спасатели ВМФ
http://yuvit.mylivepage.ruДЕЙСТВИЯ ПО СПАСЕНИЮ АПЛ "КУРСК"
автор pilot_pirks
http://pilot-pirks.livejournal.com/22532.htmlКак-то я пытался построить хронологию спасения АПЛ Курска. Потом, все что я собрал, решил обобщить. Получилось весьма сумбурно. Комментарии приветствуются...
Главные действующие персонажи данной трагедии.
Спасательное судно Михаил Рудницкий (проект 536).
В 1967 году было принято решение о создание специализированных средств для спасения с подводных лодок. Также подразумевалось проработки по универсальному спасателю. Так называемый проект 537. Он должен был стать универсальным спасателем. В середине 70х было принято решение о его постройки. Было уже ясно, что он окажется очень дорогим и появиться на каждом флоте не скоро. Так решили создать более простой спасательный корабль на основе уже существующего проекта. Так возникли спасательные суда проекта 536. Это были первые суда на флоте, которые уже строили изначально как носители спасательных аппаратов. За базу взяли лесовоз, в его трюме могли разместиться два любых специализированных аппарата ВМФ. Установили дополнительные рулевые двигатели, глубоководный якорь, аппаратуру для подводной связи и т д. Две грузовые стрелы могли поднять до 50 тонн каждая.
Конечно, это было во многом временная мера. Для отработки работы с аппаратами, проверки систем и получения опыта не дожидаясь 537 проекта. Но, как говориться, нет ничего более живучего, чем временные решения.
Михаил Рудницкий был головным судном проекта , его постройка была завершена в 1978 году. На долю Рудницкого выпало много интересных работ. Он проводил испытания спасательных и рабочих аппаратов. Искал упавшие самолеты и затонувшие корабли. Работал с глубоководными аппаратами Поиск-2 и Поиск-6 способными опускаться на глубины в несколько километров. На нем испытывались все поисково-спасательные аппараты ВМФ прежде чем уйти на другой флот. Но все это было в СССР. В 90х годах он практически не выходил в море. Вдобавок ко всему, скоро в составе ЧФ практически не осталось подводных лодок. Спасать было некого. Наконец, в 1998 году, было принято решение перевести его на самый нуждающийся в спасательных средствах Северный флот.
Аппарат проекта 1839.2 АРС АС-32.
Эта серия предназначалась для работы на дне. Поиск затонувших объектов, их подъем и т д. Собственно для эвакуации с подводных лодок не предназначен. АС-32 пришел на СФ вместе с Рудницким и был самым новеньким из аппаратов этого проекта. Вступил в строй в 1986 году. Когда была последняя замена аккумуляторов не известно, но, похоже, задолго до 2000 года.
Аппарат проекта 1855 Приз АС-34.
Также последний аппарат этой серии. Спущен на воду в 1989 году. Обладал всем необходимым для поиска лодок и проведения работ на дне.
Гидроакустическая станция пеленгования, гидролокационные станции бокового и кругового обзора, станции пеленгования до маяка ответчика, автономные навигационный комплекс и т д. По правилам этот аппарат должен был выходить к аварийной лодке в течении нескольких минут. Был направлен на Рудницкий уже на СФ.
Аппарат проекта 18270 Бестер АС-36.
Последний аппарат не только проекта, но и всей плеяды подводных аппаратов. Вступил в строй в 1996 году. Но базировался не на Рудницком, а на однотипном с ним Георгии Титове. В теории...
На этом похоже оканчиваться спасательные возможности флота. По всему выходит, что остальные аппараты, приписанные к СФ или были переданы на другой флот или списали либо были избыточны для такой работы.
У меня к этим аппаратам двойственное отношение. С одной стороны продукцию ЦКБ Лазурит всегда отличала большая, чрезмерная масса. Это вызывает резкий рост водоизмещения судов носителя и ухудшение маневренности. С другой стороны, для выполнения своих задач они были оснащены всем необходимым.
Но перечень специализированных подводных лодок на этом не оканчивается.
Аркадий Мамонтов вспоминал: «Когда мы прилетели на крейсер, там не было ни одного контрразведчика , ни одного фээсбэшника , они нас прошляпили . Потом они нас настигли и просто замучили с какой-то лодкой, то ли секретной, то ли нет, которую мы случайно засняли»
Есть на нашем флоте несколько интересных проектов. Но, похоже, они подчиняться больше ГРУ чем ВМФ. Это проекты 1910, 1855. По некоторым данным они оснащены манипуляторами, водолазным колоколом и предназначены больше для диверсионных задач. Но тоже имеют индекс АС. Похоже, именно из-за АС-15 проекта 1910 «попало» Мамонтову. В одной из передач она проплывала в кадре, лихорадочно семафорив фонарем. По работе этого проекта часть источников пребывают в полной неведенье, в других же подробно описывается их работа. Видимо из-за несогласованности цензоров.
Судя по всему, спасательная операция на АПЛ Курск происходила так:
12 августа
20.20 минут поступил приказ о часовой готовности на спасательные суда.
Но в реальности подготовиться может только Рудницкий. СС Георгий Титов испытывает страшную нехватку в личном составе и материальной базе. Похоже, на нем не было даже капитана. Но на нем есть АС-36 самый новый аппарат на всем флоте. Нужно его как-то доставить к месту спасения. На Рудницкий он уже не поместиться. Как стало ясно в дальнейшем, было бы правильным решением передать его на Рудницкий, оставив на берегу АС-32, но так не поступили.
13 августа
00.55 Поступает распоряжение оперативного дежурного о выходе Рудницкого на место предполагаемой гибели АПЛ Курск.
01.04 Судно выходит в море
03.03 НА Рудницкий передают уточненные координаты, Рудницкий должен следовать к острову Кильдин для встречи со спасательным буксиром СБ-523. Из-за ошибки в расчетах он с ним разминулся.
08.59 Рудницкий пересекает юго-западную границу учений и устанавливает связь с ТАКР «Петром Великим»
09.32 Рудницкий наконец прибывает в район гибели Курска.
10.32 АС-15 приказано следовать в район гибели Курска. Красная звезда сказала, что его доставил туда килектор, но мне что-то это представляется сомнительным.
10.35 «Петр» обнаружил на дне две магнитные аномалии
11.30 Не знаю о чем они думали, но идея доставить Бестер похоже была озвучена только в этот момент (приказ начальника штаба СФ). Поступил приказ его срочно перегрузить на плавкран ПК-7500. Ясно, что он мог обеспечивать спасательную операцию куда хуже Рудницкого. Но чем богаты… Титова, похоже, вывести в море не было никакой возможности. Также в помощь направился буксир СБ-100
14.50 Попов вступил в общее руководство спасательной операции.
15.41 (15.30) АС-34 готов к спуску
16.20 Рудницкий получил ответ от МГС-30 с Курска. Вообще в истории этого ответчика что-то странное.
16.55 (?) АС-34 начал первое погружение
18.15 !! (через час) Он обнаружил засветку на гидролокаторе. В общем, многое говорит об отсутствии практики у спасателей.
18.32 Майсак (командир АС-34):. «На ходу 2 узла вошел в соприкосновение с объектом, имеющим резиновый корпус. Свалился на винт, когда обследовал кормовую часть, после чего вынужден был аварийно всплыть. Комингс-площадку кормового аварийно-спасательного люка наблюдал через перископ».
Визуально подтвердили, что это Курск. Нужно срочной идти на спасение подводников. На аппарате спускается командир электромеханической боевой части однотипной с «Курском» К-410 капитан 2-го ранга Буцких. Визуально подтвердили, что это Курск. Когда они его нашли не ясно. Про это второй спуск ходит история, что аппарат смог пристыковаться к комингс - площадке, но когда стал откачивать воду аккумуляторы сели окончательно.
20.15 АС-34 подняли на Рудницкий. Аккумуляторы на нем действительно сели. Нужно заряжать. Но на это нужно время. Кузнецов очень сетует на медленность спасательной операции. Что поделать, если зарядка аккумуляторов процесс не быстрый? На гражданском ТИНРО-2 она занимала 19 часов. На Поиске-2 13-15. На Призе похоже столько же. Все понимают, что дорога каждая минута и пускают зарядку, в обход инструкций, в форсированном режиме. Также готовят к спуску АС-32. Он должен оценить степень повреждений лодки и уточнить в каких условиях она лежит.
22.35 (22.00 ?) АС-32 спущен на воду. Тем временем волнение увеличивается до 3 баллов. Рудницкому уже трудно осуществлять спуск/подъем АС. АС-32 выводят к месту подлодки, но он упорно ее не видит.
14 августа
00.50 Аккумуляторы на АС-32 садятся. И хотя он находиться совсем рядом с Курском визуально на нем его так и не увидели. АС-32 всплывает.
04.00 Закончилась зарядка батарей на АС-34 (9 часов!) Его срочно готовят к спуску.
04.55 АС-34 начал работу по поиску подводной лодки.
06.34 АС-34 вышел на визуальный контакт с К-141. Начал движение на комингс-площадку.
06.55 АС-34 доложил: «Нахожусь над объектом, выхожу на кормовую комингс-площадку».
07.20 Получены рекомендации ПСП ВМФ: «С обнаружением К-141 АС-34 осуществить посадку и присос на комингс-площадку, установить связь перестукиванием, открытие крышки осуществить с соблюдением мер безопасности. После приема первой партии личного состава вооружить ходовой трос в режиме лифта, трос вывести на буй для последующего использования АС-36 в режиме лифта».
07.40 Получен доклад с АС-34: «Нахожусь на объекте. Не могу произвести присос. Низкая плотность аккумуляторных батарей». На то, чтоб найти Курск ему опять понадобилось почти три часа.
07.45 Вопрос командиру АС-34: «Наблюдаете ли признаки жизни?» Ответ с АС-34: «Нет, не наблюдаю!» Всплывает.
15.48 Погода ухудшается 3-3.5 балла. До окончания зарядки аккумуляторов около 30 минут. Всего ушло: 8 часов 30 минут.
16.00 На место гибели выходит плавкран с Бестером. Если у Рудницкого проблемы со спуском, то у ПК-7500 шансов на успешную спасательную операцию нет вообще. Спустить Бестер не удалось. (хотя есть информация что его банально сбросили за борт, но похоже байка). Появляется «гениальная» идея (видимо из-за полной безысходности) Вернуться в бухту Порчиха, там спустить Бестер и его уже буксировать на место гибели.
16.20 (???????) АС-34 спускают с Рудницкого. ???
18.25 Волнение моря 4 бала. Все! Рудницкий работать не способен. Обычно и при меньшем волнении буксировали аппараты в порт. Но что делать сейчас? Ждать хорошей погоды? Обычно этим, не хорошим морем, объясняют огрехи спасательной операции. Конечно, стихия есть стихия, но 537 мог обеспечивать успешную работу и при 5 баллах…
Где-то в этот день на место гибели приходит АС-15. При наличии АС-15, АС-32 становиться, не нужен и его спуск окажется первым и последним.
15 августа
00.28 АС-15 начинает спуск. Погода, между прочим, продолжает ухудшаться.
04.00 Всплыл. Лодка не обнаружена.
05.37. Вторая попытка.
07.56 Курск обнаружен. И здесь: 2 с половиной часа…
11.00 С АС-15 доложено: «Обнаружил ПЛ К-141. Кормовые отсеки за рубкой целые. В носу разорван легкий корпус. Из корпуса сверху торчат трубопроводы. В районе носа кратковременно травился воздух. Признаков жизни нет. Общий объем повреждений корпуса в носу 20-30% от общей площади верхней полусферы».
Картинки переданные АС-15 потом очень часто показывали по ТВ выдавая что-то за съемки с Миров
15.45 От «Компаса» (позывной Главного штаба ВМФ) получены рекомендации командиру АС-34 по оказанию помощи личному составу К-141 при выводе его из отсеков подводной лодки.
17.05 Командующий СФ приказал командиру АС-34: «Ваша задача - работа по присосу к комингс-площадке аварийно-спасательного люка 9-го отсека».
21.00 Спускают АС-34
21.17 АС-34 погрузился.
21.49 гидроакустическая станция «Глэтчер» засекла Курск.
22.55. Глэтчер сломалась. Верю, но Курск до сих пор опять не был обнаружен.
16 августа
00.48 Курс найден. АС-34 над ним.
01.34 С четвертой попытки АС-34 удается сесть на комингс-площадку. Но присоса нет. Ас-34 всплывает и опять опускается. Присоса нет. А заряд в аккумуляторах все меньше и меньше. Наконец он всплывает.
При подъеме на Рудницкого стихия показывает зубы. АС-34 ударяется о судно. Эти кадры потом любили повторять. На АС-34 выходят из строя гидроакустические антенны, эхолот, гирокомпас. Пока все это не починят, выполнять спасательные работы он не может.
Кое-где вину за это пытаются повесить на спасателей.
09.59 Еще раз идет на дно АС-15. Для осмотра Курска.
14.30 Курск обнаружен.
23.00 АС-15 всплывает.
23.27 Становиться известно о разрушениях в носовой части.
17 августа
00.05 Несчастный Бестер начинают буксировать к месту трагедии.
12.00 На место трагедии Бестер приходит к креном и дифферентом. Похоже, его подняли на Рудницкий. Это логично, только хотел бы я знать, куда дели АС-32. Три аппарата на Рудницком расположить не просто. Такое чувство, что его бросили за борт.
16.25 Удается ввести в строй АС-34. Проблемы при этом были в сущих мелочах. Которые приходилось доставлять с берега. Конечно вертолеты принимать может хоть тот-же Петр Великий, но ведь нужно как-то и передать все это на Рудницкий. Опять вспомнился 537 проект, где была своя вертолетная площадка и ангар для хранения вертолетов.
17.40 Начинает работать по поиску Курска
19.34 Курск найден
20.20 С «Михаила Рудницкого» получен доклад: «АС-34 совершил 6 подходов и посадок на комингс-площадку АСЛ 9-го отсека. Аппарат находится точно на зеркале комингс-площадки, но присоса все не было. Из 7 заходов на комингс-площадку было сделано 6 присосов! Один раз получился даже первичный захват, после которого, казалось бы, по всем правилам должен был состояться окончательный присос, но его не произошло. «Мы не верили своим ушам, слушая доклад командира АС-34, - рассказывал впоследствии капитан 1-го ранга А. Тесленко. - Этого просто не могло быть, но это было. Причина в отсутствии присоса могла быть только одна - деформация комингс-площадки АСЛ. Однако попытки спасти экипаж нельзя было прекращать, и мы должны были делать все возможное для того, чтобы добиться присоса. Когда плотность аккумуляторных батарей стала минимальной, командир АС-34 запросил разрешение на всплытие». Командующий СФ дал «добро» на всплытие АС-34 и приказал готовить к работе АС-36.
21.55 Получено сообщение: «Норвежское спасательное судно «Normand Pioneer» («Норман Пионер») следует в район проведения спасательной операции».
18 августа
00.30 Еще один спуск АС-15.
03.00 АС-15 нашел Курск и приступил к его осмотру
07.05 С «Михаила Рудницкого» получен доклад: «Неисправности на АС-36 устранены. Аппарат готов к работе. На АС-34 продолжается заряд аккумуляторных батарей». Командующий СФ принял решение: погружение АС-36 произвести сразу же после окончания работ АС-15.
09.27 АС-15 всплыл в надводное положение.
11.24 АС-36 Бестер пытается погрузиться. На глубине 30 м у него подорвало приемный кингстон дифферентовочной системы, и во второй отсек, где находились три человека, стала поступать вода. Аппарат затонул. Начали продувать цистерны, он всплыл, но поступление воды продолжалось. Подняли его вовремя еще немного и он бы затонул окончательно.
Мамонтов : «А у нас не было ничего, только люди, которые лезут на сто метров с риском для жизни, чтобы спасти своих товарищей. Слава богу, никто из спасателей не погиб. Все было на грани.»
13.12 С «Михаила Рудницкого» получен доклад: «Время окончания зарядки аккумуляторных батарей на АС-34 - 19.00, время готовности АС-34 к работе - 22.00».
21.24 АС-34 выгружен на воду с борта «Михаила Рудницкого». Начато окончательное приготовление к плаванию.
22.13 АС-34 начал движение в точку погружения.
23.49 АС-34 всплыл на поверхность из-за отказа ГАС «Глетчер».
Станция, скорее всего, повреждена во время шторма. ПЛ К-141 не обнаружена. Капитан 3-го ранга А. Шолохов до перевода в Петербург 10 лет откомандовал подводным снарядом. Узнав о беде, вызвался участвовать в спасательных работах. Шолохов вспоминает: «У меня механик спал 2 часа, не больше, постоянно ремонтировались. При первом погружении работали чуть больше 4 часов, 8 раз садились на комингс лодки и последний раз «сидели» на нем больше 20 минут - четко на посадочной площадке. Зависаем, работая винтами, придавливаем аппарат к посадочной площадке. У нас есть специальное устройство, захватывающее обух (металлический выступ) на крышке люка. Захватив его, мы стали подтягивать аппарат. Но присоса не произошло. Почему? Либо негерметичность стального стакана, в котором находится люк, либо негерметичность присасываемой камеры... Дальнейшие действия - за двумя подводниками, которые должны были спуститься в камеру присоса и в стакане комингса открыть специальный клапан. Открыть и посмотреть: если давление начнет повышаться, значит, в лодке вода. А поднимать люк было бессмысленно. Если в лодке живые люди, они открыли бы люк сами и вышли на поверхность с индивидуальными спасательными аппаратами. Открыв люк, мы бы их просто утопили».
19 августа
04.25-09.04 Еще одно обследование Курска АС-15.
13.25 (13.45) Повреждении на АС-36 устранены и он опять идет на помощь.
14.25 АС-36. Выходит на объект.
15.40 Курск обнаружен. Но это мало помогло. Присосаться не удалось и ему. Было осуществлено пять попыток.
17.45 АС-36 всплыл в надводное положение с полностью разряженными аккумуляторными батареями.
18.07 подготавливают к погружению АС-34
20.25 АС-34 начал поиск лодки.
21.02 Курск обнаружен. Всего через 37 минут…
22.17 Несколько попыток присосаться но как все остальные неудачные.
22.20 АС-34 всплыл.
Дальше у Владимира Шигина стоит странная фраза:
22.45 Начата буксировка спасательным буксиром СБ-523 - АС-32 и морским буксиром МБ-100 - плавкрана ПК-7500 в точку проведения работ.
На этом спасательные работы с нашей стороны оказались закончены. В 20 августа 00.05 на место гибели Курска прибыл норвежский "Морской орел".
Несколько слов по поводу 537 проекта, периодически всплывающего в тексте. По этому проекту успели построить два корабля: Эльбрус и Алагез. Эльбрус находился на ЧФ, Алагез отправили на ТОФ. Его могли все желающие видеть в время недавнего ЧП с АС-28.
Эльбрус придя в 1989 году на средний ремонт надолго был стал у стенки пирса. Его команда много сделала для ремонта, но нужны были деньги. Эльбрус еще можно было починить и передать на СФ нуждающийся в спасательных средствах, как потом поступили с Михаилом Рудницким. Но начальство решило иначе. 1 июня 1997 года Эльбрус был выведен из состава флота, несколько лет он простоял, ржавея, в Севастополе после чего его отправили в теплые страны на металлом.
Гримаса судьбы заключалась в том, что когда Эльбрус завершал свой последний поход, на СФ лихорадочно пытались спасти Курск используя для этого старичка Михаила Рудницкого и даже плавкран…
http://yuvit.mylivepage.ru/wiki/1278/342