Зыбкость цивилизационных оценок

Feb 01, 2008 10:26

Почему-то кажется, будто Запад господствует уже много веков, и нынешнее движение ислама расценивается как некое неожиданное возрождение после, опять же многовековой, спячки.

При этом забывается, что ещё в конце 17 века, мусульмане владели Венгрией, Словакией и Словенией, захватывали Исландию, опустошали Штирию, воевали с Польшей и штурмовали Вену.Вначале 18 века Турция наносила военные поражения России и Венеции, отвоёвывая у них европейские территории. В середине 18 века марокканцы изгнали из своей страны испанцев и португальцев, это была первая страна, признавшая только что обретшие независимость США.

В 18 веке продолжала бурлить идеологическая и культурная жизнь мусульманских стран. Именно тогда зарождается ваххабизм, возникает ряд новых суфийских братств, в том числе, например, тиджанийа, своего рода малое возрождение переживает во второй половине столетия культура Ирана. Ислам продолжает завоёвывать всё новые народы, могучие султанаты возникают в Западной и Восточной Африке, миссионеры успешно действуют в Центральной Африке и на Малайском Архипелаге, ряд периферийных культур обретает письменность на основе арабской.

По сути, господство Запада становится ощутимым лишь в течение 19 века. При этом свою независимость сохраняют Турция, бывшая существенным игроком европейской политики вплоть до конца Второй мировой, Иран, Афганистан, Египет, Албания, Неджд, Йемен. Некоторые области, такие как Асир и Хиджаз, остаются под властью, пусть и иноземных, но всё-таки мусульманских держав. Ряд стран попадают под власть европейцев, но лишь в самом конце 19 - начале 20 веков и только на короткое время. Например, Марокко была в таком положении в течение 44 года (1912-1956), Сирия 47 лет (1920-1967), Ирак 12 (1920-1932). Для сравнения: как раз примерно по 40 лет мусульмане владели Южной Францией и Южной Италией, а Сицилией, Испанией, Балканами и Русью они владели веками.

Учитывая это, рост влияния ислама в современной Европе следует считать не курьёзом, не артефактом, не случайностью или неожиданностью, а закономерным продолжением тысячелетнего процесса, лишь на короткое время прерванного религиозным переворотом. Причём, по мнению некоторых историков и богословов, переворот этот был вызван ничем иным, как влиянием ислама на западную христианскую культуру. Так, ещё в 1597 году вышла книга Уильяма Рейнольдса "Кальвинотуркизм", в которой на 600 страницах доказывалось происхождение идей реформатства от ислама.

ислам, историософия

Previous post Next post
Up