Некоторые вопросы народной государственности

Jun 14, 2013 14:26

Народная государственность есть придание завершённости любой низовой инициативе. Любые представления о неопасном для существования и здоровья окружающих образе жизни могут и должны быть поддержаны государственной властью и таким образом сами прийти в состояние государственности. Народная государственность не есть приватизация государства и в то же время она не есть огосударствление общественной жизни. Она есть некое третье агрегатное состояние отношений государства и общества. Народная государственность есть не только сверхдемократия, но и высшая форма гражданского общества, в которой граждане не просто создают автономные организации, влияющие на государство, но создают само государство в разнообразных формах. Это предельная свобода, открывающая простор социальному творчеству, и предельная ответственность, инициирующая практическую конкуренцию общественных идеалов.

Народная государственность включает в себя единую рамочную территориальную юрисдикцию и множество внутренних экстерриториальных юрисдикций (которые могут быть и трансграничными, то есть распространяться и на граждан других территориальных юрисдикций). Рамочная юрисдикция обеспечивает общую безопасность всех внутренних юрисдикций и решает межъюрисдикционные вопросы, в её исключительном ведении находится межъюрисдикционное право. Рамочная юрисдикция дозволяет или не дозволяет развитие тех или иных внутренних юрисдикций, поддерживает или прекращает их деятельность, разрешает споры между юрисдикциями или между лицами, принадлежащими к разным внутренним юрисдикциям.

Вопрос: если внутренняя юрисдикция распределяется не по территории, а по кругу лиц, может ли оказаться так, что какие-нибудь юрисдикции будут ограничивать приём по расовому, национальному, половому, возрастному, имущественному признаку?
Теоретически это возможно. Могут быть образованы юрисдикция белых и юрисдикция цветных, юрисдикция русских ("экстерриториальная Русь") и юрисдикция евреев ("экстерриториальный Израиль"), юрисдикция молодых и юрисдикция стариков, юрисдикция мужчин и юрисдикция женщин, юрисдикция гомосексуалистов и юрисдикция натуралов, юрисдикция богатых и юрисдикция бедных, юрисдикциях карликов и юрисдикция великанов, юрисдикция рыжих и юрисдикция лысых, юрисдикция рыболовов-спортсменов и юрисдикция борцов за права рыб. Подобные объединения существуют и сегодня, однако, когда они входят в состояние государственности, условия их существования меняются. Всякая юрисдикция нуждается в налогоплательщиках (или просто в плательщицах), и, в отсутствие территориальной сегрегации (мы ведь говорим об экстерриториальных юрисдикциях, о распределении по кругу лиц, которые могут жить на одной территории и даже в одном жилище), всякое ограничение будет оборачиваться серьёзными финансовыми потерями, но не будет приносить существенных благ. Юрисдикции скорее даже будут бороться друг с другом за налогоплательщиков, демонстрируя большую эффективность своих судебных и полицейских систем, своих коммунальных служб и различных регистрационных органов*. С другой стороны, все вопросы национальных отношений, религии, усыновления, полигамии и однополых браков будут решаться именно на уровне народной государственности, то есть собственно внутренними юрисдикциями, а рамочная юрисдикция, государство в привычном смысле, может и вовсе о них забыть.

В свою очередь, внутрення юрисдикция - это высшая фаза развития народной самодеятельности в области создания аналогов государственных учреждений. Уже сегодня граждане могут создавать свои аналоги валютных систем (например, корпоративные валюты), суда (третейские суды), полиции (охранные и детективные агентства), армии и некоторых других учреждений. В худшем случае любое подобное учреждение может существовать без какой-либо поддержки государства (лишь с его дозволения). Гражданин платит все налоги и может разово обратиться к тому или иному негосударственному учреждению, оплачивая при этом его помощь. Это система может развиваться по двум направлениям - в области большей самоорганизации и в области государственной поддержки. Государственная поддержка может состоять, прежде всего, в признании деятельности тех или иных негосударственных учреждений эквивалентными государственным. Например, решение негосударственного суда может быть приравнено к решению государственного и обеспечено силой государственного принуждения, служба в негосударственной армии может быть приравнена к службе в государственной, отбытие срока в негосударственной тюрьме может быть приравнено к отбытию в государственной и так далее. Кроме того, государство может субсидировать важные для него негосударственные учреждения. Сами эти учреждения могут предлагать гражданам не разовую помощь за разовую оплату, но помощь систематическую на основе абонентской платы. Например, гражданин платит регулярные взносы в пользу какой-нибудь негосударственной судебной системы и может в любой момент ею воспользоваться. Чтобы ещё более уменьшить финансовое бремя для гражданина, негосударственные учреждения могут кооперироваться - суды, полицейские корпорации, валюты и так далее могут создавать единые поддерживающие друг друга системы. Оптимальный способ такой агрегации - вокруг определённой идеи, что сразу решает вопросы их совместимости и брендирования. Именно эта фаза развития и приводит к созданию виртуальных юрисдикций. Следующий этап - признание таких юрисдикций государством и договорённости об откупе налогов. Внутренняя юрисдикция обязуется платить государству тот минимум налогов, на который государство рассчитывает в отношении тех или иных граждан, сами же граждане, которые предпочли учреждения той или иной внутренней юрисдикции государственным, платят только налоги этой юрисдикции - по её правилам. Таким образом у граждан возникает новая свобода - свобода выбирать и даже создавать юрисдикцию по своему вкусу. Кто хочет жить в СССР, может жить в экстерриториальном СССР, кто хочет жить в Римской империи, может жить в экстерриториальной Римской империи, и так далее. В системы таких институтов могут входить, разумеется, не только аналоги чисто государственных учреждений, но и другие - например, соответствующие институты образования, здравоохранения, информации, идеологии и проч.

Вопрос: если внутренние юрисдикции будут иметь собственные военные и полицейские силы, да к тому же носить трансграничный характер, как рамочная юрисдикция, то есть собственно территориальное государство, будет их контролировать?
Во-первых, поскольку государство стоит у истоков любой формы народной государственности, оно может выставить любые условия для существования таких форм. Как сегодня оно контролирует частые армии, охранные и детективные агентства, так же оно может контролировать и вооружённые силы внутренних юрисдикций. Вся разница - лишь в агрегации этих сил с другими учреждениями и в привязке их к определённым идеям. Государство может ограничивать их численность, виды их вооружений, дислокацию, способы и сферы использования.
Во-вторых, если государство считает внутренние юрисдикции частью самого себя (поскольку они, подобно адвокатуре, носят двойственную, общественно-государственную природу) и поддерживает их как своей силой, так и ресурсами, оно может кооптировать своих чиновников в органы управлениями этими юрисдикциями или, напротив, рассматривать лидеров внутренних юрисдикций как особого рода государственных чиновников, со всеми вытекающими отсюда требованиями к ним.
Наконец, в-третьих, наиболее сильные и развитые государства современности строятся вокруг клубного правления. Это значит, что существует некая группа людей, объединённых общими принципами в некоторое сообщество, и это сообщество поддерживает своих участников в различных сферах общественной жизни. Именно из него вырастают и гражданские лидеры, и крупные предприниматели, и имено из него рекрутируются государственные чиновники. Без такого сообщества и лежащих в его основе принципов, которые объединяли и дисциплинировали бы людей разных наций, конфессий, политических убеждений и проч., едва ли возможно контролировать что бы то ни было, даже совершенно унитарное и диктаторское государство.

*Кстати, если какая-нибудь экстерриториальная юрисдикция будет признана сразу несколькими территориальными, она может выпустить и свой загранпаспорт, который будет действителен на всех соответствующих территориях.

политическая философия, народная государственность

Previous post Next post
Up