Музыка сфер

Jun 17, 2013 12:41

Завершил первую часть своего музыкального образования (не уверен, будут ли последующие). Если что, "Мурку" могу сыграть, причём с самолично подобранными аккордами. За три дня расшифровал на слух гимн СССР. Тексты по философии музыки теперь могу читать свободно. Понял, что простота и тут залог успеха: самые простые и математично устроенные мелодии - классические, то есть Моцарт, Гайдн, Григ, Чайковский и проч. Они приятнее на слух, быстрее всего запоминаются и легче всего разучиваются. Впрочем, за время обучения я выслушал столько странной музыки, сколько не слышал за всю жизнь - один только Хиндемит чего стоит.

Но главная цель была всё же разобраться, что к чему, и понять, как возможна комплементарная музыка. Люди сведущие в своё время не смогли мне объяснить, так что пришлось разбираться самому.

Из того, что я понял, выходит, что ключевой категорией в этом смысле является лад. Именно он определяет, так сказать, весь содержательный колорит музыки. Китайская музыка определяется пентатоникой, джаз - джазовыми ладами и т.д. Существует более 1300 ладов. И это без учёта микрохроматики. (Кстати, любопытно, что упорядочение музыкальной системы в 18 веке, приведшее к формированию классических образцов, математизации музыкальной теории и т.п., оказалось сопряжено с отказом от микрохроматики, что само по себе трудно не расценивать как регресс. Будем надеяться, что в будущем эти преимущества как-то соединятся.)

Лад - это своего рода формула, которая показывает нам, какие ступени хроматического ряда мы используем. Лад, отложенный от той или иной ступени этого ряда, образует тональность. Тональность, как правило, задаёт настроение мелодии - тревожная, торжественная, печальная и т.п.

Скрябин в своё время решил сопоставить тональность и цвет - он был первым в этом деле. Если интегрировать разные тональности в одну мелодию, она будет политональной. Если продолжить цветовую аналогию,  это будет "белая музыка", вобравшая в себя все цвета.

А что будет, если интегрировать разные лады? Такие опыты есть, они называются полимодальной музыкой. Главный представитель - Бела Барток. Он брал старинные греческие лады, характерные для народной музыки, и соединял их с натуральными.

Задача, которую вижу я, несколько сложнее. Во-первых, надо сопоставить каждому мировоззрению определённый лад. Например, китайская пентатоника - это скорее всего конфуцианство, тем более что там есть и соответствующая теория. Гедонизм, материализм, буддизм и проч. должны получить свои лады. Во-вторых, надо найти формулу интеграции этих девяти ладов. Не исключено, что некоторые лады будут полностью поглощены другими. Наконец, в-третьих, нужно создать нонамодальную мелодию. И услышать, как звучит комплементаризм. Это, конечно, задача не для меня. Но вдруг кто из профессионалов примет вызов...

комплементаризм, музыка

Previous post Next post
Up