«Искра жизни» роман Эриха Марии Ремарк о немецком концентрационном лагере Меллерн. В реальности лагеря с таким названием не существовало. Тем не менее, было множество других. О них мы знаем благодаря многочисленным архивам документов, фотохронике, а также свидетельствам бывших узников. Но в те далекие страшные дни даже жители ближайших к лагерям городков пребывали в беспечном неведении относительно того, в каких бесчеловечных условиях не живут, а существуют их соседи.
«…Каждый день поднимался над крышами домов дым из кухонных печей, которому не было никакого дела до черных клубов, валивших из трубы крематория; на спортплощадках и в парках царила веселая суета, в то время как на лагерной "танцплощадке" сотни загнанных тварей хрипели в предсмертных судорогах; толпы радостно возбужденных отпускников и отдыхающих каждое лето устремлялись в леса, в то время как колонны узников, собрав всех умерших и убитых, тащились из каменоломен обратно в лагерь…»
В лагере Меллерн, который описывает Ремарк, можно узнать немецко-фашистский лагерь Бухенвальд. С июля 1937 по апрель 1945 года в этот лагерь было заключено около 250 000 человек, Из которых были замучены и погибли примерно 56 000 заключенных. Это был один из крупнейших лагерей смерти. В 1945 году после освобождения лагеря жителей города Веймара привели туда, чтобы те увидели преступления нацистов, находящиеся за гранью понятий о человечности. А пока равнодушные к чужим пыткам горожане жили свою жизнь:
«Родителей его уже не было в живых - их прах стал удобрением на картофельном поле одного добропорядочного крестьянина в деревне Вестлаге: пепел сожженных в крематории насыпался в мешки и продавался как искусственное удобрение. Он был богат фосфором и кальцием…»
Описывая будни коменданта лагеря Нойбауэра, начальника бункера Бройера, лагерфюрера Вебера и других эсэсовцев, показывая их мысли и поступки, Ремарк пытается разобраться в том, почему одни люди стали безнаказанно и жестоко мучить других.
Системно-векторная психология очень
точно описывает психологию садиста . Желание причинять боль, издеваться, унижать испытывают исключительно люди, имеющие в своём психическом анальный вектор в фрустрированном состоянии. Это их месть, попытка выровнять внутренний дискомфорт, наполнить таким способом свои нехватки.
Анальный вектор даёт человеку повышенное чувство справедливости, на этой почве легко произрастают обиды. Недодали! (далее - перечень из ценностей данного вектора). Это перекос, который его ригидная психика не выносит. Терпит, копит, а потом прорывается... всегда одинаково - насилием и националистическими идеями (в основе которых главная ценность вектора - разделение на чистое и грязное, выраженное здесь в разделении на достойные и низшие расы).
Желая выправить своё внутреннее состояние обделённости, человек бессознательно стремится сделать больно другим, так сказать отомстить, чтобы было поровну: плохо не только мне, но и тебе. И если сначала глубоко обиженный мальчик с удовольствием мучает и душит кошку, то в следующий раз ему этого будет мало. Любое желание, будучи наполненным, удваивается, требуя еще более изощренного удовлетворения...
Сталкиваясь с материалами о зверствах фашистов, которые творились в концлагерях, мы испытываем шок, ужас, сострадание, возмущение… Множество разных эмоций, в зависимости от наших векторов и их состояний. Если бы роман «Искра жизни» был написан писателем с одним лишь зрительным вектором из всех верхних векторов, то сострадание мукам павших от рук эсэсовцев, боль и возмущение были бы единственной темой произведения. Но Эрих Мария Ремарк, обладатель звукового вектора, писал не только об этом. Есть то, что нельзя потрогать руками, нельзя выбить дубинками и сжечь соляной кислотой. То, что ощущает звуковик, то большее, что никак не связано со страдающим телом. За гранью материального мира, недоступное извергу, наслаждающемуся своим садизмом.
«Но Люббе ни за что не стал бы скулить, даже если бы он убивал его медленно. Он бы стонал, но это не считается. Это был бы не он, а всего лишь его тело.»
У человека есть базовые желания: есть, пить, дышать, спать. И есть желания добавочные, желания его векторов, которые так или иначе связаны с материальным миром, за исключением звукового. Его желания заключаются в постижении скрытого, поиске смысла во всём существующем, познании первопричины. Звуковой вектор не отожествляет себя с телом. Для него я - это гораздо большее, чем ноги, топчущие траву и руки, считающие деньги. И даже большее, чем влюбленное сердце, разделяющее мир на добро и зло. Звуковой вектор не связан земными желаниями. И потому в этих унизительных и бесчеловечных условиях, когда тело подвергнуто невыносимой боли, звуковой вектор главного героя романа бьётся над мыслью: «кто я?»
«Вот оно наконец-то: значит, я не животное. Не мусульманин. Не просто ходячий желудок, ненасытная утроба. Я ведь уже… Это ведь... сопротивление... это ведь... попытка снова превратиться в человека... это - начало...»
Это слова узника под номером 509. Он и ещё несколько человек называли себя ветеранами, жили они в Малом лагере. В это место отправляли дожидаться своей смерти тех, кто уже не мог работать. Небольшие бараки, битком набитые «живыми скелетами». Каждый день и ночь часть из них умирала. Жителей Малого лагеря в шутку называли мусульманами, за безразличие к внешним раздражителям, походку, с сильно опущенной головой и волочащимися ногами, за отсутствие хоть какой-то маломальской воли к жизни. Ветераны объединились, чтобы выжить в этом царстве смерти.
«…Важно, что они были вместе. Это придавало им силы. Смерть так же заразительна, как и тиф, и в одиночку, как ни сопротивляйся, очень легко загнуться…»
Их пример в очередной раз доказывает то, что выжить человек может только вместе с другими, объединившись в одно целое. В системно-векторной психологии для того, чтобы лучше понять роль и предназначение каждого из нас в жизни, мы описываем древнюю стаю. Чтобы выжить, каждый в ней выполнял свою роль для общего блага: уретральный вождь, обонятельный советник, звуковой идеолог, кожно-зрительная женщина вождя, оральный повар, ночные и дневные охранники стаи, кожные воины, анальные учителя и защитники женщин и детей и т.д.
В «Искре жизни» у ветеранов есть тоже яркие примеры, реализации своих заданных природой свойств для других людей. Эфраим Бергер - староста секции, бывший врач.
«Старостой секции был бывший врач Эфраим Бергер. Он был незаменим в их борьбе со смертью, со всех сторон надвигавшейся на барак. Зимой, в гололед, когда скелеты падали и ломали себе кости, ему многих удалось спасти, наложив шины.»
Продолжение следует... Статья написана с использованием материалов
тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана Автор:Наталья Вжесневская
Читайте также:
МЕЖДУ ПРЯНИКОМ И КНУТОМ ЗАЧЕМ МЫ ПРИШЛИ НА ВВОДНЫЕ ЛЕКЦИИ? КАК ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ? Единство народов России. Любовь без оправдания