне от народа! Хорошо, что пока что в администрации «хорошие» люди с благими намерениями... А если проберутся плохие? Кстати, в тексте глухо упоминается, что коррупция и злоупотребление служебным положением случаются до сих пор. Ну и выборы сами по себе - это совершенно недостаточная мера для контроля общества над управленцами. Должна быть ещё и полная сменяемость - а руководитель станции на этом посту уже не первый срок...
Конечно, всё это можно оправдать тем, что люди во внеземелье вынуждены существовать в ограниченном пространстве космических станций, пока терраформирование планет не завершено (это будет совершенно аналогично оправданиям сохранения государства в СССР внешней угрозой, к слову). Но это означает только одно: что общество, описываемое в книге, представляет собой переходный период от капитализма к социализму, в котором государство ещё не изжито полностью, управленцы отчасти оторваны от общества и в силу этого сохраняется возможность рецидива (как она сохранялась в СССР и в конечном счёте превратилась в действительность).
Впрочем, надо отдать должное автору, он нигде и не утверждает, что общество в его книге - окончательно построенный социализм (это слово вообще не упоминается). Просто приведённые выше моменты заставляют думать, что в этом обществе всё далеко не так благостно, как кажется с первого взгляда и как оно утверждает о себе самом.