Всё те же песни - 2, или Тайна фэнтези

Jul 17, 2013 11:29

Люди несвободны в своей лжи и своих фантазиях. Поэтому когда вы лжёте или фантазируете, вы говорите о себе больше, чем когда пытаетесь сказать правду. На примере фэнтези это хорошо видно: сколько ни изощряются авторы сказок, а получается всё одно и то же - изрезанный горами, реками, островами и полуостровами динамичный Запад, дикий и спящий Юг в джунглях, дикий и опасный Восток в степях и полупустынях, жителей первого можно обратить в рабов, жителей второго, то есть нас с вами, можно только истребить. Учитывая нравы сказочных жителей Запада, об этом лучше не забывать.

Стена Адриана, Византия, Венеция, Красный крест - воспроизводятся даже мелочи. Кстати, странно, что Антидиффамационная религия не преследует авторов тех фэнтези, где отсутствуют аналоги евреев. Это ж получается, люди грезят о мире, где всё до деталей есть, а их нет.

Представленное в фэнтези разнообразие хорошо продуманных религий, обычаев, организаций, культур, даже языков говорит в пользу популярной гипотезы, согласно которой англичане придумали Индию. Они могли. В эту же пользу говорит несоответствие тех слатеньких и маловразумительных историй, на которые только и способны нынешние индийцы, жёстким и кристалльно ясным историям, какие приписаны их древности. Фэнтези в чистом виде существует с 1858 года, когда вышел роман Phantastes Джорджа Макдональда. А религии англичане стали придумывать ещё в 18 веке, начав с неодруидизма. Так что очень может статься, что мы живём придуманным ими прошлым, далеко не только индийским. И если это ещё не так, то скоро обязательно будет.

Почему древность так популярна? Почему пишут фантазии на эту тему? Разве прогресс не дал нам столько всего, чего древние были лишены? Почему современность не вдохновляет так, как эта ужасная древность, полная грязи, болезней, насилия?
Потому что теперь мы лишены условий, в которых возможен религиозный опыт. Религиозный опыт требует условий тяжелейших, невыносимых, оказывающих на человека такое давление, что изменённые состояния сознания возникают довольно часто. Именно поэтому в древности могут происходить чудеса, действовать боги, демоны, сказочные чудовища, магия и проч. Теперь они ушли навсегда - вместе с тем травмирующим и в то же время эйфорическим опытом, который порождался жизнью в трудных условиях и на котором так долго строилось общество. Теперь настала пора трезвости. И нам придётся найти такой способ взаимоконтроля и мотивации, какого не было во всём нашем историческом опыте.

В отсутствии религиозного опыта не было бы ничего плохого… Но это значит отсутствие вдохновения. Простые человеческие потребности, связанные с инстинктами и рациональным осмыслением действительности, не дают того воодушевления, энтузиазма, какие даются контактом с высшими силами, пусть и воображаемым. Отсюда кризис искусства и небывалое увлечение наркотиками.

Фэнтези - это имитация условий религиозного опыта и самого этого опыта. Уже ведь возникли нешуточные религии, прямо основанные на фэнтези и родственных жанрах - мормоны в 19 веке, джедаизм в 20 (а если посмотреть, из чего возникло растафарианство, то даже лысина начинает шевелиться). Это если не считать буддизм и все эти бесконечные формы индуизма плодом работы историков, антропологов, лингвистов и литераторов Ост-Индской компании.

Можно возразить, вспомнив о каких-то там древних артефактах, найденных археологами. На аналогичные доводы в пользу того, что Вселенной больше годиков, нежели можно посчитать по Библии, представители научного креационизма отвечают, что Бог специально создал мир таким состаренным, чтобы замести следы и ввести некоторых в соблазн. Как вы думаете, на что способны археологи, допускающие существование такого Бога?

историческая этология, религиеведение, кино, литература

Previous post Next post
Up