Год назад купил книжку, и только сейчас руки дошли прочесть.
Обратите внимание на список авторов: двое известных, один относительно известный и семеро (не все указаны на титуле), слава которых как будто так и не перешагнула за пределы их же эпохи. Почему "как будто", станет понятно чуть позже.
Двое известных - это, понятно, Стриндберг и Киплинг. Причём в отношении последнего дано забавное примечание:
"Английский писатель Рэдгард Киплинг необыкновенно быстро снискал себе литературную известность. Он ещё очень молод, и всего три года как начал свою писательскую карьеру. Выступив впервые с мелкими рассказами из англо-индийской жизни, он сразу обратил на себя внимание критики и публики не только в Англии, но и во всей Европе. Своеобразная манера, яркость типов, всестороннее знакомство с бытом малоизвестного Европе народа быстро сделали этого писателя модным".
Кстати сказать, его рассказ в сборнике посвящён тому, как солдат колониальных войск сходит с ума и начинает стрелять по сослуживцам. Знакомая история, не правда ли. За сто лет у англосаксов в этом плане ничего не изменилось.
Относительно известный писатель - это Джованни Верга (Giovanni Carmelo Verga, 1840-1922), который считается классиком итальянской литературы.
Наконец, остальные:
Эрнст Альгрен (Ernst Ahlgren) - псевдоним шведской писательницы Виктории Бенедиктсон (Victoria Maria Benedictsson, 1850-1888),
английский писатель Эрнест Хорнунг (Ernest William Hornung, 1866-1921),
французский писатель Людовик Галеви (Ludovic Halévy, 1834-1908),
французский журналист и сенатор Третьей республики Гюг ле Ру (Hugues Le Roux, 1860-1925),
шведская писательница Анна Леффлер (Anne Charlotte Edgren-Leffler, герцогиня Каянелло, 1849-1892),
польская писательница Элиза Ожешко (Eliza Orzeszkowa, 1841-1910)
и наконец Сергей Никитич Филиппов (1863-1910), журналист, писатель, литературный и театральный критик, автор популярного в своё время путеводителя по Европе; вероятно, составитель сборника и переводчик всех текстов.
Надо сказать, разница между писателями известными и малоизвестными видна - даже несмотря на "руку переводчика". У малоизвестных персонажи неживые, скорее картонные, реальность сильно прилизана. Известные же берут реальность за грудки. Лучший рассказ сборника - у Стриндберга - о трагическом раздвоении личности немецкого офицера во время франко-прусской войны. С одной стороны, он читает Шопенгауэра и утончённо любуется природой в письме к жене, а с другой, должен расстреливать французских крестьян. У Верга описан сицилийский обычай: поцелуй мужчин означает вызов на смертельный поединок. У Хорнунга англичане чуть не довели своей чопорностью до самоубийства слишком естественную австралийку. Та самоубийство разыграла и сбежала назад в Австралию. Выяснение, как это обычно бывает у англичан, превратилось в лёгкий детектив. Из остальных запомнился только самый первый рассказ, давший название всему сборнику - "К чему жить?".
Ответ на этот вопрос отчасти в судьбе самих литераторов и их творчества. Любопытно, что 8 из 10 авторов, за исключением ле Ру и Филиппова, которые были больше журналистами, располагают своей фильмографией. Экранизаций больше всех, конечно, у Стриндберга -
189 названий, причём начали снимать ещё в 1910, а последний фильм снимается сейчас и выйдет в будущем году. На втором месте уже сюрприз - Галеви с
85 названиями (первое аж в 1907, последнее в 2011), правда это почти полностью оперетты - Людовик был знатным либреттистом. У Киплинга
84 названия, первое в 1910, последнее выйдет в 2014. У Верга
31 название (первое в 1910, последнее в 2013), но среди них - работа самого Висконти ("Земля дрожит", 1947). Далее идёт Хорнунг -
18 названий (первое в 1905, последнее в 1977), главным образом за счёт его знаменитого в своё время Раффлса - взломщика-любителя, литературного родственника Шерлока Холмса (сам Хорнунг был женат на сестре Конан Дойля). Ожешко -
5 названий, первое в 1911, последнее в 1987. У Бенедиктсон
2 названия - 1965 и 2001 годов. Наконец, у Леффлер
всего одна экранизация - телеспектакль "Настоящие женщины" 1991 года.
Мы видим, что даже писатели, имена которых нынче можно встретить разве что в антикварных изданиях, дают людям работу и пищу для размышлений через сто лет после своей смерти. Это ли не резон жить и работать?
Общий замысел сборника в том и состоит: вселить в читателя жизнелюбие, понимание переменчивости судьбы и ценности нашего существования. Однако автор первого же жизнеутверждающего произведения Виктория Бенедиктсон (Эрнст Альгрен), которая и задалась вопросом, к чему жить, покончила с собой, трижды перерезав бритвой сонную артерию, в гостиничном номере, в возрасте 38 лет…