НА ИЗЛОМЕ ИСТОРИИ

Oct 22, 2008 11:50

спасатели ВМФ http://yuvit.mylivepage.ru
НА ИЗЛОМЕ ИСТОРИИ

Рассказывает Геннадий Васенко

Мне довелось руководить поисково-спасательной службой Черноморского флота в период с 1990 по 1996 год. Это было время известных "великих перемен". Страна переходила к новым экономическим формам развития, уничтожалась руководящая роль коммунистической партии, Советский Союз распадался на отдельные государства и как следствие перестраивались экономика, политика, наука, система обороны и сами принципы выживания людей.
      Как гласит расхожая древнекитайская мысль «эпоха перемен» - самое неуютное время для тех, кто в ней живет. Нам «повезло». Мы оказались в эпицентре этой самой эпохи и вкусили все её "прелести".
      Поисково-спасательную службу ЧФ я принимал у капитана 1 ранга Юрганова Виталия Федоровича, который был переведен на почетную, по тем временам, должность начальника научно-исследовательского центра «Океанариум ВМФ» по непонятным для нас, тогда, причинам. Только спустя много лет мы узнали, что он являлся помехой на пути карьеры внука одного из "сильных мира сего" и для беспрепятственного роста этого офицера была произведена целая цепь перемещений по должностям офицеров ВМФ, а некоторые из них, весьма уважаемые на флоте, даже уволены в запас.
    Надо сказать Виталий Федорович человек весьма пытливый и беспокойный, постоянно ищущий новые тактику, формы и методы спасения на море держал нас в постоянном напряжении и немедленной готовности к спасательным действиям. Только за последний год им было выполнены три крупные судоподъемные операции, спасено семь судов и кораблей, десятки людей. По его инициативе на флоте из состава бригады спасательных судов было закончено формирование, боевое слаживание и отработка не штатных спасательных парашютно-десантных и десантируемых с самолетов и вертолетов групп, показавших отличные результаты на показных и контрольных учениях командованию ВМФ. Было успешно проведено несколько учений по поиску и спасению экипажей затонувших подводных лодок на глубинах от 120 до 500 метров, оказанию помощи тяжелым авианесущим кораблям в сложных погодных условиях и другие. Виталий Федорович сам прыгал с парашютом на сушу и на море, ходил под воду, высаживался на аварийные объекты, руководил всеми фактическими спасательными работами и учениями. Благодаря ему мы были объявлены лучшими в ВМФ и весьма гордились этим. Командующий Черноморским флотом Н. Хронопуло и начальник штаба В. Селиванов неизменно поддерживали все его начинания. Я многому научился у Виталия Федоровича и искренне уважал его, и он платили мне тем же. Делу спасения кораблей и человеческой жизни на море, к этому времени, он отдал более 20 лет, знал многие его секреты, любил его, так что в "Дельфинарий" он шел служить без особой охоты.
      Сам я до вступления в должность начальника поисково-спасательной службы пять лет командовал 37 бригадой аварийно-спасательных судов Черноморского флота, а до этого служил во вспомогательном флоте и на кораблях дивизии противолодочных кораблей.
     В то время поисково-спасательная служба входила в состав Тыла флота и включала в себя: 37 бригаду аварийно-спасательных судов, 3 бригаду поисково-спасательных кораблей и 2225 склад аварийно-спасательного имущества. В специальном отношении ей были подчинены два отдельных дивизиона и четыре группы спасательных судов в Поти, Новороссийске, Керчи, Феодосии, Очакове, Одессе. Общее количество подчиненных спасательных судов превышало 80 единиц.
      Это были хорошо укомплектованные суда, соединения и части, подготовленные для решения задач поисково-спасательного обеспечения в полном объеме с общим количеством военнослужащих, рабочих и служащих около 2500 человек.
     Однако, с 1990 года мы уже начали испытывать серьёзные трудности с обеспечением судов горюче смазочными материалами, запасными деталями, различными предметами снабжения и особенно финансированием содержания спасательных судов и их ремонта. По этим причинам командование поисково-спасательной службы ВМФ приняло решение на списание части спасательных судов: 532 проекта "СС-50", СС «Казбек», 527 проекта "СС-21", нескольких рейдовых водолазных катеров и подводных аппаратов "АС-1" и "АС-10".
     Несмотря на трудности, корабли и суда поисково-спасательной службы продолжали нести боевую службу в Индийском океане и в Средиземном море, силы поисково-спасательного обеспечения напряженно работали, обеспечивая действия сил флота в Черном море. Не прекращалась и интенсивная боевая подготовка, выдерживались нормы подготовки водолазов, в том числе и водолазов-глубоководников на предельные глубины. В течение года проводилось до 32 совместных учений с надводными кораблями, подводными лодками, самолетами и вертолетами.       Спасательные парашютно-десантные группы 37 бригады, показывали блестящие результаты на показных учениях ВМФ и МЧС.

В 1990 году успешно проведено учение по оказанию помощи экипажу затонувшей подводной лодке совместно с ВМФ Народной республики Болгарии.
     Командование соединений ПСС - Д.С. Гагин, А.А. Ишинов, А.А. Голодов, И.А. Кулаков, В.К. Кочул, В.А. Бекин, В.К. Широков, Ю.С. Карелин, Г.Е. Чернохлебов и Г.В. Арешкин в течение 1990-1993 годов успешно решали задачи поддержания высокой боевой готовности подчиненных кораблей и судов. Слаженно работал 2225 склад спасательных средств по бесперебойному снабжению кораблей и частей флота аварийно-спасательным имуществом под руководством Б.Н. Слесарчук.
      На зачетных учениях штабы соединений и дивизионов уверенно управляли силами в различных ситуациях в том числе при переходе с мирного на военное время. Командиры и капитаны кораблей, судов и катеров были подготовлены к плаванию по всему мировому океану, каждый из них имел опыт самостоятельного выполнения спасательных операций. Отрабатывались и совершенствовались новые способы и приемы оказания помощи на море и спасению людей. Большое внимание уделялось решению этих задач в уделенных районах с активным использованием авиации флота и во взаимодействии со спасательными службами других министерств и ведомств, особенно с Комитетом, а позже, Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ. Еще до гибели подводной лодки «Комсомолец» на Северном флоте, на Черноморском флоте были отработаны способы доставки спасателей со средствами спасения людей в район аварии в кратчайший срок авиацией флота и их десантирование на парашютах на воду (парашютный метод) и с вертолета (бес парашютное десантирование).
      Зачинщиками, энтузиастами и исполнителями этого метода ведения спасательных действий, как я уже говорил, являлись бывший начальник ПСС ЧФ В.Ф. Юрганов, офицеры Г.В. Новокрещенов, И.А. Кулаков, Б.А. Борисов, мичман В.В. Русанов и другие офицеры и мичманы ПСС ЧФ, ВВС ЧФ и 167 аварийно-спасательной партии 37 бригады спасательных судов.
     Все перечисленные офицеры совершали регулярные прыжки на парашютах на воду, в открытом море, при состоянии моря до 3-х баллов. Ими были изобретены и успешно испытаны средства парашютного сброса на воду и развертывания на воде надувных моторных лодок «Стриж-М» и другие приспособления для быстрого и эффективного спасения людей на воде в открытом море.
      Авторитет Поисково-спасательной службы ЧФ был очень высоким и она уверенно удерживала лидирующие позиции в Военно-морском флоте СССР.
      В 1991 году, после известных августовских событий в стране, Черноморский флот возглавил адмирал И.В. Касатонов. Опытный моряк и требовательный начальник он постоянно уделял большое внимание поисково-спасательной службе флота. По его личному указанию были переработаны основные руководящие документы, изменена организация Поисково-спасательного поста. Все это значительно повысило качество ПСО сил флота и эффективность управления им с командного пункта флота.
   Необходимо отметить, что ко всем имеемым экономическим и финансовым трудностям, начиная с конца 1991 года, в стране начался «парад суверенитетов» республик, входивших в состав СССР. Большая мощная, уважаемая во всем мире страна распалась на небольшие государства, у руководства которых кроме личных амбиций и жажды власти не было нечего. Это очень отразилось на деятельности Черноморского флота и ПСС ЧФ, в частности, на жизни и судьбах многих моряков-черноморцев и членов их семей. Объявив о своей независимости, Украина в одностороннем порядке заявила, что все воинские формирования, объединения, соединения и части Вооруженных сил СССР, дислоцированные на ее территории, являются собственностью новоявленного государства. Все это относилось и к Черноморскому флоту в полной мере. Это вызвало неоднозначную реакцию у военнослужащих и севастопольцев. Подавляющее большинство моряков-черноморцев было категорически против такой постановки вопроса о судьбе флота.
     Другая, меньшая, часть офицеров и мичманов решила перейти в Вооруженные силы Украины, надеясь на более высокие должности и звания. Не все из них поступали порядочно. Некоторые тайком принимали военную присягу Украины, некоторые склоняли к переходу своих подчиненных, некоторые похищали секретные документы. Однако, надо отметить, что были и такие военнослужащие, которые, решив связать свою жизнь с Вооруженными силами Украины, честно написали рапорты и подали их по команде. Все эти работы были удовлетворены командованием. Много было разного, и в этом разберутся историки.
     У всех нас вызвала горечь и сожаление пассивность руководства Российской Федерации по отношению к судьбе Черноморского флота и главной базы города-героя Севастополя. Только твердая позиция Командующего ЧФ адмирала И.В. Касатонова и Военного совета флота позволила сохранить его единым и боеготовым, подчиненным Главнокомандующему ВМФ Российской Федерации, которая являлась правопреемницей СССР.
      Надо признать, что у командования ПСС ЧФ, подчиненных соединений и частей вопроса выбора не стояло. Все были верны данной Военной присяге и Командующему флотом. Да, пришлось значительно усилить воспитательную работу со всеми категориями личного состава, больше внимания уделить охране и обороне береговых объектов, кораблей и судов. В экстренном порядке стягивались в Севастополь силы и средства поисково-спасательного обеспечения, базирующиеся в других портах и на территории Украины и Грузии. Это было необходимо в связи с беспрецедентным давлением на командование и черноморцев со стороны националистически настроенных сил. Были моменты, когда противостояние могло достигнуть критической точки. В знак протеста против происходящего, я приказал спасательным судам 37 бригады спасательных судов базирующейся на Севастополь 8 апреля 1992 года поднять российский Андреевский флаг. Этим мы доказали свою верность России и единожды данной Военной присяге. После моего доклада Командующему флотом о подъеме Андреевского флага адмирал И.В. Касатонов высоко оценил мужество и верность спасателей и поблагодарил их за верность Родине.
     Особо нужно отметить четкую и взвешенную позицию руководства 3 бригады поисково-спасательных кораблей под командованием капитана 1 ранга Г.Е. Чернохлебова. Эта бригада базировалась в озере Донузлав и находилась в отрыве от основных сил поисково-спасательной службы флота. Его высокоэффективная воспитательная работа дала результат, и все силы и средства поисково-спасательной службы ЧФ были полностью сохранены: ни один корабль, судно, катер не изменили своей подчиненности.
      Между тем, несмотря на политические страсти, деятельность флота продолжалась. Проводилась боевая подготовка, выполнялись учебные стрельбы, осуществлялись интенсивные перевозки морем техники и людей, особенно в районе кавказского побережья. Все это требовало поисково-спасательного обеспечения, которое проводилось на высоком уровне, что неоднократно отмечалось командование флота и ПСС ВМФ РФ.
      В связи с тяжелыми авариями и гибелью большого количества людей, таких как, атомная подводная лодка «Комсомолец», пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов», Правительство Российской федерации усилило внимание к проблемам поиска и спасения на море. В 1993 году во исполнение постановления правительства Российской Федерации: «О совершенствовании деятельности ведомственных аварийно-спасательных служб» приказом Министра обороны РФ 19 апреля 1993 года № 215 поисково-спасательная служба ВМФ была преобразована в Управление поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-морского флота (УПАСР ВМФ) с подчинением начальнику Главного штаба ВМФ.
      Соответственно, в марте 1994 года на флоте было сформировано Управление поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота (УПАСР ЧФ) с подчинением начальника управления и подчиненных ему сил начальнику штаба флота. Вывод спасателей из состава тыла и подчинение начальнику штаба ЧФ значительно укрепило позиции спасательной службы на флоте и расширило её возможности, как одного из основных видов боевого обеспечения. Улучшилась организация управления и взаимодействия с другими отделами и службами, соединениями и частями флота.
     Управление поисковых и аварийно-спасательных работ, по сравнению с ранее существовавшей Поисково-спасательной службой, количественно и качественно отличалось в лучшую сторону. Организационно УПАСР флота существенно модернизировалось и его составными частями стали: командный пункт, который вошел в общую систему управления силами флота; организационно-плановый отдел; отдел поиска и организации поисково-спасательного обеспечения полетов космических аппаратов; отдел организации поисково-спасательного обеспечения и боевой подготовки; отдел организации и снабжения.
      Я был назначен начальником УПАСР ЧФ. Для укомплектования Управления, наряду с опытными офицерами-спасателями, такими, как капитан 1 ранга В.Н. Савин, полковник медицинской службы Л.Ф. Шевчук, капитаны 2 ранга В.В. Величко, А.П. Кирпичев, подполковник Г.В. Новокрещенов, был назначен ряд прекрасно подготовленных офицеров, прошедших службу в соединениях и частях флота. Это были капитаны 1 ранга А.А. Силин, Р.М. Лайпанов, полковник В.А. Филин, подполковник В.М. Кривонос, капитаны 2 ранга В.К. Кочул, А.А. Зубков, капитаны 3 ранга А.Л. Чабаненко, С.В. Цыганков, А.Ю. Алексеев, О.Е. Захаров, А.Б. Афинеевский, капитан-лейтенант Р.В. Хлопков и другие. Вместе с ветеранами ЭПРОН-АСС-ПСС служащими Э.Х. Лейбовичем, В.П. Красовским, Н.В. Гордеевым, А.В. Соколовой, Н.С. Харитоновой и другими был сформирован сплоченный коллектив единомышленников, способных преодолеть любые трудности (в том числе после перестроечные).
     Несмотря на сложную политическую обстановку, сложившуюся вокруг флота, и очень болезненный его раздел между Россией и Украиной, УПАСР ЧФ с подчиненными соединениями и частями продолжало успешно решать задачи поисково-спасательного обеспечения сил флота и выполнение спасательных операций на акватории Черного моря.
     Однако, сложное экономическое положение России не могло не отразиться на состоянии Черноморского флота, который оказался в определенной изоляции на территории Украины. Начался необратимый процесс сокращения соединений и частей флота. Так была сокращена 3 бригада поисково-спасательных кораблей, прекратили существование дивизионы и группы спасательных судов в Керчи, Феодосии, Донузлаве, Одессе, сокращены и прекратили свое существование склады аварийно-спасательного имущества в п. Межгорье, Керчи и отделение склада в Одессе. В связи с отсутствием финансирования остановлен (выполненный на 92%) ремонт океанского спасательного судна «Эльбрус», который мы, пытаясь спасти его от присвоения его Украиной, под буксирами перевели в Севастополь и начали заканчивать ремонт своими силами. Однако решением центральных органов управления ВМФ России он был списан и продан под разделку на металл коммерческой фирме. Аналогичное решение было принято и по поисково-спасательному кораблю «Донбасс», закончившему ремонт в СРЗ г. Ильичевска и готовому к вводу в состав сил постоянной готовности флота.
     Так же решением центральных органов ВМФ шло списание других катеров, подводных аппаратов, водолазных комплексов и другого аварийно-спасательного имущества.
     Ощутимым ударом по готовности соединения спасательных судов к поиску затонувших объектов было сокращение и расформирование 1329 группы специального назначения, возглавляемого капитаном 3 ранга А.А. Андрияшиным, большим энтузиастом своего дела. Это было уникальное биотехническое подразделение дельфинов, способных с высокой эффективностью решать специальные поисковые задачи.
      Все эти действия существенно снизили возможности спасательной службы по выполнению поисково-спасательных действий. Все острее ощущалась нехватка горюче смазочных материалов для спасательных судов, прекратились поставки газов для приготовления газовых смесей для обеспечения спусков под воду и поддержания норм отработки водолазов-глубоководников. В этот период возможности водолазов 37 бригады ограничивались глубиной только 60 метров.
      В 1995 году после неимоверных усилий, предпринятых командованием Управления поисковых и аварийно-спасательных работ, поддержанных Командующим флотом адмиралом Э.Д. Балтиным, удалось выйти в полигон и отработать с борта спасательного судна «Эпрон» водолазов-глубоководников на глубину 120 метров. По тем временам это было большое достижение не только для флота, но и в масштабе ВМФ РФ. К большому сожалению, это была разовая отработка, и поддержать водолазов-глубоководников в режиме в дальнейшем не удалось. Остатки гелия были зарезервированы для ведения возможных фактических аварийно-спасательных работ по оказанию помощи аварийным подводным лодкам.
      Тем не менее, Управление поисковых и аварийно-спасательных работ ЧФ уверенно решало задачи по поисково-спасательному обеспечению сил флота. Основная нагрузка легла на 37 бригаду спасательных судов, которой уверенно командовали капитан 1 ранга Д.С. Гагин, а с сентября 1994 года капитан 2 ранга А.А. Ишинов. У них были хорошие заместители и помощники капитаны 2 ранга В.М. Баскин, В.А. Бондаренко, В.Ф. Бех, В.Е. Тарануха и другие.
       По-прежнему звучали сигналы учебных и боевых тревог, как и ранее, перекрывая все нормативы, спасательные суда выходили в море для оказания помощи и спасения людей. Основными аварийно-спасательными работами за данный период были: снятие с мели сухогрузного транспорта «Таврида» в порту Ялта, снятие экипажа и буксировка в порт турецкого транспорта «Якия», тушение большого пожара на плавбазе «Халин», снятие в порту Новороссийск транспорта «Сож» и плавучей казармы "ПКЗ-103".
     300-летие Российского флота УПАСР ЧФ встретило сплоченным коллективом профессионалов, хорошо знающих и умеющих делать свое дело и верных присяге.
     В ноябре 1996 года я уволился в запас по возрасту. На место начальника Управление поисковых и аварийно-спасательных работ был назначен капитан 1 ранга В.В. Васильчук, прошедший хорошую школу и закалку на надводных кораблях флота, который уверенно продолжил руководство спасателями Черноморского флота Российской Федерации.
http://yuvit.mylivepage.ru/wiki/580/214
Previous post Next post
Up