Аз есмь и я люблю

Jul 31, 2010 11:12

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию педагогическую концепцию педагога детского дома-школы №11, руководителя городской литературной студи «Свеча», члена Союза писателей России Тамары Ильиничны Рубцовой. За многие годы работы с детьми огранился и углубился ее педагогический талант, непрерывно поддерживаемый огромным повседневным трудом накопления знаний, неиссякаемым вдохновением души беспокойной, наполненной трепетом живой мысли. Тамара Ильинична накопила солидный опыт в духовном воспитании детей. Согласитесь, что тема духовного воспитания в школе сегодня чрезвычайно важна и актуальна. Ведь мы живем в стране, где не так давно произошла катастрофа - крушение системы ценностей, которая складывалась целыми десятилетиями. Это крушение равно национальному бедствию. Долгое время мы жили под идеологическим колпаком, в обществе, где права и личные свободы граждан были чрезвычайно сужены. И вот в России произошла ценностная революция, и возрождение религиозной традиции - особая примета в изменении общественного сознания. Как говорить с детьми о том, что свято? Как донести до ребенка представления об извечных общечеловеческих ценностях, о том, по каким нравственным и духовным правилам люди должны жить, работать, общаться? С этой точки зрения концепция Т.И. Рубцовой представляется очень ценной.

«Слишком много на свете людей,
которым никто не помог пробудиться».
Антуан де Сент-Экзюпери
Для концепции любой
Важно всем на свете
Знать, что главное - любовь
И к большим, и к детям.
А потом - как благодать,
Словно дар от Бога.
И желание отдать
Знанья понемногу.

Чтобы другом детям стать,
В творчество включиться,
Надо с каждым возрастать,
Заново учиться.

Цель концепции моей -
Добрых вырастить детей.
А свершиться это может,
Коль Закон усвоен Божий,
А потом - сложней вопрос:
Всех любить, как нам Христос
Вдохновенно завещал,
И прощать, как Он прощал.

А еще мне хочется,
Чтобы через творчество
Шло саморазвитие,
Личности открытие.
Мы учились, время шло.
И однажды между строчек
Мы заметили росточек -
Это дерево взошло.
Чтоб оно скорей росло,
Плод хороший принесло,
Стали корни укреплять,
Опыт жизни прибавлять.

Корень горек - сладок плод.
Сила из корней идет.

Первый корень - основной:
Надо знать свой край родной
И его питаться соком.
Знать истории истоки,
Географии, культуры,
И родной литературы.
И обычаи хранить,
Как связующую нить.
Ведь в историю страны
Наши судьбы вплетены.

Этой ниточной незримой,
Средь других неповторимой,
Укреплялся той порой
Быстро корень наш второй,
Разветвляясь год от года -
Корень близости с природой.
Чтобы травы различать
И Кузбасс свой изучать,
Вопреки любой погоде,
Мы с детьми идем в походы.
А потом все впечатления
Мы вместим в стихотворения,
Сказки, песни и рассказы -
Отдаем в газету сразу.
Зная: каждый, кто прочтет,
В нашу студию придет.

Нам свои не жалко ноги.
Лес студийцам как родной.
Только слово «экология»
Пострашней, чем волк лесной.
С плеч снимая рюкзаки,
Шли мы чистить родники.
Мусор всякий жгли у речки -
След «культуры» человечьей.
Банки, мусор и бутыли
Мы ловили из Томи:
Люди, видно, позабыли:
Эту воду пьем и мы...

Третий корень - это асы,
Литераторы Кузбасса.
Мы их книги изучаем,
Мастерство перенимаем,
Восхищаемся стихами,
От восторга пишем сами.
От большой литературы
Корешок есть боковой,
Ответвление культуры:
Это детский голос, свой.

Объяснить хочу я здесь
Выражение «Аз есмь».
«Я есть» - и все исследуй сам,
Иди, куда душа зовет.
Ведь мира дивная краса
Тебя, единственного, ждет.
Когда увидишь луг лиловый,
А все - оранжевый - твердят,
Не повторяй чужое слово,
Ищи свой личный звукоряд.

Умей в молчанье мир услышать -
Получишь многое взамен.
Услышишь - ночью звезды дышат,
И плачет дерево у стен.
Замри на этой полуфразе,
И листья ярко вспыхнут в вазе,
И ветер книгой шелестит,
Ребенок яблоком хрустит.
Лови прекрасное мгновенье,
Учись Христа на помощь звать,
И знай, что только вдохновенье
Нам помогает создавать,
Увидеть сердцем мир незримый,
В его просторах утонуть,
И этот миг неповторимый
Пытаться строчками вернуть.

Из букв и строчек купола,
Хрустальный мир воображенья,
Крыла незримого скольженье -
И мысль звучанье обрела...

Клубы нас зовут на сцену,
Чтоб могли мы постепенно
Отдавать свои таланты
Как поэты, музыканты,
Понимая: для страны
Потрудиться мы должны.

Ствол вмещает очень много:
Здесь и личность педагога,
И родителей участье,
И еще - большое счастье:
Всех юргинцев пониманье,
Помощь добрая, вниманье.

От ствола отходят ветви -
Это наша радость, дети.
Где-то вдруг из детских строк
Первый выбился росток.
И под солнцем этот крошка
Развернул свою ладошку,
Чтоб открыться перед вами
Первых детских строк словами.

Вот и желтых яблок ряд -
Значит, есть лауреат,
А порой стипендиат
Фонда юных дарований.
Обратите-ка вниманье,

Приглядитесь: там и туг
Красны яблоки растут.
Это - лучшие из нас,
Те, кого уже Кузбасс
По газетным строчкам знает,
И в ТВ они мелькают.

Я забыла про цветочки -
Это те ребячьи строчки,
Что в газете появились,
Чтобы люди удивились
И сказали бы на это:
«Да... Растут в Юрге поэты!..»

В землю семя упадет,
Личность новая взрастет,
Вдохновением горя,
Гений свой стране даря.
Год от года крепнут узы
С поэтическою музой.
И сотрудничество это
Новый плод дает в газетах.

Объяснить словами хочется,
Чтоб могли вы уловить,
Как взрастало древо творчества
На планете из Любви.

На планете - место всем,
И для всех других систем
Микрокосм «Свечи» открыт,
Он любого приютит.
Средь обычаев иных
Есть и этот, самый важный -
Всех встречаем, как родных.
Это стало нормой нашей.

Космос студии открытый
Ждет вас с радостным волненьем:
Может, буднями сокрытый,
В вас проснется добрый гений...

Мысль всем известную мы повторим:
Каждый ребенок неповторим.
Каждый приходит на землю не зря.
Мы можем помочь им, любовью даря,
Чтоб дети раскрылись, как утром цветы,
И все улыбались от их красоты,
Чтоб эхом звучало над жизнью-рекой:
«Ты добрый какой!
Ты способный какой!»

Тише! Прислушайтесь:
Муза летает...
Миг - и ребенок стихи прочитает.
Светлой энергии творческий шар -
Только бы кто-нибудь не помешал.
Чтобы из детских услышался строк
Шорох планет и травы шепоток...
Каждый приходит на землю не зря:
Живите, других добротою даря.
Сквозь первый свой лепет,
Как чистый исток,
Пусть каждый лелеет чудесный цветок.
Ребенок идет
В путь счастливый и трудный.

И верю: придет он к гармонии чудной...
И будет дерево расти,
И укрепляться быстро,
И будет к солнышку нести
Десятки новых листьев.
Это, верьте, не слова,
И концепция жива,
И любовь к родному краю
В ней звенит, не умирая,
В детских песнях и рассказах,
В каждой строчке, в каждой фразе.
И поет душа живая,
Бога в помощь призывая.



Тамара Рубцова со своими воспитанниками в Марьевке.

Больше о Тамаре Рубцовой:

Страница поэта на сайте журнала «Огни Кузбасса»
«Свечой» согретая душа»
А42.ru о Тамаре Рубцовой
Шипилов.Live: на смерть Поэта, рецензия Светланы Мироновой

писатели

Previous post Next post
Up