Мое отношение к Кургиняну

Mar 01, 2012 01:28

Сергей Ервандович Кургинян - яркая звезда на небосклоне современной отечественной философии. Многие его идеи, касающиеся духовной жизни общества, мне чрезвычайно близки. В частности, анализ различных "модернов" и концепция российской культуры как "альтернативного Запада". Нельзя не отметить заслуги Кургиняна в деле окультуривания исторического сознания нашего народа, возвращения уважения наших соотечественников к собственной истории.
Вместе с тем, философия Кургиняна становится гораздо менее убедительной тогда, когда выходит за рамки анализа духовной культуры и ее воздействия на прочие сферы общественной жизни. Так, например, кургиняновская попытка по-мичурински "скрестить" Маркса с Вебером не просто неудачна - она заведомо бессмысленна. Ибо Маркс - последовательный монист. Вопреки уверениям Кургиняна, марксов анализ превращенных форм целиком и полностью лежит в русле диалектического и исторического материализма, и ни в малейшей степени не подрывает единый монолит марксовой философской теории. (Если искать какие-то идейные "трещины" во взглядах Маркса, то они находятся не в сфере его теории, а в сфере его идеологии - но Марксу эти "трещины" во многом простительны, ибо именно он едва ли не первым указал идеологии на ее весьма скромное и глубоко второстепенное место в реальной структуре социума). Таким образом, кургиняновский подход "чуть-чуть от Маркса, чуть-чуть от Вебера, перемешать и взболтать" не имеет никакого смысла - Маркс только тогда остается Марксом, когда он является хозяином философского "дома", а не жильцом философского "общежития". Впрочем, Маркс - весьма гостеприимный хозяин, его "дом" всегда открыт для лучших философских и частнонаучных концепций. Еще в 1930-е известный советский медиевист профессор Неусыхин понял, каким именно образом Вебер уверенно "встраивается" в марксистский контекст обратного воздействия надстройки на базис. При этом ни о каком теоретическом равенстве между Марксом и Вебером не может быть и речи.
Что же касается деятельности Кургиняна как политика, то она в целом практически провальна, несмотря на ряд частных успехов. Мне почти нечего добавить к обстоятельному анализу colonelcassad по этому вопросу:
http://colonelcassad.livejournal.com/660595.html
http://colonelcassad.livejournal.com/660943.html
С этим анализом я согласен почти во всем, за исключением того, что я всё-таки ставлю социальную философию Кургиняна безусловно выше социальной философии Кара-Мурзы. (Последняя в некоторых моментах просто откровенно бредова - лучше бы Кара-Мурза занимался своей химией и вообще не лез в общественные науки, в которых он мало что понимает). Да, и перспективы "Сути времени" на партию "не тянут" вообще.
По поводу митинга на Поклонной 4 февраля (во главе с Кургиняном) только одни члены "Сути времени" упорно твердят, что данное мероприятие был исключительно против "оранжевых". Все же остальные ясно видят, что оно было против "оранжевых" и за Путина.
А вот как людей на этот митинг собирали: http://www.newsru.com/russia/02feb2012/poklonnaya.html
Может, хватит уже отрицать очевидное?
И еще. Отказ Кургиняна поддержать КПРФ и Зюганова означает отказ поддержать самую вменяемую на сегодняшний день образовательную программу в России, что фактически ставит крест на амбиции Кургиняна возглавить отечественный "когнитариат".

Суть времени, подрывная философия, выборы

Previous post Next post
Up